Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экологическая экспертиза и экологический аудит



2019-12-29 361 Обсуждений (0)
Экологическая экспертиза и экологический аудит 0.00 из 5.00 0 оценок




Оценка воздействия на окружающую среду проводится в рамках экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза – это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы.

Институт экологической экспертизы начал формироваться в 70-е годы прошлого века сначала в США, Канаде, Западной Европе, Японии, и только в конце 80-х годов в нашей стране.

Экологическая экспертиза является главным инструментом государственной экологической политики.

Ее цель – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г (с изменениями от 15 апреля 1998 г.).

Экологическая экспертиза (ЭЭ), являющаяся эффективной организационно-правовой формой предупредительного контроля и самостоятельным видом управленческой деятельности, фактически сегодня включает в себя три неравнозначных компонента: оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), общественную (ОЭЭ) и государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), которые вместе с экологическим обоснованием (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора устойчивого развития. Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСХД), которое должно осуществляться на всех её стадиях – от возникновения идеи, через обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла.

Цель ЭЭ – обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Задачи экологической экспертизы в общем виде можно сформулировать следующим образом:

а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий;

б) оценка соответствия экологическим стандартам экспортируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы;

в) информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве.

Принципы экологической экспертизы:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу: Минприроды и его территориальные органы, а в необходимых случаях – правительственные органы Федерации либо субъектов Федерации. Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может стать научно-исследовательский институт или подобное ему учреждение, которому будет поручено провести экспертизу, или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе общественных отношений следует назвать предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали предметом экспертного анализа.

Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе:

- предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки территорий, в том числе территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

- технико-экономические обоснования проектов строительства, реконструкции, ликвидации и т. д. предприятий и организаций;

- проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов;

- материалы обследования для придания статуса особо охраняемого объекта либо зоны, нуждающейся в соответствующей реабилитации;

- обоснования для внедрения новой техники и новой технологии, в том числе ввозимой из-за рубежа.

Обязательной государственной экспертизе также подлежат экологические обоснования лицензий и сертификатов, проекты нормативной технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Что касается типов ЭЭ, то они могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и специфические типы ЭЭ (при приватизации, страховании, инвестиционной деятельности и т.д.).

Выделено 15 экологически опасных видов хозяйственной деятельности, требующих особого внимания и проведения специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ. В их числе – атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа и продуктов их переработки, производство целлюлозы и бумаги, картона; производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов, животноводческие комплексы, птице­фабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.

В стандартах на новую технику, технологию, материалы, вещества, выпускаемую продукцию потребления устанавливаются экологические требования с целью предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требованиям экологии – задача экологической экспертизы.

Особым объектом экологической экспертизы является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Ее задача – установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза. Ее задача – исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.

Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экспертиза. Ее объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Федерации, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспертизы вытекает из обязанности экологизации действующего законодательства, возложенной Законом РФ об охране окружающей природной среды на законодательные и нормотворческие органы.

Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:

- назначение экспертизы;

- сбор, обобщение, оценку информации;

- формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

- представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа;

- разрешение споров.

Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению.

Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства. Ее результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспертизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях.

Заявление — документ о гарантиях выполнения мер по обеспечению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степени экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроизводству окружающей природной среды. Задача экспертов состоит в проверке правильности и научной обоснованности содержания данного документа.

Заключение экспертной комиссии по экологической экспертизе утверждается руководителем компетентного государственного органа специальной компетенции – министром, заместителем министра по охране окружающей среды и природных ресурсов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не согласный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. Они становятся обязательными для всех участников экологических отношений.

Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, народный или арбитражный суд. Административный орган, согласившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической экспертизы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основаниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает администрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экспертизе.

Комплексный подход к организации и проведению экологической экспертизы способствует повышению ее эффективности. Закон РФ «Об экологической экспертизе» определяет проведение экологического контроля на основе научно обоснованных достоверных фактов. Такой подход определяет объективность выводов. Следует отметить, что процедура и процесс проведения государственной экологической экспертизы в настоящее время усложнились. Это связано с растущей техногенной нагрузкой на окружающую среду, урбанизацией территорий, интенсивным развитием предпринимательства, предприятий малого и среднего бизнеса, отсутствием профессиональной подготовки специалистов по охране окружающей среды на предприятиях.

Работа с заказчиками экологической экспертизы показывает незнание ими основ природоохранного законодательства. Анализ представляемой проектными организациями документации свидетельствует о низком уровне проектных работ, особенно в части разработки специальных разделов проекта об охране окружающей среды и оценке воздействия на окружающую среду. Поэтому до 70 % представляемой на экспертизу документации возвращается на доработку для проведения дополнительных исследований, получения согласований и необходимых сведений.

Проведение экологической экспертизы требует довольно существенных финансовых затрат, поэтому принятие решения о проведении основывается на учете ряда критериев. Так, при экспертизе проектов строительства и эксплуатации хозяйственных объектов принимаются во внимание масштабы проекта и его стоимость, местоположение, возможные пути и масштабы нанесения ущерба окружающей природной среде.

При принятии решения о проведении экологической экспертизы учитываются также эффекты воздействия на человека и природные экосистемы. Один из таких эффектов – кумуляция загрязняющих веществ, т. е. постепенное накопление в экосистеме или в организме человека какого-либо вредного вещества, вызывающее по достижении определенного уровня концентрации в организме заболевание или даже гибель. Другой эффект – суммация, сложение малых количеств различных вредных веществ. Такие количества веществ сами по себе, в отдельности, могут и не представлять угрозы для здоровья или экосистемы, но в сумме они становятся опасными вследствие усиления эффектов друг друга (синергетического действия). Необходимо отметить, что комбинированные эффекты не обязательно относятся к совокупности одних только загрязняющих веществ. Это может быть совокупное воздействие химических веществ, физических факторов (излучений и т. п.), климатических условий, стрессовых воздействий и т. д.

Важным критерием необходимости проведения экологической экспертизы является местоположение проектируемого сооружения. Многие специалисты полагают, что местоположение является более объективным критерием при решении вопроса о необходимости проведения экологической экспертизы, чем масштабы или стоимость проекта. Во всех развитых странах выделяют территории с различным режимом природопользования и охраны природных экосистем: заповедники, национальные парки и т. д., что учитывается для экологической характеристики стройплощадки. Существуют специальные экологические карты с выделением зон, для которых обязательна экологическая экспертиза проектируемых сооружений.

Собственно экспертная – оценочно-аналитическая работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза - это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза - это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства.

Функция проверки-верификации, которую выполняет послепроектная экологическая экспертиза, получила название экологическое аудирование. В ходе процедуры экологического аудирования устанавливают следующее:

1. Степень соответствия заключения проектной экологической экспертизы установленным требованиям. В некоторых странах на этом этапе создают специальную независимую группу экспертов, которая готовит свою собственную оценку вероятных последствий сооружения хозяйственного объекта, проводит опросы населения.

2. Оценку готового текста заключения проектной экспертизы лицом, принимающим решение. Цель оценки – анализ заключения с точки зрения обоснованности решения о возможности (невозможности) сооружения хозяйственного объекта. На этом этапе важными являются такие вопросы как число изменений, внесенных в проект в процессе проведения экологической экспертизы и подготовки заключения, число рекомендаций экспертов, доступность информации для общественности и т. д.

3. Готовность объекта по критерию медико-экологической безопасно­сти, включая инспекцию органом приемки объекта. Устанавливается соответствие объекта требованиям проектно-сметной документации, определяется качество выполненных строительно-монтажных работ и т.д. Проверяется уровень природоохранной подготовки, например, функционирование очистных сооружений.

При соответствии объекта нормативным требованиям экологической безопасности выдается лицензия (разрешение) на его эксплуатацию. Таким образом, лицензирование является составной частью процесса экологической экспертизы. Оно находится как бы на границе проектной и послепроектной стадий экспертизы. Следует отметить, что оба процесса:

экологическая экспертиза и лицензирование - не обязательно должны быть использованы одновременно, т. е. они не являются синонимами.

Дальнейшие этапы послепроектной экспертизы охватывают процесс работы объекта. Вначале дается оценка функционирования объекта, пре­жде всего обслуживающего персонала, в ходе которой персонал проверя­ется на готовность решать потенциальные экологические проблемы, свя­занные с эксплуатацией объекта. Такую проверку осуществляет инспек­тирующая организация или менеджеры проекта (предприятия). Они оце­нивают подготовку кадров в первую очередь по тому, насколько эффек­тивны их действия, направленные на предотвращение или ликвидацию крупной аварии на объекте. Это очень важные характеристики персона­ла, так как скорость принятия решений и характер реакции на неполадку или аварию, например, при выбросе токсичного вещества в атмосферу, могут сыграть решающую роль в минимизации ущерба.

В задачи послепроектной экспертизы входит также оценка методов прогнозирования, т. е. сравнение расчетных результатов деятельности предприятия с фактическими.

Регулирование экологического аудирования как вида услуг осуществляется на федеральном и территориальном уровнях в рамках реализации постановления Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. №168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды».

В последние годы основополагающим критерием проведения экологической экспертизы стала степень риска нанесения ущерба окружающей среде. До этого времени, когда экологическая экспертиза проходила начальный этап своего формирования, итог ее трактовали однозначно:

«разрешено - значит абсолютно безопасно». В настоящее время подход к экологической экспертизе качественно изменился. Исследования в области анализа риска технологий показали, что прежняя концепция экологической безопасности, основанная на критериях регламентации химических веществ, должна уступить место концепции экологического риска. Согласно этой концепции, принятие оптимально­го с природоохранной точки зрения решения означает экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия проектируемого объекта на экосистему и здоровье населения.

Одной из проблем, с которыми сталкивается экологическая экспертиза, является экологическое нормирование.

Экологическое нормирование является этапом стратегии регулирования качества окружающей природной среды.

Проблема экологического нормирования включает:

1) нормирование антропогенных воздействий на экосистемы;

2) нормирование качества и состояния окружающей среды и экосистем;

3) нормирование воздействий на здоровье человека.

Последнее выступает в качестве приоритета государственной экологической политики во всех странах.

Система экологического нормирования является инструментом государственной политики в области природопользования и охраны окружающей природной среды. В основе современного законодательства различных стран, в числе и РФ, регулирующего антропогенные нагрузки на окружающую природную среду и обеспечивающего безопасность среды для человека, лежит система нормирования уровней концентраций загрязняющих веществ с использованием стандартов допустимых концентраций. В нашей стране наиболее апробированной для характеристики загрязненности окружающей природной среды является система предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в различных средах.

В основе разработки этих нормативов лежит анализ закономерностей отклика живых организмов на воздействие химических веществ, исследование взаимосвязи между величиной воздействия (концентрацией и временем воздействия (экспозицией) и эффектом. Самым простым описа­нием такой связи является «уравнение Хабера»:

Е = С×Т,

где Е - эффект;

С - концентрация вещества;

Т - время воздействия вещества.

«Уравнение Хабера» применимо для токсичных химических веществ с кумулятивным действием. В других случаях можно использовать формулу Майера:

Е = к×С,

где к - константа, зависящая от свойств вещества.

Пользуясь «уравнением Хабера», эффекты различных химических ве­ществ можно сравнивать, если одну из переменных фиксировать, т. е. по времени проявления реакции на одну и ту же концентрацию или по концентрациям, на которые проявляются эффекты за фиксированное время воздействия. Под временем воздействия (экспозицией) понимают период, в течение которого организм находится под воздействием иссле­дуемого фактора, в частности, химического вещества. Отличия во време­ни реагирования на одно и то же вещество у разных организмов будут отражать отличия в их чувствительности.

Теоретическими принципами разработки ПДК являются следующие положения, вытекающие из закономерностей реагирования на токсиче­ское воздействие:

1) эффект действующего вещества пропорционален его концентрации;

2) биологическое действие любого, в частности химического, фактора подчиняется принципу пороговости, ниже которого эффекты воздейст­вия не обнаруживаются.

Во всех сферах природопользования антропогенные нагрузки на ок­ружающую природную среду должны обеспечивать безопасность среды обитания человека и не приводить к деградации природных экосистем В то же время нормирование в разных сферах природопользовании включает различные позиции.

В воздушной среде используются следующие нормативы: ПДК в воз­духе рабочей зоны (ПДКр.з.), предельно допустимая максимальная разо­вая концентрация вещества в воздухе населенных мест (ПДКм.р.), пре­дельно допустимая среднесуточная концентрация токсичного вещества в воздухе населенных мест (ПДКс.с.). ПДКр.з. - это концентрация, которая при ежедневной работе в пределах 8 ч в день в течение всего рабочего стажа не должна вызывать в состоянии здоровья нынешнего и последующего поколений заболеваний или отклонений, обна­руживаемых современными методами. ПДКм.р. - эта концентрация при вды­хании в течение 20 мин не должна вызывать рефлекторных реакций у чело­века. ПДКс.с. - эта концентрация не должна оказывать на человека пря­мого или косвенного вредного воздействия при неограниченно продол­жительном вдыхании.

В водной среде используются следующие нормативы: предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв.) и предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКв.р.).

В почве используются следующие нормативы: предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы (ПДКп), предельно до­пустимая концентрация вещества (допустимое остаточное количество) в продуктах питания (ДОК). ПДК.п - эта концентрация не должна вызывать прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.

Загрязнение окружающей среды почти всегда носит комплексный ха­рактер. В состав загрязнения входит не одно химическое вещество, а не­сколько, которые в разных соотношениях и комбинациях могут вызывать различные эффекты. Так, например, известен эффект суммации для ди­оксида азота и формальдегида, фенола и ацетона, этанола и целой груп­пы органических веществ. Для токсичных веществ безопасная концен­трация в окружающей среде определяется отношением С/ПДК < 1, те. концентрация нормируемого вещества не должна быть больше единицы Общее (суммарное) загрязнение химическими веществами не должно превышать единицы (т. е. одного ПДК):

С/ПДК1 + С/ПДК2 + ... С/ПДКn= 1

Нормирование воздействий химических веществ на человека имеет существенные особенности и относится к сфере санитарно-гигиенического нормирования.

Разработка научно обоснованных критериев обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредно­сти среды обитания человека для его здоровья является одной из основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Главная задача состоит в установлении санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обязательных для выполнения органами госу­дарственной власти, местного самоуправления, общественными объедине­ниями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. В нашей стране, как уже говорилось выше, наиболее апробированной для харак­теристики загрязненности окружающей природной среды является сис­тема ПДК загрязняющих веществ. Разработка нормативов ПДК с целью предотвращения и оценки опасности загрязнения окружающей среды для человека проводится с применением методов токсикологии. Большая часть исследований проводится в экспериментах на животных; ряд данных получают в результате обобщения и статистического анализа данных наблюдений на производственных контингентах.

Основные принципы санитарно-гигиенической регламентации (нормирования) химических веществ сводятся к следующему:

1. Принцип опережения токсикологических исследований по сравнению с внедрением в народное хозяйство.

2. Приоритет медицинских и биологических показателей в установлении нормативов по сравнению с другими требованиями (например, экономическими).

3. Концепция пороговости воздействия.

Повреждения развиваются тогда, когда негативные процессы преобладают над позитивными, адаптационные возможности живого организма исчерпаны, а скорость восстановления измененных в результате воздействия яда функций и структур будет ниже, чем скорость деструктивных процессов. Ключевым моментом гигиенического нормирования химических веществ является нахождение максимально недействующих (МНД) и минимально действующих доз (МДД). В ходе токсикологических экспериментов определяют острую и хроническую токсичность.

Для веществ, которые предназначены для международной торговли, используют унифицированные характеристики, в частности токсикологический паспорт, разработанный в рамках деятельности международных организаций.

Кроме санитарно-гигиенического нормирования химических веществ, вводятся нормативы по безопасности питьевой воды, сбросам сточных вод, загрязнения почв. При этом оценивается множество показателей: санитарных, микробиологических, показателей радиоактивного загрязнения и др.

Экологические нормативы – ПДК – не могут быть едиными для всех типов экосистем и для разных климатогеографических условий. Существующая система единых национальных нормативов ПДК давно подвергается справедливой критике.

Должно учитываться обстоятельство, что чувствительность к воздействию у организмов в разных зонах и регионах существенно различается. Адаптированность к фоновому уровню концентраций различных элементов, по-видимому наследственно закреплена в поколениях. Таким образом, ПДК должны разрабатываться для отдельных регионов и с использованием местных популяций тест-организмов.

 

► Для закрепления теоретического материала рекомендуется выполнить практическую работу 5



2019-12-29 361 Обсуждений (0)
Экологическая экспертиза и экологический аудит 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экологическая экспертиза и экологический аудит

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)