Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 12. Философия знания



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Тема 12. Философия знания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопросы

 

         1. Информация и знание.

         2. Структура знания (основные виды и формы).

         3. Чувственное, рациональное и иррациональное знание.

         4. Убеждение и вера.

Содержание изучаемого материала

         Понятие информации. Основные характеристики информационного отражения. Информация, сигнал, знак, значение, знание. Обусловленность знанием деятельности человека. Структура знания (виды, формы, степень распространенности). Виды знания как основные способы получения человеком информации о мире. Формы знания как информация, определяемая главными объектами деятельности человека в мире. Индивидуальное, групповое и общественное знание. Картины мира в различных видах знания. Универсальные характеристики знания (вера и убеждение). Чувственные формы получения информации. Оптимальность человеческой жизнедеятельности (эффективность, личностный смысл, общественная значимость). Нерациональные формы обоснования оптимальности. Понятие рациональности. Эволюция и основные этапы рационального знания. Классический тип рациональности. Неклассическая рациональность. Постнеклассическое рациональное знание. Основные черты современного рационального знания. Рациональное, нерациональное и иррациональное знание. Убеждение и вера как принципы формирования мировоззрения человека.

 

Литература

      1. Визгин В.П. Мишель Фуко – теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995.- № 4.

      2. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании // Вопросы философии. 1998.- № 5.

      3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

      4. Касавин И.Т. Знание и его социальное содержание… // Вопросы философии. 1988.- № 3.

      5. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. 1999.- № 2.

      6. Знание за пределами науки. М., 1990.

      7. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

      8. Розов М.А. Знание как объект исследования // Вопросы философии. 1988.- № 1.

      9. Фейнберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы философии. 1997.- № 7.

    10. Смирнов Г.А. Проблема непосредственного знания… // Вопросы философии. 1995.- № 9.

    11.Степин В.С. Деятельностная концепция знания… // Вопросы философии. 1991.- № 8.

    12. Абрамова Н.Т. Монистическая тенденция развития знания // Вопросы философии. 1982.- № 9.

    13. Моторина Л.Е. Концепция «неявного знания» М.Поляни // Философские науки. 1980.- № 6.

    14. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989.- № 3.

    15. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // Вопросы философии. 1991.- № 6.

    16. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное // Вопросы философии. 1977.- № 2.

    17. Рациональность на перепутье: в 2-х т. / под ред. В.А.Лекторского. М., 1999.

    18. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М., 1999.

 

Вопросы для самоконтроля

       1. Почему человек имеет информации о мире больше, чем он может сказать об этом мире?

       2. Зачем человек всю свою историю стремится к знанию?

       3. Приведите два конкретных примера получения человеком нового знания о мире.

       4. Приведите 10 примеров «непосредственного знания».

       5. В каком случае человек характеризуется как «духовный потребитель»?

       6. Приведите по 3 примера массового, группового и индивидуального знания.

       7. 5 любых высказываний проанализировать с позиций структуры знания.

       8. Объясните смысл выражения «скажи мне, как ты об этом говоришь, и я скажу тебе, что ты об этом знаешь».

       9. Приведите 5 примеров «превращённых форм знания».

     10. Почему «благими намерениями вымощена дорога в ад»?

     11. Почему Гёте писал: «Суха теория, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет»?

 

Тема 13. Философия мифа

Вопросы

         1. Основные характеристики мифического сознания.

         2. Функции мифа.

         3. Исторические формы мифа.

         4. Мифическое сознание и современность.

 

Содержание изучаемого материала

 

       Мифология как наука о мифическом знании и сознании. Определение понятия «миф». Основной признак мифа. Миф и сказка. Основные характеристики мифа (синкретизм, антропоморфизм, социоморфизм). Архетипы как инварианты мифического знания и сознания. Мировоззрение «человека мифического». Боги и герои мифа. Надиндивидуальность мифа. Мифическое познание. Функции мифа (интегрирующая, обобщающая, классифицирующая, интерпретирующая, трансцендирующая). Исторические формы мифа (фетишизм, тотемизм, магия, астрология). Современные мифы и вызывающие их причины.

Литература

       1. Введение в философию мифа. М., 1994.

       2. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

       3. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга, 1993

       4. Токарев С.А. Что такое мифология // Ранние формы религии. М. 1990.

       5. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983.

       6. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980.

       7. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

       8. Знание за пределами науки. М., 1996.

       9. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета. Философия. 1990.- № 2.

     10. Кондратьев А.М., Шилик К.К. Как рождаются мифы 20-го века. Л., 1988.

     11. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 1991-92.

     12. Папюс Л.А. Магия белая и чёрная. Нальчик, 1994.

     13. Пивоев В.М. Функции мифа в культуре // Вестник Московского университета. Философия. 1993.- №3.

     14. Туровский М.Б. и др. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. 1991.- № 10.

     15. Стеблин-Каменский М.И. Миф. М., 1976.

     16. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992.- № 7.

     17. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994.- № 2.

Вопросы для самоконтроля

      1. Выделите в любом конкретном мифе его главный признак, основные характеристики и выполняемые им функции.

      2. Приведите 5 примеров мифических героев и объясните культурное значение их образов.

      3. Приведите 5 примеров мифического сознания ребенка.

      4. Обнаружьте признаки мировоззренческого синкретизма в нескольких древнегреческих мифах.

      5. Что общего можно выделить в мифах древних греков и древних славян?

      6. Назовите несколько мифов 20-го века.

      7. Покажите, что многие произведения искусства содержат в основаниях своих сюжетов тот или иной миф.

       8. Приведите примеры мифической семантики в современном русском языке.

       9. Укажите современные формы проявления основных видов мифического сознания.

     10. Какие главные мотивы жизнедеятельности человека лежат в основе его мифотворчества?

 

 

       Тема 14. Искусство как форма знания и познания человеком мира

 

Вопросы

 

       1. Искусство как вид духовного освоения человеком мира.

       2. Художественный образ и его характеристики.

       3. Эстетика – наука о красоте.

 

Содержание изучаемого материала

 

       Понятие искусства. Эстетика – наука о природе и закономерностях художественного освоения действительности. Предпосылки и становление эстетического освоения мира человеком. История эстетических учений. Понятийно-категориальный аппарат эстетики. Прекрасное и безобразное – главные эстетические категории. Законы эстетики. Классификация искусств (течения, направления, движения, школы, стили). Виды, роды, жанры искусства. Художественный образ, его характеристики, средства, приёмы и способы создания. Язык художественного образа. Принципы художественного осмысления действительности. Место и роль искусства в структуре общественного сознания. Личность человека-художника. Основные эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Эстетические идеалы и их историческая изменчивость. Эстетическое отношение человека к миру. Понятие художественного вкуса. Искусство и художественная культура. Эстетическое воспитание.

 

Литература

 

       1. Бранский В.П. Искусство и философия… Калининград, 1999.

       2. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995.- № 6.

       3. Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства. М., 1995.

       4. Илиева Л.П. Гастон Башляр: особенности феноменологического и психоаналитического подходов к исследованию художественного творчества // Вестник Московского университета. Философия. 1998.- № 2.

       5. Карасёв Л.В. Онтология и поэтика // Вопросы философии. 1996.- № 7.

       6. Карл Дальхауз о ценностях и истории в исследованиях искусства // Вопросы философии. 1999.- № 9.

      7. Карташова Л.Э. Один взгляд на эстетику // Вопросы философии. 1992.- № 1.

      8. Кузнецова Е.А. Эстетика импрессионизма // Вестник Московского университета. Философия. 2000.- № 2.

      9. Кузнецова Т.В. Народность искусства как проблема эстетической теории // Вестник Московского университета. Философия. 1992.- № 6.

    10. Кузнецова Т.В. Об эстетическом отношении к действительности // Вестник Московского университета. Философия. 1994.- № 5.

    11. Кушнер Т. Структурные сходства – основа дескриптивных коррелятов в различных типах искусства // Вопросы философии. 1995.- № 12.

    12. Мигунов А.С. Анти – эстетика // Вопросы философии. 1994.- № 7, 8.

    13. Овсянников М.Ф. Искусство как игра // Вестник Московского университета. Философия. 1996.- № 2.

    14. Столович Л.Н. Красота – Добро – Истина: очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

    15. Сурио Э. Искусство и философия // Вопросы философии. 1994.- № 7, 8.

    16. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

    17. Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. М., 1996.

    18. Шелабаева Г.К. Эстетическое и художественное как реалии национального самосознания // Вестник Московского университета. Философия. 1996.- № 2.

    19. Эстетика. Словарь. М., 1989.

    20. Эстетическая культура. М., 1996. 

    21. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.

    22. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995.

 

Вопросы для самоконтроля

 

       1. Дайте определения понятиям «искусство» и «художественный образ».

       2. Что Вы знаете о «золотом сечении» в искусстве?

       3. Перечислите основные категории эстетики.

       4. Дайте жанровую классификацию любому виду искусства.

       5. Выделите основные типы объектов по способам их включения в эстетическое отношение.

       6. Назовите факторы, способствующие формированию у человека эстетической потребности.

       7. Осуществите концептуальную рефлексию в отношении категории «прекрасное».

       8. Приведите несколько примеров художественных символов.

       9. Вспомните несколько художественных произведений, действительно повлиявших на Ваше мировоззрение.

     10. Чем отличается артефакт в искусстве от технического артефакта?

 



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Тема 12. Философия знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 12. Философия знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)