Основные направления и перспективы дальнейшего развития психологической службы
С целью дальнейшего совершенствования работы по психологическому обеспечению деятельности УИС руководством Минюста России утверждена Концепция развития психологической службы на 2001-2005 годы и План мероприятий по ее реализации. Назначение концепции: обосновать систему взглядов, принципов, приоритетов, определяющих актуальные направления деятельности психологической службы УИС и стратегию ее развития. К наиболее важным принципам развития психологической службы относятся: - принцип гуманистического отношения к личности, предполагающий уважительное отношение к человеку, веру в возможности его развития и самосовершенствования, опору на положительные качества, добровольное участие в психологических мероприятиях; - принцип научности, широкое внедрение достижений современной психологической науки в пенитенциарную практику, использование исключительно научно обоснованных психотехнологий; - организационно-управленческий принцип, заключающийся в преодолении стихийности процессов развития путем создания оптимальной организационной структуры и управленческой вертикали психологической службы; - ресурсно-обеспечивающий принцип, предусматривающий достаточное финансирование и материально-техническое оснащение для качественного развития и эффективного функционирования психологической службы; - принцип учета отечественного и зарубежного опыта развития психологической службы; - системный принцип, заключающийся в совместном с другими службами (кадровыми, медицинскими, производственными, воспитательными) решении практических задач психологического обеспечения УИС; - принцип доступности психологической помощи для сотрудников УИС и осужденных; - принцип законности и уважения прав личности; - принцип специализированного подхода к психологическому обеспечению исполнения наказаний различных категорий осужденных (несовершеннолетних, женщин, совершивших различные виды преступлений, осужденных к длительным срокам наказания и пожизненному лишению свободы). Основными задачами дальнейшего развития психологической службы являются: - закрепление гуманистических подходов обращения с осужденными, обеспечивающих приоритет основных прав и свобод человека в период отбывания всех видов уголовного наказания, в том числе право на квалифицированную психологическую помощь; - содействие в организации саморазвития и самосовершенствования личности, ресоциализации и социальной адаптации после освобождения; - психологическое обеспечение воспитательного процесса, направленного на всестороннее изучение личностного потенциала, прогнозирование поведения, стимулирование позитивного развития и устранения деформаций в системе взглядов, ценностных ориентаций, поведении осужденных; - оптимизация программ, методик и технологий дифференцированного психолого-педагогического воздействия на различные категории осужденных; - создание благоприятных условий для эффективной служебной деятельности, личностного развития, самореализации и психопрофилактики профессиональной деформации сотрудников; - совершенствование организации, научно-методического, нормативного, правового, кадрового и материально-ресурсного обеспечения деятельности психологической службы как самостоятельного структурного подразделения УИС. К основным направлениям развития психологической службы относятся: совершенствование нормативно-правовой базы и оргштатной структуры службы; подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов; научно-методическое обеспечение; финансовое и материально – техническое обеспечение. Совершенствование нормативно-правовой базы и оргштатной структуры службы предполагает: - законодательное закрепление функций, направлений, принципов деятельности психологической службы УИС путем внесения соответствующих дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации; - переработку нормативных актов, регламентирующих отдельные направления деятельности психологов (психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, профессионально-психологический отбор сотрудников и др.); - подготовку новых нормативно-правовых актов и других документов, способствующих совершенствованию деятельности сотрудников психологической службы; - регламентацию норм нагрузки на психолога при выполнении различных видов работ; - совершенствование системы делопроизводства и контроля за осуществляемой деятельностью; - становление межрегиональных психологических лабораторий, возложение на них функции научно-методического и информационного обеспечения деятельности психологических служб; - совершенствование взаимодействия отдела психологической службы и центра психодиагностики центральной военно-врачебной комиссии медицинского управления ГУИН Минюста России, а также соответствующих подразделений на уровне территориальных органов УИС; - укрепление психологической службы образовательных учреждений УИС Минюста России, создание отделений (групп) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учебных центрах территориальных органов; - поэтапное увеличение штатной численности психологов в аппаратах управления ГУИН Минюста России и территориальных органах УИС, в психологических лабораториях исправительных учреждений и следственных изоляторов в соответствии с принятыми нормативами и потребностями практики; - формирование штатов психологических лабораторий в соответствии с направлениями психологического обеспечения (сотрудники-осужденные), функциональной специализацией (психодиагностика – консультирование – коррекция – экстремальная психологическая помощь) и отраслями психологии (социальная, клиническая, индустриальная и др.); - создание психологической службы в уголовно-исполнительной инспекции и других подразделениях исполнения наказания, не связанных с лишением свободы. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов. Кадровое обеспечение развития психологической службы предполагает: - систематическое изучение потребности в специалистах-психологах и соответствующее развитие ведомственной и вневедомственной их подготовки; - уточнение квалификационных требований к сотрудникам психологической службы и ее использование в процессе решения кадровых вопросов; - совершенствование системы профессиональной ориентации и отбора молодежи на психологические факультеты учебных заведений УИС Минюста России; - организация профориентации выпускников психологических факультетов других ведомств с целью их поступления на службу в УИС Минюста России; - создание системы непрерывной профессионально-специализированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов в ведомственных и региональных образовательных учреждениях, учебных центрах, базовых психологических лабораториях по специальным программам основного и дополнительного образования; - осуществление поэтапного перехода к комплектованию и замещению штатных должностей психологической службы УИС исключительно специалистами-психологами с базовым образованием; - усиление регионального принципа в подготовке, переподготовке и повышении квалификации пенитенциарных психологов; - расширение возможностей подготовки научно-педагогических кадров психологов в Академии права и управления Минюста России, посредством возможности адъюнктуры, соискательства; - совершенствование системы стимулирования профессионально-личностного роста практических психологов путем квалификационных аттестаций, дифференциации оплаты труда с учетом наличия либо отсутствия базового психологического образования, квалификации, классности, имеющегося опыта и личных достижений.
Научно-методическое обеспечение предполагает: - проведение психологической экспертизы психодиагностических методик, используемых психологами учреждений и органов УИС на предмет их валидности и научной обоснованности; - формирование целевых пакетов психодиагностических и психокоррекционных методик, прошедших апробацию в условиях УИС, широкое внедрение их в практику работы психологической службы; - разработка и апробация социально-психологических методов диагностики, прогнозирования и профилактики деструктивных явлений в учреждениях УИС; - возложение на координационный совет по психологическому обеспечению деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России и координационные советы территориальных органов функции экспертизы научно-методических разработок, оценки и аттестации деятельности психологов, обобщения и распространения передового опыта; - организация системы научно-методического сопровождения основных направлений профессионально-психологической деятельности путем закрепления актуальной тематики, организации и планирования научно-исследовательской работы, ее стимулирование, сохранение прав интеллектуальной собственности; - изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта работы психологических служб, введение в постоянную практику проведение смотров-конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, школ психологов; - научно-информационное обеспечение практических органов УИС путем организации издания «Библиотечки пенитенциарного психолога», научно-методических пособий, бюллетеней, вестников и периодических изданий; - создание организационных условий для привлечения к научно-исследовательским проектам ведущих зарубежных и отечественных специалистов, профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений; - создание устойчивой (в перспективе компьютеризированной) информационной сети для обмена базами данных на межрегиональном и федеральном уровнях управления УИС; - увеличение штатной численности научно-исследовательских и научно-методических подразделений при НИИ УИС и образовательных учреждениях Минюста России, специализирующихся на психологической проблематике; - активное использование научного потенциала профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений Минюста России, других ведомств и специалистов общественных организаций для проведения исследований и разработки научно-методических рекомендаций по проблемам деятельности психологической службы; - регулярное освещение в ведомственных журналах положительного опыта деятельности психологической службы. Финансовое и материально-техническое обеспечение предполагает: - создание рабочего места психолога в соответствии с требованиями нормативных документов; - оснащение психологических лабораторий компьютерной и копировальной техникой, расходными материалами, специальным психологическим оборудованием, видео- и аудиосредствами, пакетами психологических методик компьютерной и ручной обработки, комплектами специальной психологической литературы («Библиотечка психолога»); - подключение межрегиональных психологических лабораторий к современным информационным сетям, сети Интернет, другим средствам коммуникации; - оборудование в соответствии с научно-методическими рекомендациями помещений для проведения индивидуальной и групповой психокоррекции, оказания экстренной психологической помощи, социально-психологической реабилитации, а также их оснащение специальной техникой; - решение вопроса об увеличении должностных окладов психологов до уровня начальников отрядов; - расширение системы внебюджетных источников (участие в международных и всероссийских конкурсах грантов, направленных на гуманизацию уголовно-исполнительной системы).
Во многом Концепция реализована уже на практике. Но жизнь вносит свои коррективы в наши планы, и какие-то положения не удалось реализовать до конца. Но главным является то, что поступательное развитие психологической службы УИС продолжается и ее влияние на результаты деятельности исправительных учреждений будет неуклонно возрастать. Приложение 1
Приложение 2
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |