Тема: основы цитологии.
1. Дан ряд химических соединений: рибоза, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты, азотистое основание. Определите, какие из них входят в состав ДНК, какие в состав РНК. 2. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – А – Г. Изобразите схему структуры двухцепочечной молекулы ДНК; объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались; какова длина данного фрагмента ДНК. Примечание: каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК.
Тема: общее знакомство с цветковыми растениями. 1. В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Поясните свой ответ.
Тема: клеточное строение органов растения. 1. Известно, что клетки кожицы лука прозрачны. Можно ли на этом основании утверждать, что клетки кожицы лука не содержит пластид? Почему? Тема: корень. 1. У каких растений – болотных, луговых или пустынных – корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так думаете?
Наблюдение Тема: наблюдение за строением и поведением дафний и циклопов. Оборудование: живые дафнии и циклопы в стеклянной банке с водой, ручная и штативная лупы, пипетка. 1. Определите, пользуясь рисунками учебника, по каким признакам внешнего строения можно различить дафний и циклопов. 2. Пронаблюдайте, как передвигаются дафнии и циклопы. 3. Отловите пипеткой дафнию или циклопа. Поместите их на предметное стекло и положите на столик препаровальной лупы. Оттяните от них кусочком фильтровальной бумаги лишнюю воду. 4. Рассмотрите дафнию или циклопа при помощи лупы. Сколько у них глаз и усиков? Какой вид они имеют? Найдите другие органы, например, слаборазвитые ножки.
Приложение№ 3.
Лабораторная работа. Тема: разнообразие плодов. Цель: научиться различать по наиболее важным признакам типы плодов. Оборудование: Коллекция «Разнообразие плодов», плоды гороха, сурепки, томата, подсолнечника, пшеницы, сливы, скальпель, лоток. Техника безопасности: при работе использовать фартук. Быть осторожным при работе с ножом. Ход работы: Часть 1. Определение формы плода и подсчет количества семян. 1) Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Вскрыть плод и рассмотреть его внутреннее строение. Определить место прикрепления семян и их количество. Данные внести в таблицу. 2) Рассмотреть внешнее строение плода сурепки. Вскрыть плод и рассмотреть его внутреннее строение. Определить место прикрепления семян и их количество. Данные внести в таблицу. 3). Рассмотреть внешнее строение плода подсолнечника. Вскрыть плод и рассмотреть его внутреннее строение. Определить количество семян в плоде. Данные внести в таблицу. 4). Рассмотреть внешнее строение плода пшеницы. Попробовать отделить околоплодник от семени и данные внести в таблицу. 5) Рассмотреть внешнее строение плодов томата и сливы. Разрезать плод томата вдоль и рассмотреть его внутреннее строение. Найти семена в плоде. Данные внести в таблицу. 6).Разрезать плод сливы и рассмотреть его внутреннее строение. Найти семя. Данные внести в таблицу. Часть 2. Определение названия плодов. 1). Среди указанных найти сочный односемянной плод костянки и сочный многосемянной плод ягоды. 2). Среди плодов найти: зерновку – сухой односемянной плод, с тонким плёнчатым околоплодником, сросшимся с семенной кожурой, семянку – сухой односемянной плод с кожистым околоплодником, не срастающимися с семенной кожурой, боб и стручок – сухие и многосемянные плоды. У стручка между створками есть перегородка, на которой располагаются семена, а у боба такой перегородки нет. 3). Все названия плодов вписать в таблицу. 4). Определить и подписать под рисунком, где срез плода боба, а где стручок?
Вывод: 1. В чём сходство плодов гороха и сурепки? В чём различие? 2. В чём сходство плодов пшеницы и подсолнечника? В чём их различие? 3. В чём сходство плодов сливы и томата? В чём их различие? 4. Что можно узнать по плодам относительно цветков, из которых они образовались?
Проблемные задачи: 1. Чем можно объяснить, что человек использует большую часть плодов для еды? 2. Какое значение для жизни растения имеет накопление органических веществ в плодах?
Приложение № 4. Конструирование схемы – модели растительной клетки. 1. Зарисуйте оболочки двух соседних клеток. Укажите и подпишите более тонкие участки оболочки, через которые осуществляется связь между соседними клетками. 2. Покажите часть клетки, в которой находятся хромосомы. 3. внесите в схему полости, заполненные клеточным соком, и подпишите их названия. 4. Пользуясь цветными карандашами, нарисуйте зелёные пластиды, и подпишите их названия. 5. Нарисуйте общую схему строения клетки, обозначив все её части. Внесите в рисунок и обозначьте недостающие части клетки (цитоплазма и ядрышко). 6. Вывод: клетка, состоящая из частей (органоидов), живёт, как единое целое.
Приложение № 5. Лабораторная работа. Тема: строение семян. Цель: найти особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Оборудование: скальпель, набухшие семена фасоли, кукурузы, лупа, препаровальные иглы, готовый препарат «Продольный разрез зерновки», микроскоп. Ход работы: Часть 1. Строение семян двудольных растений. 1. Рассмотреть сухие и набухшие семена фасоли. Найти рубчик и семявход. 2. Скальпелем сделать надрез на выпуклой стороне набухшего семени и снять кожуру. 3. Рассмотреть под кожурой зародыш, с помощью лупы найти зародышевый стебелёк и корешок. Раздвинуть семядоли и рассмотреть почечку. Зарисовать. Часть 2. Строение семян однодольных растений. 1. Рассмотреть сухую и набухшую зерновку кукурузы. Попробовать препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки. 2. Рассмотреть под микроскопом препарат «Продольный разрез зерновки». А). Найти эндосперм. Б). Найти зародыш и рассмотреть зародышевый корешок, стебелёк, почечку, семядолю. Зарисовать.
Вывод: фасоль однодольное или двудольное растение? Ответ поясните. Кукуруза однодольное или двудольное растение? Ответ поясните. Какова роль эндоспермы? Чем отличается семенная кожура однодольных растений от двудольных?
Проблемные задачи: 1. Можно ли по наличию эндоспермы судить о принадлежности растения к однодольным? 2. Какое образование защищает зародыш от повреждений и высыханий?
Приложение № 6.
Опыт. Тема: рост корня. Цель: проверить умение ставить опыты, фиксировать результат и делать выводы; анализировать причины в случае возможного отрицательного результата.
Карточка – задание. Рост корня. 1. Вырастить несколько проростков фасоли или гороха. 2. Прикрепите их к высокой пробке корнем вверх. 3. Осторожно, чтобы не повредить корни, обложите все семена мокрой ватой, а на тарелку, где стоит пробка, налейте немного воды и накройте «колоколом», как показано на рисунке. 4. Наблюдайте, какое направление примут корни через один, два дня. 5. Результат зарисуйте. Сделайте выводы. 6. Оформите отчет для проверки по плану. План отчета: 1. Цель опыта (что хотим выяснить?). 2. Ход опыта (что для этого делаем?). 3. Результат опыта (что получили?). Календарь наблюдений.
4. Выводы: что выяснили? Приложение № 8. Лабораторная работа. Тема: внешнее строение и передвижение рыбы. Цель: ознакомление с особенностями строения и передвижения рыбы. Оборудование: небольшая живая рыба в банке с водой. Ход работы: 1. Опишите форму тела рыбы. Определите, какова длина её тела, какая часть приходится на голову, на туловище и хвост. 2. Рассмотрите окраску спины, боков и брюха рыбы. Каково значение окраски в жизни рыбы? 3. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы. Как они расположены? Какое значение имеет такое расположение чешуи? 4. Осмотрите голову рыбы. Где располагаются на ней глаза и ноздри? 5. Найдите парные и непарные плавники. Сколько тех и других, где они расположены? 6. Понаблюдайте за плавающей рыбой. Благодаря чему она продвигается вперед? 7. Выясните, какие плавники движутся у рыбы, когда она «стоит» на месте. Какие плавники принимают участие при всплывании рыбы к поверхности воды или погружении в глубь? 8. Бросьте в банку живой корм. Пронаблюдайте за поведением рыбы, как она ест корм? 9. Постучите по стенке банки. Как при этом изменится поведение рыбы? 10. Зарисуйте рыбу в тетради и надпишите названия отделов и органов её тела. Вывод.
Приложение № 8. Таблица. Тема: признаки сходства и различия во внешнем строении земноводных и пресмыкающихся.
Литература: 1. Анастасова Л. П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. – М.: Просвещение, 1989. 2. Активизация учебного процесса на уроках биологии. Сборник 2 – Волжск, 1995. 3. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся. – М.: Педагогика, 1981. 4. Бабошина Е. Б. Целостный подход в развитии мыслительных способностей учащихся школы, // Наука и образование Зауралья. – 2000. - №2. – с. 64. 5. Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. – М.: Высшая школа, 1991. 6. Бычкова И.И., Гришко Т.П. Тема «Основы цитологии». Решение биологических задач, // Биология в школе. – 1999. - №2. – с. 37. 7. Блинов Л.В., Щербаков С.В. Коллективная познавательная деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе, // Биология в школе. – 1989. - №6 – с. 32. 8. Беркинблит М.Б. и др. Биология в вопросах и ответах. – М.: Международные отношения, 1995. 9. Ворунин Л.Г., Маш Р.Д. Методика преподавания опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. 10. Грибусте Р.Я. Использование результатов наблюдений и опытов на уроках, // Биология в школе. – 1989. - №2. – с. 37. 11. Голубева А.Д. Интенсивное обучение, // Биология в школе. – 1991. - №6. – с. 36. 12. Дикарёв С.Д. Поурочные тесты по биологии, 6 класс. – М.: 2000. 13. Колмогорцева А.И. Организация психолого-педагогической диагностики учебно-воспитательного процесса в школе. – Курган. 1995. 14. Куришкина Л.А. Практические работы в разделе «Общая биология», // Биология в школе. – 2001. - №5. – с. 32. 15. Кулёв А.В. Проблемные задачи и вопросы по ботанике, // Биология в школе. – 2001. - №5, №7. – с. 35. 16. Кулёв А.В. Биологические задачи исследовательского характера, // Биология в школе. – 1991. - №6. – с. 23. 17. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Контроль знаний и умений учащихся. Зачёты, // Биология в школе. – 2000. - №8. – с. 27. 18. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Система контроля знаний и умений учащихся, // Биология в школе. – 2000. - №3. – с. 19. 19. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Контроль знаний и умений учащихся с учётом требований к их биологической подготовке, // Биология в школе. – 2000. - №6. – с. 27. 20. Кавтарадзе Д.Н. Интерактивные методы: Обучение пониманию, // Биология в школе. – 1998. - №3. – с. 30. 21. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. 8 класс. – М.: Аквариум, 1997. 22. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, Физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс. – М.: Аквариум, 1998. 23. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 класс. – М.: Аквариум, 1998. 24. Лернер И.Я. Развивающее обучение: суждение и дидакта, // Биология в школе. – 1996. - №4. – с. 27. 25. Лернер И.Я. Система методов обучения и их практическое применение, // Биология в школе. – 1988. - №3. – с. 52. 26. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные. – М.: Просвещение, 1988. 27. Можарова З.А. Проверочные задания к лабораторным работам. Раздел «Растения», // Биология в школе. – 2000. - №3. – с. 24. 28. Марулина Т.Д. Приёмы и способы формирования логического мышления, // Биология в школе. – 1996. - №4. – с. 32. 29. Молис С.А. Учить работать с учебной книгой, // Биология в школе. – 1988. - №3. – с. 56. 30. Муртазин Г.М. Активные формы и методы изучения биологии. – М.: Просвещение,1989. 31. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М.: Просвещение,1989. 32. Никишов А.И. Школьный практикум. Биология. Животные. – М.: Владос, 2001. 33. Неупокоева Н.М. Психологическая служба образования в сельской местности. – Курган,2000. 34. Охапкина Е.Н. Биологическое образование в школах области, // Педагогическое Зауралье. – 2001. - №2. – с. 75. 35. О преподавании биологии в 2001/02 учебном году, // Вестник образования. – 2001.- №14.- с. 67. 36. Практическая психология образования /под ред. Дубровиной Л.В./. – М.2000. 37. Пасечник В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке, // Биология в школе. – 1990. - №6. – с. 23. 38. Пасечник В.В. Проверка знаний учащихся по биологии, // Биология в школе. – 1990. - №6. – с. 28. 39. Поддубный А.В. Ещё раз о проблемном обучении, // Биология в школе. – 1997. - №5. – с. 31. 40. Ремизова Н.И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности, // Биология в школе. – 2001. - №7. – с. 28. 41. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. – М.: Просвещение,1988. 42. Резникова В.З., Мягкова А.Н., Калинова Г.С. О требованиях к оценке знаний и умений учащихся по биологии, // Биология в школе. – 1991. - №1. – с. 28. 43. Сухова Т.С. Контрольные проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1996. 44. Суханова Л.В. Биология 6 – 7 класс. Тетрадь для лабораторных работ. – М.: Интеллект-Центр,2000. 45. Сухорукова Л.Н. Конструирование содержания заключительного курса биологии, // Биология в школе. – 1999. - №4. – с. 23. 46. Сухова Т.С. Контроль знаний. Системный подход, // Биология в школе. – 1997. - №4. – с. 38. 47. Садовская И.Л. Классификация методов обучения. Новый взгляд, // Биология в школе. – 2001. - №8. – с. 22. 48. Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний, // Биология в школе. – 1997. - №2. – с. 35. 49. Скворцов П.Н. Биологическое образование: современные проблемы, // Биология в школе. – 2002. - №1. – с. 32. 50. Чистякова Г.Д. Учить думать, // Биология в школе. – 1989. - №6. – с. 23.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |