Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 17. Философия техники




 

Вопросы

 

       1. Человек и общество в условиях информационно-технической цивилизации.

       2. Сущность техники и основные формы её проявления.

       3. Основные концепции философии техники.

 

Содержание изучаемого материала

 

       Деятельный образ жизни человека. Система средств деятельности как искусственная среда существования человечества. Технический характер человеческой истории. Основные проблемы человека и общества в условиях «машиноморфной» цивилизации. Человек и машина (человеко-машинные системы). Антропогенное влияние на природу. Человек как средство в структуре мегамашины. Техногенная цивилизация и культура. Смысл бытия и свобода человека в постиндустриальном, «информационном» обществе. Сущность техники и основные формы её проявления в жизнедеятельности общественного человека. Становление слов «техника» и «механика». Техника как предметное средство деятельности. Наука и техника. Технология как общая теория техники. Феномен техники в аспекте глобальной эволюции. Техника как форма самоорганизации деятельных систем. Основные концепции философии техники (антропология техники, онтология техники, инженерная философия техники, феноменология техники, техника и жизненный мир, экзистенциальные аспекты технической реальности).



 

Литература

 

       1. Стёпин В.С. и др. Философия науки и техники. М., 1995.

       2. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы… М., 1994.

       3. Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995.

       4. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

       5. Хотеенков В.Ф. Всё о технике. М., 1996.

       6. Горохов В.Г. и др. Философия техники: история и современность. М., 1997.

       7. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

       8. Иванов Н.И. Философия техники. Тверь, 1997.

       9. Игнатьева И.Ф. Антропология техники: человек как субъект мира техники. Екатеринбург, 1992.

     10. Котенко В.П. История философии техники. СПб., 1997.

     11. Кудрин Б.И. Зачем технарию Платон: постнеклассическое видение философии техники. М., 1996.

     12. Покатаев Л.И. Техникознание: Методология и социокультурный аспект. Саратов, 1990.

     13. Рапп Ф. Многоаспектность современной техники // Вопросы философии. 1989.- № 2.

     14. Рачков В.П. Техника и её роль в судьбах человечества. Свердловск, 1994.

     15. Философия техники // Вопросы философии. 1993.- № 10.

     16. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. 20 век. Антология. М., 1995.

     17. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие. М., 1993.

     18. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993.- № 10.

     19. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989.- № 2.

     20. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

     21. Блюменберг Х. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993.- № 10.

     22. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Смысл и назначение истории. М., 1994.

     23. Парис К. Техника и философия // Это человек. Антология. М., 1995.

     24. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология. М., 1995.

 

Вопросы для самоконтроля

 

       1. В чём заключается различие между древним «технэ» и современной техникой?          

       2. Назовите несколько критериев технической реальности.

       3. Какие проблемы современной цивилизации обусловили появление в философии прикладного раздела «философия техники»?

       4. Приведите примеры применения слов «техника» и «механика» вне сферы промышленного производства.

      5. Что заставляет человека быть по своей «природе» техником?

      6. В чём заключается главное противоречие между техногенной цивилизацией и культурой?

      7. Выявите историческую параллель изменения значения терминов «техника» и «искусство»?

      8. Техника – это характеристика процесса деятельности или её предметных средств?

        9. Почему техника, помогая человеку решать одни проблемы, создаёт для него массу других проблем?

    10. Какие предпосылки техники человека имеются уже в природных событиях?

 

 

       Тема 18. Философия как вид духовного освоения бытия человеком (метафилософия)

Вопросы

       1. Понятие философии.

       2. Рассудок и разум в мышлении человека.

       3. Метод концептуальной рефлексии.

       4. Философский плюрализм.

       5. Функции философского знания

       6. Структура философского знания.

 

Содержание изучаемого материала

       Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мировоззрение как единство мировосприятия, мирочувствования и миропонимания. Типы мировоззрения (по основным видам знания). Становление философии как вида знания и познания. Возникновение слова «философия» и его изначальный смысл. Предмет философии и его историческая изменчивость. Рассудок и разум – основные функции мышления. Специфика философствования. Формирование философских взглядов у человека. Проблемный характер философского мышления. Метод концептуальной рефлексии. Философия и другие виды знания. Круг современных философских проблем. Структура философского знания (принципы, понятийно-категориальный аппарат, методы философствования). Философский плюрализм. Основные способы философствования. Основной вопрос философии. Место и роль философии в культуре (философия как самосознание культуры). Функции философского знания (мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, логическая, аксиологическая). Философская картина мира.

Литература

       1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

       2. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

       3. Что такое философия? (материалы «Круглого стола») // Вестник Московского университета. Философия. 1995.- № 2, 3.

       4. Шрейдер Ю.А. Загадочная притягательность философии // Вопросы философии. 1996.- № 7.

       5. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

       6. Вольф П. О философии. М., 1996.

       7. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998.

       8. Яковенко Б.В. Мощь философии. М., 2000.

       9. Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопросы философии. 1993.- № 7.

     10. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999.- № 5.

     11. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995.- № 1.

     12. Корявко Г.Е. Философское познание как рефлексия // Вестник Московского университета. Философия. 1992.- № 3.

     13. Кутырев В.А. Любовь к мудрости на пороге нового века // Вестник Московского университета. Философия. 1998.- № 3.

     14. Мамардавили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

     15. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993.- № 9.

     16. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. 1995.- № 12; 1998.- № 2; 1999.- № 8.

     17. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

     18. Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия // Вопросы философии. 1997.- № 4.

     19. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. 1996.- № 7.

     20. Кузнецов В.Н. Место и роль философии в западной культуре 20-го века // Вестник Московского университета. Философия. 1997.- № 1.

     21. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.

     22. О философах и профессорах философии (беседа с А.А.Гусейновым) // Вопросы философии. 1998.- № 3.

     23. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. СПб., 1999.

     24. Рачков П.А. Философия и философствование: синонимы или омонимы // Вестник Московского университета. Философия. 2000.- № 1.

     25. Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // Вопросы философии. 1996.- № 11.

     26. Соколов В.В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии. 1995.- № 2.

     27. Столович Л.Н. О «системном плюрализме» в философии // Вопросы философии. 2000.- № 9.

 

 

Вопросы для самоконтроля

       1. Что такое мудрость и чем мудры наставники?

       2. Объясните высказывание Аристотеля о метафизике: «Все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной».

       3. Почему многие люди считают философию совершенно бесполезным видом знания?

       4. Почему «многознание уму не научает»?

       5. Каждый ли человек философ?

       6. Объясните высказывание испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета: «Введение в философию – это первая книга, которую следует читать, и последняя, которую следует писать».

       7. Почему очевидное всегда может превратиться в проблему?

       8. Когда человек становится философом?

       9. Объясните высказывание из Библии: «Много знания – много печали».

     10. Объясните высказывание английского философа Дж.Гоббса: «Досуг – мать философии».

     11. Что общего и различного в картинах мира, рисуемых наукой, религией, философией?

     12. Свободен ли разум или у него есть свои границы?

 

 

       Тема 19. Философское учение о бытии (онтология)

 

Вопросы

 

       1. Понятие бытия в философии.

       2. Диалектика бытия и небытия.

       3. Система категорий онтологии.

 

Содержание изучаемого материала

 

      Бытие как фундаментальная философская категория. Проблема бытия в истории философии. Специфика размышлений о бытии. Бытие мира как предпосылка его единства. Основные виды бытия. Мир как совокупная реальность. Бытие, материя, субстанция, природа. Проблема единства мира в философии. Классический вариант основного вопроса философии «что первично?». Понятия материального и идеального. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, свойств, процессов, состояний, отношений, характеристик. Субстанции и акциденции. Бытие, небытие, инобытие, ничто. Бытие и становление. Диалектика возможного и действительного. Бытие естественного и искусственного. Объективная и субъективная реальность. Абстрагирование и гипостазирование в познании бытия. Бытие человека в мире предметов. Специфика человеческого и общественного бытия. Бытие духовного и духовность бытия. Система категорий онтологии.

 

Литература

 

      1. Абрамян Л.А. Понятие реальности // Вопросы философии. 1980.- № 11.

      2. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997.- № 7.

      3. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология 20-го века. М., 1997.

      4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

      5. Кутырев В.А. О континууме реальности… // Вестник Московского университета. Философия. 1994.- № 5.

      6. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. 2000.- № 5.

      7. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999.- № 10.

      8. Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии. Л., 1987.

      9. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вестник Московского университета. Философия. 2000.- № 2.

    10. Шушарина О.П. К анализу группы категорий существования // Философские науки. 1986.- № 5.

    11. Гройс Б. Да апокалипсис, да сейчас // Вопросы философии. 1993.- № 3.

    12. Скворцов Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.

     13. Судьба бытия – путь к философии. Интервью с Ю.Мамлевым // Вопросы философии. 1992.- № 9.

     14. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989.- № 9.

     15. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

     16. Кузнецов В.Ю. Единство мира и единство культуры // Философия и общество. 1999.- № 4.

     17. Кузнецов В.Ю. Единство мира как проблема современной науки // Вестник Московского университета. Философия. 1992.- № 6.

     18. Марутаев М.А. О гармонии мира // Вопросы философии. 1994.- № 6.

     19. Гартман Н. К основоположению онтологии. М., 2000.

    

Вопросы для самоконтроля

 

       1. Когда и почему в философии возникает проблема бытия?

       2. Каков этимологический смысл глаголов «есть», «быть»?

       2. Перечислите основные онтологические категории.

       3. Аргументируйте предельную абстрактность категории бытия.

        4. Можно ли (и если – да, то как) определить понятие бытия?

       5. Сформулируйте способ ответа на основной вопрос философии о первичности какого-либо начала многообразного бытия.

       6. Как соотносятся между собой реальность объективная и субъективная?

       7. Что общего и различного в бытии естественных и искусственных событий?

       8. Почему бытие человека не сводится к предметным формам?

       9. Какие задачи решает философское введение в систему категорий бытия?

     10. Назовите основные формы бытия и дайте им краткую характеристику.

 

       Тема 20. Движение как способ существования событий мира      

 

Вопросы

 

       1. Категория движения в философии.

       2. Диалектика движения и покоя.

       3. Категория «развитие» в онтологии. Развитие и прогресс.

 

Содержание изучаемого материала

 

       Универсальный характер движения и его чувственно-наглядные характеристики. Категория движения как понятие, обозначающее всеобщее свойство бытия. Абсолютные и относительные характеристики движения. Прерывность и непрерывность движения. Историко-философские попытки определения категории движения. Многообразие форм движения. Цикличность, круговорот и поступательность движения. Качественная специфика и взаимосвязь форм движения. Движение и покой: диалектика абсолютного и относительного. Противоположный характер отношения движения и покоя? Количественные и качественные характеристики движения и покоя. Формы покоя событий мира. Событие как единство устойчивости и изменчивости. Идея развития, её исторические изменения. Развитие как направленное и необратимое движение. Развитие как возникновение нового качества. Развитие как процесс качественных изменений. Идея исторического развития. Соотношение категорий «развитие» и «прогресс».

Литература

 

       1. Арнштейн Э.А., Селиванов Ф.А. Относителен ли покой? // Философские науки. 1987.- № 6.

       2. Мохоря Е.П. О соотношении категорий «движение» и «изменение» // Философские науки. 1989.- № 10.

       3. Лохов А.Г. Категории «движение» и «покой» в философии (методические рекомендации студентам). Курган, 1990.

       4. Андреев И.Д. К вопросу о развитии как философской категории // Философские науки. 1987.- № 6.

       5. Баязрова Дж.Б. Проблема прогресса в социальной философии 20-го века // Философия и общество. 1999.- № 4.

       6. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

       7. Грант В. Эволюционный процесс. М., 1991.

       8. Голубев В.С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. М., 1992.

       9. Малевич Е.Ф. Тождественны ли понятия «развитие» и «прогресс» // Философские науки. 1978.- № 6.

     10. Миклин А.М. Категория развития: трудности объяснения // Вопросы философии. 1978.- № 3.

     11. Миклин А.М. Системность развития в свете законов диалектики // Вопросы философии. 1975.- № 8.

     12. Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. М., 1980.

     13. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991.- № 3.

     14. Орлов В.В. К понятию развития // Философские науки. 1980.- № 1.

     15. Пионтковский С.Г. Идея глобального эволюционизма в контексте современной науки // Вестник Московского университета. Философия. 1990.- № 2.

     16. Рузавин Г.И. О соотношении категорий «движение», «развитие» и «прогресс» // Философские науки. 1980.- № 1.

     17. Силин А.А. Концепция развития в естествознании и философии // Философские науки. 1997.- № 2.

     18. Хачатурян А.Б., Шапаев В.И. К вопросу о понятии развития // Философские науки. 1988.- № 5.

     19. Шанин Т. Идея прогресса // Вопросы философии. 1998.- № 8.

     20. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

     21. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.

 

Вопросы для самоконтроля

 

       1. Почему понятие движения относится к разряду философских категорий?

       2. Что означает выражение «движение есть атрибут бытия»?

       3. Какие наглядные примеры можно привести для иллюстрации тезиса «всё покоящееся движется»?

       4. В чём заключается основная трудность определения категории движения?

       5. Назовите основные аспекты диалектики движения и покоя?

       6. В каком отношении содержание категории развития конкретизирует содержание категории движения?

       7. Назовите основные характеристики развития.

       8. Что с точки зрения диалектики и почему является источником всякого развития?

       9. Как соотносятся между собой по объёму и содержанию понятия «развитие» и «прогресс»?

     10. Назовите основные социальные, научные и технические предпосылки формирования в общественном сознании идеи прогресса.

 

 

       Тема 21. Пространство и время как фундаментальные формы существования событий мира

 

Вопросы

 

       1. Категории пространства и времени в философии.

       2. Универсальные характеристики пространственно-временного континуума.

       3. Качественное многообразие форм пространства и времени.

 

Содержание изучаемого материала

 

       Представления о пространстве и времени на уровне обыденного сознания. Структурная организация событий мира. Длительность и протяжённость событий. Количественные и качественные характеристики пространства и времени. Субъективное восприятие и объективное измерение пространства и времени. Развитие представлений о пространстве и времени в истории науки и философии. Релятивистская и субстанциональные концепции пространства и времени. Взаимосвязь пространства-времени с движущейся материей. Основные положения специальной и общей теории относительности. Структура мира как четырёхмерный континуум. Проблема размерности и бесконечности пространства-времени. Качественное многообразие форм пространства и времени в неживой и живой природе. Социальное пространство и время. Пространство и время человека. Исторические факторы, изменяющие представления человека о пространственно-временных свойствах бытия.

 

Литература

 

       1. Аксёнов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. 1996.- № 1.

       2. Андреев И.Л. Связь пространственно-временных представлений с генезисом собственности и власти // Вопросы философии. 1999.- № 4.

       3. Аронов Р.А. О некоторых результатах постижения времени // Вопросы философии. 1994.- № 5.

       4. Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? // Вопросы философии. 1988.- № 1.

       5. Артыков Т.А., Молчанов Ю.Б. О всеобщем и универсальном характере времени // Вопросы философии. 1988.- № 7.

       6. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюции, перспективы. М., 1982.

       7. Вальковская В.В. Изменение представлений о пространстве и времени и развитие средств передвижения // Философия и общество. 1999.- № 5.

       8. Голованова И.А. Время, вечность, момент // Вестник Московского университета. Философия. 1993.- № 5.

       9. Джохадзе Н.И. К методологии исследования проблемы времени в искусстве и эстетике // Вопросы философии. 1983- № 1.

    10. Дубровский В.Н. Классическая гравитационная концепция пространства-времени // Философские науки. 1990.- № 10. 

    11. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982.- № 10.

    12. Клименкова А.Е. Физическая необратимость – проявление или причина анизотропии времени? // Вестник Московского университета. Философия. 1995.- № 2.

    13. Кузьмин М.В. Экстатическое время // Вопросы философии. 1996.- № 2.

    14. Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993.- № 4.

    15. Лолаев Т.П. Время в природе. Владикавказ, 1991.

    16. Лолаев Т.П. О «механизме» течения времени // Вопросы философии. 1996.- № 1.

    17. Лолаев Т.П. О некоторых методологических принципах исследования исторического времени // Философия и общество. 1998.- № 6.

    18. Лолаев Т.П. Почему вечность не бесконечное время // Вестник Московского университета. Философия. 1998.- № 2.

    19. Лолаев Т.П. Философские и естественнонаучные основания необратимости времени // Вестник Московского университета. Философия. 1995.- № 3.

    20. Молчанов Ю.Б. Сверхсветовые скорости, принцип причинности и направление времени // Вопросы философии. 1998.- № 8.

    21. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990.

    22. Муравьёв В.Н. Овладение временем. М., 1998.

    23. Нестик Т.А. Свобода выбора как связь субъективного и социального времён // Вестник Московского университета. Философия. 2000.- № 1.

    24. Сучкова Г.Г. Социальное время и проблемы его освоения // Философские науки. 1988.- № 6.

    25. Юрков Б.Я. Проблема времени и второе начало термодинамики // Вестник Московского университета. Философия. 1997.- № 2.

    26. Гайденко П.Н. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. 2000.- № 6.

 

Вопросы для самоконтроля

        

       1. Почему смысл понятий пространства и времени так труден для понимания?

       2. Как человек способен измерять пространство и время?

       3. На чём основано интуитивное чувство времени у человека?

       4. В чём заключается принципиальное различие между реляционной и субстанциональной концепциями пространства и времени?

       5. Перечислите основные выводы теории относительности о свойствах пространства-времени.

       6. Почему теория относительности относится к неклассическому этапу рациональных знаний человека о мире?

       7. Назовите основные историко-философские концепции пространства и времени.

       8. В чём заключается рациональный смысл идеи «n – мерного» пространства?

       9. Как избежать «дурной» бесконечности в количественной оценке пространственно-временных характеристик Вселенной?         

     10. Приведите несколько примеров нефизических пространств и времён в природе.

     11. В чём состоит специфика пространства и времени бытия человека и общества? 

 

 

     Тема 22. Диалектический метод мышления и познания

Вопросы

       1. Диалектика и метафизика.

       2. Основные исторические этапы развития диалектики.

       3. Принципы диалектики.

       4. Законы диалектики.

       5. Категории диалектики.

         

 

Содержание изучаемого материала

       Понятие диалектики. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. История диалектики (античная, средневековая схоластика, идеалистическая, материалистическая). Современные формы диалектики. Взаимосвязь метафизического и диалектического методов. Принципы диалектики (развития и всеобщей взаимосвязи). Законы диалектики (единства противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания). Динамические и статистические закономерности в процессах развития. Категории диалектики (сущность и явление, единичное, особенное и общее, возможность и действительность, необходимость и случайность, причина и следствие, содержание и форма, часть и целое). Концепция детерминизма. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма.

Литература

       1. Руткевич М.Н. Диалектический материализм. М. 1973.

       2. Марксистско-ленинская диалектика: в 8 т. М., 1984.

       3. Материалестическая диалектика: в 5 т. Л., 1995.

       4. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1987.

       5. Гегель. Наука логики. М., 1970.

       6. Материалистическая диалектика. М., 1980.

       7. Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987.

       8. Готеро Ж.-Л. Материалистическая диалектика и постмодернизм // Философия и общество. 1998.- № 2.

       9. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995.- № 1.

     10. Садовский В.Н. Карл Поппер, гегелевская диалектика и формальная логика // Вопросы философии. 1995.- № 1.

     11. Швырёв В.С. Как нам относиться к диалектике? // Вопросы философии. 1995.- № 1.

     12. Яковлев В.А., Суркова Л.В. О востребованности диалектики в эпоху постмодернизма // Вестник Московского университета. Философия. 1998.- № 3.

Вопросы для самоконтроля

       1. Почему наше мышление не всегда диалектично?

       2. Укажите, чем отличаются связь от отношения и свойство от характеристики?

       3. Назовите несколько событий, в которых отдельные фазы развития не совпадают.

       4. Чем отличаются по своему содержанию понятия «развитие» и «прогресс»?

       5. Выделите основные этапы развития противоречия для любого развивающегося события.

       6. Объясните, почему разрешение противоречия есть всегда становление нового противоречия.

       7. Назовите несколько количественных характеристик события, существующих в границах определенного качества.

       8. Выделите диалектику отрицания в смене научных картин мира.

       9. Рассмотрите конкретный процесс развития любого события в аспекте взаимосвязи основных диалектических категорий.

 

Тема 23. Самоорганизация бытия

 

Вопросы

 

       1. Синергетика как наука о самоорганизующихся системах.

       2. Общие характеристики самоорганизации.

       3. Основные формы самоорганизации.

 

Содержание изучаемого материала

 

       Постнеклассическая рациональность как этап развития научного знания. Синергетика – научное направление, изучающее самоорганизующиеся системы. Понятие динамической системы. Картина мира с позиций классической и неравновесной термодинамики. Понятие самоорганизации. Основные концепции самоорганизации. Предпосылки учения о самоорганизации в философских учениях о движении. Концепция самоорганизации в кибернетике. Самоорганизация и энтропия. Порядок и хаос в структуре событий мира. Конструктивность хаоса. Неравновесность, открытость, диссипативность и нелинейность динамических систем. Точки бифуркации и флуктуации в развитии систем. Кооперативность и когерентность элементов системы. Иерархизация и деиерархизация систем. Понятие аттрактора. Универсальный характер понятия «естественный отбор». Концепции самоорганизации в химии, биологии, экологии, антропологии. Самоорганизация в социальных системах.

 

Литература

 

       1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

       2. Бойко В.С. Предпосылки и начало самоорганизации // Философские науки. 1988.- № 10.

       3. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000.- № 4.     

       4. Быстрай Г.Г., Пивоваров Д.В. Неравновесные системы: целостность, эффективность, надёжность. Свердловск, 1989.

       5. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. 1997.- № 3.

       6. Губин В.Б. История с энтропией // Философские науки. 1997.- № 3, 4.

       7. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев, 1990.

       8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997.- № 3.

       9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. 1992.- № 12.

     10. Кушиев Н.К. Синергетика: новые рубежи // Вестник Московского университета. Философия. 1991.- № 2.

     11. Ласло Э. Основания трансдисциплинарной единой теории // Вопросы философии. 1997.- № 3.

     12. Майнцер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии. 1997.- № 3.

     13. Международный Московский синергетический форум // Вопросы философии. 1996.- № 11.

     14. Онтология и эпистемология синергетики / Под ред. В.И.Аршинова и др. М., 1997.

     15. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989.- № 8.

     16. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991.- № 6.

     17. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995.- № 8.

     18. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

     19. Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Г.Хакеном // Вопросы философии. 2000.- № 3.

     20. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998.- № 4.

     21. Штеренберг М.И. Синергетика и биология // Вопросы философии. 1999.- № 2.

     22. Принципы самоорганизации. М., 1966.

23. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.

24. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

     25. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М., 1991.

     26. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

     27. Хакен Г. Синергетика. Неравновесные фазовые переходы и самоорганизация в биологических системах // Термодинамика и кинетика биологических процессов. М., 1980.

     28. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления / Под рук. А.А.Печёнкина. М., 1994.

 

Вопросы для самоконтроля

 

       1. Почему синергетика относится к постнеклассическому этапу научной рациональности?

       2. Что является предметом синергетики как науки?

       3. Как звучит второе начало термодинамики?

       4. Что означает выражение «конструктивный хаос»?

       5. Приведите примеры открытых, неравновесных и нелинейных систем.

       6. Имеют ли какое-либо отношение к самоорганизации такие явления, как нравственность, техника, разум?

       7. Назовите несколько точек бифуркации в истории человечества.

       8. Зависит ли количество бифуркационных переходов развивающейся системы от её сложности?

       9. Приведите примеры синергетического отбора на всех уровнях движения бытия.

     10. Почему климат, экология, нервная система могут описываться понятием «странный аттрактор»?          

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.103 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7