Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления и перспективы дальнейшего развития психологической службы



2019-12-29 1275 Обсуждений (0)
Основные направления и перспективы дальнейшего развития психологической службы 0.00 из 5.00 0 оценок




С целью дальнейшего совершенствования работы по психологическому обеспечению деятельности УИС руководством Минюста России утверждена Концепция развития психологической службы на 2001-2005 годы и План мероприятий по ее реализации.

Назначение концепции: обосновать систему взглядов, принципов, приоритетов, определяющих актуальные направления деятельности психологической службы УИС и стратегию ее развития.

К наиболее важным принципам развития психологической службы относятся:

- принцип гуманистического отношения к личности, предполагающий уважительное отношение к человеку, веру в возможности его развития и самосовершенствования, опору на положительные качества, добровольное участие в психологических мероприятиях;

- принцип научности, широкое внедрение достижений современной психологической науки в пенитенциарную практику, использование исключительно научно обоснованных психотехнологий;

- организационно-управленческий принцип, заключающийся в преодолении стихийности процессов развития путем создания оптимальной организационной структуры и управленческой вертикали психологической службы;

- ресурсно-обеспечивающий принцип, предусматривающий достаточное финансирование и материально-техническое оснащение для качественного развития и эффективного функционирования психологической службы;

- принцип учета отечественного и зарубежного опыта развития психологической службы;

- системный принцип, заключающийся в совместном с другими службами (кадровыми, медицинскими, производственными, воспитательными) решении практических задач психологического обеспечения УИС;

- принцип доступности психологической помощи для сотрудников УИС и осужденных;

- принцип законности и уважения прав личности;

- принцип специализированного подхода к психологическому обеспечению исполнения наказаний различных категорий осужденных (несовершеннолетних, женщин, совершивших различные виды преступлений, осужденных к длительным срокам наказания и пожизненному лишению свободы).

Основными задачами дальнейшего развития психологической службы являются:

- закрепление гуманистических подходов обращения с осужденными, обеспечивающих приоритет основных прав и свобод человека в период отбывания всех видов уголовного наказания, в том числе право на квалифицированную психологическую помощь;

- содействие в организации саморазвития и самосовершенствования личности, ресоциализации и социальной адаптации после освобождения;

- психологическое обеспечение воспитательного процесса, направленного на всестороннее изучение личностного потенциала, прогнозирование поведения, стимулирование позитивного развития и устранения деформаций в системе взглядов, ценностных ориентаций, поведении осужденных;

- оптимизация программ, методик и технологий дифференцированного психолого-педагогического воздействия на различные категории осужденных;

- создание благоприятных условий для эффективной служебной деятельности, личностного развития, самореализации и психопрофилактики профессиональной деформации сотрудников;

- совершенствование организации, научно-методического, нормативного, правового, кадрового и материально-ресурсного обеспечения деятельности психологической службы как самостоятельного структурного подразделения УИС.

К основным направлениям развития психологической службы относятся: совершенствование нормативно-правовой базы и оргштатной структуры службы; подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов; научно-методическое обеспечение; финансовое и материально – техническое обеспечение.

Совершенствование нормативно-правовой базы и оргштатной структуры службы предполагает:

- законодательное закрепление функций, направлений, принципов деятельности психологической службы УИС путем внесения соответствующих дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;

- переработку нормативных актов, регламентирующих отдельные направления деятельности психологов (психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, профессионально-психологический отбор сотрудников и др.);

- подготовку новых нормативно-правовых актов и других документов, способствующих совершенствованию деятельности сотрудников психологической службы;

- регламентацию норм нагрузки на психолога при выполнении различных видов работ;

- совершенствование системы делопроизводства и контроля за осуществляемой деятельностью;

- становление межрегиональных психологических лабораторий, возложение на них функции научно-методического и информационного обеспечения деятельности психологических служб;

- совершенствование взаимодействия отдела психологической службы и центра психодиагностики центральной военно-врачебной комиссии медицинского управления ГУИН Минюста России, а также соответствующих подразделений на уровне территориальных органов УИС;

- укрепление психологической службы образовательных учреждений УИС Минюста России, создание отделений (групп) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учебных центрах территориальных органов;

- поэтапное увеличение штатной численности психологов в аппаратах управления ГУИН Минюста России и территориальных органах УИС, в психологических лабораториях исправительных учреждений и следственных изоляторов в соответствии с принятыми нормативами и потребностями практики;

- формирование штатов психологических лабораторий в соответствии с направлениями психологического обеспечения (сотрудники-осужденные), функциональной специализацией (психодиагностика – консультирование – коррекция – экстремальная психологическая помощь) и отраслями психологии (социальная, клиническая, индустриальная и др.);

- создание психологической службы в уголовно-исполнительной инспекции и других подразделениях исполнения наказания, не связанных с лишением свободы.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов.

Кадровое обеспечение развития психологической службы предполагает:

- систематическое изучение потребности в специалистах-психологах и соответствующее развитие ведомственной и вневедомственной их подготовки;

- уточнение квалификационных требований к сотрудникам психологической службы и ее использование в процессе решения кадровых вопросов;

- совершенствование системы профессиональной ориентации и отбора молодежи на психологические факультеты учебных заведений УИС Минюста России;

- организация профориентации выпускников психологических факультетов других ведомств с целью их поступления на службу в УИС Минюста России;

- создание системы непрерывной профессионально-специализированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов в ведомственных и региональных образовательных учреждениях, учебных центрах, базовых психологических лабораториях по специальным программам основного и дополнительного образования;

- осуществление поэтапного перехода к комплектованию и замещению штатных должностей психологической службы УИС исключительно специалистами-психологами с базовым образованием;

- усиление регионального принципа в подготовке, переподготовке и повышении квалификации пенитенциарных психологов;

- расширение возможностей подготовки научно-педагогических кадров психологов в Академии права и управления Минюста России, посредством возможности адъюнктуры, соискательства;

- совершенствование системы стимулирования профессионально-личностного роста практических психологов путем квалификационных аттестаций, дифференциации оплаты труда с учетом наличия либо отсутствия базового психологического образования, квалификации, классности, имеющегося опыта и личных достижений.

 

Научно-методическое обеспечение предполагает:

- проведение психологической экспертизы психодиагностических методик, используемых психологами учреждений и органов УИС на предмет их валидности и научной обоснованности;

- формирование целевых пакетов психодиагностических и психокоррекционных методик, прошедших апробацию в условиях УИС, широкое внедрение их в практику работы психологической службы;

- разработка и апробация социально-психологических методов диагностики, прогнозирования и профилактики деструктивных явлений в учреждениях УИС;

- возложение на координационный совет по психологическому обеспечению деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России и координационные советы территориальных органов функции экспертизы научно-методических разработок, оценки и аттестации деятельности психологов, обобщения и распространения передового опыта;

- организация системы научно-методического сопровождения основных направлений профессионально-психологической деятельности путем закрепления актуальной тематики, организации и планирования научно-исследовательской работы, ее стимулирование, сохранение прав интеллектуальной собственности;

- изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта работы психологических служб, введение в постоянную практику проведение смотров-конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, школ психологов;

- научно-информационное обеспечение практических органов УИС путем организации издания «Библиотечки пенитенциарного психолога», научно-методических пособий, бюллетеней, вестников и периодических изданий;

- создание организационных условий для привлечения к научно-исследовательским проектам ведущих зарубежных и отечественных специалистов, профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений;

- создание устойчивой (в перспективе компьютеризированной) информационной сети для обмена базами данных на межрегиональном и федеральном уровнях управления УИС;

- увеличение штатной численности научно-исследовательских и научно-методических подразделений при НИИ УИС и образовательных учреждениях Минюста России, специализирующихся на психологической проблематике;

- активное использование научного потенциала профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений Минюста России, других ведомств и специалистов общественных организаций для проведения исследований и разработки научно-методических рекомендаций по проблемам деятельности психологической службы;

- регулярное освещение в ведомственных журналах положительного опыта деятельности психологической службы.

Финансовое и материально-техническое обеспечение предполагает:

- создание рабочего места психолога в соответствии с требованиями нормативных документов;

- оснащение психологических лабораторий компьютерной и копировальной техникой, расходными материалами, специальным психологическим оборудованием, видео- и аудиосредствами, пакетами психологических методик компьютерной и ручной обработки, комплектами специальной психологической литературы («Библиотечка психолога»);

- подключение межрегиональных психологических лабораторий к современным информационным сетям, сети Интернет, другим средствам коммуникации;

- оборудование в соответствии с научно-методическими рекомендациями помещений для проведения индивидуальной и групповой психокоррекции, оказания экстренной психологической помощи, социально-психологической реабилитации, а также их оснащение специальной техникой;

- решение вопроса об увеличении должностных окладов психологов до уровня начальников отрядов;

- расширение системы внебюджетных источников (участие в международных и всероссийских конкурсах грантов, направленных на гуманизацию уголовно-исполнительной системы).

 

Во многом Концепция реализована уже на практике. Но жизнь вносит свои коррективы в наши планы, и какие-то положения не удалось реализовать до конца. Но главным является то, что поступательное развитие психологической службы УИС продолжается и ее влияние на результаты деятельности исправительных учреждений будет неуклонно возрастать.


Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 



2019-12-29 1275 Обсуждений (0)
Основные направления и перспективы дальнейшего развития психологической службы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления и перспективы дальнейшего развития психологической службы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)