Вторичный документ – документ, являющийся результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов.
Другими словами, вторичные документы – результат различных процессов информационного анализа/синтеза первичных документов с целью их комфортного, экономичного использования для выполнения различных функций деятельности.
Самый распространенный источник библиографической информации – библиотечные каталоги. Кроме того, выделяют следующие источники библиографической информации: реферативные журналы, экспресс – информации, библиографические указатели, библиографические обзоры, пристатейная и прикнижная библиография, базы данных и т.д. Библиографический указатель (БУ) – издание книжного, журнального или электронного типа, содержащее БО вышедших изданий. Обычно библиографические записи в БУ идут в определенной последовательности: алфавитной, систематической (по отраслям знаний), по темам, в хронологии. Для удобства использования, быстрого разыскания необходимого материала в указатель дополнительно снабжается вспомогательными указателями: алфавитным, предметным и др. В БУ первичный документ характеризуется при помощи БО, иногда кратной аннотацией. БУ делятся на текущие и ретроспективные. Текущие – периодические БУ, выпуски, которых регулярно и оперативно отражают вновь появившиеся документы. Ретроспективные – БУ, отражающие массив документов какого-либо исторического периода. Реферативный журнал – издание, в котором публикуются в систематизированном виде БО первичных документов с рефератами по какой-либо отрасли, предмету, проблеме и который снабжен предметным, авторским и др. указателями. Экспресс – информация (ЭИ) – периодическое реферативное издание, содержащее расширенные рефераты зарубежных и отечественных документов, требующих оперативного оповещения. Библиографический обзор содержит концентрированную информацию, полученную в результате отбора, анализа, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определенной теме, за определенный промежуток времени. Библиографическая база данных (ББД) – совокупность библиографических данных (т.е. данных характеризующих первичные или вторичные документы), организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования этими данными, представленная на машиночитаемых носителях и существующая в электронном виде. Наиболее оперативный вид вторичного документа, т.к. временной интервал между выходом документа и доведением информации о нем до потребителя наиболее минимальный на сегодняшний день. Примером ББД является электронный каталог библиотеки. Создание библиографической информации требует специальной подготовки, а некоторые ее виды (рефераты, обзоры) - высокого профессионализма. Поэтому подготовкой вторичных документов занимаются специалисты научно-исследовательских институтов, центров информации, крупнейших библиотек страны. В нашей стране сложилась многоуровневая система подготовки и выпуска библиографии, которая включает федеральный, отраслевой и региональный уровни - Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) РФ. ГСНТИ РФ представляет собой совокупность организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих формирование и использование государственных информационных ресурсов в области науки и техники, объединяемых системой управления, единой нормативно-правовой базой, общей навигационной системой, технологическими принципами. ГСНТИ помогает преодолеть трудности, возникающие у специалистов – потребителей информации: удаленность от источника информации, «языковой барьер», необходимость отбора нужной информации в большом массиве сведений, временные задержки в получении появившейся информации и тд. ГСНТИ первоначально была сформирована в 60-х годах прошлого века и обрела "новую редакцию", когда 24 июля 1997 года Правительство Российской Федерации постановлением № 950 утвердило "Положение о государственной системе научно-технической информации". Целью создания ГСНТИ является обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг. Основной задачей ГСНТИ является обеспечение информационных потребностей ученых, специалистов, руководителей различного уровня. В состав ГСНТИ входят федеральные органы ГСНТИ и научно-технические библиотек, отраслевые органы НТИ и научно-технические библиотеки, региональные центры НТИ. Федеральные органы ГСНТИ обеспечивают формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники (их более 30 организаций информационного профиля). К ним относятся крупнейшие информационные службы России: Всероссийский Институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), Всероссийский научно-технический информационный центр Миннауки России(ВНТИЦ), Российская книжная палата (РКП) и др. Региональные центры НТИ объединения "Росинформресурс" Минобрнауки России (69 центров в различных регионах России) осуществляют формирование, ведение и использование региональных информационных фондов, баз и банков данных, подготовку и издание информации о результатах научно-технической деятельности. Органы НТИ отраслевого профиля осуществляют формирование, ведение и использование отраслевых фондов, баз и банков данных конкретных ведомственных структур Российская книжная палата ( РКП) ( http :// bookchamber . ru ) - научный и методический информационный центр, который является ядром текущей российской государственной (национальной) библиографии и издает библиографические пособия, отражающие документы, опубликованные в России по всем отраслям знаний. В ее функции входит создание и хранение неприкосновенного Архива произведений печати нашей страны, государственная регистрация печатной продукции и информирование о ней. Все полиграфические предприятия обязаны поставлять в РКП обязательный бесплатный экземпляр каждого своего издания – контрольный экземпляр. Палата осуществляет учет выходящей в нашей стране многообразной печатной продукции и текущую информацию о ней. На все первичные источники создаются вторичные документы, которые потом объединяются в текущие библиографические указатели. Все вторичные источники информации РКП называются «летописями» и специализируются на отражении отдельных видов документов: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись авторефератов диссертаций», «Нотная летопись», «Летопись рецензий» и т.д. Издания РПК, получаемые нашей библиотекой хранятся в научно-библиографическом отделе (НБО), каб. 2-01а. В настоящее время в традиционном, книжном варианте НБ получает «Ежегодник книги», который содержит информацию о книжных изданиях за учетный год. Он выходит 1 раз в год. Многотомное издание содержит библиографические записи на источники, расположенные в систематическом порядке. Последний том содержит справочный аппарат к основному тексту ежегодника и содержит именной, предметный указатели и указатель заглавий. Остальная вторичная информация поступает в библиотеку в электронном режиме и генерируется в отдельной библиографической БД РКП. Доступ к БД РКП – в Центре электронной информации. Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ) ( http :// viniti . ru )– один из ведущих информационных центров России, обеспечивающий российское и мировое сообщество научно-технической информацией, создан в 1952г. Основная задача Института – информационное обеспечение «большой» науки. ВИНИТИ ежегодно обрабатывает поток мировой научно-технической литературы, поступающей более чем из 100 стран мира на 60 языках по естественным, точным, техническим и прикладным наукам, а также отраслям народного хозяйства и некоторым комплексным проблемам. Генерирует документальные и фактографические базы данных, осуществляет депонирование научных работ, представляет информационные услуги, включая теледоступ к БД с ретроспекцией 10 лет. Депонирование – сбор, обработка, хранение неопубликованных работ и информирование об их наличии. Библиографический указатель «Депонированные научные работы» - указатель научных рукописей, переданных на хранение в ВИНИТИ (хранится в НБО, каб. 2-01а). ВИНИТИ генерирует в России 60-70% информации, на базе которой издает Реферативный журнал (РЖ) – сводные тома по основным отраслям естественных и технических наук и отдельные выпуски по межотраслевым проблемам. РЖ представляет собой периодическое издание, в котором публикуются рефераты, аннотации, БО книг и статей из журналов и сборников, материалов научных конференций и др. научно-технических изданий. РЖ охватывает следующие тематические области науки и техники: автоматика и вычислительная техника, астрономия, биология, география, информатика, математика, металлургия, механика, охрана окружающей среды, транспорт, физика, химия, экономика и управления и т.д. Из всего разнообразия НБ СибГТУ выписывает РЖ по основному профилю обучения в вузе. Это химия и химическая технология, лесоводство, растениеводство, деревообработка. Информационные издания ВИНИТИ до 1997г. издания находятся в фонде естественнонаучного читального зала НБ, каб. 2-01. ВИНИТИ предоставляет также электронный вариант РЖ в виде отраслевых БД, доступ к которым можно получить с ПК естественнонаучного читального зала (каб. 2-01) и в Центре электронной информации (каб.1-01). Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) ( http :// www . inion . ru )– крупнейший центр научной информации в области социальных и гуманитарных наук, созданный в 1918г. Выпускает широкий круг библиографических, реферативных изданий. Важнейшим отраслевым библиографическим пособием является «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам» по сериям: «История», «Правоведение. Политология», «Экономика», «Философия и социология» и т.д., отражающим отечественную и зарубежную информацию. ИНИОН издает ежемесячный библиографический указатель «Депонированные научные работы», в котором помещены БО научных работ по социальным и гуманитарным наукам. С 1998 года ИНИОН открыл бесплатный доступ пользователям ИНТЕРНЕТ к своим ресурсам, включая электронные каталоги фундаментальной библиотеки и к создаваемым полнотекстовым реферативно-аналитическим и библиографическим БД. На сайте ИНИОН можно познакомиться с оглавлениями отечественных и зарубежных журналов, а затем заказать электронные копии необходимых для работы статей в секторе МБА и ЭДД Научной библиотеки каб. 2-03. Издания ИНИОН, получаемые нашей библиотекой хранятся в научно-библиографическом отделе (НБО), каб. 2-01а. Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) – федеральный и единственный фонд России по неопубликованным документам (отчетам о научно-исследовательских работах (НИР) и опытно-конструкторских разработках (ОКР), кандидатским и докторским диссертациям) по всем областям науки и техники, осуществляющий анализ и распространение информационных материалов, обеспечивающий доступ к БД собственной генерации. ВНТИЦ является национальным центром РФ по сотрудничеству с Банком промышленной и технологической информации ООН по промышленному развитию. Создан в 1967г. Осуществляет регистрацию и учет вновь начинаемых, ведущихся и законченных НИР и ОКР по всем областям науки и техники в России, ведет общегосударственный банк данных по науке и технике (отчеты, пояснительные записки, диссертации). По запросам организаций производит тематические подборки рефератов, дает сведения об использовании отчетов различными организациями. Издает библиографическую и реферативную информацию. Широко известны многосерийные периодические вторичные источники информации ВНТИЦ: «Бюллетень регистрации НИР и ОКР», в котором указывается номер госрегистрации, наименование темы, организация – исполнитель работ и плановый срок окончания работы; «Сборник рефератов НИР и ОКР», кроме перечисленных данных, указывается фамилия руководителя работы, дата окончания работы и реферат отчета о выполненных работах, а так же рефераты защищенных докторских и диссертаций. Ежегодно в сборниках печатается свыше 100 тыс. рефератов. Выходит по 28 сериям на русском и английском языках. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) – крупнейшая научно-техническая библиотека страны, государственный депозитарий (хранилище) отечественной и зарубежной научно-технической литературы, автоматизированным информационным центром, держатель сводного каталога научно-технической литературы. Готовит и издает «Российский сводный каталог по научно-технической литературе». Выпускает издания БИ, например: аннотированный библиографический указатель "Проблемы рыночной экономики". Доступ к библиографическим изданиям ГПНТБ России – в НБО. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) –крупнейший современный информационный центр Сибири, созданный в 1918г. Библиотека получает обязательный бесплатный экземпляр отечественных книжных публикаций и электронных изданий. Издает текущие библиографические указатели и генерирует БД посвященные Сибири и Дальнему Востоку: «Экономика Сибири и Дальнего Востока» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1990г.); «Природа и природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1988г.); «Проблемы Севера» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1990г.); «Наука в Сибири и на Дальнем Востоке» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1992г.); «История Сибири и Дальнего Востока» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1991г.); «Литература, искусство Сибири и Дальнего Востока» (выходит 3 раза в год с 1968г., БД – с 1991г.); «Устойчивое развитие» (выходит 3 раза в год, БД – с 1992г.). Это основные крупнейшие информационные центры страны, составляющие федеральный уровень ГАСНТИ. Подготовкой библиографических указателей и обзоров для собственных специфических целей занимаются небольшие библиотеки различной ведомственной принадлежности, от вузовских до массовых. В целях содействия образовательному и научному процессу вуза Научной библиотекой СибГТУ также издается ряд библиографических изданий. К юбилейным датам ученых нашего университета готовятся персональные библиографические пособия в серии «Портрет ученого». В настоящее время в серии подготовлено 26 указателей трудов. В помощь научному развитию вуза создаются указатели по различным актуальным направлениям исследовательской работы. Например: «Механическая и химическая переработка лиственницы: Библиографический указатель отечественной и зарубежной литературы за 1990 – 1997 гг.»; «Органический синтез в промышленности, фармакологии и биотехнологии: каталог выставки» и ряд других. Кроме того формируются ретроспективные БУ, отражающие публикации сотрудников университета за определенный период времени: «Библиография трудов Сибирского технологического института 1947-1962 гг.» (547 назв.); «Труды научных сотрудников Сибирского технологического института: Библиогр. указ. 1962-1966 гг.» (756 назв.); «Труды научных сотрудников Сибирского технологического института: Библиогр. указ. 1966-1969 гг.» (516 назв.) и т.д. По заданиям факультетов готовятся обзорные материалы: «Обзор новой литературы по образованию и педагогике за 2007г.» и т.д. В помощь учебному процессу составляются узкотематические библиографические источники. Например: «Комплексная переработка и использование древесных отходов : библиогр. указ. для студентов спец. 240406, 250401.»; «Технология получения и переработки эластомерных материалов: библиогр. указ. для студентов спец. 240502 всех форм обучения»; «Уровень жизни. Доходы: Библиогр. указ. 1998-2001г.» (200 назв.) и ряд других. Доступ к библиографическим изданиям, подготовленным сотрудниками нашей библиотеки и отражающим специфику обучения в вузе, можно получить в НБО. Также полные тексты библиографических указателей библиотеки представлены на сайте (http://library.sibstu.kts.ru) в разделе «Библиография» с предоставлением возможности работы в режиме удаленного доступа. Список литературы: 1. ГОСТ 7.0-99 СИБИД Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. 2. ГОСТ 7.59-2003 СИБИД Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации. 3. ГОСТ 7.59-2003 СИБИД Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию. 4. ГОСТ 7.74-96 СИБИД Информационно-поисковые языки. Термины и определения. 5. ГОСТ 7.9-95 СИБИД Реферат и аннотация. Общие требования. 6. Блюменау, Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов / Д.И. Блюменау. – СПб., 2002. – 240с. 7. Гендина, Н.И. Методика реферирования: метод. рек. / Н.И. Гендина. – Кемерово, 1991. – 100с. 8. Гецов, Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые: практ. пособие / Г.Г. Гецов. – М., 2006. – 121с. 9. Демидов, В.В. Информационно-аналитическая работа: учеб. пособие / В.В. Демидов. – Новосибирск, 1999. – 11с. 10. Зупарова, Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник / Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева; под ред. Ю.Н. Столярова. – М., 2007. – 400с. 11. Кузнецов, И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе / И.Н. Кузнецов. – М., 2001 – 320с. 12. Основы информационно культуры. Вторичные документы. Методика тематического поиска литературы: метод. указ. к проведению практических занятий для студентов всех специальностей и форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 52с. 13. Паршукова, Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие / Г.Б. Паршукова. СПб., 2006 – 224с. 14. Предметный каталог. Общая методика предметизации. Организация и ведение каталога: пособие для библиотекарей. – М., 1973. – 125с.
Библиографическая информация выступает как основное и наиболее общее понятие, позволяющее объединить в систему все многообразие проявлений библиографической деятельности. Библиографическая деятельность – область деятельности по удовлетворению потребностей в документах средствами библиографической информации.
Конспектирование это разновидность фактографического свертывания, основанный на мыслительной переработке и письменной фиксации читаемого или аудируемого (т. е. прослушиваемого) текста. Результатом таких мыслительных операций, позволяющих их автору через некоторый срок с необходимой полнотой восстановить полученную информацию, является конспект — одна из разновидностей вторичных документов.. Из этого определения следует, что существует две разновидности конспектирования — конспектирование письменных текстов (документальных источников) и устных сообщений (в частном случае — лекций). Последняя разновидность — наиболее трудный вид конспектирования ввиду ограниченности времени, в течение которого необходимо сделать запись. Но и в том и другом случаях дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию, поскольку такая обработка информации не соответствует определению данного процесса. Каковы назначение, особенности конспектирования и требования к нему? 1. Конспект относится обычно к одному-двум разделам науки (предметным областям), поэтому в него можно внести элементы записи, специфичные для этих наук. 2. Конспект (в его традиционной форме) пишется от руки, поэтому в нем можно использовать такие приемы записи, которые нельзя выполнить ни на наборной полиграфической машине, ни на компьютере. 3. Поскольку конспект ведется обычно в условиях дефицита времени, способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования. 4. Конспект впоследствии необходимо легко читать, поэтому нужны формы записи, ориентированные на быстрое чтение. 5. Конспект должен облегчать запоминание текста, т. е. приемы записи должны быть мнемоничны — способствовать запоминанию. 6. Конспект — это документ «для себя», а не для произвольного читателя, поэтому в нем можно использовать формы записи, понятные только автору конспекта. 7. По конспекту не требуется однозначного восстановления исходного текста, поскольку конспект — это запись смысла, а не запись текста. Метод быстрого письма — стенография, с которой нередко сопоставляется конспектирование, удовлетворяет только второму и третьему требованиям; требования первое, шестое и седьмое стенография игнорирует, а требованиям к удобству чтения и запоминания оно просто противоречит. Техника конспектирования индивидуальна и специализированна, т. е. направлена на конкретного человека и конкретный тип текстов. Конспектирование, как уже указывалось,— это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (т. е. известная, маловажная...) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. Поскольку процедура оценки и отбора материала в процессе восприятия текста — как письменного, так и устного — зависит от наполнения и состояния тезаурусов индивидуумов, постольку конспекты этих индивидуумов, ориентированные на один и тот же текст, могут значительно различаться как по составу смысловых фрагментов, так и по уровню свернутости, этих фрагментов. Некоторые положения конспектируемого текста (т. е. фрагменты) могут быть изложены с возможно большим приближением к соответствующему положению текста с минимальными сокращениями на уровне лексического свертывания, другие фрагменты могут обозначаться лишь одним-двумя н а з ы в н ы м и предложениями, содержащими в себе ключевые слова, т. е. свертывание здесь приближается к максимуму. Такие н а з ы в н ы е, номинативные, предложения чаще всего и выступают в качестве смысловых вех, опорных пунктов, опорных слов, которые позволяют автору, опираясь на свои знания, развернуть содержание конспектируемого текста. Так, на минимальном, а подчас нулевом, уровне свертывания фиксируются в конспекте определения понятий, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы... Здесь возможно чаще всего лишь лексическое свертывание путем сокращения слов, применения условных обозначений, аббревиатур. Пропуск же ключевых слов может привести к потере смысла формулировок или искажению его. При определении конспектирующим уровня максимального свертывания в силу вступает фактор состояния индивидуального тезауруса: положения (фрагменты речи как письменной, так и устной), достаточно хорошо знакомые конспектирующему, обозначаются в конспекте, как уже говорилось, несколькими назывными предложениями, менее знакомые — более развернутыми предложениями с применением условных сокращений. Поскольку, как известно, почти в любом тексте, помимо новой информации (ради которой и создается сообщение) и откровенно шумовой (в частности непосредственно не относящейся к теме), всегда присутствует значительный процент избыточной информации (как релевантной, так и нерелевантной), которая обеспечивает понимание и восприятие новой информации, постольку автор конспекта должен обладать навыками быстрого вычленения в речевом потоке: а) новой информации, которая фиксируется в конспекте максимально полно; б) избыточной информации, которая отражается на достаточно высоком уровне свертывания; в) помех, которые вообще должны опускаться. Выше уже указывалось, что конспект носит индивидуальный характер, что ограничивает его использование сторонним читателем. Индивидуальность, специфичность конспекта обусловлена несколькими причинами. Первая заключается в том, что у разных людей объемы и структура тезаурусов различны, конспектирующий отбирает для внесения в конспект ту информацию, содержащуюся в лекции или документальном источнике, которая бы составляла единое целое, систему, с информацией, хранящейся в памяти конспектирующего. Именно системность образовавшихся знаний позволяет автору конспекта нередко интерполировать конспект, т. е. делать в нем вставки, комментарии при повторном к нему обращении, дополнять конспект информацией, не содержащейся в конспектируемом тексте. Различие между тезаурусами конспектирующего и стороннего читателя приводит к тому, что при чтении чужого конспекта для стороннего читателя может выявиться в конспекте излишняя информация или, наоборот, отсутствовать в нем необходимая. Вторая причина ограниченной коммуникативности чужого конспекта вытекает из первой — различия тезаурусов определяют различную степень свернутости тех или иных положений текста, различный подход к выбору так называемых смысловых вех, обычно фиксируемых в форме назывных аннотативных фраз. Наконец, третья причина — у каждого автора конспекта вырабатывается своя собственная система сокращений слов. Конспектирование — творческая работа, сродни искусству, но как и всякое творчество оно включает в себя определенные технические приемы, правила. Эти приемы можно разбить на две группы — лексическое свертывание и семантическое свертывание. Лексическое свертывание основывается, прежде всего, на допущении, что в каждой области, отрасли знания существует свой, достаточно устоявшийся слой лексики, свой терминологический аппарат и эти слова можно обозначать различными сокращениями, аббревиатурами, значками, написание которых значительно экономит время и силы при конспектировании. Часть этих «сверток» общеизвестна, заимствована из математики, логики, физики, техники и т. д. Например: V — квантор общности — обозначает каждый, всякий, 3 — квантор существования и обозначает — существует, b —рассмотрим, ^ — получим, «+» — прибавить или положительно, «-» — вычесть или отрицательно, V — объем, а — ускорение, t — время, => — следует, поде. — подсистема и т. д. Причем на основе таких обозначений с прибавлением приставки и «концовок» (пред-, иод-, над-; или -ение, -ание, -ский) значительно расширяется словарь «сверток». К примеру: 3-аиие — существование. Однако большинство сокращений каждый автор конспекта вводит самостоятельно, применяя иногда более короткие иностранные слова (if — вместо если) или так называемую арабскую грамоту, в которой слова обычно записываются с помощью лишь согласных (поскольку они более информативны, чем гласные). Например: твр — творчество, смлт — самолет, трср — трансформатор. Такие свертки вводятся постепенно — 2—3 в неделю, чтобы привыкнуть к ним. Опыт показывает, что на все изучаемые в вузе предметы достаточно 50—60 сверток; и освоить такое количество вполне реально за 5—6 месяцев. Помимо лексического свертывания — отдельных слов и словосочетаний,— техника которого достаточно проста, поскольку записываемый текст можно почти не осмысливать, конспектирование включает в себя также семантическое свертывание, обращенное к целым фразам и отдельным фрагментам текста. Такое свертывание требует полного осмысления и творческой переработки текста. Как правило, семантическое свертывание сводится к оценке значимости фрагментов текста, их сокращению и перефразированию. Оценка значимости того или иного фрагмента полностью относится к той сфере человеческого мышления, которая пока не подчиняется никаким известным нам формализованным методикам или техническим приемам. Процедура же сокращения текста более регламентирована и основывается на представлении о том, что вся лексика научной и технической литературы более или менее четко разделяется на два класса — предметно-тематическую (ключевую) и внетематическую, функциональную (неключевую). Первый класс лексики выполняет в тексте прежде всего номинативную функцию; такая лексика характеризует тему и предмет документа и составляет основное наполнение, к примеру, деск-рипторных словарей; другой класс — внетематическая лексика — определяет функцию фразы в речевом потоке, наличие модальности,* межфразовых связей и т. п. Например, в предложении: «В настоящей статье будут рассмотрены лишь некоторые аспекты координатного индексирования» — лишь две лексические единицы из 10 — «координатное индексирование» — могут быть отнесены к тематической лексике, остальные — к внетематической. Именно эта — внетематическая лексика и может быть подвергнута значительному сокращению при конспектировании. Но при этом надо помнить, что есть фразы, в которых может вообще отсутствовать неключевая лексика. Например: «Режим резания: скорость — 25 м/мин, глубина резания — 1 мм, подача — 0,22 мм». Это крайние случаи. Обычно тексты бывают более развернутыми, чем в последнем случае, и тогда для сокращения записи фраз применяют различные методики, в частности пространственную запись текста. Этот прием позволяет использовать пространство листа бумаги. Варианты пространственной записи достаточно разнообразны, например, метод «вилки», который соответствует словосочетанию «бывает следующих типов» или «подразделяется на...», и метод «скобки», соответствующий словосочетанию «состоит из» или «включает в себя». * Модальность - отношение автора к рассматриваемому им в документе предмету.
К третьей составляющей семантического свертывания при конспектировании относится перефразирование. Это наиболее мощный прием конспектирования, но он требует полного понимания речи, творческой ее переработки и довольно высокой скорости мышления. Наиболее простой вариант перефразирования состоит в нахождении фразы, эквивалентной свертываемой, но более краткой по написанию. Например: «Результат сложения целых также является целым числом» (50 символов). Вариант записи 1: «Целое + целое = целое» (17 символов), или 2: «Е целых = целое» (12 символов). Или такой пример: «Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели». Здесь 285 символов. В этой фразе больше эмоций и дублирующих друг друга понятий, чем собственно смысла, который можно сформулировать и записать короткой фразой: «Положительные мотивы улучшают результаты деятельности» (короче в шесть раз). Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста, поэтому в тех случаях, когда нужна 100 %-ная точность, этот прием применять нецелесообразно. Конспектирование — индивидуальный процесс, но в нем всегда — эксплицитно или имплицитно — присутствуют два участника коммуникации: источник информации в виде лектора или документа и автор конспекта (слушателя или читателя). И, как в любом информационном процессе, его эффективность зависит от подготовленности обоих участников коммуникации, т. е. как от способности лектора (учитывая характер и подготовленность аудитории) излагать материал на оптимальном уровне свертывания и в оптимальном временном режиме, так и от владения слушателем навыками восприятия материала и его фиксирования в конспекте.
Результатами индексирования являются: Классификационный индекс – поисковый образ, построенный средствами классификационного ИПЯ.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (736)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |