Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: основы цитологии.



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
Тема: основы цитологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Дан ряд химических соединений: рибоза, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты, азотистое основание. Определите, какие из них входят в состав ДНК, какие в состав РНК.

2. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – А – Г. Изобразите схему структуры двухцепочечной молекулы ДНК; объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались; какова длина данного фрагмента ДНК. Примечание: каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК.

 

Тема: общее знакомство с цветковыми растениями.

1. В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Поясните свой ответ.

 

Тема: клеточное строение органов растения.

1. Известно, что клетки кожицы лука прозрачны. Можно ли на этом основании утверждать, что клетки кожицы лука не содержит пластид? Почему?

Тема: корень.

1. У каких растений – болотных, луговых или пустынных – корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так думаете?

 

Наблюдение

Тема: наблюдение за строением и поведением дафний и циклопов.

Оборудование: живые дафнии и циклопы в стеклянной банке с водой, ручная и штативная лупы, пипетка.

1. Определите, пользуясь рисунками учебника, по каким признакам внешнего строения можно различить дафний и циклопов.

2. Пронаблюдайте, как передвигаются дафнии и циклопы.

3. Отловите пипеткой дафнию или циклопа. Поместите их на предметное стекло и положите на столик препаровальной лупы. Оттяните от них кусочком фильтровальной бумаги лишнюю воду.

4. Рассмотрите дафнию или циклопа при помощи лупы. Сколько у них глаз и усиков? Какой вид они имеют? Найдите другие органы, например, слаборазвитые ножки.

 

 

Приложение№ 3.

 

Лабораторная работа.

Тема: разнообразие плодов.

Цель: научиться различать по наиболее важным признакам типы плодов.

Оборудование: Коллекция «Разнообразие плодов», плоды гороха, сурепки, томата, подсолнечника, пшеницы, сливы, скальпель, лоток.

Техника безопасности: при работе использовать фартук. Быть осторожным при работе с ножом.

Ход работы:

Часть 1. Определение формы плода и подсчет количества семян.

1) Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Вскрыть плод и рассмотреть его внутреннее строение. Определить место прикрепления семян и их количество. Данные внести в таблицу.

2) Рассмотреть внешнее строение плода сурепки. Вскрыть плод и рассмотреть его внутреннее строение. Определить место прикрепления семян и их количество. Данные внести в таблицу.

3). Рассмотреть внешнее строение плода подсолнечника. Вскрыть плод и рассмотреть его внутреннее строение. Определить количество семян в плоде. Данные внести в таблицу.

4). Рассмотреть внешнее строение плода пшеницы. Попробовать отделить околоплодник от семени и данные внести в таблицу.

5) Рассмотреть внешнее строение плодов томата и сливы. Разрезать плод томата вдоль и рассмотреть его внутреннее строение. Найти семена в плоде. Данные внести в таблицу.

6).Разрезать плод сливы и рассмотреть его внутреннее строение. Найти семя. Данные внести в таблицу.

Часть 2. Определение названия плодов.

1). Среди указанных найти сочный односемянной плод костянки и сочный многосемянной плод ягоды.

2). Среди плодов найти: зерновку – сухой односемянной плод, с тонким плёнчатым околоплодником, сросшимся с семенной кожурой, семянку – сухой односемянной плод с кожистым околоплодником, не срастающимися с семенной кожурой, боб и стручок – сухие и многосемянные плоды. У стручка между створками есть перегородка, на которой располагаются семена, а у боба такой перегородки нет.

3). Все названия плодов вписать в таблицу.

4). Определить и подписать под рисунком, где срез плода боба, а где стручок?

Название растения Стенки плода: сухие или сочные Семена в плоде: одно или много Название плода
Горох
Сурепка
Подсолнечник
Пшеница
Томат
Слива

Вывод:

1. В чём сходство плодов гороха и сурепки? В чём различие?

2. В чём сходство плодов пшеницы и подсолнечника? В чём их различие?                                                

3. В чём сходство плодов сливы и томата? В чём их различие?

4. Что можно узнать по плодам относительно цветков, из которых они образовались?

 

Проблемные задачи:

 1. Чем можно объяснить, что человек использует большую часть плодов для еды?

2. Какое значение для жизни растения имеет накопление органических веществ в плодах?

 

Приложение № 4.

Конструирование схемы – модели растительной клетки.

1. Зарисуйте оболочки двух соседних клеток. Укажите и подпишите более тонкие участки оболочки, через которые осуществляется связь между соседними клетками.

2. Покажите часть клетки, в которой находятся хромосомы.

3.  внесите в схему полости, заполненные клеточным соком, и подпишите их названия.

4. Пользуясь цветными карандашами, нарисуйте зелёные пластиды, и подпишите их названия.

5. Нарисуйте общую схему строения клетки, обозначив все её части. Внесите в рисунок и обозначьте недостающие части клетки (цитоплазма и ядрышко).

6. Вывод: клетка, состоящая из частей (органоидов), живёт, как единое целое.

 

Приложение № 5.

Лабораторная работа.

Тема: строение семян.

Цель: найти особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Оборудование: скальпель, набухшие семена фасоли, кукурузы, лупа, препаровальные иглы, готовый препарат «Продольный разрез зерновки», микроскоп.

Ход работы:

Часть 1. Строение семян двудольных растений.

1. Рассмотреть сухие и набухшие семена фасоли. Найти рубчик и семявход.

2. Скальпелем сделать надрез на выпуклой стороне набухшего семени и снять кожуру.

3. Рассмотреть под кожурой зародыш, с помощью лупы найти зародышевый стебелёк и корешок. Раздвинуть семядоли и рассмотреть почечку. Зарисовать.

Часть 2. Строение семян однодольных растений.

1. Рассмотреть сухую и набухшую зерновку кукурузы. Попробовать препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки.

2. Рассмотреть под микроскопом препарат «Продольный разрез зерновки».

А). Найти эндосперм.

Б). Найти зародыш и рассмотреть зародышевый корешок, стебелёк, почечку, семядолю. Зарисовать.

 

Вывод: фасоль однодольное или двудольное растение? Ответ поясните.

       Кукуруза однодольное или двудольное растение? Ответ поясните.

       Какова роль эндоспермы? Чем отличается семенная кожура однодольных растений от двудольных?

 

Проблемные задачи:

1. Можно ли по наличию эндоспермы судить о принадлежности растения к однодольным?

2. Какое образование защищает зародыш от повреждений и высыханий?

 

Приложение № 6.

 

Опыт.

Тема: рост корня.

Цель: проверить умение ставить опыты, фиксировать результат и делать выводы; анализировать причины в случае возможного отрицательного результата.

 

Карточка – задание.

Рост корня.

1. Вырастить несколько проростков фасоли или гороха.

2. Прикрепите их к высокой пробке корнем вверх.

3. Осторожно, чтобы не повредить корни, обложите все семена мокрой ватой, а на тарелку, где стоит пробка, налейте немного воды и накройте «колоколом», как показано на рисунке.

4. Наблюдайте, какое направление примут корни через один, два дня.

5. Результат зарисуйте. Сделайте выводы.

6. Оформите отчет для проверки по плану.

План отчета:

1. Цель опыта (что хотим выяснить?).

2. Ход опыта (что для этого делаем?).

3. Результат опыта (что получили?).

                                Календарь наблюдений.

 

Число Что делаю Что наблюдаю
     

 

4. Выводы: что выяснили?

Приложение № 8.

Лабораторная работа.

Тема: внешнее строение и передвижение рыбы.

Цель: ознакомление с особенностями строения и передвижения рыбы.

Оборудование: небольшая живая рыба в банке с водой.

Ход работы:

1. Опишите форму тела рыбы. Определите, какова длина её тела, какая часть приходится на голову, на туловище и хвост.

2. Рассмотрите окраску спины, боков и брюха рыбы. Каково значение окраски в жизни рыбы?

3. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы. Как они расположены? Какое значение имеет такое расположение чешуи?

4. Осмотрите голову рыбы. Где располагаются на ней глаза и ноздри?

5. Найдите парные и непарные плавники. Сколько тех и других, где они расположены?

6. Понаблюдайте за плавающей рыбой. Благодаря чему она продвигается вперед?

7. Выясните, какие плавники движутся у рыбы, когда она «стоит» на месте. Какие плавники принимают участие при всплывании рыбы к поверхности воды или погружении в глубь?

8. Бросьте в банку живой корм. Пронаблюдайте за поведением рыбы, как она ест корм?

9. Постучите по стенке банки. Как при этом изменится поведение рыбы?

10.  Зарисуйте рыбу в тетради и надпишите названия отделов и органов её тела.

Вывод.

 

 

Приложение № 8.

Таблица.

Тема: признаки сходства и различия во внешнем строении земноводных и пресмыкающихся.

 

        Признак Земноводные Пресмыкающиеся
 Характер покрова    
 Тип конечностей    
Среда обитания    
 Тип дыхания    
 Строение сердца    
 Среда для развития  потомства    

 

 

Литература:

1. Анастасова Л. П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. – М.: Просвещение, 1989.

2. Активизация учебного процесса на уроках биологии. Сборник 2 – Волжск, 1995.

3. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся. – М.: Педагогика, 1981.

4. Бабошина Е. Б. Целостный подход в развитии мыслительных способностей учащихся школы, // Наука и образование Зауралья. – 2000. - №2. – с. 64.

5. Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. – М.: Высшая школа, 1991.

6. Бычкова И.И., Гришко Т.П. Тема «Основы цитологии». Решение биологических задач, // Биология в школе. – 1999. - №2. – с. 37.

7. Блинов Л.В., Щербаков С.В. Коллективная познавательная деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе, // Биология в школе. – 1989. - №6 – с. 32.

8. Беркинблит М.Б. и др. Биология в вопросах и ответах. – М.: Международные отношения, 1995.

9. Ворунин Л.Г., Маш Р.Д. Методика преподавания опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

10. Грибусте Р.Я. Использование результатов наблюдений и опытов на уроках, // Биология в школе. – 1989. - №2. – с. 37.

11. Голубева А.Д. Интенсивное обучение, // Биология в школе. – 1991. - №6. – с. 36.

12.  Дикарёв С.Д. Поурочные тесты по биологии, 6 класс. – М.: 2000.

13. Колмогорцева А.И. Организация психолого-педагогической диагностики учебно-воспитательного процесса в школе. – Курган. 1995.

14. Куришкина Л.А. Практические работы в разделе «Общая биология», // Биология в школе. – 2001. - №5. – с. 32.

15. Кулёв А.В. Проблемные задачи и вопросы по ботанике, // Биология в школе. – 2001. - №5, №7. – с. 35.

16. Кулёв А.В. Биологические задачи исследовательского характера, // Биология в школе. – 1991. - №6. – с. 23.

17. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Контроль знаний и умений учащихся. Зачёты, // Биология в школе. – 2000. - №8. – с. 27.

18. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Система контроля знаний и умений учащихся, // Биология в школе. – 2000. - №3. – с. 19.

19. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Контроль знаний и умений учащихся с учётом требований к их биологической подготовке, // Биология в школе. – 2000. - №6. – с. 27.

20. Кавтарадзе Д.Н. Интерактивные методы: Обучение пониманию, // Биология в школе. – 1998. - №3. – с. 30.

21. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. 8 класс. – М.: Аквариум, 1997.

22. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, Физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс. – М.: Аквариум, 1998.

23. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 класс. – М.: Аквариум, 1998.

24. Лернер И.Я. Развивающее обучение: суждение и дидакта, // Биология в школе. – 1996. - №4. – с. 27.

25.  Лернер И.Я. Система методов обучения и их практическое применение, // Биология в школе. – 1988. - №3. – с. 52.

26. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные. – М.: Просвещение, 1988.

27. Можарова З.А. Проверочные задания к лабораторным работам. Раздел «Растения», // Биология в школе. – 2000. - №3. – с. 24.

28. Марулина Т.Д. Приёмы и способы формирования логического мышления, // Биология в школе. – 1996. - №4. – с. 32.

29. Молис С.А. Учить работать с учебной книгой, // Биология в школе. – 1988. - №3. – с. 56.

30. Муртазин Г.М. Активные формы и методы изучения биологии. – М.: Просвещение,1989.

31. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М.: Просвещение,1989.

32. Никишов А.И. Школьный практикум. Биология. Животные. – М.: Владос, 2001.

33. Неупокоева Н.М. Психологическая служба образования в сельской местности. – Курган,2000.

34. Охапкина Е.Н. Биологическое образование в школах области, // Педагогическое Зауралье. – 2001. - №2. – с. 75.

35. О преподавании биологии в 2001/02 учебном году, // Вестник образования. – 2001.- №14.- с. 67.

36. Практическая психология образования /под ред. Дубровиной Л.В./. – М.2000.

37. Пасечник В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке, // Биология в школе. – 1990. - №6. – с. 23.

38. Пасечник В.В. Проверка знаний учащихся по биологии, // Биология в школе. – 1990. - №6. – с. 28.

39. Поддубный А.В. Ещё раз о проблемном обучении, // Биология в школе. – 1997. - №5. – с. 31.

40. Ремизова Н.И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности, // Биология в школе. – 2001. - №7. – с. 28.

41.  Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. – М.: Просвещение,1988.

42. Резникова В.З., Мягкова А.Н., Калинова Г.С. О требованиях к оценке знаний и умений учащихся по биологии, // Биология в школе. – 1991. - №1. – с. 28.

43. Сухова Т.С. Контрольные проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1996.

44. Суханова Л.В. Биология 6 – 7 класс. Тетрадь для лабораторных работ. – М.: Интеллект-Центр,2000.

45. Сухорукова Л.Н. Конструирование содержания заключительного курса биологии, // Биология в школе. – 1999. - №4. – с. 23.

46. Сухова Т.С. Контроль знаний. Системный подход, // Биология в школе. – 1997. - №4. – с. 38.

47. Садовская И.Л. Классификация методов обучения. Новый взгляд, // Биология в школе. – 2001. - №8. – с. 22.

48. Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний, // Биология в школе. – 1997. - №2. – с. 35.

49. Скворцов П.Н. Биологическое образование: современные проблемы, // Биология в школе. – 2002. - №1. – с. 32.

50. Чистякова Г.Д. Учить думать, // Биология в школе. – 1989. - №6. – с. 23.

 

 



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
Тема: основы цитологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: основы цитологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)