Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биологическое образование: современные проблемы.



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Биологическое образование: современные проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Неотъемлемый признак глубокого овладения человеком любой совокупностью научных знаний – их системность. Только системные биологические знания обеспечивают понимание и усвоение учащимися закономерностей развития существования живой природы, глубокое осознание роли и места в ней человека, формирование правильных, научно – обоснованных принципов отношения к природе, к своему здоровью и

здоровью всех людей, выработку соответствующих этим принципам норм и правил поведения.

К сожалению, качество биологических знаний не всегда соответствует норме. У учащихся вызывают затруднения вопросы общебиологического характера, не умеют пользоваться знаниями фактического материала для обоснований и логических выводов. Системой биологических знаний учащиеся не владеют, поэтому затрудняются в объяснении частных случаев на основе изученных закономерностей, в применении теоретических знаний на практике.

Согласно новой концепции биологического образования изменяются требования к подготовке учащихся. Чтобы поднять уровень биологических знаний учащихся необходимо с моей точки зрения основное внимание уделить формированию, выработке системы знаний. А также необходимо учитывать способы получения обработки, хранения информации людьми.

Человек в течение своей жизни получает информацию о мире, используя, пять чувств, эти же чувства участвуют в обработке поступающей информации. Зрение, слух и кинестетические чувства – это три основных канала, формирующих соответственно три основные системы восприятия – визуальную (зрительную), аудиальную (слуховую) и кинестетическую (моторную). Обоняние и вкус реже участвуют в получении информации о мире и почти не используются при обучении в школе. И хотя информация поступает в сознание человека по всем каналам, у большинства из них имеется, так называемая, репрезентативная первичная система, от фр. Representatif – представительный, т. е. система восприятия информации, которой человек отдает предпочтение при ознакомлении с чем - либо. Часто в качестве репрезентативной системы выступает речь. Описывая свой опыт, человек использует определенные языковые паттерны (речевые шаблоны) – визуальные, аудиальные, кинестетические - указывающие на то, в какой основной системе представлен внутренний опыт говорящего. Так, в описаниях или высказываниях, имеющих одинаковое значение, разные люди в зависимости от их репрезентативной системы используют разные слова. Так визуал скажет: “Послушайте …”, кинестет: “Почувствуйте … “.

Наиболее важная характеристика языковых, репрезентативных систем - их универсалъностъ. Это означает, что, полъзуясъ толъко словами, человек может передатъ опыт, воспринятый через любую из систем. Особое значение этот факт имеет для педагогики в целом и методики преподавания в частности.

В классе учитель имеет дело с визуалами, аудиалами и кинестетами, которых нужно обучать по разному.

В современной методике преподавания биологии наиболее часто используется классификация методов обучения по источнику знания (наглядные, словесные, практические). Однако очевидно, что источник знания только один – совокупный опыт человечества, различаются же форма, в которой он фиксируется, и способы его трансляции.

Сообразно этому выделяют четыре группы методов обучения: визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные.

Аудиальные методы обучения представлены звуковой информацией. К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу. Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определённые сказуемые визуальной и кинестетической модальностей, а также жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. Кроме того, работу на уроке целесообразно организовать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. В этом случае информация, заключённая в их словах, будет более полно воспринята «одногрупниками».

 Визуальные методы обучения предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, а также работа со всеми видами печатной и письменной информации. В чистом виде эти методы рассчитаны на визуалов, поэтому они обязательно должны сопровождаться устным текстом ( для аудиалов и кинестетов), содержащими сказуемые кинестетической модальности, а также жестами, удерживающими внимание и облегчающими восприятие информации кинестетами. Например, при описании натуральных объектов можно с помощью слов дать представление о структуре поверхности.

Кинестетические методы обучения предполагают передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Для общеобразовательной школы в чистом виде этот метод не применяется.

Полимодальные методы обучения предполагают передачу информации по нескольким каналам восприятия. К этой группе относятся часть наглядных и все виды практических методов.

Аудивизуальные методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации в процессе демонстрации диафильмов, кинофильмов, некоторых опытов и экспериментов.

Визуально-кинестетические методы предполагают передачу информации по двум каналам, что повышает эффективность её усвоения. К ним относятся выполнение графических и письменных работ без устного объяснения, распознавание и определение природных объектов, визуальные наблюдения с последующей регистрацией явления.

     Аудиально-кинестетические методы чаще используются для обучения слепых детей. Это в основном прослушивание с последующим описанием.

Аудивизуально- кинестетические методы включают проведение опытов и экспериментов, демонстрацию учебных кинофильмов, работу с компьютерными обучающими программами . При их использовании информация фиксируется по всем каналам . Следует только предусмотреть равномерную представленность информации для визуалов , аудиалов, кинестетов .

Из предложенной классификации методов обучения видно, что большинство существующих методов рассчитаны на аудиалов. Наглядность обеспечивает информацией визуалов. Нет методов, целевым образом предоставляющих кинестетам информацию в удобной для них форме. Большую помощь в этом может оказать формирование навыка визуализации – умения преобразовывать все виды информации в зрительный образ. Процесс визуализации информации позволяет свертывать содержание, фиксированное в разных формах (визуальной, аудиальной, кинестетической), в ёмкий, наглядный образ, который, может быть, развёрнут в нужный момент и использован в качестве основы для мыслительных или практических действий.

Навык визуализации информации развивается в процессе обучения. К приёмам формирования навыка визуализации относится следующее:

Выполнение схематических рисунков , отражающих наиболее существенные черты внешнего или внутреннего строения биологических объектов. В графическом образе, выполненном самим учеником в обработку информации, помимо зрительного и слухового, включается двигательное восприятие, что повышает эффективность запоминания.

Составление схем биологических процессов протекающих на молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, биосферном уровнях – схематизация информации позволяет выделить наиболее существенные черты процесса, а графическое представление повышает эффективность запоминания.

Составление опорных конспектов тем или уроков, также облегчает выделение существенных информационных блоков и повышает эффективность запоминания за счёт их визуализации.

Составление таблиц, в ходе которого ученик объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Кроме того, необходимость вписывать большие объёмы информации в ограниченные рамки граф заставляет изобретать приёмы ёе свёртывания (визуализации).

Использование немых рисунков для контроля знаний. Если обучающиеся оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам, это стимулирует целенаправленную работу по трансформации всей приобретаемой информации в визуальную форму.

 В качестве дополнительного приёма визуализации информации целесообразно использовать цветовое кодирование рисунков и схем. Необходимо помнить, что рисунки, схемы, графики, опорные конспекты ученик, по возможности, должен выполнять сам, так как способы свёртывания информации сугубо индивидуальны.

 



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Биологическое образование: современные проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Биологическое образование: современные проблемы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)