Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




В середине XX в. сложилось современное понимание пред­принимателя как новатора: “Задача предпринимателей — ре­формировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле — че­рез использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, бла­годаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции— вплоть до реорганизации прежней и со­здания новой отрасли промышленности...”[4]

Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предприниматель­ства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требу­ется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложив­шейся обстановке.

Необходимость формирования инновационного предпри­нимательства в Белорусии обусловлена:

усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического про­гресса во всех сферах экономической деятельности;

определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

необходимостью существенного сокращения сроков созда­ния, освоения новой техники: повышением технического уровня производства: необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

спецификой процесса научно-технического производства: имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная много вариантность исследований, риск и возмож­ность отрицательных результатов:

увеличением затрат и ухудшением экономических показа­телей предприятий при освоении новой продукции; быстрым моральным старением техники и технологии; объективной необходимостью ускоренного внедрения но­вой техники и технологии и т. д.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе пред­принимательской деятельности лежит нововведение в облас­ти продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специ­фическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что “предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства”.[5]

Таким образом, задача предпринимателя-новатора — ре­формировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с го­товностью предпринимателя брать на себя весь риск по осу­ществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и со­циальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и тех­нологий путем практического использования нововведений.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1)инновация продукции:

2)инновация технологии;

3)социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства — ин­новация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выжива­емость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, рас­ширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание но­вых рабочих мест и т. д. Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, на­правленный на повышение производительности труда и эко­номию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершен­ствовать технику безопасности, провести мероприятия по за­щите окружающей среды, эффективно использовать внутри­фирменные информационные системы. Последний вид инно­вационного предпринимательства— социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций та­кого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мо­билизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам пред­приятия перед сотрудниками и обществом в целом.

На основе способа организации инновационного процес­са в фирме можно выделить три модели инновационного пред­принимательства:

1) инновационное предпринимательство на основе внут­ренней организации, когда инновация создается и (или) осва­ивается внутри фирмы ее специализированными подразделе­ниями на базе планирования и мониторинга их взаимодейст­вия по инновационному проекту:

2) инновационное предпринимательство на основе внеш­ней организации при помощи контрактов, когда заказ на со­здание и (или) освоение инновации размещается между сто­ронними организациями:

3) инновационное предпринимательство на основе внеш­ней организации при помощи венчуров, когда фирма для реа­лизации инновационного проекта учреждает дочерние венчур­ные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние сред­ства.

Наиболее часто используемой является вторая модель ин­новационного предпринимательства — фирма размещает за­каз на разработку новшеств, а осваивает их собственными си­лами (не на основе размещения комплексных заказов типа “под ключ”). Относительная редкость использования нерпой моде­ли объясняется недостаточным потенциалом “заводской на­уки”. В Белорусии использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множества самостоя­тельных научных организаций проблематично из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприя­тий и неблагоприятных перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций.

В основе всех видов инновационного предпринимательст­ва лежит создание и освоение новых видов продукции (това­ров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и опре­деляющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потреби­телям.

Для освоения и изготовления нового вида товаров (про­дукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе созда­ния научно-технической продукции: энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые мо­гут быть использованы при изготовлении научно-техничес­кой продукции. Необходимые материалы, сырье и комплек­тующие изделия (М) предприниматель приобретает у собст­венников оборотных средств, оплатив их стоимость (Дм). Для производства научно-технической продукции (товаров, услуг) предпринимателю также необходимы основные средства (ОС) в виде сооружений, помещений, специального обору­дования, оснастки, инструментов и т. п. Предприниматель может прибрести их у собственников ОС или арендовать. За требуемые для инновационной деятельности ОС необходи­мо уплатить денежную сумму (Де), размер которой зависит от вида и количества необходимых для деятельности ОС и их стоимости. Для осуществления инновационной деятельнос­ти предпринимателю также необходимо привлекать научно-технические кадры, производственный персонал, т. е. рабо­чую силу (РС), затрачивая на это определенные денежные ресурсы (Д ). Результатом инновационной деятельности вы­ступает готовый товар (продукция, услуга) (Т), который пред­приниматель реализует потребителю инновационной продук­ции по цене (Д-), включающей и себя затраты на производ­ство и прибыль предпринимателя.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Дли инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мел­кие. На рис. 1 представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке това­ра-новинки.

Формирование инновационных идей

¯

Отбор наиболее перспективных идей

¯

Детальная разработка замысла и его экспертная оценка

¯

Разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей

¯

Экспертная оценка бизнес-плана

¯

Экспериментальное производство товара и испытание в условиях рынка

¯

Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке

¯

Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы

Рис. 1 Схема основных этапов разработки товара-новинки

 

Таким образом, инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства ори­гинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок. Для пред­принимателя важно выделить для себя те же информацион­ные источники, которые помогут ему найти какую-то опреде­ленную инновационную идею. Такими источниками могут быть конкретные знания: о рынке и его потребностях; о появ­лении новых технологий, материалов, способов производст­ва; о существующих структурных или географических разры­вах в обеспеченности каким-то определенным товаром. Кон­кретными источниками инновационных идей могут выступать: потребители, т. е. изучение потребительского спроса; ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенст­вованных вариантов товарной продукции, услуг;

конкуренты, в некоторых случаях их деятельность, направ­ленная на изучение потребительского спроса, может подтолк­нуть предпринимателя к формированию собственной инно­вационной идеи:

торговые агенты, дилеры и прочие посредники; консультанты предпринимателя по каким-то определен­ным элементам инновационной деятельности; непосредственно работники предприятия. Наиболее активно в некоторых фирмах как источник ин­новационных идей используется именно персонал предприя­тия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекают­ся рядовые работники. Богатый опыт в этом отношении на­коплен японскими фирмами, где используются специально разработанные карточки для предложений:

Предложение по разработке товара (ассортимента новой продукции)

1. Автор предложения

2. Название отдела

3. Наименование предлагаемого товара

4. Мотивация предложения

5. Содержание предложения

6. Эскиз

7. Мнение автора предложения по перспективам сбыта пред­лагаемого товара или ассортимента, возможной конкурен­ции его с подобными товарами других предприятий на рын­ке сбыта и др.

При выявлении источников инновационных идей вызыва­ет интерес классификация Питера Дракера, который выделя­ет семь источников инновационных идей;

неожиданное событие (для предприятия или отрасли — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие);

не конгруэнтность — несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней (“такая, какой она должна быть”);

нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и “слабые места”, которые могут и должны быть устранены); внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; демографические изменения;

изменения в восприятия, настроениях и ценностных ус­тановках;

новые знания (как научные, так и ненаучные).[6]

По мнению П. Дракера, систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном по­иске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. Первые четыре источника инновационных идей (области из­менений) он относит к внутренним, так как они находятся в

рамках предприятия, и пределах отрасли промышленности или сферы услуг: такие источники доступны для работающих на данном предприятии или и данной отрасли. Последние три источника относятся к внешним источникам инновационных идей, так как они имеют свое происхождение вне данного пред­приятия или отрасли. Однако между всеми семью источника­ми нечетких границ, и они могут взаимно пересекаться. Сле­дует отметить, что хотя ни одна из областей не является изна­чально более важной, чем другие, они располагаются П. Друкером в порядке уменьшения достоверности анализа и пред­сказуемости.

После формирования инновационных идей перед фирмой стоит задачи отбора наиболее перспек­тивных идей. Выбирая инновационную идею, предпринима­тель должен учитывать не только необходимость данного про­екта, но и то, насколько реально его осуществление, посколь­ку, если отсутствуют средства, необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая ин­новационная идея может оказаться нереализуемой. Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедре­нии какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы: Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта? Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?

Есть ли необходимость замены одного продукта другим? Является ли новый продукт органичным продолжением предыдущего ряда продуктов?

В состоянии ли фирма вообще осуществить идею выпуска нового продукта либо получить такой продукт? Сможет ли фирма продать такой товар? Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке? Можно ли охарактеризовать новый продукт как прогрес­сивный или как ностальгический, т. е. “в стиле ретро”?

Осуществлял ли кто-нибудь ранее подобные идеи, если да, то насколько успешно?

Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у кон­курентов?

С каким финансовым риском связана идея нового продукта" Может ли идея нового продукта иметь рекламный успех"

На какой рынок лучше сориентировать идею нового про­дукта?

Соответствует ли идея нового продукта внутрипроизводст­венной структуре фирмы?

Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта?

Во-вторых, при принятии окончательного решения в свя­зи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследопательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следую­щему:

А. Прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию.

Б. Связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.[7]

Кроме этого, даже очень перспективная идея сама по себе не гарантирует предприятию-новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы достичь намеченных целей и полу­чить монопольную сверхприбыль от инновационной деятель­ности, предпринимательской фирме необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям.

1. Необходимо четко представлять объем спроса потенци­альных потребителей на новшество, его экономически выра­женные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Кроме этого, необходи­мо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и сбыте нововведения, т. г. важно пра­вильно составить всесторонний прогноз экономического по­тенциала новшества.

2. Для успешного развития инновационного предприятия обязательным условием является соответствие персонала пред­приятия определенным требованиям. Значительную роль для успеха имеет возраст основателей фирмы (в среднем 30—35 лет) и их личностные качества: высокая работоспособность, ком­муникабельность, целеустремленность, компетентность.

3. При ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности значительную роль в успехе инновационных предприятий играет качество организации и управления. В связи с этим именно малые инновационные Предприятия наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.

 




2019-12-29 262 Обсуждений (0)
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)