Основные тенденции развития русской культуры 18 века.
18 век – век разума, век Просвещения, главная идея - Просвещение Эта эпоха распространяется на многие страны, хотя и имеет различные формы: · Англия в форме промышленной революции - Гоббс · Франция в форме политической революции – Дидро · Германия в форме философско-эстетической революции – Гегель, Кант В России - эпоха просвещенного абсолютизма ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ имели как позитивы, так и негативы. Позитивный потенциал: 1. Началась европеизация России на основе западного опыта в области социального управления и военно-технической сфере. 2. Подведен мощный экономический фундамент под развивающуюся русскую нацию на основе начавшейся индустриализации. 3. Впервые на практике началась социальная модернизация, т.е. отход от традиционных путей развития. Негативный потенциал: 1. Европеизация не превратила Россию в передовую страну. Россия продолжала оставаться аграрной цивилизацией. 2. Экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, т.к. усилилось его закрепощение (при Петре доля крепостных составляла 2/3 их общей численности) 3. Петровская модернизация определяется как консервативная, т.е. при Петре Россия, смотря в сторону западного типа цивилизаций, фактически пятилась назад в направлении традиционных цивилизаций. Самое негативное последствие этого было то, что социальный раскол достиг своих зрелых форм и стал предопределять в таком же качестве историческую динамику страны вплоть до сегодняшнего дня. · Раскол разделил власть и народ · Раскол образовал культурную дистанцию между общественным верхом и низом, т.к. дворянская аристократия усиливала передовую западноевропейскую просветительскую идеологию, а крестьянство черпало знания из Библии. · Раскол проник в душу каждого человека, т.к. при официальной поддержке властей стали разрушаться православные ценности (закрытие монастырей, гонения на монахов, упразднено патриаршество, а для управления церковью создан СИНОД) и насаждение протестантских ценностей (богослужение перевели на латинский язык). Т.е. у людей складывалась двойственная манера поведения – в быту и в обществе. Возникновение либерализма в России во второй половине XVIII века было результатом влияния западных идей на русскую культурную среду Просвещение возникло в 17 веке в Англии и достигло своего расцвета в 18-м веке во Франции (Вольтер, Дидро, Руссо и др.) - идея о естественных правах человека, - идея о распределении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, - идея о торжестве закона в государстве (правового государства) - идея о верховенстве общества над государством (гражданского общества) и т.д. Екатерина II, задавшись целью преобразовать страну обратилась к достижениям западноевропейских просветителей, и поэтому время её правления называют эпохой просвещённого абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой западноевропейской идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству, как социальной базе самодержавия. В результате, просвещение и просвещённый абсолютизм находились в обратно пропорциональной зависимости: · Просвещённый абсолютизм был нацелен на использование свободолюбивых идей для подпитки самодержавно-крепостнических отношений, · просвещение было сориентировано на обеспечение свободы человека. Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, признающая только веру в качестве источника освоения мира. На её основе в начале 17 века в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение – масонство, которое в 30-е года 18-го века стало проникать в Россию, а во второй половине 18-го века Москва и Петербург стали признанными центрами масонского движения в мире. Масоны ставили своей целью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить христианство в истинное христианство. С Екатерининского времени из наиболее предприимчивых слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская буржуазия. Не случайно, в 80-90е годы 18-го века в экономике России стал складываться буржуазный уклад. Освобождённое дворянство получило возможность появившийся у него досуг направлять на занятия наукой, искусством, образованием, и потому с екатерининского времени из наиболее образованных слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская интеллигенция. Однако с конца 80-х г. Екатерина стала резко отходить от либерального курса, была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, начались гонения на русских просветителей, и была запрещена деятельность масонских организаций. Главное : Дворянско – светский аспект русской культуры: · Абсолютизм – неограниченная верховная власть – абсолютная монархия · Универсализм – «Нарышкинский стиль», русское барокко, рококо, классицизм · Аристократизм – привилегированность, господствующее положение дворянского сословия – бюрократизация дворянства, чиновничья административная прослойка, дворянское предпринимательство. · Секуляризация – огосударствление церкви – секуляризация монастырских земель, передача судебных и образоватедльных функций в ведение государства.
Представители – · В литературе – Ломоносов, оды Державина, Сумароков, трагедии Княжнина · В театре – Волков, Дмитриевский · В архитектуре – Баженов, Казаков, Воронихин, Захаров, Росси · В скульптуре – Козловский, Мартос · В живописи – Лосенко, Угрюмов
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |