Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2.  Условия для развития самодеятельного



2019-12-29 727 Обсуждений (0)
Глава 2.  Условия для развития самодеятельного 0.00 из 5.00 0 оценок




Творчества.

 

Считаю, что самодеятельное художественное творчество в современном обществе, являющееся неотъемлемой частью художественной культуры народа, может сохраняться и развиваться при определённых условиях. Понятие «создание условий» - это комплекс действий, направленный на осуществление, выполнение, организацию и управление деятельностью, обеспечивающей реализацию прав и обязательств органов местного самоуправления по вопросу реализации установленных полномочий и, в частности, по созданию условий для сохранения и развития местного традиционного художественного творчества. Таким образом, создание условий для развития самодеятельного творчества должно иметь ресурсное обеспечение, предусматривающее финансовую, материальную и структурную поддержку.

С этой целью органы местного самоуправления создают условия для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры путем:

- разработки и реализации программ по сохранению и развитию народного художественного творчества;

- создания специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества;

- поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями материальных и духовных традиций народной культуры, используя механизмы грантовой поддержки, учреждения премий, других мер материального и морального стимулирования;

-нормативного регулирования деятельности субъектов народного художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных организаций);

-финансирования работ и услуг по сохранению и пополнению собраний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, архивах, библиотеках и других учреждениях, созданных на территории муниципального образования.

- финансирования работ и услуг по созданию коллективов народного художественного творчества;

- финансирования   творческих проектов по организации и проведению праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуемых с целью популяризации и развития самодеятельного художественного творчества.         

Базовым условием для реализации полномочия муниципального образования по обеспечению условий для развития местного народного художественного творчества является создание творческих коллективов различной жанровой направленности: хореографических, хоровых, музыкальных, театральных, фольклорных.

 

 

2.1 Нормативное обеспечение создания условий.

В целях оказания организационно-методической поддержки и стимулирования деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений существует порядок, направленный на сохранение единого культурного пространства территории, который предусматривает утверждение типового положения о клубном формировании и типового положения о народных (самодеятельных) коллективах нормативным правовым актом субъекта федерации либо приказом органа культуры субъекта федерации.

Нормативное обеспечение создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества предполагает принятие органами местного самоуправления и уполномоченными ими структурными подразделениями, учреждениями ряда нормативных и локальных актов, утверждающих:

- Муниципальную (межпоселенческую, межмуниципальную) целевую программу «Развитие традиционного народного художественного творчества»; - Положение о муниципальном учреждении культуры клубного типа (Дом (Дворец) культуры, сельский клуб, Дом (Центр) народного творчества, досуговый центр, Дом творчества и досуга и др);

- Положение о филиале муниципального учреждения культуры клубного типа (при наличии в структуре муниципального образования);

- Положение о централизованной (межпоселенческой) клубной системе (при наличии в структуре муниципального образования);

- Положение о клубном формировании учреждения культуры клубного типа (с приложением «О нормах наполняемости клубных формирований»);

- Положение о народном самодеятельном коллективе, образцовом художественном коллективе, народной самодеятельной студии;

Задачу методического обеспечения и координации деятельности учреждений культуры клубного типа и коллективов традиционного художественно творчества возложена на региональные Дома (Центры) народного творчества.

В целях создания вертикали управления государственной культурной политики в области народного творчества и досуга, предметом деятельности учреждений культуры должно стать организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, расположенных в территориях субъектов Российской Федерации и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.

2.2. Содержание деятельности в самодеятельных коллективах.

Содержание деятельности в различных самодеятельных коллективахдолжно предусматривать:

1) в коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных ансамблях, оркестрах) - занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий.

2) в коллективах хореографического искусства (народного, классического. эстрадного, фольклорного и бального танцев) – занятия по изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.

Также существуют и примерные минимальные нормативы деятельности творческого коллектива, которые предусматривают результат творческого сезона, который длится с сентября по май каждого года ( приложение № ).

 

2.3.Показателями качества работы творческого коллектива.

Показателями качества работы творческого коллектива является стабильность его личного состава, участие в смотрах и конкурсах творческого мастерства, положительная оценка деятельности общественностью (публикации в СМИ, благодарственные письма, заявки на концерты (спектакли) от организаций, доходы от проданных билетов на концерты и спектакли коллектива).

За творческие успехи и общественную деятельность по популяризации традиционной народной культуры участники и руководители коллективов художественного народного творчества могут быть представлены к различным видам поощрения, а именно: грамота, почетный знак, звание заслуженного работника культуры.

За достигнутые успехи в различных жанрах творчества клубные формирования художественной направленности могут быть представлены к званию «народный» коллектив.

По сложившейся за многие десятилетия практике за высокое исполнительское мастерство, отмеченное наградами конкурсов, смотров, фестивалей, высоко художественный уровень репертуара и вклад в просветительскую и общественную деятельность коллективам художественной самодеятельности, присваивается звание «народный», а в ряде регионов России и звание «заслуженный самодеятельный коллектив».

Народный самодеятельный коллектив, (далее народный коллектив) – это постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, основанное на общности совместной творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей в свободное от основной работы или учебы время.

- Звание «народный» присваивается коллективам исполнительских жанров творчества.

- Звание «народный коллектив» присваивается постоянно действующим коллективам художественной самодеятельности, достигшим высокого художественного уровня в своей творческой и исполнительской деятельности, активно осуществляющим учебно –воспитательную работу среди участников и регулярный показ своих творческих достижений населению, имеющие положительные отзывы населения. Обязательным условием, отличающим творческий коллектив, претендующий на присвоение звания, является наличие коллектива-спутника. Для взрослых коллективов – это детская группа, в которой получают навыки творческого мастерства, для детских коллективов, это группа в которой проходят обучение вновь принятые участники. Цель коллектива-спутника заключается в обеспечении преемственности творческих традиций. Необходимость обусловлена тем, что коллективы художественной самодеятельности работают на добровольной основе и состоят из любителей, которые в силу своей профессиональной или учебной деятельности могут выйти из состава участников. Для того, чтобы деятельность коллектива, носящего звание «народный» и являющегося ведущей творческой единицей муниципального образования не прерывалась, необходимы коллективы-спутники, обеспечивающие постоянный приток подготовленных в достаточной степени участников. 

  Выдвижение на соискание звания «народный» производится учредителем коллектива. Как правило, это учреждение, на базе которого достигнуто художественное мастерство, достойного для номинирования на звание «народный коллектив». Также выдвижение может осуществлять орган культуры соответствующего муниципального образования. 

Порядок подтверждения звания «народный» определяется в типовом положении, которое утверждается по аналогии с типовым положением о клубном формировании (приложение № ).

Для принятия решения по отбору номинантов на присвоение звания «народный» формируется экспертный совет, (в некоторых территориях творческая комиссия) и устанавливаются критерии отбора номинантов, которые утверждается приказом органа культуры субъекта федерации, либо отражаются в нормативном правовом документе субъекта федерации.

На основании заключения экспертного совета (творческой комиссии) издается приказ органом культуры субъекта федерации о присвоении или подтверждении звания «народный коллектив».

 В случае прекращения систематической творческой исполнительской деятельности, а также, если творческий уровень программ не отвечает критериям художественного качества, коллектив лишается статуса «народный» на основании приказа органа культуры субъекта Российской Федерации.

 

 

Глава 3. Функции учреждений культурно-досугового типа.

 

   

 Современные условия экономической деятельности привели к объективным преобразованиям учреждений культуры клубного типа в новые виды по функциональным признакам.

Учреждения клубного типа можно сгруппировать по следующим признакам:

- по месту расположения (сельские, городские);

- по статусу (районные, окружные, краевые, областные, республиканские);

-по объему выполняемой работы (согласно группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от количества населения и мощностных характеристик помещения);

- по потребительскому спросу: Дворцы (Дома) молодежи, Дворцы (Дома) дружбы, национально-культурные и этнокультурные центры;

- по видам услуг: Дом ремесел, Дом фольклора, Центр досуга, Центр культуры и досуга.

Деятельность учреждения культуры клубного типа, круг его обязанностей вытекает из целей, ради которых учредитель создает учреждение.

Исходя из целевого предназначения, можно сформулировать функции учреждений культурно-досугового типа по видовым признакам:

1.Дом (Дворец) культуры Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения, патриотическое воспитание.
3.Дворец молодежи Обеспечение досуга населения, обеспечение условий для массового отдыха, обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения.
4.Социально-культурный центр Обеспечение досуга населения, обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства, обеспечение информационных и методических услуг; сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения
5.Национально (Этно) культурный центр Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения; обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного народного творчества; 
6.Дом (Центр) ремесел Сохранение нематериального культурного наследия; развитие ремесленнических традиций; создание и распространение ремесленнических изделий; выставочная деятельность; создание и распространение методик ремесленнического мастерства.
7.Дом фольклора Сохранение нематериального культурного наследия; исследование местных фольклорных традиций.
8.Дом народного творчества Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс; информатизация и методическое обеспечение творческих процессов; организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства.
9.Передвижные культурные центры Внестационарное обеспечение досуга населения; организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий.
10.Информационно-методические центры Обеспечение информационных и методических услуг.

 

Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что эти учреждения построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг, и занимаются основополагающими видами деятельности:

-создание коллективов художественного творчества;

-создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности;

-проведение массовых мероприятий (творческих и общественных);

-организация досуга населения.

 

3.1. Самодеятельное художественное творчество, как

эстетический аспект развития общества .

 

Рассматривая самодеятельное художественное творчество в эстетическом аспекте народной художественной культуры, результатом которого является внутреннее высокое духовное наслаждение, - говорится о постижении материальных и духовных ценностей человеком, в процессе жизнедеятельности и самодеятельности. Суть художественно-творческого восприятия человека в данном процессе предполагает не только овладение имеющихся природных художественных задатков, вызванных интересом, но выступает сверхприродным компонентом во внесении своего творческого миропорядка в художественной деятельности. Самодеятельное художественное творчество предполагает включение природного таланта личности в процесс созидания (сущности творчества), где он развивается и вносит новые эстетические ценности в результате теоретического и практического опыта. Художественное творчество имеет реальную и потенциальную значимость. Оно включает все категории, эстетики (метакатегория - эстетическое, эстетическая деятельность, гносеология искусства, диалектика искусства, социология искусства и другие). Эта деятельность происходит в результате эстетического развития личности.

Сущность художественно-творческого начала раскрывается посредством созидания - самодеятельности, через реализацию двух типов мотивации - общения и достижения результата практической деятельности человека, даже если это не представляет значимых ценностей.

  В эстетическом формировании нравственности наиболее значимым является художественное воспитание как целенаправленное воздействие средствами искусства, при котором формируется художественное чувство, вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, возможность приобщаться к процессу творчества. Исключительно велико и многообразно влияние искусства на человека. В сфере искусства осуществляется процесс художественной деятельности. В.Г. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию и убеждает человека не меньше, чем наука. Выполняя познавательную функцию, развивая стремления и чувства личности, ее взгляды и убеждения, искусство объединяет теорию и практику познания человеком окружающего мира. Эстетическое развитие связано с самовоспитанием, которое способствует обоюдному слиянию нравственного и эстетического идеала, формированию внутренней духовности. Л. Толстой связывает мысль о появлении настоящего искусства с внутренней потребностью выражения накопившихся чувств.

Раскрывая свои способности через внутреннюю эмоциональную потребность к выражению накопившегося чувства, человек самостоятельно осмысливает предполагаемую деятельность и реализует свои потребности. Тонус чувств и убеждений, проявляющийся в эмоциях, является важным уровнем активности мозга человека. На основании врожденных особенностей мозга и неадекватных природе воздействиях общества, развиваются различные увлечения, вплоть до талантов. Талантливая личность, направляемая

активностью, развивается в любом разуме, т.е. мысли редко повторяют себя в точности. Все это говорит о рождении процесса творчества.

 

3.2.Самодеятельное художественное творчество, как

  духовно-нравственный аспект развития общества.

 

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. Сложившаяся кризисная ситуация во многом изменила нормы и правила жизнедеятельности субъектов и объектов социально-культурной сферы и в последнее время мы можем говорить о повышенном интересе общества к сохранению и возрождению национальных культурных традиций.

«Духовно богатая талантливая личность не может не осознавать себя таковой, способна к подлинному самоуважению. Вот это - осознание человеком своего нравственного значения и есть первоначальный элемент нравственной культуры, которая эффективно может развиваться в процессе любительской творческой деятельности».

Таким образом, рассматривая вопрос о современной ситуации в развитии художественного самодеятельного творчества, мы не можем не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивали каждому краю свою самобытность и неповторимость.
Во многих селах, городах, забыты и утеряны традиции и обычаи предков. Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.
В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве.

Увлечение народным творчеством и изучением культурных традиций раскрывает человека изнутри, воздействует на творческое сознание, т.е. происходит раскрытие его эмоционально - психологических чувств через формирование нравственно-эстетической культуры, что значительно расширяет круг любителей за пределами массового творчества клубных учреждений, при наличии творческой самореализации.

Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.
При постижении социально-культурной динамики самодеятельного художественного творчества, в праве говорить о процессе социализации, касающемся ряда особенностей, которые влияют на организационные формы воздействия на личность. Это неоднородность коллектива, изолированность системы которого в результате наличия общего увлечения приводит к достижению равновесия-однородности коллектива. Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я». При этом самобытность внутреннего мира личности не нарушается. Напротив, в процессе обучения индивид получает возможность обрести свободу творческого выбора.

Стремление к самовыражению, к более полной реализации своих потенциальных возможностей, является одним из движущих мотивов в различных областях человеческой жизни, в том числе и в сфере свободного времени. Поэтому важным условием гармонического развития личности является организация культурно - досуговой деятельности, а в частности организация самодеятельного художественного творчества, что способствуюет самоопределению личности в обществе. С помощью полученных знаний и навыков человек углубляет свой практический опыт, саморазвивается, самообразовывается, самореализуется. Ведь, самодеятельное художественное творчество как творчество любительское есть сугубо добровольное, не стесненное никакими внешними рамками долженствования и обязанности, то есть нормативностью как регулятором, как одним из рычагов управления, оно движется прежде всего интересами.

 

 



2019-12-29 727 Обсуждений (0)
Глава 2.  Условия для развития самодеятельного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2.  Условия для развития самодеятельного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (727)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)