Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИКТ в учебной деятельности.



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
ИКТ в учебной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




По использованию ИКТ в преподавании биологии»

 

 

Автор: Лиганова Ю.В.

учитель информатики и биологии МОУ СОШ №21

городского округа г. Шарья

Костромской области

 

2009 год

 

Содержание

 

 

1. Введение.

2. ИКТ в учебной деятельности.

3. ИКТ во внеурочной деятельности.

4. Интернет в помощь учителю биологии.

5. Заключение.

6. Использованные материалы.

7. Приложения.


Введение

Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий? На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использования новых образовательных технологий в преподавании биологии открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно. Используя компьютеры, мы готовим  раздаточный материал, создаём тесты для контроля знаний, презентации.

Электронные материалы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное у учителя появилась большая база данных, которую можно использовать в работе. Во всех регионах активно работают курсы Intel «Обучение для будущего», метод проектов активно рекомендуется применять в работе всем учителя. Можно сказать, что метод сегодня «моден», как, например, раньше экология.

Примерные направления использования ИКТ в практике учителя биологии:

– библиотека фотографий микропрепаратов,
– презентации уроков в виде опорных конспектов ;
– сводные таблицы сравнительной характеристики изучаемых объектов и логические схемы;
– самостоятельные работы по решению биологических задач;
– библиотека фотографий редких растений Костромской области, памятников природы;
– результаты мониторинговых исследований природы родного края;
– биографии и труды выдающихся ученых страны и ученых области;
– образцы выполнения учащимися исследовательских проектов;
– электронные пособия для классов с углубленным изучением биологии, занятий кружков и факультативов;
– программы и учебные материалы элективных курсов;
– новости наиболее быстро развивающихся отраслей биологической науки, особенно в их прикладном значении;
– банк интегрированных уроков;
– разработки внеклассных мероприятий.

Необходимо уже сегодня создавать сетевые региональные методические объединения учителей биологии, для обмена информационными ресурсами, для возможности публичной демонстрации опыта учителя, для более продуктивного общения педагогов.

ИКТ в учебной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умений самостоятельно приобретать новые знания.

Установлено, что при использовании электронных средств обучения запоминаемость материала увеличивается на 25-60%, а объём усваиваемой информации – примерно на 50%. Тогда для поддержки мотивации у ребенка к обучению необходим учитель, который может и хочет использовать ИКТ. Необходима единая электронная база, которая включает методические пособия, учебники, готовые презентации, тесты и т.д. по каждому предмету.

Современные дети с интересом и играючи осваивают все возможные программы с прагматической целью - быстрого обучения. Кроме того, они бессознательно тянутся к новым технологиям. Средства Интернет помогают им избежать рутинной работы по конспектированию первоисточников. Для исследовательских работ ИКТ - незаменимая поддержка: это и возможность создать красочную презентацию, и сделать буклет, чтобы изложить в нём рекомендации по результатам. Обучение ИКТ педагогов позволяет значительно расширить возможности их использования, сократить время для подготовки к занятиям, улучшить их качество.

Биология - учебный предмет, в процессе изучения которого можно широко использовать ИКТ. Это позволяет повысить эффективность урока, сделать его более наглядным и интересным, можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы. Широкое внедрение ИКТ приведёт к пересмотру многих традиционных подходов в построении современного урока биологии.

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал (Приложение 1). Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или экране монитора наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись опытов, снимки, графики. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

· Презентации могут быть использованы на уроке при объяснении нового материала:

Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких либо иллюстрациях, данных и т.п (Приложение 2)

· Наглядная демонстрация процесса:

Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски. (Приложение 3)

· Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

Подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения своего собственного доклада; (Приложение 4)

Создание фотоальбомов как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

· Корректировка и тестирование знаний:

Проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или на домашнем компьютере, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций. (Приложение 5)

Очень важным моментом в формировании знаний у обучающихся является умение анализировать, выделять главное, систематизировать информацию. Такую возможность дает навык создания буклетов. Так как буклет – это концентрированная информация. Я начинаю обучать ребят созданию буклетов в 7 классе в теме «Типы Плоские черви», на уроке «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни». Особенность состоит в том, что на этом, я считаю, начальном этапе дается первое понятие создания буклета. Ребята получают электронные заготовки, заполняют их, пользуясь учебником. Творчество здесь проявляется только при оформлении. (Приложение 6).

Второй этап работы с буклетами проходит в 8 классе в теме: «Кровью Кровообращение» на уроке «Иммунитет». Здесь школьникам предлагается создать буклеты на определенную тему (история иммунитета, вакцинация, классификация иммунитета и др.), материал предлагает учитель в распечатанном виде. Творчество проявляется здесь при выборе темы, при отборе материала, оформлении. (Приложение 7)

Этап полностью творческий 11 класс тема: «Организменный уровень жизни» на уроке «Вирусные заболевания» тема «СПИД». Здесь обучающимся предлагается самостоятельно сформулировать проблему, найти информацию в Интернет и других источниках и оформить буклет. (Приложение 8)

Важно, планируя работу по созданию буклетов понимать, почему именно эта тема, как потом можно использовать созданные ребятами продукты. Поэтому наилучший вариант – это буклеты по профилактике заболеваний.

Овладение учителем биологии возможностями Интернета позволит привлекать к урокам-лекциям дополнительный иллюстративный материал. А использование интерактивной мультимедийной программы на уроке помимо видеоизображения обеспечит его звуковое оформление и даже анимацию, работа с мультимедийными энциклопедиями, мультимедийными путеводителями по объектам природы, электронными учебниками, которые в большом количестве присутствуют в Интернете. Кроме всего прочего Интернет дает возможность повышения уровня методической подготовки учителей через периодическую печать («Первое сентября», «Школьный калейдоскоп», «Правда об образовании» и др.), где публикуются электронные версии избранных учебных и методических материалов.

Под Интернет – технологиями следует понимать различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети: совокупность программных продуктов и технологий Интернет и различных видов услуг Сети.
Информационное общество создает новые условия для развития образования, обращение к Интернет-ресурсам открывает большие возможности школьному учителю, ставя перед ним новые задачи. Главным здесь является создание методической системы, дидактических разработок, которые позволили бы каждому учителю строить свою деятельность с использованием современных информационных технологий Интернет. Использование Интернет - технологий требует от учителя-предметника изменения компонентов его профессиональной деятельности, его позиция становится здесь решающей. Современный учитель сегодня становится организатором процесса получения знаний с использованием современных информационных технологий, способствуя самообразованию и самореализации учащихся.

Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.

При пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.
Во-первых, информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений, публикуемых в «желтой прессе» и в изобилии появляющихся в Интернете, - обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественнонаучного направления – больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т.е. создан одним человеком – обратите внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомните, знакомо ли вам его имя по другим статьям и публикациям. Наконец, значительное количество информации, представленной на страницах Интернета, посвященных биологии, собрано в той же сети или скопировано из печатных изданий.

Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники – их стоит проверить. Так, во-первых, можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а во-вторых – узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для проведения урока биологии. Все эти моменты следует объяснить и ученикам, если вы поручаете им самим разыскать с сети ту или иную информацию к уроку или внеклассному мероприятию.

Во-вторых, большая часть действительно ценной и интересной информации представлена в сети на английском языке. Проблему с переводом таких материалов можно в какой-то мере решить, обратившись за помощью к ученикам старших классов, лучше других владеющих английским языком. Для них перевод неадаптированного текста будет хорошей практикой, а в качестве дополнительного стимула может служить и оценка по биологии.
В-третьих, в сети представлено такое количество информации, что для поисков чего-то действительно нужного, несмотря на существование поисковых систем, зачастую требуется очень много сил и времени. Кроме того, некоторые сайты, адреса которых были опубликованы в тех или иных изданиях, могут со временем изменить свое название или адрес или просто исчезнуть.
Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывается на доске адреса соответствующих сайтов.

По каждой теме курса биологии подобран материал из сети, который по мере изучения темы помещается на стенах кабинета – учащиеся имеют возможность познакомиться с ним на переменах и после занятий.




2019-12-29 174 Обсуждений (0)
ИКТ в учебной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИКТ в учебной деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)