Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи театра «Мельпомена».



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Цели и задачи театра «Мельпомена». 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первая идея о создании гимназического театра возникла 8 лет назад. Многие педагоги нашей гимназии в учебной и в неурочной деятельности использовали элемент драматизации, обращаясь к историческим событиям, к творчеству английских и американских писателей. Гимназистов вовлекали в постановку сцен на историческую тему, отрывков из произведений Шекспира, Твена, Кэролла на английском языке, так как наша гимназия профилируется на изучении иностранных языков. Преподаватели русского языка и литературы готовили тематические вечера, театрализованные представления к Новому году, ко Дню Рождения Гимназии, последнему звонку, линейке 1 сентября и т.д. Интерес учеников и учителей к этому виду творческой деятельности все время усиливался и учителя – предметники стали замечать позитивные изменения гимназистов, вовлеченных в театральную атмосферу. Они превращаются в уверенных в себе, адекватно осознающих свои личностные достоинства и недостатки. А главное – ребята стали более самостоятельными и творческими. Мы пришли к выводу, что театр необходим. С помощью психологической службы Гимназии № 2 мы провели исследования по выявлению уровня креативности и тенденции к самосовершенствования (методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева и тест креативности Торренса). В ходе исследования мы пришли к выводу, что в детях есть довольно мощный потенциал творчества, который можно использовать в образовательных и воспитательных целях. Удачно совмещать эти две функции позволяют занятия театрализацией. Так почему же был выбран именно театр?

Во-первых, важна его образовательная функция. В процессе нестандартной работы, выбирая подходящие произведения для постановки, гимназисты много читают, знакомятся с новой литературой, учатся анализировать, воспринимать действительность адекватно, объяснить поступки героев и оценивать собственное поведение и отношение к жизни через призму поведения играемых персонажей.

Во-вторых, воспитательная функция театра неоспорима: общение с высокой литературой, тщательная подборка материала учит детей бережному отношению к наследию культуры и определяет новые межличностные отношения; воспитание на традициях преемственности детей выпускников и их родителей. Нельзя недооценивать роль театра в социализации, в воспитании патриотизма, гражданственности и формировании толерантности. Благодаря театру повысился интерес к театральному искусству в целом. Наши совместные просмотры новых спектаклей Оренбургских театров, телевизионных трансляций постановок российских и зарубежных коллективов, поездки – экскурсии «Театральный Петербург» (Санкт – Петербургский театр масок), «Театральная Москва» (Камерный театр Русская драма, Театр Луны, сцена театрального училища им. Щукина), посещение столичных трупп, гастролирующих в г. Оренбурге позволяют детям приобщаться к образцам высокого искусства актеров и режиссеров, звукорежиссеров, художников – декораторов, костюмеров и бутафоров. После, организуются театральные гостиные, на которых обсуждается увиденное, происходят дискуссии, споры, участники высказывают сое мнение.

Как известно, неталантливых детей не бывает, и наш гимназический театр это полностью подтверждает. На уроках сложно создать ситуацию успеха, а в театре это возможно. Когда неуспешный ученик получает признание среди одноклассников, учителей, родителей, он становится успешным и в учебе. Больше того, закомплексованные, неуверенные в себе дети начинают верить в себя, в свои силы, работая над ведущими сложными ролями в спектаклях. И ни разу этот метод социализации детей не заставил в себе усомниться. Приятные открытия делают для себя родители и учителя, видя на сцене своих детей, которые еще 2-3 месяца назад краснели, робко опускали глаза, когда кто-то заглядывал в зал, где шли первые репетиции.

Театральный коллектив – это тот особый мир, где душа должна быть распахнута. И, по нашим наблюдениям, ничто так не помогает ребенку раскрыть себя, понять себя, как здоровый, дружный, сплоченный творческий коллектив.

Театр – тяжелая кропотливая работа. За внешней красотой и легкостью, с которой ребята работают на сцене, стоят тяжелые, изнурительные, длительные репетиции, умение жертвовать чем-то во имя общего дела. Когда у ребенка появляется занятие интересное ему, нужное ему, за которое он чувствует ответственность, когда он ждет новых встреч со своими коллегами, исчезает потребность в темных подъездах и сомнительных компаниях. У ребенка есть, на что тратить время и силы.

Театр – это еще и трудовое воспитание. Все декорации, костюмы, реквизит, монтирование сцены, световое и музыкальное оформление готовится руками самих гимназистов. Это скрытая от посторонних глаз работа приобщает детей к бережному отношению к своему труду и труду окружающих его людей. На базе театра мы создали детскую организацию «Театр гимназии № 2 «Мельпомена», уникальную в городе Оренбурге, так как опыт образования и развития творчества на основе театральной деятельности до сих пор не был повторен.

Мы не ограничиваем наш актерский состав возрастными границами. В коллективе могут работать все желающие – младшие школьники, подростки, старшеклассники. Театр, начиная работать в 1999 году, имел в составе 15 человек, из них 1 первоклассник, 5 человек из старшего звена и 9 человек – 7 – 8 классы. На сегодняшний день состав театра достиг 40 человек, это разновозрастная группа, начиная от первоклассников и заканчивая выпускниками. На наш взгляд, разновозрастной состав – это ключ к формированию гармоничной личности.

Учет возрастных особенностей актерского состава осуществляется следующими путями.

 Во-первых, руководители театра ориентируются на нормативные, а также на доминирующие и хронически неудовлетворяющиеся потребности школьников каждой возрастной группы. Например, если для младших школьников характерно стремление приобрести новый социальный статус (статус ученика), то им предлагаются роли, через которые они знакомятся с правилами поведения в школе, с основными навыками учебной деятельности («Музей восковых фигур»).

Основной возрастной потребностью подростков является общение со сверстниками, поэтому они работают с большим удовлетворением над театральным материалом, раскрывающим законы построения коммуникаций между людьми («Да будет вечна на земле Любовь»). И, наконец, для потребностей старшеклассников типично обращение к анализу таких жизненно важных вопросов, как «кем быть?», «с кем быть?», «каким быть?». В связи с этим обстоятельством старшеклассников превликают спектакли и роли, способствующие их личному самоопределению («Вечный спор»).

Во-вторых, опираясь, в нашей работе на разновозрастные особенности, мы вооружаем детей социально приемлемыми средствами, обеспечивающими успешное достижение личных целей. Мы побуждаем своих воспитанников, подменяя элементами творчества такие традиционные воспитательные механизмы, как морализирование, приказ, словесное убеждение, к положительным формам поведения, которые для них становятся для них более привлекательными, благодаря эмоциональным переживаниям, которые испытывают при перевоплощении в тот, или иной образ.

В-третьих, содержание сценариев, ориентировано на учебные программы тех возрастных категорий, с которыми мы работаем. Выбирая материал для работы, мы его обсуждаем с учителями предметниками, что позволяет связать деятельность нашего театра с требованиями учебных программ и планов.

Создавая театральный коллектив, мы преследовали цель – самосозидания личности. В русской философской мысли (Н.А. Бердяев) она обозначена как идея духовного самовозвышения через самосознание и самоограничение к свободе. Обеспечить формирование умения овладевать абстрактными знаниями, которые, как отмечают ученые, гарантируют свободу в приобретении необходимых способностей, быстрое и адекватное вхождение в мир изменяющейся действительности, современное культурное обеспечение систем деятельности.

Достижение цели обеспечивает решение следующих задач.

1. Средствами театра помочь ребенку определить свое «Я»;

2. Создать ребенку психологически комфортную среду, содействующую его самовыражению;

3. Помочь ребенку определить свои способы самовыражения в деятельности театральной группы.

Большие надежды мы возлагаем на нашу организацию. Коллективу в 2007 году исполниться 8 лет. Мы выпустили не одно поколение артистов. И уже с уверенностью можем сказать, что годы, проведенные в театре, не проходят для ребят бесследно. И уже в студенческой жизни они возвращаются к сцене, создавая свои театральные коллективы на базе университетов, в которых обучаются, вступая в ряды команд КВН, играя в СТЭМах.

Наиболее талантливые ребята добиваются более высоких результатов. В 2003 году на международном фестивале студенческих театральных коллективов в г. Москва наша выпускница Евгения Ошляк была признана актрисой года и награждена поездкой во Францию, выпускницу Надежду Терещенкову приглашают участвовать в постановках Областной филармонии. Но, несмотря на достигнутые результаты, это не основная цель организации. С помощью театра мы формируем у ребенка умение общения с окружающим миром, содействуем его социализации, помогаем ему учиться нестандартно мыслить, давать адекватную оценку себе и окружающим, развить способность избегать конфликтных ситуаций в коллективе, преодолевать страх перед новыми, незнакомыми начинаниями, показать на закономерно возникающих проблемах их цивилизованное решение. Здесь много необычного. Эта исключительность, необычность – как печать самоопределения школы, разлита по всему ее пространству. И главное, что сразу бросается в глаза, в центре этого храма образования – личность ученика, его творческое самовыражение, уважение к его внутреннему миру, и потому, наверное, выпускники гимназии отличаются повышенной ответственностью, умением находить интересное для себя дело в разных областях деятельности, доброжелательностью к людям, способность прощать другим их ошибки. Все это очень важно в жизни.

Гимназисты уходят во взрослую жизнь вполне самостоятельными, самодостаточными личностями, со сформированными нравственными ценностями, мыслящими, с высокой культурой общения, в чем есть заслуга и гимназического театра «Мельпомена».   

 

 

    

    

 

Содержание внеурочной деятельности детской организации

Театр «Мельпомена».

Деятельность детской организации театр «Мельпомена» является составной частью образовательного процесса МОУ «Гимназия № 2», осуществляемого дополнительных образовательных услуг. В связи с этим, деятельность детской организации должна иметь свою содержательную составляющую, органически продолжающую и углубляющую содержание образовательного процесса гимназии в целом.

На современном этапе нет однозначного трактования понятия «содержание образования». Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который предлагается им для усвоения. [42] Такие классики дидактики как, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин подчеркивали: «Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей».[43] Упомянутая функция лежит в основе конструирования содержания образования значительной части концепции, учебных программ и учебников. Содержание образование в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков.

В обучении, которое можно назвать знаниево-ориентированным, считается, что «… глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала».[44] Содержание образования представлено внешним учебным материалом, который выступает определяющим элементом обучения. «В процессе обучения как системе главным системообразующим элементом является содержание образования (учебный материал, воплощающий цели обучения)».[45]

В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько его «образовывание», проявление его в самом себе, формирование себя.

Ключевыми терминами в этом случае являются «образ» и «среда». Ученик изменяется и развивается в направлении определенного образа; внешнее содержание образования в этом случае воспринимается им как среда для внутренних образовательных изменений. Личностные новообразования ученика получают функцию внутреннего содержания образования, складывающегося в направлении планируемого образа человека. Традиционное содержание образования оказывается не предметом усвоения, а внешней составляющей образования, получающей функцию среды.

Дидактические функции одного и того же учебного материала в знаниево-ориентированном и личностно-ориентированном обучении оказываются разными: в первом случае содержание передается учащимся для усвоения, во втором – для создания собственного содержания образования.

Многие из существующих сегодня концепций содержания образования являются развитием или продолжением трех основных теорий: дидактического формализма, материализма и прагматизма.

Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт)[46] опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека. Считается, что «многознанье уму не научает», то есть овладение фактическими знаниями не так важно для развития ума. Наоборот, гуманитарное классическое образование и особенно древние языки являются лучшим средством развития ума.

Дидактический материализм (Я. А. Каменский, Г. Спенсер)[47] основной целью школьного образования определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.

Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер).[48] Образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования – не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем, знаний, освоение которых от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности.

Перечисленные дидактические подходы определяют различия отечественных концепций содержания образования.

1. Содержание образования – педагогически адаптированные основы наук. Данная концепция ориентирует на приобщение к науке и производству. Ведущими принципами отбора и построения содержания образования выступают общие методы и принципы построения знания, свойственные и точным наукам. Данная концепция характеризуется как технократическая, продолжающая отчасти теорию дидактического материализма.

2. Содержание образования – система знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоцианально-волевого отношения к миру. Знания, умения и навыки, относящиеся к основам наук и соответствующим учебным предметам, необходимы для передачи учащимся, чтобы те умели жить и действовать в социуме.

3. Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. В данном случае содержание образования изоморфно социальному опыту и состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта репродуктивной деятельности – в форме способов ее осуществления (умений, навыков); опыта творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений.

4. Содержание образования – содержание и результат изменений свойств и качеств личности. Набор общеобразовательных курсов обусловливается структурой изучаемой области действительности (живая и не живая природа, человек, общество, системы и структуры, техника и технология и др.) и структурой деятельности, отражаемой в инвариантных сторонах культуры личности – познавательной, коммуникативной, эстетической, нравственной, трудовой физической (В. С. Леднев).

5. Содержание образования – образовательная среда, способная вызвать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. Содержание образования делиться на внешнее – среду и внутреннее – создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой. Внешнее и внутреннее содержание образования не совпадают. Диагностике и оценке подлежит не полнота усвоения учеником внешнего содержания, а приращение его внутреннего содержания образования за определенный учебный период (А. В. Хуторской).[49]  

В современной науке содержание образования интерпретируют по-разному. Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных основ обучающегося. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры можно понимать как совокупность:

· системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающий картину мира;

· опыта осуществлений известных для человека способов деятельности;

· опыта творческой деятельности по решению новых проблем обеспечивающей способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

· опыта ценностного отношения к миру.[50]

Знания, усвоенная информация помогает человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведением человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Это составляющая определяет направленность действий обучавшегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.[51]

В театре занятия построены таким образом, что бы учитывались все составляющие содержания образования.

Безусловно, в процессе подготовки к спектаклю, а зачастую и в написании сценария, учащиеся расширяют объем своих знаний, меняются их представления об окружающем мире, действительности, обществе, природе. Каждый из участников коллектива задействован в сборе и обработке материала – основы сценария, получаемая ими информация выходит за рамки школьной программы. Выбирая темы спектаклей, мы ориентируемся на мало освещенные исторические события и, как правило, они очень интересны детям, что гарантирует их активность в подготовке. В 2005 году к юбилею Великой Победы был поставлен спектакль о детях эвакуированных из блокадного Ленинграда в наш город «Мира сиреневый остров». Тема этого спектакля не отражена в школьной программе о Великой Отечественной войне, тем более что у двух ребят из коллектива бабушки были в числе тех детей, которых привезли из Ленинграда. Подготовка к спектаклю прошла на едином дыхании. Работа с архивными материалами, воспоминания современников тех событий, воссоздание обстановки детского дома, быта, сбор литературных произведений по воспоминаниям блокадников, подготовка музыкального оформления спектакля, сбор костюмов, изготовление декораций – все это ребята выполняли самостоятельно, понимая свою ответственность перед историей и перед зрителями, до которых они собрались донести всю боль и горечь тех событий. По нашему мнению, самым ценным в их работе является то, что ни одно стихотворение, ни один монолог, ни одна песня не были исполнены без личного отношения, каждый участник спектакля пережил весь ужас тех событий на сцене, забывая о том, что он всего лишь играет эту роль.

Работа педагогов театра является продолжением дела школы. Используются те же приемы, что и в образовательном процессе: выучивание наизусть, пересказ, чтение стихов, в соответствии с особенностями этого вида внеурочной деятельности – основы актерского мастерства. В театр приходят абсолютно все желающие заниматься, никаких критериев отбора не существует.

 Репетиции проводятся несколько раз в неделю, в зависимости от близости премьерного дня их количество увеличивается. Кроме групповых, проводятся и индивидуальные встречи с педагогами. За основу были взяты программы театральных вузов.

Занятия по сценической речи проходят совместно с логопедом. В ходе работы ребята оттачивают дикцию с помощью различных скороговорок и методик. Трудно не согласиться с тем, что уметь красиво говорить очень важно и в дальнейшей взрослой жизни.

Занятия по сценическому движению и хореографии проходят с профессиональным хореографом. На этих занятиях ребята учатся красиво двигаться на сцене, чувствовать ее пространство, быть уверенными в своих действиях, работать с партнером по мизансцене, гармонично владеть своим телом, быть органичным. Не заменимы в этом и занятия по хореографии. С их помощью развивается пластика, чувство ритма и такта. Ценным для них является и то, что они знакомятся с народными и классическими танцами, разучивают их.

Основными являются занятия по актерскому мастерству. С их помощью ребенок получает тот профессиональный минимум, который поможет ему донести до зрителя все, что он хочет сказать со сцены. Получение данного опыта, позволит подняться на первую ступень творчества.

Чтобы не быть голословными, приведем пример программы одного из театральных занятий.

Первая часть занятия проводится в течение 40 – 45 минут педагогом совместно с музыкальным руководителем. Она построена на сочетании упражнений по технике речи, индивидуальному и ансамблевому пению. Упражнения по технике речи разработаны в соответствии с «Комплексным методом воздействия на голосово-речевой аппарат». Этот метод – плод многолетних исследований и практической работы преподавателей кафедры сценической речи Санкт-Петербургской театральной академии.

Насос

Ритмичные наклоны назад, вперед, сопровождаемые полным «закрытием» и «раскрытием» рук на уровне груди. Особенность движений в том, что в момент вдоха «закрытые» руки препятствуют наполнению воздухом легких, что создает дополнительное усилие, способствующее развитию правильного дыхания. Подобный характер носит упражнение Мельница, где руки более активны.

Голосовой мячик

Учащимся раздаются мячики для игры в лаун-теннис. Вместе с бросками мячом в пол они повторяют «формулу гласных», обрамленных сначала сонорными, а потом взрывными согласными: (мум, мом, мам, мэм, мим, мым, потом – пуп, поп, пап, пэп, пип, пып). С каждым броском ударение переносится на следующий слог, дети проходят замкнутый круг гласных). То же упражнение выполняется с бросками мяча в потолок и стены. Задача педагога проследить, чтобы звук-мяч доставал обозначенной преграды, не был бы чрезмерно громким или тихим, шел бы не только через грудные резонаторы, а наполнял бы все тело играющих. Особенно часто встречаются ошибки, связанные с чрезмерным напряжением мышц шеи и ног.

 

 

Пробивка резонаторов

Ученики становятся в затылок друг другу и, «мыча», постукивают стоящего впереди ребрами ладоней по спине и бокам. Педагог следит за «вибрацией» - озвучиванием тела, за глубиной и высотой тона, обращает внимание на мышечные зажимы.

Здесь приведены лишь некоторые упражнения, входящие в разминку. Большая роль в ней отводится музыкальному руководителю. Кроме ритмического тренинга, вокала, он работает с группой над освоением элементов различных жанров пения (джазовое, классическое, рок-пение). Именно благодаря этому наши ребята имеют представление о понятиях мягкой и твердой атаки, синкопе и тому подобном. То же относится и к ритмической разминке, когда игра строится на ритмах, присущих разным направлениям музыкального искусства. В нее часто включаются труднопроизносимые сочетания букв, работа над которыми сродни овладению элементами сценической речи (быстрое ритмическое произнесение гласных в сочетании с межзубными согласными и т.п.). Кроме того, ученики сами задают ритмический рисунок, который другие должны воспроизвести, добавив к нему свое продолжение.

Отдельно стоит сказать, что музыкальный руководитель уделяет внимание и общему развитию музыкальной культуры детей. Он играет фрагменты различных музыкальных произведений, которые дети разбирают и комментируют, с точки зрения их формы и содержания. После перерыва группа приступает к работе по актерскому мастерству, в ходе которой большое внимание уделяется пластике, как составной части сценического движения.

Лабиринт

Упражнение на координацию движений и эмоционально-ассоциативную память. Из стульев и других подручных средств группа строит лабиринт с несколькими изгибами и тупиками. Педагог предлагает всем учащимся пройти с открытыми глазами по лабиринту, запомнить все детали пути, включая поскрипывание половиц и т.д. Потом каждый ученик проходит лабиринт самостоятельно, уже с завязанными глазами, руководствуясь только памятью движений, сделанных им при пробном прохождении маршрута лабиринта.

Imagine! (Вообрази!)

Глядя на ковер, покрывающий пол класса или на стену, группа представляет себя экипажем подводной лодки или космического корабля, наблюдающим глубины океана или поверхность Земли из космического пространства через иллюминатор. Кто-либо начинает рассказ о том, что он видит, другие подхватывают, дополняют или опровергают говорящего. Фантазия в этом упражнении должна цепляться за конкретные детали, существующие реально (разводы и бугры краски могут стать очертаниями гор, неровности, швы ковра – линиями рек или оврагов, рисунок на нем – контурами городов или подводными рифами и т.д.). Педагог, выступающий в роли командира экипажа, лишь направляет фантазию в русло заранее обговоренных обстоятельств, не давая ей расползаться «вообще». Возможно проведение «вылазки в открытый космос» или в «подводный мир». Группа надевает воображаемые скафандры или гидрокостюмы, и выходит на прогулку, связанную с исследованиями или ремонтом корабля, пытаясь пластически соответствовать физическим законам среды пребывания (легкость невесомости, ощущение водной среды). Упражнение не рекомендуется проводить более 7-8 минут, так как нельзя долго держать в напряжении детскую фантазию. Легко возбуждаясь, она может и очень скоро угасать, а в этом случае упражнение теряет всякий смысл.

Животные

Традиционное упражнение русской актерской школы. Нет смысла описывать его подробно. Остановимся лишь на важнейшем методическом моменте: в системе профессиональной подготовки актера он занимает место в ряду упражнений по теме «Характер и характерность». Предполагается, что учащиеся уже настолько овладели творческим вниманием и воображением, что легко «надевают на себя» личину животного, проявляя в ней органично психофизические особенности, присущие тому или иному «герою». Применительно к нашему случаю, обучению детей среднего класса Школьного Театра, не следует делать упор на поиск «перевоплощения». Пусть ребенок утвердится в самом главном – поверит в то, что он в этот момент – животное, на секунду-другую, этого будет достаточно. В этом возрасте главное – научиться не бояться доверять своей фантазии, вымыслу, своему ассоциативному мышлению. Шалом Израилевич, посвятивший свою научную жизнь истории педагогики и вопросам практической дидактики, писал: «Ассоциации представляют собой отражение пространственных и временных связей объективной действительности. Эти элементарные ассоциации необходимы на первых этапах понимания. Более высокий этап в понимании связан с преодолением этих элементарных ассоциаций. За простым совпадением явлений во времени и пространстве, за их внешним сходством нужно раскрыть их причинно-следственную связь, их существенное сходство и различие. Выступает мышление, при участии которого создаются новые ассоциации, отражающие не только внешние, но и внутренние связи явлений, их более существенное сходство и различие. По мере развития ребенка происходит ряд качественных изменений в обеих сигнальных системах, изменяются отношения между ними, причем общее направление изменения этих отношений заключается в росте и усилении руководящей и контролирующей роли второй сигнальной системы. Большое значение для раскрытия механизмов сознательности в дальнейшем будет иметь учение о динамической системности, согласно которой, на большие полушария, как из внешнего мира, так и из внутренней среды самого организма беспрерывно падают бесчисленные раздражения различного качества и интенсивности. Все это встречается, сталкивается, взаимодействует и должно, в конце концов, систематизироваться, уравновеситься».[52]

 

Я – врунишка! Конкурс «врунов».

Учащимся предлагается рассказать или придумать историю, которая произошла в реальной жизни где - угодно: на даче, в летнем лагере, на катке и т.п. После того, как все ученики расскажут свои истории, начинается обсуждения, кто из них рассказал правду, кто придумал, и чья история показалась самой интересной.

Упражнение это необыкновенно полезно, как в плане специальной подготовки, так и в плане развития речи и логики. Практика показывает, что за 3-4 занятия дети, слушая друг друга, приходят к выводу о необходимости не просто передать свои чувства по поводу реального или вымышленного события, но изложить произошедшее последовательно, с кульминацией, передать свое отношение к грустному, веселому или трагическому случаю. С точки зрения профессиональной подготовки, великолепно тренируется умение «вырулить» на сквозное действие рассказа, ощутить его сверхзадачу. В лучших рассказах всегда присутствует оценка события, с точки зрения автора и исполнителя. В определенном смысле можно говорить о воспитании умения устного рассказа, жанра блестяще содержательного, яркого и полезного.

 Упражнения на память физических действий

Здесь могут быть предложены самые разные варианты таких действий, однако, стоит заметить, что лучше всего не усложнять саму их схему, сделать ее максимально простой, но точной, чтобы ребенок легко «цеплялся» за детали и не распылял свое внимание по нескольким воображаемым объектам. Стоит привести список таких действий, которые легко укладываются в рамки подобных требований.

· Перенос со стола на стол полной до краев кастрюли с горячим молоком.

· Пришивание пуговицы.

· Намазывание хлеба маслом.

· Перенос с места на место мешка с картошкой.

· Завязывание узла на веревке.

· Склеивание бумаги.

· Чистка апельсина и т.д.

Конечно, главной целью этих упражнений является не «органика ради органики», а поиск все той же веры в предлагаемые обстоятельства, преодоление созерцательности, активное действенное воображение. Для его тренировки и воспитания настоящей «цепкости» по ходу работы можно задавать следующие вопросы:

· Сколько весит твоя кастрюлька?

· Какого цвета пуговица?

· Почему нитка так легко попадает в игольное ушко?

· Сухая картошка у тебя в мешке или мокрая?

· Есть ли «шапка» пены над горячим молоком?

Главное – не утомлять ребенка дотошной придирчивостью, а находить, отмечать, хвалить за мгновения «Правды». В качестве упражнений могут и должны быть использованы подвижные игры, которые развивают пластические навыки и речедвигательную координацию.

Чехарда

Играет вся группа, разучившая предварительно хоровой стихотворный текст. Педагог следит за ритмическим исполнением текста и движений, высотой и наполненностью тона. Конечно, перед тем, как дать группе текст, следует подумать о том, чтобы он содержал звукосочетания, произнесение которых необходимо тренировать. К примеру, для «Чехарды» прекрасно подходит текст, в котором много гласных, правильное произнесение которых затрудняется прыжками. Педагог следит, чтобы в момент прыжка гласные произносились ровно, не «вываливаясь» из общего тона (эти гласные подчеркнуты):

 

Незнайка! Узнай-ка правдивую враку!

Два мертвых Зазнайки затеяли драку,

Бегом поползли друг от друга вспять,

Достали ножи и стали стрелять.

Глухой полицейский на шум прибежал,

И мертвых зазнаек убил наповал !

Ты думаешь правды во враке – ни слова?

Спроси-ка видавшего драку слепого!

 

Зеркало

Один ученик, стоя напротив другого, играет его зеркальное отражение. Речь не идет только о точной копировке движений. Тот, кто смотрится в зеркало, выполняет осмысленный этюд (моет лицо, причесывается, чистит зубы, одевается). Этюд предполагает событие (погас свет, сломался зуб и т.д.), соответственно, речь идет уже и об оценке. Студиец, играющий отражение, воспроизводит все подробно и тщательно, “примеряя на себя” личину своего визави. Это упражнение носит принципиальный характер, ибо в нем, кроме работы над вниманием и воображением, осуществляется переход к постижению внешних и внутренних проявлений поведения другого человека, - начало постижения характерности. Упражнение, если оно выполняется достаточно уверенно большинством группы, стоит усложнить, назвав его Кривым зеркалом, отражающим тот или иной взгляд “отражения” на действия “отражаемого – их интерпретацию. Педагогу стоит обратить внимание на то, что часто ученики выбирают путь наименьшего сопротивления, пародируя внешние признаки поведения объекта. Желание рассмешить аудиторию, присущее любому актеру, не вредно, само по себе, но стоит обратить внимание на то, какими средствами оно достигается. Следует обратить внимание на необходимые волевые качества, которые помогают точно понять и выполнить задачу:

· Максимальное внимание.

· Сосредоточение на подробностях.

· Внутренний монолог.

· Отношение к действиям партнера, создающее “кривизну зеркала”.

· Чувство перспективы действия.

Оговоримся, чаще всего для того, чтобы упражнение не вышло скомканным, надо дать исполнителям предварительно оговорить хотя бы схему физических действий и стоящих за ними событий. Это дает верное направление фантазии и помогает не думать о следующем шаге в этюде.

Одиночные и парные этюды.

Работа над ними – едва ли не самый сложный этап обучения в старшем классе. Дело в том, что этюд, прежде всего – продукт жизненного опыта. Его то, как раз, крайне мало у детей. Поэтому самое трудное для них – сочинить ситуацию, к



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Цели и задачи театра «Мельпомена». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи театра «Мельпомена».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)