Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Фольклор - художественная самодеятельность.



2019-12-29 662 Обсуждений (0)
Глава 4. Фольклор - художественная самодеятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

4.1. Фольклор и сферы его проявления.

 

Сферы культуры, в которые все больше переселяется каждодневная творческая энергия масс, все более умножаются: это не только художественная самодеятельность, но и спорт, туризм и многое другое. Естественно и закономерно, что эти новые сферы теснят традиционные творческие области, в том числе и фольклор. Однако происходит и другой процесс, для нашей науки представляющий первостепенный интерес: фольклор в самых разнообразных его проявлениях, в различных трансформированных видах и новообразованиях проникает в эти новые сферы современной народной творческой жизни, находит там свое место и обнаруживает новые возможности для развития.

Фольклористика может по-настоящему принести реальную общественную пользу, если она, отказавшись от бесплодных попыток распространить свое внимание на явления, ей не подведомственные, обратится к вдумчивому изучению взаимодействий и взаимоотношений фольклора и различных сфер современной народной культуры, станет возможно шире учитывать и систематизировать относящиеся сюда факты и материалы, на основании изучения реальных процессов попытается вывести обобщения и выступит с рекомендациями по конкретным проблемам культуры и социологии художественного быта народа.

В связи с этим кругом проблем следует говорить и об обязанностях фольклористики по отношению к художественной самодеятельности. Обязанности эти несомненны и значительны, но они имеют свои границы, свою специфику, и с этим необходимо считаться. Фольклористика, обращаясь к этой сфере народного творчества, остается фольклористикой — со своим предметом, со своим кругом проблем, она не меняет ни своей природы, ни методологии. Но, разумеется, новые аспекты и задачи привносят нечто новое в науку, не ломая ее структуры. Наряду с этим живут тенденции, сущность которых определяется ориентацией на фольклорные или полуфольклорные формы творчества. Тенденции эти неоднородны по своему характеру, и важно дифференцировать их, чтобы более четко уяснить особенности происходящих процессов.

В репертуаре коллективов и участников художественной самодеятельности свое место занимают народные песни, танцы, народная инструментальная музыка, которые усвоены тем же путем, что и классика, т. е. через посредство профессионального искусства и обычных форм его распространения — ноты, радио, кино, телевидение, пластинки и т. д. Масса произведений фольклора (или произведений, которые объявлены либо издавна считаются фольклорными) поступает ныне в общенародный обиход через посредство популярных в стране профессиональных коллективов и исполнителей. Многие из таких произведений обрели свою вторую жизнь в репертуаре этих коллективов и отдельных артистов и как бы слились с ними.

Участники художественной самодеятельности берут фольклор, который уже прошел обработку в профессиональной (или полупрофессиональной) среде, приспособлен к ее эстетике, к ее возможностям и вкусам, который при этом утратил многие существенные качества фольклора, его неповторимые черты, но приобрел новые, в нем ранее отсутствовавшие. Как бы ни были сохранены при этом некоторые собственно народные традиции, художественная самодеятельность здесь ориентируется не на них, а на результат обработки.

Нельзя не считаться с тем, что постепенно в общенародный обиход и в практику художественной самодеятельности фольклор будет входить все чаще и все шире через обычные современные пути, т. е. в адаптированном виде. Тем более внимательно и бережно мы должны относиться к использованию в художественной традиции подлинных живых традиций народного творчества.

Первая и элементарная форма включения фольклора в художественную самодеятельность — это выход народных певцов, сказителей, музыкантов, танцоров на эстраду.

Конечно, народная песня, спетая со сцены хорошим народным певцом или сложившимся еще за пределами художественной самодеятельности ансамблем, неизменно производит на слушателей сильнейшее впечатление, потому что всякий раз происходит не повторение чего-то давно известного, а художественное открытие. Народная песня в народном же исполнении пленяет свежестью и непосредственностью заключенного в ней чувства, новизной и

неповторимостью исполнения.

Одна из важнейших и почетнейших задач художественной самодеятельности нашего времени заключается в том, чтобы искать и культивировать подлинно народное искусство в его живых народных формах, приобщать к самодеятельной сцене (а следовательно — и к самодеятельной школе) тысячи хранителей фольклорной традиции — песенной, сказительской, инструментальной, хореографической. Эта работа должна основываться на подлинно научных, теоретически продуманных и практически много раз проверенных принципах и методических приемах.

В работе с фольклором художественную самодеятельность подстерегают и свои опасности. Одна из главных — это мнимая легкость и кажущаяся доступность в освоении фольклорных приемов, поверхностность и приблизительность, которые оборачиваются очень скоро элементарной безвкусицей и просто халтурой. В исполнении профессиональных артистов народная песня обычно утрачивает этот местный колорит, несколько обесцвечивается, но зато окрашивается индивидуальностью данного художника.

Самодеятельность может соревноваться с профессиональным искусством, лишь стремясь сохранить неповторимый фольклорный колорит народной песни или танца. Поэтому художественная самодеятельность должна быть особенно чуткой к этнографической стороне фольклора. Между тем именно здесь проявляется поразительная беспечность. Существует набор штампов,  должных служить приметами народных танцев — русского, венгерского, украинского, — песен разных пародов, так же как существуют детали одежды, почему-то выдаваемые за принадлежность определенного народа: сапожки, которые принято считать венгерскими, рубахи, как предполагается, исконно русские, и т. д.

Этнографическая безграмотность нетерпима особенно в наше время, когда культурные связи между народами стали повседневным бытом, когда нужны уж не столь большие усилия, чтобы с помощью падежных источников разыскать или изготовить одежду и реквизит, отвечающие национальным признакам, и когда, наконец, забота о культурном прошлом становится важнейшим делом нашей общественности.

В какой степени художественная самодеятельность прислушивается к тому новому, что возникает за ее пределами и на подступах к ней в наши дни, к тому современному — сложному и пестрому по своей природе, составу и эстетике — творчеству, которое одни называют по привычке или по убеждению фольклорным, другие — массовым и которое по своему многообразию и непривычности не укладывается в рамки ни профессионального искусства, ни традиционного народного творчества?

Очевидно, что фольклорные, полуфольклорные и иные формы творчества продолжают развиваться и трансформируются, представляя своеобразную параллель к творчеству, которое идет в рамках художественной самодеятельности. Одно не исключает и не заменяет другого, скорее каждое находит в художественном быту народа свое место и выполняет свои функции. Однако же между ними нет ни глухой стены, ни — в ряде случаев — отчетливого разграничения. Это вполне естественно для нашего времени, когда вообще культурные процессы, происходящие в различных сферах, взаимопроницаемы и взаимообратимы.

Роль художественной самодеятельности как силы общественно организованной заключается, в частности, в том, чтобы выявлять в массовом творчестве, в общем-то стихийном, быстротекущем и подверженном быстрым переменам, то, что заслуживает или требует закрепления и сохранения, дальнейшей популяризации, а быть может и развития па новых художественных началах.

 

4.2. Подбор репертуара для самодеятельных коллективов. Требования

  и критерии.

В предыдущих главах данной курсовой работы говорилось о тенденции приближения исполнительского уровня самодеятельности к исполнительскому уровню профессиональных коллективов.

  Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровня

самодеятельного и профессионального творчества верна по отношению

незначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющая их масса по этому показателю значительно уступает. Поэтому для обеспечения нормальной деятельности им необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям.

Правильный подбор репертуара – ответственный момент в работе самодеятельных коллективов. Репертуар воспитывает художественный вкус участников коллективов, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон. Только правильно подобранный репертуар как в художественном, так и в техническом отношении, способствует творческому росту коллектива, повышению его исполнительского мастерства.

Репертуар должен быть идейно содержательным и ценным в художественном отношении, разнообразен по своему содержанию и отвечать тематике участия.

Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышенным

вниманием практиков, общественности, композиторов, хореографов,

драматургов. Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого

репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара

профессиональных оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполнения в самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение для профессиональных коллективов.

Их основными задачами являются: организация работы по созданию

интересного и полноценного репертуара для самодеятельных коллективов, отбор и организация заказов на новые художественные произведения для хоров, оркестров, агитационно-художественных бригад, сценариев театрализованных праздников и массовых представлений; осуществление анализа и контроля за составление репертуара художественной самодеятельности.     

Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых,

«приспосабливать» имеющийся конкретного коллектива и, во-вторых, создавать новые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность.

Первый путь зачастую связан со значительными изменениями  авторского

текста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо самодеятельные артисты не

всегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены. В

выборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным,

тщательно изучать возможность их исполнения, качество переложения,

инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или

недоброкачественной аранжировки, инструментовки, режиссуры пьесы, песни, танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства, с трудом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности.

Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то есть

приспособления для художественной самодеятельности при выборе этих пьес

имеет первейшее значение.

Естественно, что произведение, созданное специально для

художественной самодеятельности, требуют дополнительной обработки,

дополнительной «художественной доводки», исходя из конкретных условий и возможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан в идейно-художественном отношении, ибо эти произведения уже заранее издаются с учетом самодеятельного исполнения.

Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое,

хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного  эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Аналогичные требования предъявляются к коллектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного).

Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность,

соответствие репертуара техническим и художественным возможностям

коллектива.

Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый

период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими

навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой.

Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять

особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.

Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства

участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей

интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным

мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.

В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он

должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его

помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.

Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов,

связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальной

музыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные

сомнения, созданные на их основе. Тем не менее в каждой области России, других союзных республик сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные, певческие, музыкальные особенности. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач художественной самодеятельности.

Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означает

упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни или народного танца.

Следует также с большой ответственностью подходить к использованию

крупномасштабных и сложных произведений мировой и отечественной классики. При выборе их следует учитывать реальные возможности любительской сцены, ограниченные технические и творческие возможности самодеятельных коллективов. Критический подход к подбору репертуара – одно из важнейших условий правильности решения о включении в работу классического произведения.

Чтобы репертуар всегда нес элемент новизны, оставался действенным в

педагогическим отношении, нужно стараться включать в него новые

произведения, написанные нашими современниками.

Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни,

танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы.

    Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных,

вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.

Подбор репертуара художественной самодеятельности требует о

руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как

цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое

структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

 

4.2.1. Основы подбора репертуара для театрального коллектива.

Одним из первых уроков режиссуры, – первая встреча с пьесой; как

много значит, при каких условиях она проходит, какие чувства возбуждает,

какой след оставляет.

Много на свете хороших пьес с прекрасными идеями, с добрыми мыслями.

Но пока мысль, идея, заложенная в пьесе, не стала твоей личной, не

пропущена через твое сердце, она не зазвучит со сцены, как бы благородна и

возвышенна ни была она сама по себе. Мы стараемся находить среди пьес и

«свои». «Свои» – это такие пьесы, где есть то, что волнует нас в жизни.

Можно сделать важный вывод: дело совсем не в том, чтобы ставить

«полотно» за «полотном». Важно найти что-то свое,  смыкающееся с нашим

жизненным опытом, с нашими убеждениями и пристрастиями. Найти свое – будь то классическое произведение или новая пьеса никому еще неизвестного автора. И порой скромная безвестная пьеса может прозвучать у любителей свежо и актуально, а солидное апробированное название – оставить холодным сердца зрителей. «Самое трудное, – говорил Горький, – найти и понять себя в жизни». Найти и понять себя в театре тоже трудно, но необходимо. Но, кроме книг, пьес, статей, музыки, есть еще главное, что все

определяет, с чем сверяется, – жизнь. Театр для того нужен, чтобы мир

спасти свей заботою. Нужно жить в этом мире, вершить дела, воевать за

лучшее, не сдаваться порокам. А театр – помощник в этом.

  

4.2.2. Основы подбора репертуара для оркестрового коллектива.

Духовая музыка популярна и пользуется любовью народа. Духовой оркестр

– почти обязательный атрибут каждого большого праздника, всенародного

торжества. Многогранные возможности духового оркестра позволяют ему в

отличие от коллективов других музыкальных жанров принимать участие во всех проводимых мероприятиях: духовой оркестр звучит на военных парадах и торжественных вечерах, на концертных эстрадах и в танцевальных залах, в парках, садах, и т.д. Вот почему репертуар в духовом оркестре должен быть разнообразен: должен включать концертную программу из произведений русских и зарубежных классиков, и, наконец, разнообразную танцевальную музыку. Желательно, чтобы в выступлениях оркестра участвовали солисты – вокалисты и инструменталисты, хоровые коллективы.

4.2.3. Основы подбора репертуара для хорового коллектива.

Пение, в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый

жанр искусства в нашей стране. В то же время оно является самой широкой и

доступной школой музыкального воспитания народа. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом.

Хоровые коллективы являются верными хранителями старинных и

созидателями новых песен, отражающих нашу действительность. В близости

народу – основа жизненности этих коллективов, источник их творческой силы.

Только подлинно народное искусство выражает дух, мысли своего народа, его

общественные и эстетические идеалы.

Состав хора, стаж его деятельности, местные особенности, квалификация

руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все

это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру

коллектива, определяет его творческое лицо.

Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно

базируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегда

отражает тот или иной организационный метод работы народного

самодеятельного хора.

По составу начинающий хор исходит на конкретных, реальных местных

условиях: в него могут входить одни женские или одни мужские голоса, хор

может быть смешанным.

Руководителю нужно проявить умение и находчивость, вести работу с

любым составом.

Основой творчества народного хора является народное искусство во всем

его многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие, самобытность творческому лицу каждого коллектива.

«Песня – это крылья человека. Любите песню, сохраняйте ее. В Вашей

будущей жизни, она будет лучшим Вашим другом и союзником»- Оста куллы Флера.



2019-12-29 662 Обсуждений (0)
Глава 4. Фольклор - художественная самодеятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Фольклор - художественная самодеятельность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (662)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)