Ill . Подготовка Доклада
Подготовка Доклада является длительным организованным процессом (от 6 до 9 мес.) и включает в себя следующие этапы: - утверждение состава и руководителя (координатора) рабочей группы, ответственной за подготовку Доклада (как правило, соответствующая рабочая группа включает в себя представителей администрации, органа (органов) самоуправления общеобразовательного учреждения, педагогов, обучающихся ) и их родителей; -утверждение графика работы по подготовке Доклада; - разработка структуры Доклада (может осуществляться на специальном проектном семинаре); - утверждение структуры доклада; - сбор необходимых для Доклада данных (в том числе посредством опросов, анкетирования, иных социологических методов, мониторинга); - написание всех отдельных разделов доклада, его аннотации, сокращенного (например, для публикации в местных СМИ) варианта; - представление проекта Доклада на расширенное заседание органа самоуправления общеобразовательного учреждения, обсуждение; - доработка проекта Доклада по результатам обсуждения; - утверждение Доклада (в том числе сокращенного его варианта) и подготовка его к публикации. IV . Публикация Доклада Подготовленный утвержденный Доклад публикуется и доводится до общественности. В целях публикации и презентации Доклада рекомендуются: - проведение специального общешкольного родительского собрания (конференции), педагогического совета или (и) собрания трудового коллектива, собраний и встреч с учащимися; - выпуск сборника (брошюры) с полным текстом Доклада; - направление электронного файла с текстом Доклада в семьи обучающихся, имеющие домашние компьютеры; - публикация сокращенного варианта Доклада в местных СМИ; - размещение Доклада на Интернет-сайте общеобразовательного учреждения; - распространение в школьном микрорайоне информационных листков с кратким вариантом Доклада и указанием адреса Интернет-сайта, где расположен полный текст Доклада. Информирование общественности может проводиться также через муниципальные информационно-методические центры, органы местной администрации. В Докладе целесообразно указать формы обратной связи - способы (включая электронные) направления в общеобразовательное учреждение вопросов, замечаний и предложений по Докладу и связанными с ним различными аспектами деятельности общеобразовательного учреждения. Методика презентации публичной информации об итогах деятельности образовательного учреждения в условиях государственно-общественного управления.
Всю необходимую для публикации информацию можно разделить на две части: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация собирается на уровня школы. Большая ее часть традиционно обрабатывается школой. Часть же информации, интересующее внешних потребителей, отсутствует в традиционно статистическом наблюдении школы, но может быть получена за счет: - обработки имеющихся данных; - проведения локальных социологических исследований, опросов (например, средняя нагрузка на ученика в неделю, включая занятия дома и системе дополнительного образования); - организации мониторинга конкретных процессов (например, публикации о школе в СМИ, Интерн и других изданиях); - организации учета данных (например, число структура репетиторских занятий). - на основе результатов внутришкольного мониторинга как системы оперативного управления качеством образования. Таким образом, школе вполне по силам обеспечить получение всей необходимой для доклада внутренней информации. Сложнее обстоит дело с внешней информацией которая имеется у других образовательных учреждений, у органов управления образованием, у opraнов внутренних дел и здравоохранения и т.д. Например публикуя данные итоговой аттестации, школе очень важно приводить .средний балл ЕГЭ по предмету сравнении с другими школами своего муниципалитета, что позволит родителям оценивать качество образования конкретной школы и принимать решение о выборе школы . Но хорошо известно, что получение внешней информации бывает порой крайне затруднительно. Понимая все существующие трудности, школы придется самостоятельна разрабатывать и реализовывать собственные стратегии получения необходимой информации. Но в любом случае; качестве основного подхода следует реализовать стратегию договорных отношений с учредителем и другими организациями и ведомствами. Результаты соответствующих переговоров будут напрямую зависеть от степени участия в них широкой общественности и органов общественного управления школой. Методы анализа и обработки информации. Необходимо помнить, что отчет директора школы ежегодный и ввиду этого он должен позволять отражать постоянный анализ, планирование целей и действий на последующий период. Задача Доклада – не только и не столько представление информации, сколько ее анализ и интерпретация. Читателю важны не только факты, но и их оценка. При этом, как отмечалось, многие потребители информации о деятельности школы не являются специалистами в области образования, поэтому представленная в Докладе информации должна быть им понятна. В связи с этим можно дать следующие рекомендации: 1) Отчет не должен содержать лишь количестве данные, оформленные в таблицы. 2) Хорошо использовать визуальные способы представления данных: схемы, графики и диаграммы 3) В каждом разделе необходимо делать понятные итоговые выводы для разъяснения приведенных данных. Эксперты отмечают, что в образовании, как и вообще в социальной сфере (за редким исключением ) нет объективных эталонов или аналитически -рассчитываемых нормативов, сравнение с которыми позволило бы сказать, насколько эффективна та или иная система образования, насколько хороши отдельные ее показатели. Поэтому качественная оценка состояния и результатов системы образования (ответ типа «хорошо» или «плохо») может быть сделана только на основе сопоставительногоанализа, в сравнении с другими системами, находящимися в сходных условиях. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования являются: динамический анализ - анализ изменений показателей во времени (за несколько лет), сопоставительный анализ - сравнение характеристик системы с характеристиками аналогичных образовательных систем. Для родителей ценной будет информация в сравнении с другими образовательными учреждениями (особенно, если последние находятся в одном микрорайоне). При этом для сравнения нужно выбирать те школы, которые обладают схожими характеристиками, чтобы избежать неправомерных сопоставлений. Процедура подготовки доклада. Подготовка Доклада является длительным процессом и включает в себя следующие организационные этапы: 1. Принятие решения о подготовке Доклада. В развитой системе государственно-общественного управления данное решение принимается Управляющим советом общеобразовательного учреждения. Другой вариант: решение принимается руководите лем образовательного учреждения по согласованию с Попечительскими советами различного уровня, Советами школ, родительскими комитетами. 2. Формирование рабочей группы, утверждение координатора работ. Состав рабочей группы утверждается приказом руководителя школы и включает, как правило, следующих работников школы: заместители директора школы, бухгалтер (экономист), методисты, педагоги, члены органа государственно-общественного управления (Управляющего (Попечительского) совета, Совета школы), учащиеся. 3. Утверждение плана-графика работ. Детальной проработке плана-графика выполнения работ следует уделить значительное внимание, особенно при подготовке первых Докладов. Сложность и ответственность работы обусловливает необходимость выделения значительного объема времени у администрации и работников школы, график которых и так чрезвычайно насыщен. Как правило, Доклад готовится к презентации на августовской конференции, которой, с одной стороны, предшествует период отпусков, а до этого - проведение итоговой аттестации и завершения учебного года, предполагающие практически полную занятость основных авторов докладов. 4. Разработка и согласование аннотированного макета Публичного доклада. Макет Доклада отражает его структуру, основное содержание каждого раздела и включает список диаграмм и таблиц, необходимых для аналитических заключений. Фактически речь идет о плане-проспекте будущего издания. Разработка макета позволяет более четко структурировать Доклад, выделить разделы и подразделы, определить перечень показателей для сопоставительного анализа. Качественная проработка аннотированной версии макета облегчает подготовку базовой версии Доклада и экономит время. Макет Доклада должен быть согласован с органом государственно-общественного управления. Для разработки оптимального макета Доклада полезно провести изучение информационного запроса целевых групп посредством проведения опроса родителей, учащихся, педагогов и партнеров школы относительно информации, в которой они заинтересованы. Возможным вариантом является привлечение представителей целевых групп к разработке макета в рамках проектного семинара. 5. Формирование базы данных Доклада (сбор и обработка данных. Сложность данного этапа для исполнителей определяется качеством сложившейся в органе управления (учреждении) системы сбора информации. Сбор данных для подготовки Докладов включает формирование запроса на дополнительные статистические данные в органы государственной статистики (например, данные по численности населения, рождаемости). Также возможно потребуется запрос на данные для сопоставительного анализа (межмуниципального, межшкольного) в организации, владеющие информацией. 6. Создание текста Доклада. Результатом данного этапа является создание проекта Доклада, на основе которого готовятся проекты вариативных версий для различных целевых групп и форм презентации. 7. Согласование и утверждение текста Доклада . Процедура согласования и утверждения проекта Доклада может быть вариативной и зависит от существующей ЕС органах управления образованием организационно-управленческой культуры, а также от масштаба реализации в них принципа государственно-общественного управления. Оптимальным вариантом является проведение публичной экспертизы-обсуждения проекта Доклада с привлечением представителей целевых групп Доклада. По результатам обсуждения Доклад дорабатывается и утверждается решением органа государственно-общественного управления. 8. Подготовка к публикации и распространению. Специфика некоторых целевых групп доклада(«заинтересованные непрофессионалы») и новизна для специалистов системы образования некоторых задач, для решения которых используется Доклад (связи с общественностью), предполагает серьезное внимание к стилю и качеству оформления Доклада. Календарный план подготовки Доклада,
Презентация Доклада. После того как Доклад подготовлен, его необходимо довести до общественности. Какие же способы доставки информации до потенциальных читателей могут быть использованы? - Проведение родительских собраний, встреч с учащимися и заинтересованными группами. Во время этих мероприятий может быть произведена презентация основных результатов деятельности школы для всех присутствующих. Обязательно следует представить отчет на педагогическом совете и на заседании школьного Управляющего совета или иного органа общественного управления школой. - Выпуск сборника с полным текстом отчета. Тираж издания зависит от возможностей школы. Но оптимально было бы обеспечить экземпляром каждый класс и несколько экземпляров подготовить для школьной библиотеки и социальных партнеров образовательного учреждения. Открытый Доклад школы, наряду с Уставом и об разовательной программой школы, должны быть доступны для ознакомления для всех участников образовательного процесса - учащихся, учителей и родителей. - Каждая семья учащегося школы, имеющая домашним компьютер, может получить электронный файл с текстом отчета. - Краткий анонс и наиболее важные сведения могут быть опубликованы в средствах массовой информации. - Несомненно, что отчет должен быть полностью размещен на сайте школы. Этот способ может оказаться весьма эффективным, так как число людей, имеющих возможность выхода в Интернет, постоянно растет. Так как одной из целей публикации отчета является привлечение в школу новых учеников, то образовательному учреждению следует предпринять усилия, чтобы проинформировать родителей потенциальных учеников о результатах своей деятельности и об условиях обучения. Здесь может помочь: - проведение дня открытых дверей, в рамка которого отчет будет представлен родителям; - распространение в школьном микрорайон информационных листков с кратким вариантом от чета и указанием адреса школьного сайта, где рас положен полный текст, В случае, если органы управления образованием поддержат практику публикации школьных отчётов, то информирование общественности может проводиться через муниципальные информационно-методические центры. Получение обратной связи: оценка открытого Доклада школы. Именно ежегодный Публичный догляд способен стать, источником разнообразной достоверной информации, эффективным инструмент внешней оценки деятельности школы. Поэтому после презентации Доклада необходимо обеспечить получение обратной связи (отзывы, отклики мнения и оценки) от школьной общественности по поводу опубликованной информации. С этой целью целесообразно сделать следующие шаги. 1. Необходимо направить Доклад для ознакомления родителям школы и проконтролировать, что он дошел до адресата. Для этого следует обеспечить каждый класс одним-двумя экземплярами сборника с полным текстом доклада. Тогда каждая семья будет иметь возможность поочередно прочитать доклад. Кроме того, все семьи у которых имеется компьютер, могут получить электронный вариант текста. Вместе с электронной бумажной версией текста Доклада необходимо предложить анкету дли добровольного заполнения, которая позволит выяснить мнение родителей о результатах работы школы в текущем учебном году на :основе опубликованных данных. Ясно, что не все родители сочтут нужным отвечать на поставленные вопросы, но всегда найдутся семьи, которые отнесутся к этой деятельности с пониманием. Тем более, если решение о публикации Доклада принималось с учетом мнения родителей, то число таких семей будет гораздо больше, чем в случае неучастия родителей, общественности в принятии этого решения. Отношение к оценке Доклада будет иным, если в его подготовке принимали участие представители родительской общественности - школьные управляющие, члены родительского комитета. Тогда они могут организовывать работу по : оцёнке родителями доклада школы, В состав анкеты могут войти самые разные вопросы, примеры наиболее важных из них: - Доступным ли языком написан Доклад? - Понятны ли и верны, на Ваш взгляд, представленные в Докладе выводы и заключения? - Насколько правдоподобна опубликованная информация? - Какая важная информация оказалась не отлаженной в Докладе? -Учтены ли мнения и пожелания, которые были высказаны родителями после публикации предыдущего Доклада? - Стоит ли продолжать публикацию Доклада в дальнейшем? Кроме вопросов в анкете необходимо предусмотреть раздел, в котором можно было бы высказать предложения, замечания и комментарии относительно представленного Доклада. 2. Обязательно следует выяснить мнение учащихся, членов школьных органов управления (как административных, так и общественных), партнеров школы. Здесь также можно использовать анкетирование, но не менее эффективным будет проведение интервью с обязательной фиксацией высказанных оценок. На этом этапе также необходимо активное участие общественности школы в лице Управляющего или Попечительского советов или иного совета образовательного учреждения в качестве инициатора, организатора и координатора такой работы. В противном случае все высказанные мнения будут связываться с позицией руководства школы и близкой к ней группы «инициативных» родителей. 3. Проведение обработки анкет и всех устных мнений, отзывов и предложений. В обобщенном виде результаты опросов необходимо сделать предметом специального обсуждения школьного совета (Попечительского, Управляющего и т.п.). Совместно с администрацией школы члены совета должны принять решение, какие из высказанных мнений должны быть учтены при принятии конкретных решений относительно деятельности школы. 4. Принятие решений. На данном этапе принимаются решения с учетом мнения общественности, выявленного в рамках опросов, проведенных для публикации Доклада. Решения могут касаться: - корректировки плана работы школы на следующий учебный год; - предложений для программы развития образовательного учреждения; - формирования или корректировки программы повышения качества образования в школе; - заключения договоров и развития договорных отношений между всеми участниками образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения; - разработки конкретных узконаправленных программ для преодоления выявленных проблем (например, по организации школьного питания); - разработки (совершенствования) системы внутришколыюго мониторинга и статистического наблюдения и т.п. Крайне важным эффектом, связанным с деятельностью по подготовке Доклада, является изменение характера управления образовательным учреждением. Для того чтобы подготовить качественный Доклад и сделать его эффективным инструментом формирования школьной образовательной политики, необходимо обеспечить участие общественности на всех этапах работы с Докладом. Поэтому отдельный комплекс решений может и должен приниматься относительно развития форм общественного участия в управлении образовательным учреждением. Такие решения будут касаться создания и поддержки деятельности органов общественного управления, создания системы ученического самоуправления, распределения ответственности и полномочий между школьной администрацией и общественными структурами. 5. С учетом общественной оценки Доклада и принятых решений необходимо провести корректировку плана работы школы на новый учебный год и утвердить его на Совете школы. 6. Информирование школьной общественности. Утвержденный план следует довести до выделить те направлений, разделы и мероприятия, которые были внесены или изменены по предложению общественности. Такой шаг позволит показать, что общественное мнение значимо для школы и не может быть проигнорировано. К тому же, именно по этим направлениям школа будет отчитываться в следующем году при публикации нового Доклада.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (136)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |