Индексирование – процесс выражения содержания документа и (или) запроса на информационно поисковом языке (ИПЯ).
Аналитико-синтетическая переработка информации. Вторичные документы. Современное общество предъявляет к профессионалу любой сферы деятельности высокие требования. Приходиться констатировать тот факт, что базовых знаний, получаемых в вузе, хватает на первые 3-5 лет профессиональной карьеры. По прошествии этого времени наибольшая часть полученной информации устаревает. Для того чтобы быть «на гребне волны», оставаться конкурентно способным работнику приходится постоянно обновлять знания в своей сфере деятельности, т.е. заниматься самообразованием. Процесс самообразования подразумевает самостоятельную работу человека по извлечению знаний из массива существующей информации, представленной как в книжном, так и в электронном вариантах. Данная проблема требует наличия ряда навыков и умений рациональной работы с информацией. К ключевым моментам относится навыки поиска источников информации, извлечение необходимой информации из найденных источников и ее переработка с целью дальнейшего использования. Все три перечисленных навыка тесно взаимосвязаны и требуют владения приемами свертывания (развертывания) информации. В рамках прошлого занятия Вы познакомились со следующими понятиями: документ, первичный документ; рассмотрели структуру документального потока, виды и типы документов. Сегодня вы рассмотрим методы аналитико-синтетической переработки информации и получаемые в результате ее виды вторичных документов, Кроме того вы познакомитесь с государственной системой информации, которая занимается подготовкой библиографической информации. Документальный поток – это множество взаимосвязанных документов разного типа, вида и на различных носителях. Документальный поток имеет сложную структуру и его удвоение носит лавинообразный характер. В настоящее время отдельному человеку не под силу отследить весь объем документов, выпускаемых по какой либо отрасли знаний. Еще с древнейших времен, как только собрание документов достигало сложно обозримой и управляемой величины (т.е. большого объема ), возникала необходимость его представления в сжатой форме. Тогда и стали появляться прототипы современных методов свертывания информации. Свертывание информации – это методы представления информации в особой экономичной знаковой форме, которая способствует всестороннему и рациональному ее использованию. Свертывание (развертывание) информации – изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением (или увеличением) его информативности. Например. Примерами высокого уровня обобщения больших фрагментов текстов могут служить заголовки и подзаголовки в документах, фразы в аннотациях, тезисы к докладам и тд. Свертывание информации – мы имеем дело с текстом, сообщением, не ограничиваемым рамками определенного документа. Мы преобразуем текст тем или иным способом с целью уменьшения (или увеличения) его физического объема с оставлением в нем необходимых «смысловых вех», «следов». Свертывание (развертывание) информации (документа) осуществляется методами, которые лежат в основе всех видов познавательной деятельности людей - анализа и синтеза. АНАЛИЗ (от греч. «разложение») – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы. В области информационной деятельности методы анализ/синтеза информации (документа) получили определение аналитическо-синтетической переработки (обработки). Аналитико-синтетическая переработка (АСП) - преобразование текста (документа) в процессе его анализа и извлечение необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение (синтеза) и предоставление информации в виде, соответствующем запросу (потребности). В результате обработки документ обеспечивается новыми качествами, способствующими его идентификации, поиску и распространению. При свертывании документа мы получаем новый документ. В идеальном случае задача свертывания документа сводиться к созданию ряда произвольных текстов, меньших по объему, чем исходный текст, при сохранении его основного содержания. Различают шесть основных видов информационного свертывания: - индексирование; - библиографическое описание - аннотирование; - реферирование; - конспектирование; - обзорно-аналитическая деятельность. Каждый из видов свертывания, в результате которого образуются самостоятельные ряды документов, отличается назначением, уровнем свертывания, применяемыми методами информационного анализа/синтеза. Однако все их объединяет единый принцип, сформулированный в «золотом правиле» коммуникации – эффективное общение возможно лишь на оптимальном уровне свертывания: ниже этого уровня (при излишнем свертывании) сообщение становится непонятным потребителю информации, при превышении этого уровня (излишней развернутости) – скучным, тривиальным, в результате чего степень восприятия сообщения снижается. Самая высокая степень свернутости документа достигается при индексировании – описании содержания и формы документа средствами того или иного информационного языка. Индексирование – процесс выражения содержания документа и (или) запроса на информационно поисковом языке (ИПЯ). Появление первых систем, предназначенных для хранения документальнойинформации с возможностью ее поиска, т.е. библиотек, привело к необходимости создания особых информационно-поисковых языков, отличных от естественных языков. Эти языки призваны были исключить некоторые особенности естественного языка, которые могли затруднить поиск (например, многозначность, омонимию и т. д.). Создаваемые на базе естественных языков искусственные языки, оказались языками формализованными, но обладающими, как и естественные языки, своими алфавитом, лексикой, грамматикой.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |