Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация внеурочной деятельности по истории в форме театрализации.



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Организация внеурочной деятельности по истории в форме театрализации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Интерес к использованию театральных методик и технологий театральной педагогики в целях нравственного, эстетического, и социального воспитания учащихся проявляли многие ученые и практики. Подтверждение этому мы находим в работах А.В.Луначарского, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.[24] Благодаря театральным технологиям, как показывает изучение опыта образовательного процесса в современной школе, можно обеспечить климат творческого саморазвития, самопознания, самореализации.

Театральная педагогика и театральные технологии имеют определенные возможности в разрешении таких важных проблем, как нравственное и духовное просвещение, активизация интереса к учебе, совершенствование форм внеурочной деятельности, повышение эффективности урока. Искусство является тем видом человеческой деятельности, который в системе эмоционально-художественных образов создает целостную картину. Искусство развивает не только специфические художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность», которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности. Речь идет об универсальной способности личности – способности к творчеству.

О взаимодействии и схожести искусства и науки пишет Поль Валери: «Подобно науке, музыка становится всемирной потребностью». О том, что искусство, как и наука, несет в себе функцию познавательную, говорит А.Арнхейм: «Что касается меня, то я твердо убежден, что одна из основных функций искусства – познавательная…».[25]

Театр, театральное искусство – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. В многообразии видов творческой деятельности одним из сильнейших средств воспитания эмоциональной чувственной сферы ребенка является театр, театральная деятельность.

А. Б. Блок сказал: «Театр — это нежное чудовище, которое берет своего человека, если он призван, грубо выкидывает его, если он не призван».[26] Зачем школе «нежное чудовище», что таит оно в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует на нас его магия?

Театр — вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый. Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится — на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» — всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай — и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

В современной методике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох и имеет глубокие исторические корни. Еще в начале XII века в Киевской духовной академии существовал школьный театр, где силами воспитанников ставились интермедии, строившиеся на бытовом материале. В XVIII веке школьные театры создавались в Москве в Славяно-греко-латинской академии, хирургической школе, в Петербургском Шляхетском корпусе, в некоторых провинциальных учебных заведениях.

Прогрессивную роль театра в образовании, воспитании и развитии молодежи отмечал А.Н.Радищев. Выдающиеся представители русской педагогики стремились использовать театр в учебно-воспитательной работе. К.Д.Ушинский писал: «о силе влияния на нас игры хороших актеров и даже чтецов и рассказчиков мы можем судить о необыкновенном разнообразии, богатстве и сильном влиянии на нас этого языка чувств».

Н.И.Бахтин, обобщая опыт преподавателей, руководивших постановками любительских спектаклей в начальной и средней школе, поддерживал привлечение детей к театральному творчеству, ибо «…сценическая игра учащихся это не притворство. Она требует переживания своей роли, а дети как раз очень способны вживаться в образ, если им понятна логика развития действия…»

Несмотря на признание роли театра для воспитания подрастающего поколения в России до 1917 года не было ни одного профессионального театра для детей. Существовало несколько бродячих трупп – Чистякова, Дитриха – которые отличались от обычных театров только тем, что актерами в них были дети 10 – 14 лет. Остался в проекте и специальный театр для детей в Москве (1914 г.). И только после 1917 года в России стали создаваться специальные театры для детей, была разработана методика эстетического воспитания детей средствами театра.  

Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим — театром удовольствия и развлечения.

В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное».

В 1963 году методологи отмечали, что опыт К.Станиславского необходим в педагогике и методике. Учителю необходимо владеть приемом театрализации, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Чтобы любой даже самый скучный учебный материал оказался для ребят занятным, полным тайн и загадок.

Сомнений не вызывает утверждение, что метод театрализации незаменим в процессе обучения и воспитания. Величайший мудрец древности Сократ посвятил свою жизнь воспитанию в учениках духовной самостоятельности. Он считал себя человеком, способным пробуждать в других людях стремление к истине. С помощью искусно наводящих вопросов он помогал им самим находить эту истину. Сейчас бы мы назвали такой метод "научно-изыскательским". Сократ умел извлекать знания, скрытые в самом человеке; убеждал учеников внимательнее всматриваться в собственный внутренний мир, указывал им на лучшее в них самих. Сократовский метод воспитания - искусство выхаживания собственного самостоятельного творчества - лежит в основе работы Станиславского и Немировича-Данченко, которые понимали режиссуру в первую очередь как педагогику.

Театрализация сегодня оказывается предметом пристального интереса. По оценке Н.Н.Подьякоава, современная школа страдает направленностью обучения на развитие логических форм мышления и рационально – логические способы познания, которые основаны, прежде всего, на таких категориях, как анализ, расположенность и линейная зависимость операций и информации, и опирается на такие формы деятельности, как заучивание определений, схем, правил, которые не несут и не имеют личностной значимости для ребенка. Познание мира только логическим путем, через сумму определенных знаний зачастую разрозненный и разобщенных между собой, развивает у учащихся дискретное мышление и формирует фрагментарную картину мира. 

Театрализация - один из самых популярных методов работы не только учителей гуманитарного цикла. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным. Но сама сущность театрального искусства так велика и разнолика, что не умещается в рамках урока. В последнее время в любой уважающей себя школе есть детская театральная студия. Театр как искусство коллективное и синтетическое обладает огромным воспитательным потенциалом. Занятия в школьном театре позволяют ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные ранее способности, раскрыться по-новому, снять многие комплексы и "зажимы", почувствовать себя увереннее. Сцена обладает уникальной особенностью: здесь ты можешь быть самим собой, можешь высказать свою боль и обиду, мысли и переживания, причем не от своего имени (это страшно!), а от имени героя. Школьный театр становится центром общения и эстетического воспитания. Причем это общение предполагает иные взаимоотношения, чем в школе или дома. Здесь никто никого не принуждает, каждому найдется дело по душе, и результат зависит от работы каждого человека. На подростка так же, как и на взрослого, ложится огромная ответственность. И спрос будет очень строгий, без поблажек на возраст.

Школьный театр - явление непростое, требующее от руководителя не только желания работать, но и профессиональных (актерских и режиссерских) умений. Круг замкнулся. Именно этих умений подчас и не хватает. Школьным театром занимаются энтузиасты. И, к сожалению, в самой школе к театру частенько относятся как к ненужной затее, не только не помогая ему, но, всячески стараясь от него избавиться. Это относится и к творческим объединениям детей по месту жительства, которые потихоньку вымирают.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Метод театрализации, органично включенный в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.

Процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.

   Что же включает в себя термин «театрализация»? Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, она преследует иные цели. Если целью театральной педагогики является профессиональная подготовка актеров и режиссеров, то театрализация говорит о воспитании личности ученика средствами театрального искусства.

Мы предлагаем обозначать термином «театрализация» те явления в образовательном процессе школ, которые так или иначе связаны с театральным искусством; занимаются развитием воображения и образного мышления.

Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребенком. И если в ролевой игре, имя которой театр, целью и результатом является художественный образ, то цель школьного театра существенно иная. Она состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы.

Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы не только благое желание энтузиастов, но действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Однако надо учесть, что мы предлагаем не «насыщать» систему театрального воспитания в школе всеми возможными формами и методами, а предоставить школе выбор в зависимости от опыта и увлеченности учителя и учеников. Чтобы учитель мог сделать этот выбор, ему необходимо видеть перспективу в театральной работе.

 Сегодня существует серьезная проблема отсутствия профессионально-методической подготовки педагогов-режиссеров школьного театра. Современные реформационные процессы в образовании, явная тенденция школ России к самостоятельному педагогическому творчеству и, в связи с этим, актуализация проблем школьного театра рождают необходимость профессиональной подготовки педагога-режиссера. Подобные кадры, однако, до последнего времени нигде не готовили.

Известен интересный зарубежный опыт в этой области. Так, например, в Венгрии детские театральные группы обычно организуются на базе школы и имеют руководителя-профессионала (каждый третий коллектив) или учителя, прошедшего обучение на специальных театральных курсах.

Театральная специализация лиц от 17 до 68 лет, желающих работать с детьми, осуществляется в ряде общественных колледжей США. Подобные начинания имеют место в Литве и Эстонии.

Назревшая необходимость постановки театральной работы с детьми на серьезную профессиональную основу не подвергает сомнению приоритет методических и педагогических целей. И уж тем более важно сохранить то ценное, что ищут и находят в детском театральном творчестве благородные энтузиасты-непрофессионалы, учителя-предметники.

 Педагог-режиссер — особая проблема современной школы. Театр оказался единственным в школе видом искусства, лишенным профессионального руководства. С появлением же театральных классов, факультативов, внедрением театрализации в общеобразовательные процессы стало очевидным, что школа не сможет обойтись без профессионала, умеющего работать с детьми, как это уже давно осознано в отношении других видов искусства.

Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент, определенный синтез разных позиций. В постоянно ведущихся спорах, кем он должен быть, педагогом или режиссером, на мой взгляд, нет антитезы. Всякая односторонность, будь то непомерное увлечение постановочными находками в ущерб ведению нормальной учебно-воспитательной работы, или, наоборот, игнорирование собственно творческих задач коллектива, когда в общих разговорах и похожих одна на другую репетициях гаснет искра творчества, неминуемо приведет к эстетическим и нравственным противоречиям.

Чем же так ценна театрализация для внеурочной деятельности по истории? Каждый спектакль исторического театра является своеобразным исследовательским проектом. Спектакль как многоплановое синтетическое театральное действо дает возможность наглядно показать свой интерес к исторической эпохе, знание ее ценностей, кодекса чести, быта, одежды, вооружения. В процессе подготовки спектакля труппа изучает как литературную основу спектакля (непосредственно драматическое произведение), так и первоисточники, по которым произведение было написано.
Своеобразие работы над спектаклем заключается в том, что историческая эпоха, как уже говорилось выше, изучается в комплексе. Артист театра изучает исторические и литературные памятники эпохи, ее этические нормы, образную систему, музыкальное наследие, обычаи и нравы наших предков. Создается целостный образ эпохи, реконструированный на сцене. В процессе работы над спектаклем артист проживает судьбу своего героя и это дает не забываемый и не с чем не сравнимый эффект.

Исторический театр является не просто формой организации дополнительного образования по предмету или неформальным творческим объединением детей. Он, также, выступает в качестве культурообразующей среды их деятельности. Многоплановость театральной жизни (приходится заниматься игрой на сцене, аранжировками и исполнением музыки, изготовлением костюмов, декораций, реквизита, работой осветителя и звукооператора) формирует уникальную среду "людей театра", к которым относятся все, кто связан с ним, а не только те, кто непосредственно играет на сцене. В пределах образовательного учреждения действительно имеет место "общность судьбы", интересов и предпочтений участников Театра, формируется система сотрудничества, работы в едином коллективе детей и взрослых.

     Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Можно выделить три основных вида использования театрализации:

1. Школьное театральное творчество. Методика школьного театра сегодня оказывается предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск в школах ведется с разной мерой успеха и в различных направлениях.

2. Школы с театральными классами. Театральные уроки включены в расписание отдельных классов, ибо в каждой школе всегда находится класс, который как бы предрасположен к театральной деятельности. Именно эти классы часто и бывают основой школьного театрального коллектива. Обычно эту работу ведут учителя-гуманитарии.

3. Школы с театральной атмосферой, где театр является предметом всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра, это и увлечение любительским самодеятельным театром, где принимают участие много школьников.

Наиболее распространенная форма существования театра в современной школе — драматический кружок, моделирующий театр как самостоятельный художественный организм: в нем участвуют избранные, талантливые, интересующиеся театром дети. Его репертуар произволен и диктуется вкусом руководителя. Будучи интересной и полезной формой внеклассной работы драматический кружок ограничен в своих возможностях и не оказывает существенного влияния на организацию учебно-воспитательной работы в целом.

Рассмотрев современное состояние теоретического аспекта использования театрализации, мы пришли к выводу, что эта форма организации внеурочной деятельности становится все более популярной, благодаря своей демократичности, универсальности, зрелищности. В популяризации театрализации играют важную роль и педагогические аспекты возможностей этой формы. Являясь ненавязчивой, она помогает максимально достигать поставленных преподавателем целей и задач.  



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Организация внеурочной деятельности по истории в форме театрализации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация внеурочной деятельности по истории в форме театрализации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)