Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. Приобщение  производственных коллективов к



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Глава 5. Приобщение  производственных коллективов к 0.00 из 5.00 0 оценок




          художественной самодеятельности.

 

Человек - существо социальное, поэтому в процессе труда, познания или выработки системы ценностей он вступает во взаимодействие с другими людьми (субъектами), налаживает с ними определенные коммуникации, общается. Художественная самодеятельность существует и в таком социальном организме, в котором особенно ощущается общность интересов всех трудящихся (коллектив в коллективе) – в производственном коллективе..

  Производственный коллектив - сложное, многоструктурное и полифункциональное образование. В настоящее время на его существование и развитие оказывают влияние различные факторы и условия: изменение социального уровня развития российского общества и его менталитета, реформирование производственного процесса в целом и его отдельных компонентов, смена материальных и духовных ценностей, духовный кризис.

Поэтому возможности художественной самодеятельности производственного коллектива проявляются в ее широчайших организаторских возможностях по вовлечению и приобщению трудящихся к творчеству, а посредством участия личности в деятельности данных объединений - к культурным ценностям. 

Анализ состояния современного производственного коллектива предполагает рассмотрения создания условий для приобщения личности к ценностям культуры и искусства в сфере досуга. Исследование этой проблемы неразрывно связано с ключевыми понятиями «личность» и «коллектив».
М.С. Каган, развивая идеи известных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, утверждает, что активность объекта (творческое объединение), направленная на субъект (личность в творческом объединении), приводит субъекта к его изменениям, преобразованию, трансформации и возвышению его духовных ценностей.

    В научной литературе проблемы развития духовного мира личности в производственном коллективе рассматривались как воспитание рабочего нового типа, как осуществление комплексного подхода к идейно-воспитательной работе в трудовом коллективе. Некоторые проблемы освоения и развития художественной культуры рабочими разрабатывались А.Н. Алексеевым, Е.А. Ежовым, B.C. Цукерманом и др.

Отмечу, что художественная самодеятельность трудового коллектива имеет ряд отличительных особенностей. Художественная самодеятельность (бригады, отдела, цеха, предприятия) является не просто досуговой сферой отдыха или частью свободного времени человека. Она, как правило, включается в общий распорядок дня, где репетиция или концерт проводятся во время обеда, пересменки или после трудового дня в комнате отдыха цеха или участка. Поэтому ее возможности направлены на снятие различных негативных явлений производственного процесса, на проявление творческого начала и осуществление системы контактных связей.
Иногда объективные и субъективные факторы жизнедеятельности производственного коллектива складываются так, что он не может посещать творческий коллектив дворца или дома культуры и стремится удовлетворить свои духовные потребности непосредственно на рабочем месте - в трудовом коллективе, вместе с членами своей бригады, участка, с людьми, которых он хорошо знает.
Конечно, сегодня немаловажным является и то, что многие члены производственных коллективов отдают свое свободное время негативному времяпрепровождению: пьянству, наркомании, пассивному досугу - просмотру развлекательных видеофильмов и передач.
Для большинства членов производственных коллективов стремление к материальному благополучию становится главной целью жизни. Однако есть определенный процент людей, которые сохранили достаточно высокий духовный потенциал и желание к самосовершенствованию, активному отдыху, потребность в творчестве.
 Если в течение длительного времени главным в самодеятельном художественном творчестве была пропаганда искусства средствами самодеятельности, то сейчас основой самодеятельности является удовлетворение художественно-эстетических потребностей человека, личности, стала потребность в самовыражении, приобщении к культурным ценностям.
В современных условиях перестройки социально-экономических отношений в обществе и приобщения производственных коллективов к художественно-эстетическим ценностям наблюдаются известные противоречия:
- между художественно-эстетическими потребностями трудового коллектива и экономическими интересами предприятия и работодателей;
- между объективными потребностями предприятия в повышении культуры производства и невысокой общей культурой членов производственных коллективов;
- между художественно-эстетическими потребностями производственного коллектива и не разработанностью методики приближения художественной самодеятельности к месту производственной деятельности.
Таким образом, художественная самодеятельность может выступить как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям, если управление процессом будет осуществляться с опорой на следующие условия:
- учет художественно-эстетических интересов и потребностей членов производственного коллектива и их возвышение;
- приближение художественной самодеятельности к месту профессиональной деятельности членов коллектива;
- этапный подход к организации стабильной художественной самодеятельности и выдвижению ее неформальных лидеров.
Ведущими принципиальными положениями являются:
- культурологический подход, позволяющий рассматривать художественную самодеятельность как культурное творчество народных масс, как ценность;
- аксиологический подход, рассматривающий культуру как объективную ценность, способную удовлетворить духовные потребности личности и социума;
- управленческо-деятельносный подход, рассматривающий художественную самодеятельность как систему, поддающуюся управлению и обеспечивающую духовное развитие личности и социума.
Предложенная система мер, рекомендации, могут быть использованы в целях дальнейшего улучшения культурно-досуговой деятельности в производственных коллективах, способствующей, в конечном счете, приобщению к культурным ценностям не только участников художественной самодеятельности, но и сотрудников предприятия.
 Все действия индивида, связанные с проявлением его активности в любой сфере деятельности, несут оценочный характер. Это относится в равной степени и к материальной, и к духовной сфере жизнедеятельности личности. Оценка любой ситуации, положения, отношений только там и возникает, где индивид оказывается способным смотреть на себя как бы со стороны, глазами других, т.е. в рамках совместно осуществляемой деятельности. Очень часто характер развития материальной и духовной деятельности личности нужно искать в реальной системе общественных отношений, а именно в отношениях между производственной сферой и культурно-духовными ценностями, между социальной ценностью производственного коллектива и
отдельной личностью, между материальными и духовными ценностями.

 

Заключение.

 

     Современное народное творчество существует и развивается независимо от нас, от того, изучаем мы его или не изучаем.

Анализ деятельности самодеятельного художественного творчества, подтверждает, что в настоящее время оно переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом самодеятельного творчества. Социально – педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность.

Самодеятельное художественное творчество (песни, танцы, фольклор, и т.д.), предоставляет реальную возможность по пробуждению, формированию и реализации человеческих интересов. Более того, здесь объединяются частные (индивидуальные) интересы и доводятся до общественно значимых целей и задач. И наоборот: общественные цели и задачи можно проецировать на отдельного человека, убеждая его в их правильности и побуждая к действию.

И пока в современном обществе будет место (клуб, Дом творчества, Дворец культуры и пр.) для реализации самодеятельного художественного творчества, он будет жить как самостоятельный социальный институт.

Фольклор, традиции, обычаи, обряды – это родник, вечный источник, из которого черпаем мы силы, сверяем свою самобытность, национальные особенности. Сохранить в многонациональном доме индивидуальность и неповторимость, уникальность и своеобразие каждой этнической группы, создать в нем атмосферу взаимоуважения и духовности – долг каждого из нас.

 

    

 

Приложение.

Приложение № 1

1. К клубным формированиям относятся:

кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, народные университеты и их факультеты, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-оздоровительного и иного направления, соответствующего основным принципам и видам деятельности учреждения культуры клубного типа.

2. К народным (образцовым) самодеятельным коллективам относятся постоянно действующие коллективы художественной самодеятельности клубных учреждений, звание «народный (образцовый)» которым присваивается на основании Положения о «народном (образцовом)» самодеятельном коллективе.

3.  К художественной самодеятельности относится:

 Форма самоорганизации населения в области народного творчества. Включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).

4. К работникам кружков художественной самодеятельности относятся руководите­ли кружков и аккомпаниаторы.

5. К концертам относятся концерты, продолжительностью не менее 55 минут, проводимые своими силами (исполнителями, коллективами, бригадами) как на стационаре, так и на выездах и гастролях.

К концертам на стационаре относятся концерты, проводимые в собственных или постоянно арендованных концертных залах.

К выездным концертам относятся концерты проводимые в других залах села, города, округа, района, субъекта РФ, если коллектив (или исполнители) возвращаются на базу в течение суток.

К гастрольным концертам относятся концерты, проводимые за пределами своего села, города, округа, района, субъекта РФ, если длительность их пребывания в поездке более суток.

В количество концертов не включаются концерты, проведенные силами сторонних коллективов, культбригад, сольных исполнителей.

6. К количеству программ, имеющихся в репертуаре и используемых в работе, относят­ся программы, утвержденные согласно Уставу (Положению) учреждения культуры клубного типа.

 

Приложение № 2

 

Примерные минимальные нормативы деятельности самодеятельного творческого коллектива должны предусматривать результат творческого сезона ( с сентября по май каждого года):

наименование жанра творческого коллектива                     Показатели результативности
Хоровой, вокальный Концертная программа из 1 отделения; 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового коллектива; ежегодное обновление не менее 3 части текущего репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал 
инструментальный Концертная программа из 2-х отделений; 8 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление половины текущего репертуара; выступление на других площадках не мене 1 раза в квартал  
хореографический Концертная программа из 2-х отделений 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление четверти текущего репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал  
театральный 1 многоактный или 2 одноактных спектакля; 4 номера (миниатюры) для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

 

 

Приложение № 3

Модельный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении Типового положения о народном самодеятельном коллективе, образцовом художественном коллективе, народной самодеятельной студии

_________________________________________________________

(наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от__________№________



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Глава 5. Приобщение  производственных коллективов к 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5. Приобщение  производственных коллективов к

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)