Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации.



2019-12-29 146 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Публичный доклад директора ОУ.

Кисляков Н.Н.,

Директор МОУ СОШ №30, доцент кафедры управления развитием образования ТОИУУ.

 

 

                                         Введение.

          

   Понятия «открытость образования» или «открытость образовательной среды» - довольно новые термины в сфере образования. Однако они уже имеют множество различных трактовок. В интересующем нас понимании, открытость образования - это возможность получения информации об образовательном процессе и его результатах обучающимися и их родителями. С одной стороны, такое толкование является несколько зауженным в части субъектов получения информации. С другой оно выводит на более широкое осмысление открытости образования как социокультурного феномена. И речь уже может идти об открытости образовательной среды, как принципе образования, предусматривающем интеграцию образовательных учреждений и социума.

    Постановка задачи обеспечения «открытости» системы образования обусловлена изменением механизмов управления и финансирования в современном образовании.

    Образование – общественное благо. Его результаты важны для государства, общественности, работодателей. Все заинтересованы в высоком качестве образования. При этом представления о желаемом качестве у заинтересованных сторон различаются. Отсюда политика открытости системы образования направлена на построение механизмов эффективного учета социального заказа к системе образования, интересов потребителей образовательных услуг при разработке программы развития муниципальной системы образования, программ учреждений.

    Образование финансируется государством из бюджета, формируемого за счет налогоплательщиков. С этих позиций представление открытой и объективной информации о состоянии и результатах функционирования системы реализует ответственность органов управления за эффективность использования полученных средств.

    С другой стороны, сегодня все острее ощущается дефицит государственного финансирования, что ставит перед системой образования задачу поиска дополнительных ресурсов. В этих условиях политика «открытости» позволяет привлечь внимание общественности к проблемам образования и обеспечить ее деятельностное участие в их решении, в том числе инвестирование.

    Ежегодные Доклады о состоянии и результатах деятельности системы образования на всех уровнях, включая отчеты общеобразовательных учреждений, позволяет сделать образование более открытом для общественности. С одной стороны, это даст возможность адекватнее оценить качество образовательных услуг, предоставляемых учреждениями и системами, а с другой – выявить инвестиционную привлекательность/непривлекательность различных образовательных проектов.

    Публикация ежегодных Докладов способствует решению ряда стратегических и организационно-политических задач управления системой образования:

·   повышения открытости системы образования;

· вовлечения в диалог о направлениях развития систем образования на региональных и муниципальных уровнях различных социальных и профессиональных групп;

· осуществления общественной экспертизы принимаемых решений по развитию образовательной системы на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения;

 · повышения информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований;

· удовлетворения информационных потребностей различных групп пользователей (органов власти, педагогов, родителей, детей, работодателей СМИ);

· создания информационного обеспечения рынка образовательных услуг.

В 2004 г. мероприятия по развитию системы публичной отчетности образовательных учреждений были включены в состав Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 г., одобренных на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (направление "Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования"). Существенным стимулом развития практики подготовки публичных докладов стал национальный проект "Образование". В соответствии с приказом Минобрнауки России от 07.03.06 № 46 "Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора общеразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы", предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности учреждения, в т. ч., при наличии технической возможности, через интернет-сайт, рассматривается как один из критериев участия в конкурсном отборе.
   Составной частью национального проекта «Образование» являются комплексные проекты модернизации региональных систем образования, которые предусматривают введение новой системы оплаты труда работников сферы образования, переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, развитие сети общеобразовательных учреждений региона, расширение общественного участия в управлении образованием. В рамках подготовки конкурса регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО), показатель "Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности", включается в состав показателей заявки регионов на участие в конкурсе по направлению "Расширение общественного участия в управлении образованием". Наш регион принимает участие в данном конкурсе с года. На данный момент публичная отчетность уже выходит за рамки инновации, характерной для ограниченного количества образовательных учреждений, непосредственно включенных в проект модернизации, а становится неотъемлемым атрибутом современной школы.

Как видно из нормативных документов, первоначальной и основной задачей публичного доклада образовательного учреждения являлось повышение инвестиционной привлекательности школы. В условиях перехода на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, обострения конкурентной борьбы школ за ученика, добавилась задача повышения конкурентоспособности образовательного учреждения, в том числе путем создания системы специфической социальной рекламы образовательных услуг, предоставляемых данной конкретной школой, то, что на языке бизнеса называется «брендинг». Решение этих задач невозможно без развития системы связей и отношений с социумом - родительской общественностью, социальными партнерами, местным сообществом. Основой же эффективных отношений и партнерского сотрудничества служит взаимный обмен информацией. Поэтому образовательное учреждение в современных условиях вынуждено формировать систему информационной работы с общественностью. Этого же требует процесс становления системы государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

В этой системе публичный доклад играет ключевую роль, имеет значение ведущего общедоступного источника актуальной и достоверной информации об образовательном учреждении. При этом можно прогнозировать, что в ближайшем будущем роль его будет постоянно возрастать по мере роста информационной грамотности населения и расширения доступности информационных ресурсов.

 

    Публичный доклад представляет собой результаты проведенного комплексного анализа системы образования на основе данных государственной статистической отчетности и специальных мониторинговых исследований. Поэтому его подготовка предлагает серьезную работу по сбору данных, их интерпретации и анализу, что способствует:

· актуализации имеющейся информации для управленцев;

· выявлению дефицита достоверной информации и принятии мер к его восполнению;

· организации коллективного управленческого анализа ситуации с использованием эмпирических данных;

· выявлению объективных тенденций развития системы;

· пониманию проблем развития системы и определению перспективных путей их решения.

    Сочетание в структуре Доклада, принципах и механизмах его подготовки – ответственной самооценки и внешней оценки, фиксирующих возможные недостатки, «точки роста», перспективы развития позволяют рассматривать Доклад как инструмент управления качеством образования.

    Периодичность подготовки Докладов (ежегодные) позволяет осуществлять мониторинг функционирования и развития системы образования, отслеживать результативность реализации управленческих решений. 

    Такие аспекты подготовки Докладов, как утверждения структуры Доклада органом государственно-общественного управления и представления проекта Доклада на его расширенном заседании для обсуждения, привлечение членов органов государственно- общественного управления к подготовке Доклада раскрывают значение Доклада как важного элемента системы государственно – общественного управления.

 

                Что такое Публичный доклад школы?

    Публичный доклад школы – ежегодное аналитическое издание, содержащее комплексную характеристику актуального состояния образовательного учреждения, содержания его деятельности за отчетный (годичный) период динамики основных показателей развития.

Публичность Доклада выражается в обязательном его представлении общественности – родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем заинтересованным лицами: в виде отдельного издания, через СМИ, в сети Интернет.

        

                    Основное назначение Доклада школы:

- привлечение дополнительного социального ресурса – ресурса доверия и поддержки (что позволит затем привлекать и дополнительный материальный ресурс);

- повышение качества образования (за счёт учёта требований потребителя);

- достижение договоренности с общественностью относительно целей развития школы (механизм согласования);

- распределение ответственности за судьбу ребенка между родителями и школой;

- повышение прозрачности правил и процедур регламентирующих уклад жизни школы;

- выработка и корректировка плана работы школы на новый учебный год – программы изменений и развития;

- отчет о выполнении обязательств перед общественностью, которая брала школа в текущем году.

                 Целевые группы Доклада.

 Основными целевыми группами, для которых готовится Доклад образовательного учреждения, являются родители, социальные партнёры, местная общественность, учредитель, обучающиеся.

С помощью Доклада родители смогут получить информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, правилах и процедурах приема, условия обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования внебюджетных средств.

Социальным партнерам школы Доклад позволит конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее важные потребности учреждения, осознать свой вклад в его развитие.

Местной общественности доклад дает представление об активности школы в социуме, о достижениях школы и ее учащихся, приносящих «славу», а также раскрывает проблемы, требующие активного участия общественности.

Для учредителя доклад позволяет получить более широкое представление о школе, чем то, которое формируется на основе традиционных форм отчетности, оценить не отдельные достижения или проблемы школы, а эффективность реализации ею стратегии развития.

Доклад полезен для работников школы, которые далеко не всегда в полной мере информированы о деятельности учреждения.

Знакомство с докладом, а в идеале включение в процесс его обсуждения важно для учащихся школы, позволяет им сознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни.

         Выгоды и риски публикации доклада.

 Для принятия окончательного решения о подготовке доклада администрации школы следует учесть возможные выгоды и риски. В приведённой ниже таблице указаны наиболее явные из них.

    Возможные выгоды и риски публикации открытого Доклада.

 

Выгоды Риски
1. Получение общественного признания 1. При публикации важной для общественности информации возможны санкции со стороны органа управления образованием (например, информация о дополнительных занятиях может быть расценена как перегрузка учащихся и т.п.)
2.Привлечение внимания общественности и власти к деятельности школы, её проблемам и успехом 2. Опасность негативного отношения к школе после открытия некоторой информации. Вместо поддержки можно получить порицание давление и т.п.
3.Получение ресурса доверия и поддержки школы от различных общественных групп 3. Утрата контроля и ослабление власти школьной администрации
4. Возможность защиты от непродуманных решений органов власти (за счет формирования общественного мнения) 4. Негативное отношение самих работников школы, так как по итогам информирования им придётся вести дополнительную деятельность по работе с представителями общественности и устранению существующих недостатков
5. Создание системы внешней оценки деятельности школы и её использования в целях развития школы

 

                               Задачи публичного доклада.

Публичный доклад выходит за рамки традиционного отчета, основной целью которого является отчитаться перед вышестоящими органами управления образованием. В современных условиях он превращается в один из базовых документов управления развитием образовательного учреждения.

Главными задачами публичного доклада как средства информирования считаются:

- повышение открытости системы образования;

- информирование общественности об особенностях организации образовательного процесса, укладе жизни образовательного учреждения, о планируемых изменениях и нововведениях;

- создание информационного обеспечения рынка образовательных услуг;

- отчет о выполнении государственного стандарта и общественного заказа на образование;

- получение общественного признания успехов образовательного учреждения;

- привлечение внимания общественности, учредителя и власти к проблемам образовательного учреждения;

- проведение общественной экспертизы политико-управленческих
решений, стратегий и программ развития образования.

Публичный доклад - это одна из форм представления результатов комплексного самоанализа деятельности образовательного учреждения, ориентированного на внешнего наблюдателя. А это заставляет анализировать и отображать деятельность образовательного учреждения не только специфическими внутрикорпоративными методами, а подбирать иной инструментарий, создающий картину понятную широкой аудитории непедагогической общественности.

Основными целевыми группами публичного доклада являются родители учащихся, сами учащиеся, социальные партнеры образовательного учреждения (как реальные, так и потенциальные), местная общественность. Кроме этого доклад может привлекать внимание учредителя, органа управления образованием, местных органов власти. Удовлетворить информационные запросы всех - задача непростая, ведь каждый стремится получить интересующую именно его информацию.

Родителям учащихся публичный доклад должен дать информацию об образовательных услугах, предоставляемых школой, о правилах и процедурах приема, об условиях обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств.

Социальным партнерам - продемонстрировать выгоды сотрудничества и наиболее важные потребности образовательного учреждения.

Местной общественности публичный доклад должен дать представление об активности образовательного учреждения в социуме, о его достижениях и успехах, а также раскрыть проблемы, требующие ее активного участия.

Учредителю и органам управления образованием предоставить более полную и адекватную информацию об образовательном учреждении, об эффективности реализации его стратегии развития.

Учащимся знакомство с публичным докладом и включение в процесс его обсуждения позволит осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни и деятельности своей школы.

Но публичный доклад должен выполнять не только информативную функцию, но и побудительную, т.е. на основе изложенной информации, представленных идей, сформулированных целей образовательного учреждения добиться таких эффектов, как:

- формирование конкретных установок на отношение целевой группы к
образовательному учреждению (например, доверие, уважение, стремление
участвовать в жизни школы, помогать в решении проблем и т. д.);

- побуждение целевой аудитории к конкретным действиям, которые
отвечают интересам образовательного учреждения (поступление в школу,
благотворительный взнос, софинансирование социального проекта и т. д.).

Кроме этого сбор и анализ информации об эффективности жизнедеятельности образовательной системы - непременное условие принятия обдуманных и адекватных политико-управленческих решений, разработки обоснованных стратегий и программ развития. Периодичность подготовки докладов позволяет осуществлять постоянный самоанализ функционирования и развития школы, отслеживать результативность реализации управленческих решений. На первый план, как управленческий инструмент, здесь выходит не конечный результат - текст доклада - а именно процессы его подготовки и последующей работы с опубликованным документом. При этом публичная отчетность становится обязательным элементом управления образовательным учреждением, ориентированного на результат. Но это требует подхода к докладу как к объекту управления и постановки соответствующей группы задач, которые предполагается решить в процессе подготовки и презентации доклада.

Итак, публичный доклад призван удовлетворить интересы окружающего социума, с одной стороны, а с дугой - самого образовательного учреждения. Поэтому наиболее эффективно будут решаться задачи, сфокусированные в зоне пересечения интересов школы и внешней аудитории. Этот же критерий взаимного интереса должен быть ведущим при отборе содержания публичного доклада.  

Основные требования к структуре и форме Публичного Доклада.             Структура Доклада должна быть четкой и отражать логику Доклада. Структура Доклада представлена в содержании и включает разделы и подразделы. Не надо отказываться от деления на подразделы из-за их небольшого объема. Подробное деление помогает читателю лучше ориентироваться в докладе и отделяет один сюжет от другого.

Структура Публичных докладов различных школ может отличаться друг от друга. Отличия в структуре Докладов определяются, прежде всего, особенностями основного адресата (целевой группы). Например, содержание Доклада, адресованного преимущественно родителям будет отличаться от Доклада, ориентированного, прежде всего, на социальных партнеров или спонсоров. На содержание документа будут влиять характеристики родительской и местной общественности (уровень образования, уровень обеспеченности, отношение к образовательному учреждению и др.). Для определения структуры будущего Доклада можно провести изучение информационного запроса основных потребителей. Другим важным фактором, определяющим содержание Доклада, является подход авторов к позиционированию своего учреждения в системе образования, на рынке образовательных услуг и задачи, которые авторы предлагают решить с помощью доклада.

Если Доклад публикуется учреждением впервые, то его содержание может отличиться по структуре от всех последующих. Так, например, подробная характеристика внешних условий функционирования учреждения или информация об основных целях и задач развития школы, будет важна при первичной публикации, но в дальнейшем ее можно исключить.

Очень важно отметить, что Доклад должен иметь раздел, в котором представлены планы развития образовательного учреждения на следующий учебный год и ближайшую перспективу. Тем самым общественность будет информирована о том, какие шаги планирует предпринять учреждение для поддержки позитивных процессов и решения возникших проблем. Выполнение этих планов – предмет для обсуждения в следующем Публичном Докладе.

Язык доклада должен быть понятным читателю. Необходимо избегать специальной терминологии. Если же термин по необходимости используется, то надо давать соответствующие разъяснения. В ряде изданий принято давать в приложении глосаррий, но представляется, что в подобном Публичном докладе достаточно пояснений в сносках.

Аналогично – с употреблением аббревиатур, которые часто понятны и привычны для авторов – работников системы образования, но представляют собой загадку для большинства читателей.

Иногда при подготовке докладов используют фрагменты из подготовленных ранее текстов и справок. В этом случае необходимо отредактировать текст, чтобы обеспечить единство стиля и языка.

Использование других аналитических материалов или данных ранее проведенных обследований делает текст более интересным и разнообразным, позволяет дать читателю более полную картину. Однако, если используются какие – либо данные, помимо статистической отчетности, не говоря уже о социологических опросов, то необходимо давать ссылку на соответствующие обследования и отчеты.

Это же относится и к выводам аналитических исследований, если в Докладе не приведена полная аргументация со ссылкой на соответствующий источник. Оборотов типа: «Известно, что …..», «Принято считать, что …..» и т.п. лучше избегать.

Для обеспечения доступности представляемых выводов для читателя Доклада необходимо максимально использовать средства наглядности: графически, диаграммы, схемы, рисунки.

Иллюстрации в виде графиков и диаграммы позволяют:

- визуализировать представленные данные;

- наглядно представить тенденции развития системы;

- иллюстрировать выводы автора доклада.

По возможности в тексте надо избегать перечислений большого объема цифровых данных. На основе таким образом представленной информации читателю трудно сделать необходимые выводы. В принципе для большинства читателей важны не значения показателей сами по себе, а те тенденции, которые отражает их динамика, или сопоставление со значениями по сопоставимым образовательным системам и т.п.

Лучшим вариантом является перевод числовых данных в графическую форму или замена соответствующего фрагмента аналитическим текстом с комментариями с отсылкой к таблице в тексте (если она небольшая) или в приложении (если таблица объемная).

В целом стоит ограничить использование в тексте таблиц. Непрофессиональный читатель не всегда может в полной мере воспринять информацию, которая представлена в табличной форме, особенно, если таблица достаточно велика и в ней приведены не относительные данные (динамика, структура и т.п.), а абсолютные значения тех или иных показателей. Более того, опыт подготовки Публичных докладов показывает, что сами авторы-разработчики Доклада, ориентируясь на табличную форму представления информации, могут неверно интерпретировать количественные данные и сделать ошибочные выводы.

Массивы количественных данных в таблицах могут быть в большинстве случаев успешно заменены графиками. Часть необходимых таблиц рекомендуется помещать в приложении.

Работа с графиками и диаграммами сама по себе также требует специальных навыков. Существуют различные виды диаграмм и для каждого конкретного примера необходимо выбирать наиболее подходящий.

Таким образом, наглядность позволяет сделать текст Доклада более понятным и доступным. Кроме того, наличие ярких побуждает к более основательному знакомству.

При подготовке Доклада к изданию необходимо привлекать редактора, корректора, художника.

Основная дизайнерская работа по оформлению Доклада осуществляется, как правило, на стадии подготовки его к изданию. На этом же этапе осуществляется редактирование текста.

При подготовки Доклада к изданию необходимо привлекать редактора, корректора и художника-дизайнера. Те, кто много пишет, прекрасно знают, что очень сложно увидеть в собственном тексте неудачные фразы. Для этого необходимо «взгляд со стороны».

Публикация открытого Доклада учебного заведения имеет свои особенности. Этот Доклад содержит данные о конкретном юридическом лице, которые, в соответствии с действующим законодательством, не могут быть опубликованы без согласия руководителя данной организации. Если подпись руководителя не стоит под Докладом или он не является одним из авторов, что должно быть отражено в выходных данных издания, то необходимо получить его официальную согласие на публикацию данных.

Анализ уже опубликованных публичных докладов образовательных учреждений, проведенный Т. А. Мерцаловой, ведущим научным сотрудником Центра стратегических разработок ГОУ ВПО Московской области «Академии социального развития», позволил ей выделить три основных подхода к формированию и структуры и содержания публичного доклада.



2019-12-29 146 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)