Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вторичный документ – документ, являющийся результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов.



2019-12-29 736 Обсуждений (0)
Вторичный документ – документ, являющийся результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Другими словами, вторичные документы – результат различных процессов информационного анализа/синтеза первичных документов с целью их комфортного, экономичного использования для выполнения различных функций деятельности.

Группа вторичных документов (ВД) степень сжатия информации первичного документа (ПД) примеры вторичных документов
1 высокая библиографическое описание, классификационный индекс документа, предметная рубрика, перечень ключевых слов;
2 средняя различные типы рефератов и аннотаций;
3 низкая обзор, конспект, дайджест, рецензия, тезисы доклада.
Вторичный документ является источником библиографической информации. Данный термин используется в профессиональной информационно-библиотечной среде.Библиографическая информация – информация о документах, необходимая для их идентификации и использования; система сведений о документе, создаваемая в целях их поиска и оповещения о них. Задачи библиографической информации – ориентация потребителей информации в потоке документов, обеспечив точную и однозначную идентификацию первичного в массе других документов, информируя о первичном документе, по возможности, раскрывая его содержание.   Соответственно сложилась информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации библиография. Под инфраструктурой в данном случае понимается совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи и технологий, обеспечивающих доступ потребителей к информационным ресурсам. Термин библиография появился в Древней Греции в 5 в. до н.э. Его значение соответствует лингвистическому смыслу составляющих его частей «biblio» - «книга» и «grafo» - «пишу», т.е. книгоописание. В научный оборот термин вошел в работах 17 в. во Франции. Ключевым для понимания термина «библиография» можно считать понятие библиографической информации. Именно ее генерирует библиография.Библиографическая информация выступает в качестве информации особого рода. Она становится самостоятельной информацией только постольку, поскольку сообщает сведения о другой информации, заключенной в конкретных документах. Она не предоставляет нам содержание этих документов в полном объеме, для этого существуют сами документы, ее функции - дать такие краткие, но исчерпывающие стандартизированные сведения, которые помогли бы найти эти документы независимо от того, где они находятся, т. е. идентифицировать документы, а также сообщить потребителю такие краткие сведения, которые помогли бы приблизительно оценить содержание документов.

Самый распространенный источник библиографической информации – библиотечные каталоги. Кроме того, выделяют следующие источники библиографической информации: реферативные журналы, экспресс – информации, библиографические указатели, библиографические обзоры, пристатейная и прикнижная библиография, базы данных и т.д.

Библиографический указатель (БУ) – издание книжного, журнального или электронного типа, содержащее БО вышедших изданий. Обычно библиографические записи в БУ идут в определенной последовательности: алфавитной, систематической (по отраслям знаний), по темам, в хронологии. Для удобства использования, быстрого разыскания необходимого материала в указатель дополнительно снабжается вспомогательными указателями: алфавитным, предметным и др. В БУ первичный документ характеризуется при помощи БО, иногда кратной аннотацией. БУ делятся на текущие и ретроспективные.

Текущие – периодические БУ, выпуски, которых регулярно и оперативно отражают вновь появившиеся документы.

Ретроспективные – БУ, отражающие массив документов какого-либо исторического периода. 

 Реферативный журнал – издание, в котором публикуются в систематизированном виде БО первичных документов с рефератами по какой-либо отрасли, предмету, проблеме и который снабжен предметным, авторским и др. указателями. 

Экспресс – информация (ЭИ) – периодическое реферативное издание, содержащее расширенные рефераты зарубежных и отечественных документов, требующих оперативного оповещения.

Библиографический обзор содержит концентрированную информацию, полученную в результате отбора, анализа, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определенной теме, за определенный промежуток времени.

Библиографическая база данных (ББД) – совокупность библиографических данных (т.е. данных характеризующих первичные или вторичные документы), организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования этими данными, представленная на машиночитаемых носителях и существующая в электронном виде. Наиболее оперативный вид вторичного документа, т.к. временной интервал между выходом документа и доведением информации о нем до потребителя наиболее минимальный на сегодняшний день. Примером ББД является электронный каталог библиотеки.

Создание библиографической информации требует специальной подготовки, а некоторые ее виды (рефераты, обзоры) - высокого профессионализма. Поэтому подготовкой вторичных документов занимаются специалисты научно-исследовательских институтов, центров информации, крупнейших библиотек страны. В нашей стране сложилась многоуровневая система подготовки и выпуска библиографии, которая включает федеральный, отраслевой и региональный уровни - Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) РФ. ГСНТИ РФ представляет собой совокупность организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих формирование и использование государственных информационных ресурсов в области науки и техники, объединяемых системой управления, единой нормативно-правовой базой, общей навигационной системой, технологическими принципами. ГСНТИ помогает преодолеть трудности, возникающие у специалистов – потребителей информации: удаленность от источника информации, «языковой барьер», необходимость отбора нужной информации в большом массиве сведений, временные задержки в получении появившейся информации и тд. ГСНТИ первоначально была сформирована в 60-х годах прошлого века и обрела "новую редакцию", когда 24 июля 1997 года Правительство Российской Федерации постановлением № 950 утвердило "Положение о государственной системе научно-технической информации". Целью создания ГСНТИ является обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг. Основной задачей ГСНТИ является обеспечение информационных потребностей ученых, специалистов, руководителей различного уровня. В состав ГСНТИ входят федеральные органы ГСНТИ и научно-технические библиотек, отраслевые органы НТИ и научно-технические библиотеки, региональные центры НТИ. Федеральные органы ГСНТИ обеспечивают формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники (их более 30 организаций информационного профиля). К ним относятся крупнейшие информационные службы России: Всероссийский Институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), Всероссийский научно-технический информационный центр Миннауки России(ВНТИЦ), Российская книжная палата (РКП) и др.

Региональные центры НТИ объединения "Росинформресурс" Минобрнауки России (69 центров в различных регионах России) осуществляют формирование, ведение и использование региональных информационных фондов, баз и банков данных, подготовку и издание информации о результатах научно-технической деятельности.

Органы НТИ отраслевого профиля осуществляют формирование, ведение и использование отраслевых фондов, баз и банков данных конкретных ведомственных структур

Российская книжная палата ( РКП) ( http :// bookchamber . ru ) - научный и методический информационный центр, который является ядром текущей российской государственной (национальной) библиографии и издает библиографические пособия, отражающие документы, опубликованные в России по всем отраслям знаний. В ее функции входит создание и хранение неприкосновенного Архива произведений печати нашей страны, государственная регистрация печатной продукции и информирование о ней. Все полиграфические предприятия обязаны поставлять в РКП обязательный бесплатный экземпляр каждого своего издания – контрольный экземпляр. Палата осуществляет учет выходящей в нашей стране многообразной печатной продукции и текущую информацию о ней. На все первичные источники создаются вторичные документы, которые потом объединяются в текущие библиографические указатели. Все вторичные источники информации РКП называются «летописями» и специализируются на отражении отдельных видов документов: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись авторефератов диссертаций», «Нотная летопись», «Летопись рецензий» и т.д. Издания РПК, получаемые нашей библиотекой хранятся в научно-библиографическом отделе (НБО), каб. 2-01а. В настоящее время в традиционном, книжном варианте НБ получает «Ежегодник книги», который содержит информацию о книжных изданиях за учетный год. Он выходит 1 раз в год. Многотомное издание содержит библиографические записи на источники, расположенные в систематическом порядке. Последний том содержит справочный аппарат к основному тексту ежегодника и содержит именной, предметный указатели и указатель заглавий. Остальная вторичная информация поступает в библиотеку в электронном режиме и генерируется в отдельной библиографической БД РКП. Доступ к БД РКП – в Центре электронной информации.

Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ) ( http :// viniti . ru )– один из ведущих информационных центров России, обеспечивающий российское и мировое сообщество научно-технической информацией, создан в 1952г. Основная задача Института – информационное обеспечение «большой» науки. ВИНИТИ ежегодно обрабатывает поток мировой научно-технической литературы, поступающей более чем из 100 стран мира на 60 языках по естественным, точным, техническим и прикладным наукам, а также отраслям народного хозяйства и некоторым комплексным проблемам. Генерирует документальные и фактографические базы данных, осуществляет депонирование научных работ, представляет информационные услуги, включая теледоступ к БД с ретроспекцией 10 лет.

Депонирование – сбор, обработка, хранение неопубликованных работ и информирование об их наличии. Библиографический указатель «Депонированные научные работы» - указатель научных рукописей, переданных на хранение в ВИНИТИ (хранится в НБО, каб. 2-01а).

ВИНИТИ генерирует в России 60-70% информации, на базе которой издает Реферативный журнал (РЖ) – сводные тома по основным отраслям естественных и технических наук и отдельные выпуски по межотраслевым проблемам. РЖ представляет собой периодическое издание, в котором публикуются рефераты, аннотации, БО книг и статей из журналов и сборников, материалов научных конференций и др. научно-технических изданий. РЖ охватывает следующие тематические области науки и техники:

автоматика и вычислительная техника, астрономия, биология, география, информатика, математика, металлургия, механика, охрана окружающей среды, транспорт, физика, химия, экономика и управления и т.д. Из всего разнообразия НБ СибГТУ выписывает РЖ по основному профилю обучения в вузе. Это химия и химическая технология, лесоводство, растениеводство, деревообработка. Информационные издания ВИНИТИ до 1997г. издания находятся в фонде естественнонаучного читального зала НБ, каб. 2-01. ВИНИТИ предоставляет также электронный вариант РЖ в виде отраслевых БД, доступ к которым можно получить с ПК естественнонаучного читального зала (каб. 2-01) и в Центре электронной информации (каб.1-01).

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) ( http :// www . inion . ru )– крупнейший центр научной информации в области социальных и гуманитарных наук, созданный в 1918г. Выпускает широкий круг библиографических, реферативных изданий. Важнейшим отраслевым библиографическим пособием является «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам» по сериям: «История», «Правоведение. Политология», «Экономика», «Философия и социология» и т.д., отражающим отечественную и зарубежную информацию. ИНИОН издает ежемесячный библиографический указатель «Депонированные научные работы», в котором помещены БО научных работ по социальным и гуманитарным наукам.

С 1998 года ИНИОН открыл бесплатный доступ пользователям ИНТЕРНЕТ к своим ресурсам, включая электронные каталоги фундаментальной библиотеки и к создаваемым полнотекстовым реферативно-аналитическим и библиографическим БД. На сайте ИНИОН можно познакомиться с оглавлениями отечественных и зарубежных журналов, а затем заказать электронные копии необходимых для работы статей в секторе МБА и ЭДД Научной библиотеки каб. 2-03. Издания ИНИОН, получаемые нашей библиотекой хранятся в научно-библиографическом отделе (НБО), каб.

2-01а.

Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) – федеральный и единственный фонд России по неопубликованным документам (отчетам о научно-исследовательских работах (НИР) и опытно-конструкторских разработках (ОКР), кандидатским и докторским диссертациям) по всем областям науки и техники, осуществляющий анализ и распространение информационных материалов, обеспечивающий доступ к БД собственной генерации. ВНТИЦ является национальным центром РФ по сотрудничеству с Банком промышленной и технологической информации ООН по промышленному развитию. Создан в 1967г. Осуществляет регистрацию и учет вновь начинаемых, ведущихся и законченных НИР и ОКР по всем областям науки и техники в России, ведет общегосударственный банк данных по науке и технике (отчеты, пояснительные записки, диссертации). По запросам организаций производит тематические подборки рефератов, дает сведения об использовании отчетов различными организациями. Издает библиографическую и реферативную информацию. Широко известны многосерийные периодические вторичные источники информации ВНТИЦ: «Бюллетень регистрации НИР и ОКР», в котором указывается номер госрегистрации, наименование темы, организация – исполнитель работ и плановый срок окончания работы; «Сборник рефератов НИР и ОКР», кроме перечисленных данных, указывается фамилия руководителя работы, дата окончания работы и реферат отчета о выполненных работах, а так же рефераты защищенных докторских и диссертаций. Ежегодно в сборниках печатается свыше 100 тыс. рефератов. Выходит по 28 сериям на русском и английском языках.

Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) – крупнейшая научно-техническая библиотека страны, государственный депозитарий (хранилище) отечественной и зарубежной научно-технической литературы, автоматизированным информационным центром, держатель сводного каталога научно-технической литературы. Готовит и издает «Российский сводный каталог по научно-технической литературе». Выпускает издания БИ, например: аннотированный библиографический указатель "Проблемы рыночной экономики". Доступ к библиографическим изданиям ГПНТБ России – в НБО.

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) –крупнейший современный информационный центр Сибири, созданный в 1918г. Библиотека получает обязательный бесплатный экземпляр отечественных книжных публикаций и электронных изданий. Издает текущие библиографические указатели и генерирует БД посвященные Сибири и Дальнему Востоку: «Экономика Сибири и Дальнего Востока» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1990г.); «Природа и природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1988г.); «Проблемы Севера» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1990г.); «Наука в Сибири и на Дальнем Востоке» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1992г.); «История Сибири и Дальнего Востока» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1991г.); «Литература, искусство Сибири и Дальнего Востока» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1991г.); «Устойчивое развитие» (выходит 3 раза в год, БД – с 1992г.).

Это основные крупнейшие информационные центры страны, составляющие федеральный уровень ГАСНТИ.

Подготовкой библиографических указателей и обзоров для собственных специфических целей занимаются небольшие библиотеки различной ведомственной принадлежности, от вузовских до массовых. В целях содействия образовательному и научному процессу вуза Научной библиотекой СибГТУ также издается ряд библиографических изданий. К юбилейным датам ученых нашего университета готовятся персональные библиографические пособия в серии «Портрет ученого». В настоящее время в серии подготовлено 26 указателей трудов. В помощь научному развитию вуза создаются указатели по различным актуальным направлениям исследовательской работы. Например: «Механическая и химическая переработка лиственницы: Библиографический указатель отечественной и зарубежной литературы за 1990 – 1997 гг.»; «Органический синтез в промышленности, фармакологии и биотехнологии: каталог выставки» и ряд других. Кроме того формируются ретроспективные БУ, отражающие публикации сотрудников университета за определенный период времени: «Библиография трудов Сибирского технологического института 1947-1962 гг.» (547 назв.); «Труды научных сотрудников Сибирского технологического института: Библиогр. указ. 1962-1966 гг.» (756 назв.); «Труды научных сотрудников Сибирского технологического института: Библиогр. указ. 1966-1969 гг.» (516 назв.) и т.д. По заданиям факультетов готовятся обзорные материалы: «Обзор новой литературы по образованию и педагогике за 2007г.» и т.д.  

В помощь учебному процессу составляются узкотематические библиографические источники. Например: «Комплексная переработка и использование древесных отходов : библиогр. указ. для студентов спец. 240406, 250401.»; «Технология получения и переработки эластомерных материалов: библиогр. указ. для студентов спец. 240502 всех форм обучения»; «Уровень жизни. Доходы: Библиогр. указ. 1998-2001г.» (200 назв.) и ряд других.

Доступ к библиографическим изданиям, подготовленным сотрудниками нашей библиотеки и отражающим специфику обучения в вузе, можно получить в НБО. Также полные тексты библиографических указателей библиотеки представлены на сайте (http://library.sibstu.kts.ru) в разделе «Библиография» с предоставлением возможности работы в режиме удаленного доступа.

Список литературы:

1. ГОСТ 7.0-99 СИБИД Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.

2. ГОСТ 7.59-2003 СИБИД Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации.

3. ГОСТ 7.59-2003 СИБИД Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию.

4. ГОСТ 7.74-96 СИБИД Информационно-поисковые языки. Термины и определения.

5. ГОСТ 7.9-95 СИБИД Реферат и аннотация. Общие требования.

6. Блюменау, Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов / Д.И. Блюменау. – СПб., 2002. – 240с.

7. Гендина, Н.И. Методика реферирования: метод. рек. / Н.И. Гендина. – Кемерово, 1991. – 100с.

8. Гецов, Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые: практ. пособие / Г.Г. Гецов. – М., 2006. – 121с.

9. Демидов, В.В. Информационно-аналитическая работа: учеб. пособие / В.В. Демидов. – Новосибирск, 1999. – 11с.

10. Зупарова, Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник / Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева; под ред. Ю.Н. Столярова. – М., 2007. – 400с.

11. Кузнецов, И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе / И.Н. Кузнецов. – М., 2001 – 320с.

12. Основы информационно культуры. Вторичные документы. Методика тематического поиска литературы: метод. указ. к проведению практических занятий для студентов всех специальностей и форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 52с.

13. Паршукова, Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие / Г.Б. Паршукова. СПб., 2006 – 224с.

14. Предметный каталог. Общая методика предметизации. Организация и ведение каталога: пособие для библиотекарей. – М., 1973. – 125с.

 

 

Библиографическая информация выступает как основное и наиболее общее понятие, позволяющее объединить в систему все многообразие проявлений библиографической деятельности. Библиографическая деятельность – область деятельности по удовлетворению потребностей в документах средствами библиографической информации.

 

 

Конспектирование это разновидность фактографического свертывания, основанный на мыслительной пере­работке и письменной фиксации читаемого или аудируемого (т. е. про­слушиваемого) текста. Результатом таких мыслительных операций, по­зволяющих их автору через некоторый срок с необходимой полнотой восстановить полученную информацию, является конспект — одна из разновидностей вторичных документов.. Из этого определения следует, что существует две разновидности конспек­тирования — конспектирование письменных текстов (документальных источников) и устных сообщений (в частном случае — лекций). По­следняя разновидность — наиболее трудный вид конспектирования ввиду ограниченности времени, в течение которого необходимо сделать запись. Но и в том и другом случаях дословная запись как письмен­ной, так и устной речи не относится к конспектированию, поскольку та­кая обработка информации не соответствует определению данного про­цесса.

Каковы назначение, особенности конспектирования и требования к нему?

1. Конспект относится обычно к одному-двум разделам науки (предметным областям), поэтому в него можно внести элементы запи­си, специфичные для этих наук.

2. Конспект (в его традиционной форме) пишется от руки, поэтому в нем можно использовать такие приемы записи, которые нельзя вы­полнить ни на наборной полиграфической машине, ни на компьютере.

3. Поскольку конспект ведется обычно в условиях дефицита време­ни, способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспекти­рования.

4. Конспект впоследствии необходимо легко читать, поэтому нуж­ны формы записи, ориентированные на быстрое чтение.

5. Конспект должен облегчать запоминание текста, т. е. приемы за­писи должны быть мнемоничны — способствовать запоминанию.

6. Конспект — это документ «для себя», а не для произвольного чи­тателя, поэтому в нем можно использовать формы записи, понятные только автору конспекта.

7. По конспекту не требуется однозначного восстановления исходного текста, поскольку конспект — это запись смысла, а не запись текста.

Метод быстрого письма — стенография, с которой нередко сопо­ставляется конспектирование, удовлетворяет только второму и третье­му требованиям; требования первое, шестое и седьмое стенография иг­норирует, а требованиям к удобству чтения и запоминания оно просто противоречит. Техника конспектирования индивидуальна и специали­зированна, т. е. направлена на конкретного человека и конкретный тип текстов.

Конспектирование, как уже указывалось,— это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (т. е. известная, маловажная...) информация, но сохраняется, переосмысливается, свер­тывается все то, что позволяет через определенный промежуток време­ни автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируе­мый текст без существенной потери информации. Поскольку процеду­ра оценки и отбора материала в процессе восприятия текста — как письменного, так и устного — зависит от наполнения и состояния теза­урусов индивидуумов, постольку конспекты этих индивидуумов, ори­ентированные на один и тот же текст, могут значительно различаться как по составу смысловых фрагментов, так и по уровню свернутости, этих фрагментов.

Некоторые положения конспектируемого текста (т. е. фрагменты) могут быть изложены с возможно большим приближением к соответст­вующему положению текста с минимальными сокращениями на уровне лексического свертывания, другие фрагменты могут обозначаться лишь одним-двумя н а з ы в н ы м и предложениями, содержащими в себе ключевые слова, т. е. свертывание здесь приближается к максимуму. Такие н а з ы в н ы е, номинативные, предложения чаще всего и вы­ступают в качестве смысловых вех, опорных пунктов, опорных слов, которые позволяют автору, опираясь на свои зна­ния, развернуть содержание конспектируемого текста. Так, на мини­мальном, а подчас нулевом, уровне свертывания фиксируются в кон­спекте определения понятий, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы... Здесь возможно чаще всего лишь лекси­ческое свертывание путем сокращения слов, применения условных обозначений, аббревиатур. Пропуск же ключевых слов может привести к потере смысла формулировок или искажению его.

При определении конспектирующим уровня максимального свер­тывания в силу вступает фактор состояния индивидуального тезауруса: положения (фрагменты речи как письменной, так и устной), достаточ­но хорошо знакомые конспектирующему, обозначаются в конспекте, как уже говорилось, несколькими назывными предложениями, менее знакомые — более развернутыми предложениями с применением ус­ловных сокращений.

Поскольку, как известно, почти в любом тексте, помимо новой информации (ради которой и создается сообщение) и откровенно шу­мовой (в частности непосредственно не относящейся к теме), всегда присутствует значительный процент избыточной информации (как релевантной, так и нерелевантной), которая обеспечивает понима­ние и восприятие новой информации, постольку автор конспекта дол­жен обладать навыками быстрого вычленения в речевом потоке: а) новой информации, которая фиксируется в конспекте максимально полно; б) избыточной информации, которая отражается на достаточно высоком уровне свертывания; в) помех, которые вообще должны опус­каться.

Выше уже указывалось, что конспект носит индивидуальный харак­тер, что ограничивает его использование сторонним читателем. Инди­видуальность, специфичность конспекта обусловлена несколькими причинами.

Первая заключается в том, что у разных людей объемы и структу­ра тезаурусов различны, конспектирующий отбирает для внесения в конспект ту информацию, содержащуюся в лекции или документаль­ном источнике, которая бы составляла единое целое, систему, с информацией, хранящейся в памяти конспектирующего. Именно сис­темность образовавшихся знаний позволяет автору конспекта нередко интерполировать конспект, т. е. делать в нем вставки, коммента­рии при повторном к нему обращении, дополнять конспект информа­цией, не содержащейся в конспектируемом тексте. Различие между тезаурусами конспектирующего и стороннего читателя приводит к тому, что при чтении чужого конспекта для стороннего читателя может вы­явиться в конспекте излишняя информация или, наоборот, отсутство­вать в нем необходимая.                                                                      

Вторая причина ограниченной коммуникативности чужого кон­спекта вытекает из первой — различия тезаурусов определяют различ­ную степень свернутости тех или иных положений текста, различный подход к выбору так называемых смысловых вех, обычно фиксируемых в форме назывных аннотативных фраз.

Наконец, третья причина — у каждого автора конспекта выраба­тывается своя собственная система сокращений слов.

Конспектирование — творческая работа, сродни искусству, но как и всякое творчество оно включает в себя определенные технические при­емы, правила. Эти приемы можно разбить на две группы — лексиче­ское свертывание и семантическое свертывание.

Лексическое свертывание основывается, прежде всего, на допу­щении, что в каждой области, отрасли знания существует свой, доста­точно устоявшийся слой лексики, свой терминологический аппарат и эти слова можно обозначать различными сокращениями, аббревиату­рами, значками, написание которых значительно экономит время и си­лы при конспектировании. Часть этих «сверток» общеизвестна, заимст­вована из математики, логики, физики, техники и т. д. Например: V — квантор общности — обозначает каждый, всякий, 3 — квантор существо­вания и обозначает — существует, b —рассмотрим, ^ получим, «+» — прибавить или положительно, «-» — вычесть или отрицательно, V — объем, а — ускорение, t — время, => — следует, поде. — подсистема и т. д. Причем на основе таких обозначений с прибавлением приставки и «концовок» (пред-, иод-, над-; или -ение, -ание, -ский) значительно рас­ширяется словарь «сверток». К примеру: 3-аиие — существование.

Однако большинство сокращений каждый автор конспекта вводит самостоятельно, применяя иногда более короткие иностранные слова (if — вместо если) или так называемую арабскую грамоту, в которой сло­ва обычно записываются с помощью лишь согласных (поскольку они более информативны, чем гласные). Например: твр — творчество, смлт — самолет, трср — трансформатор. Такие свертки вводятся по­степенно — 2—3 в неделю, чтобы привыкнуть к ним. Опыт показывает, что на все изучаемые в вузе предметы достаточно 50—60 сверток; и ос­воить такое количество вполне реально за 5—6 месяцев.

Помимо лексического свертывания — отдельных слов и словосоче­таний,— техника которого достаточно проста, поскольку записываемый текст можно почти не осмысливать, конспектирование включает в себя также семантическое свертывание, обращенное к целым фразам и отдельным фрагментам текста. Такое свертывание требует полного осмысления и творческой переработки текста.

Как правило, семантическое свертывание сводится к оценке значимости фрагментов текста, их сокращению и перефразированию. Оценка значимости того или иного фрагмента полностью относится к той сфере человеческого мышления, которая пока не подчиняется ни­каким известным нам формализованным методикам или техническим приемам. Процедура же сокращения текста более регламентирована и основывается на представлении о том, что вся лексика научной и техни­ческой литературы более или менее четко разделяется на два класса — предметно-тематическую (ключевую) и внетематическую, функцио­нальную (неключевую). Первый класс лексики выполняет в тексте пре­жде всего номинативную функцию; такая лексика характеризует тему и предмет документа и составляет основное наполнение, к примеру, деск-рипторных словарей; другой класс — внетематическая лексика — опре­деляет функцию фразы в речевом потоке, наличие модальности,* меж­фразовых связей и т. п. Например, в предложении: «В настоящей статье будут рассмотрены лишь некоторые аспекты координатного индекси­рования» — лишь две лексические единицы из 10 — «координатное ин­дексирование» — могут быть отнесены к тематической лексике, осталь­ные — к внетематической. Именно эта — внетематическая лексика и может быть подвергнута значительному сокращению при конспектиро­вании. Но при этом надо помнить, что есть фразы, в которых может во­обще отсутствовать неключевая лексика. Например: «Режим резания: скорость — 25 м/мин, глубина резания — 1 мм, подача — 0,22 мм». Это крайние случаи. Обычно тексты бывают более развернутыми, чем в по­следнем случае, и тогда для сокращения записи фраз применяют раз­личные методики, в частности пространственную запись текста. Этот прием позволяет использовать пространство листа бумаги. Вари­анты пространственной записи достаточно разнообразны, например, метод «вилки», который соответствует словосочетанию «бывает следу­ющих типов» или «подразделяется на...», и метод «скобки», соответст­вующий словосочетанию «состоит из» или «включает в себя».

* Модальность - отношение автора к рассматриваемому им в документе предмету.

 

Исходный текст Конспективная запись
Метод 1. Электромашины бывают «вил- двух типов: двигатели и ки»    генераторы. 2. Потребности различают по происхождению и по предмету. По своему про­исхождению потребности могут быть естественны­ми и культурными. По ха­рактеру предмета потреб­ности могут быть матери­альными и духовными. Метод Самолет состоит из следую-«ско- щих основных частей: фюзе-бок» ляж, крылья, оперение; оперение в свою очередь состо­ит из стабилизаторов и киля.                                    > двигатели 1. Электромашины <^                                   ^^     генераторы 2. Потребности   по предмету по происхождению   естеств. культурн. материальн. духовн.   Самолет = фюзеляж  крылья оперение стабилизатор киль

К третьей составляющей семантического свертывания при конспек­тировании относится перефразирование. Это наиболее мощный прием конспектирования, но он требует полного понимания речи, творческой ее переработки и довольно высокой скорости мышления. Наиболее простой вариант перефразирования состоит в нахождении фразы, экви­валентной свертываемой, но более краткой по написанию. Например: «Результат сложения целых также является целым числом» (50 симво­лов). Вариант записи 1: «Целое + целое = целое» (17 символов), или 2: «Е целых = целое» (12 символов).

Или такой пример: «Любая деятельность протекает более эффек­тивно и дает качественные результаты, если при этом у личности име­ются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действо­вать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруд­нения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели». Здесь 285 символов. В этой фразе больше эмоций и дублирующих друг друга понятий, чем собственно смысла, который можно сформулировать и записать короткой фразой: «Положительные мотивы улучшают результаты деятельности» (коро­че в шесть раз). Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста, поэтому в тех случаях, когда нужна 100 %-ная точность, этот прием применять нецелесообразно.

Конспектирование — индивидуальный процесс, но в нем всегда — эксплицитно или имплицитно — присутствуют два участника комму­никации: источник информации в виде лектора или документа и автор конспекта (слушателя или читателя). И, как в любом информационном процессе, его эффективность зависит от подготовленности обоих участ­ников коммуникации, т. е. как от способности лектора (учитывая ха­рактер и подготовленность аудитории) излагать материал на оптимальном уровне свертывания и в оптимальном временном режиме, так и от владения слушателем навыками восприятия материала и его фиксиро­вания в конспекте.

 

 

Результатами индексирования являются:

Классификационный индекс – поисковый образ, построенный средствами классификационного ИПЯ.



2019-12-29 736 Обсуждений (0)
Вторичный документ – документ, являющийся результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вторичный документ – документ, являющийся результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (736)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)