Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творчества в современном обществе.



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Творчества в современном обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1.1. Состояние, проблемы, перспективы развития современного самодеятельного художественного творчества.

 

Как свидетельствует практика многих российских регионов, общество прирастает новыми театрами, государственными и общественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремесел, детскими школами искусств - словом, разнообразными способами удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.

Но, к сожалению, трансформация политической, экономической и социальной систем России, не смогли не сказаться на социально-экономической среде функционирования культуры. С одной стороны, сегодня важнейшими социальными институтами «транслирования» достояний культуры являются профессиональные творческие коллективы театров, государственных и частных концертных объединений, средства массовой информации - радио, телевидение и многое другое. С другой - значительное место в подготовке и передаче «продуктов» культуры по-прежнему занимают самодеятельные творческие объединения дворцов и домов культуры, которые переживают нынче тяжелые времена.  Так, например, утратили свою прежнюю роль дома и дворцы культуры, еще вчера слывшие флагманами культурно-просветительной работы; они либо отданы в аренду случайным организациям, либо того хуже - проданы с молотка. Многие из них потеряли часть структурных художественных подразделений, возникли новые виды творческих коллективов типа клубов любителей гитары, джаза, авторской песни и т.п. Однако «классические» творческие объединения, среди которых ведущее место принадлежит хоровым и хореографическим коллективам, оркестрам народных инструментов, по-прежнему активно занимаются удовлетворением и развитием художественно-эстетических запросов населения благодаря творческому потенциалу участников этих коллективов.
 Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм.. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.

С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения, и тем самым самодеятельное художественное творчество. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему "досуговую квалификацию".

Но ведь сущностный смысл самодеятельных художественных коллективов, профессий культработника как раз и кроется в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразования.

   В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого самодеятельного творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.

 

1.2. Влияние художественной самодеятельности на развитие

  современного    общества.

Художественная самодеятельность справедливо рассматривается в наше время как мощное массовое движение в области искусства, как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами.

Наслаждение, получаемое от культурно-творческой деятельности, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Именно художественное самодеятельное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.

Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих запросов и интересов в самодеятельном художественном творчестве. Первым шагом к художественному самодеятельному творчеству, безусловно, является инстинктивное поведение личности. Непроизвольно проникающее искусство, как в массовое действо, так и во внутренний мир человека, отражается на неоднородность восприятия его и определяется той меркой, какая наиболее приемлема имеющейся среде обитания. Передаваемые традицией культурные ценности имеют воздействие на формирование «идеала», так как жизненный путь их бесконечен.

Таким образом, сущность и смысл современной художественной самодеятельности состоит в непосредственном приобщении широких слоев населения к занятиям искусством, совладению навыками художественного творчества, во внедрении творчества в повседневный быт.

 Термин “художественная самодеятельность” можно толковать двояким образом — в широком смысле и в более узком, конкретном. Художественная самодеятельность в широком смысле — это вообще вся сумма первичных проявлений художественной инициативы масс, не предполагающая никаких специальных форм организации. С этой точки зрения все, что создается за пределами профессионального искусства, можно назвать самодеятельностью. Работа в клубных и школьных кружках, деятельность агитбригад, творчество “неорганизованных” авторов, песни современных “рапсодов”, как окрестил их Ю. А. Андреев,— все это самодеятельность, самодеятельность в широком смысле. Самодеятельные коллективы организуются при заводах, клубах, дворцах культуры, воинских частях, учебных заведениях, колхозах, совхозах и т. д. Они состоят из любителей, совмещающих занятия в кружках со своей основной профессией.

Художественная самодеятельность выступает как своеобразная форма занятий искусством, приобщения к нему, как новая форма организации масс в целях вовлечения их в художественное творчество. Основная специфика этой формы состоит в том, что массы людей, профессионально занятых в различных сферах производства и обслуживания, не порывая своих производственных связей, в то же время систематически и постоянно отдают занятиям искусством, творчеству часть своего времени и как бы получают дополнительную — художественную — специальность.

Не всякое любительское занятие искусством может быть отнесено к художественной самодеятельности. Художественная самодеятельность в собственном смысле слова начинается там, где занятия искусством перестают быть личным делом, ограниченным семейным или Дружеским кругом, и приобретают более или менее широкий общественный характер и общественную направленность. Другими словами, художественная самодеятельность предполагает, во-первых, определенную степень общественной организации и, во-вторых, обращение к определенной аудитории зрителей или слушателей. А это в свою очередь предполагает такой уровень художественной подготовки, при котором участники самодеятельности способны ответить своим искусством на эстетические требования времени.

Есть сферы творчества, в которых критерии, предъявляемые к художественной самодеятельности, в принципе ничем не отличаются от тех, какие существуют для профессионального искусства, а пути достижения мастерства, в сущности, также одинаковы. Это относится к таким видам исполнительского искусства, которые давно и прочно освоены профессиональными традициями: театр, драматический и оперный, симфонические или эстрадные оркестры, “классические” инструменты, вокал, художественное чтение, цирковое искусство и т. д. Художественная самодеятельность, вторгаясь в эти области, не может не равняться на профессиональный уровень, не может не тянуться к нему, не соревноваться с ним. Главная проблема для нее здесь — овладение мастерством на уровне профессионального, главный путь — получение необходимой школы, которая в принципе не может быть качественно иной по сравнению с школой профессиональной.

То же самое можно сказать и о самодеятельном творчестве в области литературы или музыки. “Самодеятельный” поэт или “самодеятельный” композитор отличаются от профессиональных собратьев по творчеству лишь по тем “производственным” отношениям, в каких они находятся со своим творчеством. И тем и другим необходимы и дарование, и школа, и уровень мастерства.

Современная художественная самодеятельность в преобладающей своей части (а что касается города, то и подавляющей части) ориентируется именно на те сферы творчества, исполнительского искусства, которые достигли высот благодаря большим профессиональным традициям. Естественно, что она требует в первую очередь квалифицированного и вполне профессионального руководства и творческой помощи специальных учреждений и организаций, критики и печати, художественной общественности.

Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и
добровольностью выбора его видов и форм. Еще с древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого.

Параллельно с аспектами научного познания и познания средствами искусства в самодеятельном творчестве  проходит соотношение двух процессов - социализации и индивидуализации. В результате взаимодействия их, создается современное представление о деятельности личности. Являясь организованным аспектом культурной деятельности, самодеятельное художественное творчество предполагает как коллективные, так и индивидуальные, неорганизованные действа и наиболее доступно всем желающим. Особая роль в нем отводится любителям-энтузиастам, сосредотачивающим вокруг себя общую массу народа, где каждый по-своему талантлив. Самодеятельное творчество имеет в своей основе возможность привлечения интеллекта человека к анализу своих потребностей, как способа свободного выбора путей и форм раскрытия своего потенциала, своих дарований. «... Быть личностью - значит обладать свободой выбора и через всю жизнь нести бремя выбора, но не так, как крест, а как дело, дарующее радость, - писал А. Асмолов».

Свобода - фундамент самодеятельности, благодаря которому человек возвращается к своей изначальной природе движения и реализуя ее, постоянно возобновляется при благоприятном стечении обстоятельств.

  В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве на локальном уровне.

Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” приводит классификацию социально-культурного творчества, где среди всех указанных направлений имеется и самодеятельное художественное творчество:

- самодеятельность организованная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;

- художественная самодеятельность ориентированная на профессиональное искусство;

- массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);

- народно-художественные промыслы и ремесла;

- авторская самодеятельность;

- оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в профессиональном   искусстве, ни в фольклоре.

Которая в свою очередь имеет и функции:

- общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;

- реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;

- организационно-педагогическое – воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;

- возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.

Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р. Г. назвал предметными и воспитательными:

Предметные – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.

Воспитательные – это культура личности, т.е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.

Оба эти результата вполне дополняют друг друга и влияют на здоровье нации и развитие современного общества в целом - общество имеет огромное влияние на личность, но подлинное воодушевление проявляется тогда, когда человек определил и выбрал свое «ценное», а каждой личности присущи определённые ценности, которые выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.

 

 

 



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Творчества в современном обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творчества в современном обществе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)