Модуль 6. Эффект масштаба как фактор концентрации производства
Возможности предприятия наращивать объемы производства и продаж продукции зависят от того, за какой интервал времени должен быть обеспечен желаемый прирост. По этому признаку хозяйственную деятельность предприятий принято подразделять на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочный период хозяйственной деятельности – это отрезок времени, за который объем производства может быть увеличен только за счет привлечения дополнительных объемов высокомобильных ресурсов: рабочей силы, материалов и энергии. Но этот период недостаточен для создания дополнительных производственных мощностей, т.е. для строительства помещений и оснащения их оборудованием. Долгосрочный период – отрезок времени, достаточный для создания и ввода в эксплуатацию любых дополнительных производственных мощностей. Точная календарная продолжительность краткосрочного и долгосрочного периодов не имеет решающего значения для анализа общих закономерностей развития отрасли, в частности – для изучения закономерностей концентрации производства. На практике продолжительность может быть различной в зависимости от конкретной ситуации: при наличии свободных площадей новое оборудование может быть установлено за 2-3 месяца, на проектирование и строительство производственного корпуса может уйти год и более, а новый завод с подведением всех инженерных коммуникаций будет строиться несколько лет. Но в любом случае увеличение размеров предприятий и процесс концентрации производства, будет коммерчески выгодным, если он приведет к росту доходности бизнеса в данной отрасли хозяйственной деятельности. Первый путь повышения доходности (рентабельности) предприятия – снижение производственно-сбытовых издержек.
Принципиально важным является деление издержек в краткосрочном периоде на переменные и постоянные. По мере роста объема производства (N) удельные (на 1 продукции) постоянные затраты (Уд ПЗ) непрерывно снижаются, а переменные при высоком уровне загрузки существующий мощности начинают повышаться. Таким образом, в краткосрочном периоде существует оптимальный (по минимуму удельных затрат) объем производства Nopt. Слева от этого значения по оси N находится зона положительного эффекта масштаба, в которой рост выпуска продукции сопровождается удешевлением изделий, а справа - зона отрицательного эффекта масштаба, в которой стоимость изделий начинает увеличиваться, делая производство все менее и менее выгодным. В краткосрочном периоде причиной (источником) положительного эффекта масштаба является экономия постоянных издержек, а отрицательного – закон убывающей отдачи производственных ресурсов. В долгосрочном периоде не бывает «постоянных» издержек, так как объем применения всех ресурсов может изменяться. Следовательно, ни одна из причин, действовавших в условиях краткосрочного периода, не может в этом случае служить объяснением эффекта масштаба.
К факторам Å эффекта масштаба в долгосрочном периоде относят: · агрегатную концентрацию производства, под которой понимается применение высокопроизводительного оборудования с оптимально высокой единичной мощностью; · глубокую профессиональную и функциональную специализацию работников, особенно в сфере управления хозяйственной деятельностью, обеспечивающую принятие оптимальных управленческих решений; · возможность рентабельной переработки больших количеств вторичных ресурсов (технологически неизбежных отходов основного производства) В совокупности действие этих факторов обеспечивает удешевление изделий до того момента, пока не будет достигнута оптимальная для данной отрасли производственная мощность предприятия Мopt. Дальнейшее увеличение производственной мощности потребует перехода на производственно-техническую концентрацию производства, которая вызовет рост численности парка оборудования и повлечет создание новых участков, цехов и заводов фирмы, что усложнит организационную структуру управление производством.
Чрезмерная функциональная специализация менеджеров вызывает необходимость создания координирующих их деятельность органов управления, усиление бюрократизации и рост числа иерархических ступеней в организационной структуре управления. Таким образом, отрицательный эффект масштаба в долгосрочном периоде связан с проблемой ухудшения управляемости предприятий. На переход от положительного к отрицательному эффекту масштаба влияет также отраслевая специфика: · в некоторых отраслях легкой или пищевой промышленности оптимальная производственная мощность предприятия на 1-2 порядка меньше емкости рынка сбыта; в таких отраслях сосуществуют многие десятки и сотни предприятий, и отраслевой рынок является высоко конкурентным; · в других отраслях, к которым относятся и машиностроительные производства, оптимальная производственная мощность предприятия всего в несколько раз меньше емкости рынка сбыта; в таких отраслях возникает олигополия, при этом отраслевой рынок остается достаточно конкурентным, если государство ведет правильную антимонопольную политику; · в отдельных отраслях оптимальная производственная мощность предприятия может быть равна или больше емкости рынка сбыта; это отрасли естественной монополии.
Емкость рынка Но является ли эффект масштаба единственным фактором, регулирующим уровень концентрации в той или иной отрасли? Выяснить это можно было бы следующим способом: 1) рассчитать оптимальную при существующих в отрасли технологиях производственную мощность предприятия 2) сопоставить ее с емкостью отраслевого рынка, т.е. определить возможное число предприятий с оптимальной производственной мощностью; 3) сравнить расчетное число предприятий с действительным их числом в данной отрасли Две приведенные в следующей таблице отрасли нефтехимической и пищевой промышленности имеют уровень концентрации, значительно превышающий тот, который можно объяснить действием эффекта масштаба, в то время как в отраслях машиностроения такого значительного расхождения между расчетным и действительным числом предприятий нет.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |