Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 99. Человек как творение и творец культуры




 

Литература

Основная

1. Гузенко В.А. Личность и культура. Этапы становления /             В.А. Гузенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Fkzh/2009_33/4_2%20Guzenko.
pdf. – Загл. с экрана.

2. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996. – С. 110–123, 140–174.

3. Кравченко, А.И. Культурология: учеб. пособ. / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Трикста, 2003. – С. 119–147.

4. Культурология XX век: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 347.

5. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 227–239.

6. Личность и культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.licpublic.com. – Загл. с экрана.

7. Митина, В.И. Мир личности как мир культуры / В.И. Митина // Вестник Московского университета. – 1997. – № 6.

8. Свасьян, К.А. Человек как творение и творец культуры          / К.А. Свасьян // Вопросы философии. – 1987. – № 6. – С. 132–138.

9. Толпыкина, Т.В. Культурология: учеб. / Т.В. Толпыкина,   В.Е. Толпыкин. – М.: Гардарики, 2005. – С. 94–103.

Дополнительная

1. Лапина, Т.С. Антропологические представления о человеке как творца и производителя культуры / Т.С. Лапина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://analiculturolog.ru/journal/newjournal /article/ journal/2010/25-16/719-00718.html. – Загл. с экрана.



2. Человек как творение и творец культуры // Культурология: курс лекций: учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина, 1996. – С. 18–20.

Тема 100. Судьбы культуры XX века

Литература

Основная

1. Алякринская, М. Особенности развития культуры ХХ века. Культура и цивилизация / М. Алякринская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/alyakr/ index.php. – Загл. с экрана.

2. Бердяев, Н. Человек и машина / Н. Бердяев // Вопросы философии. – № 2. – С. 143–162.

3. Кефели, И.Ф. Судьбы культуры XX века / И.Ф. Кефели // Социально-политический журнал. – 1996. – № 5. – С. 77–92.

4. Каверин, Б.И. Культурология: учеб. пособие для вузов /
Б.И. Каверин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 155–170.

5. Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 5–6, 264–265.

6. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 359–386.

7. Маклюэн, М. Культура в аудивизуальный век / М. Маклюэн // Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2003. –  С. 651–664.

8. Столяренко, Л.Д. Культурология: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – С. 288–306.

Дополнительная

1. Культура XX века как общий исторический тип [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.countries.ru/library/twenty /general.htm. – Загл. с экрана.

2. Толпыкина, Т.В. Культурология: учеб. / Т.В. Толпыкина,  В.Е. Толпыкин. – М.: Гардарики, 2005. – С. 331–371.

3. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 784 с. Серия «Классическая философская мысль».

4. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. – М.: Прогресс, 1985. – 312 с.

5. Хабермас, Ю. Модерн – незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. – 1992. – № 4.

6. Хоруженко, К.М. Культурология: структурно-логические схемы / К.М. Хоруженко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 159.

 Тема 101. Информационное общество и традиционная культура

Литература

Основная

1. Каверин, Б.И. Культурология: учеб. пособие для вузов           / Б.И. Каверин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 155–170.

2. Кефели, И.Ф. Судьбы культуры XX века / И.Ф. Кефели // Социально-политический журнал. – 1996. – № 5. – С. 77–92.

3. Костина, А.В. Информационное общество и традиционная культура: Pro & Contra / А.В. Костина // Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе / А.В. Костина. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 27–44.

4. Багдасарьян, Н.Г. Культура будущего и будущее культуры / Н.Г. Багдасарьян // Культурология: учебник для вузов / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшее образование, 2008. – С. 438–455.

5. Моисеева, Н.А.Культура в XX–XXI вв. и будущее человечества / Н.А. Моисеева // Культурология. История мировой культуры /
Н.А. Моисеева. – СПб.: Питер, 2007. – С. 193–208.

6. Культура в современном мире // Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 359–442.

7. Маклюэн, М. Культура в аудивизуальный век / М. Маклюэн // Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2003. –   С. 651–664.

8. Столяренко, Л.Д. Культурология: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – С. 288–306.

9. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер – М.: ООО «Изд-во АСТ» . – 2002. – 557 с.

Дополнительная

1. Костина, А.В. Современная социокультурная ситуация: противоречивость тенденций / А.В. Костина // Культурология: учеб. пособие / А.В. Костина. – М.: КНОРУС, 2006. – С. 307–312.

Задания для самоконтроля

3.10.1 Тестовые задания для самоконтроля по темам :

«Серединные, специфические, локальные культуры»,

«Тенденции культурной универсализации в мировом

Современном процессе»

1. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии и религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»?

а) анимизм;

б) политеизм;          

в) тотемизм;

г) синкретизм.         

2. Какая из трех мировых религий является самой древней, которая возникла в Древней Индии в VI – V вв. до н. э.?

а) индуизм;

б) буддизм;

в) ислам;

г) христианство.

3. Главные черты индийской культуры:

а) синкретизм и взаимообусловленность духовных, социальных и художественных элементов; каноничность (коллективная точка зрения на мир); традиционализм (обращенность к прошлому, вера в авторитеты);

б) индивидуальная точка зрения на мир;

в) индийская письменность;

г) жизнь в обществе определяется взаимоотношениями государства и народа.

4. Основатель учения буддизма:

а) Лао-цзы;

б) Сиддхартха Гаутама;

в) Конфуций;

г) Кришна.

5. Веды – это:

а) философская поэма о тайнах мироздания, о всеобщем законе Дао;

б) гимн божественной гармонии, люб­ви, милосердию и состраданию;

в) сборник гимнов в честь богов, жертвенных формул и заклинаний, литературный памятник;

г) священная книга мусульман.

6. В каком учении ставилась цель раскрыть перед человеком тайны мироздания, проблемы жизни и смерти, предложено ряд рецептов достижения бессмертия:

а) джайнизме;

б) буддизме;

в) даосизме.

г) конфуцианстве.

7. Основа древнеиндийского миропонимания связана с учениями:

а) ислама;

б) даосизма, конфуцианства, буддизма;

в) христианства, язычества;

г) индуизма, буддизма, джайнизма.

8. Характерные черты китайской культуры:

а) тоно-изолирующий язык, представление о целостности и гармоничности мира в учениях даосизма, конфуцианства, буддизма, традиционализм;

б) кастовая система общества; язык санскрит, исламизация страны, строительство культовых и жилых пещер;

в) заупокойный культ, обожествление власти фараона, монументализм архитектуры; поклонению богу Ра;

г) принципы агона, калокаготии, полисная система жизни, развитие искусства, философии.

9. В каком философско-этическом учении сформированы критерии социального порядка, основанного на соблюдении этических принципов «Государство – это большая семья, а семья – маленькое государство»?

а) даосизме;

б) конфуцианстве;

в) буддизме;

г) христианстве.

10. Кто из мыслителей в Древнем Китае стремился совместить государственность и человечность, осуществить это с помощью ритуализированного этикета – «правил ли», основанных на следовании заповеди: «Не делай людям того, чего не желаешь себе»:

а) Лао-цзы;

б) Будда;

в) Конфуций;

г) Моисей.

11. Основа учения конфуцианства:

а) ненанесения вреда всему живому;

б) следование всеобщему закону Дао;

в) система правил поведения в обществе;

г) создание идеала совершенного человека, который должен обладать чувством долга и гуманностью;

12. В формировании японской культуры велика роль национальной религии:

а) христианство;

б) синтоизм;

в) буддизм;

г) иудаизм.

13. Важнейшей чертой национальной культуры Японии является:

а) безграничная вера в человека, ускоренный прогресс науки и техники;

б)традиция заимствования;

в) динамизм, утилитаризм, расшатывание традиций;

г) абстрактность мышления.

14. Ислам – это:

а) одна из мировых религий; образ жизни и мышления;

б) строго монотеистическая религия (единственный Бог – Аллах);

в) государство и право, философия и искусство;

г) все перечисленное.

15. Источниками вероучения ислама являются:

а) Веды;

б) Библия;

в) Коран, Сунна,

г) Типитака;

д) все перечисленное.

16. Суфизм – это:

а) книга религиозно-нравственных предписаний;

б) догмы Корана;

в) мистическое направление в исламе;

г) «мусульманская общность».

17. Мусульманские ортодоксы запрещают реалистическое творчество, потому что:

а) единственный творец всего сущего – Аллах, а соперничать с ним грех

б) это проявление политеизма;

в) этопроявление монотеизма;

г) это феномен сильного противостояния мира ислама вестерниза-ции.

18. Черты античной культуры:

а) полисная система;

б) преобладание духовного начала;

в) свобода; демократия;

г) состязательное начало – агон как высшая ценность в обществе;

д) все перечисленное.

19. Назначение культуры древних греков:

а)содействие материальному благополучию:

б) содействие гармоническому развитию, духовному, физическому, умственному, профессиональному;

в) познать окружающий мир по отдельным частям;

г) утверждение неизменности мира.

20. Главные сферы греческой культуры:

а) скульптура, письменность;

б) искусство, философия;

в) право, политика;

г) экономика, религия.

21. Важные особенности культуры Древнего Рима является:

а) разработка системы права; обретение христианской веры;

б) созерцательность;

в) разрушение традиций;

г) самоизоляция от внешнего мира.

22. Основатель Рима, вскормленный волчицей:

а) Торквиний;

б) Ромул;

в) Помпилий;

г) Марк Аврелий.

23. Что определило путь культурного развития Европы:

а)традиции греко-римской культуры; христианство;

б) самоизоляция от внешнего мира;

в) литература; наука, которая рассматривалась как средство духовного совершенства;

г) аскетизм; традиционализм.

24. Чем определялось развитие культуры в средние века:

а) расцветом литературы;

б) христианской религией;

в) правом;

г) философией.

25. Характерные черты культуры европейского Возрождения:

а) религиозная атмосфера;

б) созерцательное, трепетное отношение к природе;

в) гуманизм, антропоцентризм;

г) расцвет науки.

26. Особенность культуры Нового времени:

а) авторитет религии;

б) авторитет науки и философии (знания); грамотность – общая культурная норма; подъем национальной культуры;

в) вера в авторитеты;

г) монументализм в архитектуре, искусстве.

27. На чем основана современная западная культура?

а) на коллективизме;

б) на бизнесе, деловитости;

в) на предпринимательстве, индивидуализме;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме пункта (а).

28. В современной западной культуре ценятся:

а) активность; профессионализм; рациональность;

б) сохранение традиций;

в) коллективизм;

г) отрицание индивидуализма.

29. Противоречия современной западной культуры:

а) свобода и насилие; элитарность и массовость;

б) технизация и гуманизация; плюрализм и унификация;

в) множественность религий и стилей в искусстве;

г) все перечисленное.

30. В духовной жизни современного общества на Западе главенствующее положение занимает:

а) мифология;

б) искусство;

в) наука;

г) религия.

31. В духовной жизни средневекового общества главенствующее положение занимает:

а) мифология;

б) искусство;

в) наука;

г) религия.

32. Понятие «серединная культура» обозначает:

а) процесс исторического развития;

б) устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни;

в) переходный тип культуры от одного основного типа к другому;

г) культурологическая теория, согласно которой все процессы, происходящие в культуре, имеют циклический характер.

33. Ценности серединной культуры:

а) уважение прав личности;

б) самопознание, толерантность;

в) религиозная, идейная терпимость;

г) все перечисленное.

34. Культура повседневности – это тип культуры:

а) серединный;

б) локальный;

в) специфический;

г) исторический.

35. В качестве специфических типов культур могут выступать:

а) культура повседневности;

б) локальная культура;

в) профессиональная субкультура; молодежная субкультура;

г) маргинальная культура, субкультура и контркультура.

36. К маргиналам относят:

а) жителей села, деревни;

б)бомжей, мигрантов; людей, вступивших в смешанные браки;

в) жителей городов;

г) рокеров, панков.

37. Главные отличительные черты субкультур:

а) место проживания;

б) национальность;

в) образ – элементы костюма, прически, косметика, бижутерия; манера поведения; сленг;

г) профессия.

38. Направление развития современной культуры, противостоящее традиционной, «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов»:

а) маргинальная культура;

б) субкультура;

в) контркультура;

г) культура повседневности.

39. Особенности глобальных проблем:

а) имеют планетарный характер, затрагивают интересы всех народов мира;

б) угрожают деградации и гибелью всему человечеству;

в) нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

г) требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов;

д) все перечисленное.

40. В XX I в. главной целью деятельности людей должно быть:

а) познание природы;

б) покорение природы;

в) достижение состояния коэволюции (согласованности существования) культуры и природы;

г) конечная цель человека – слияние с богом.

41. Французский философ-экзистенциалист Ж.-П. Сартр говорил, что человек сам себя выбирает. Что он имел в виду?

а) человек считает себя самым лучшим среди других;

б) сам человек отдает за себя голос на выборах;

в) человек утверждает свои собственные ценности, свое собственное понимание ценностей;

г) утверждает свое миропонимание на основе доминирующих взглядов в обществе.

42. Проблема «культура и личность» связана:

а) с отождествлением этих понятий;

б) с противопоставлением этих понятий;

в) с вопросом изучения структуры культуры и личности;

г) с изучением процесса освоения культуры человеком (процессом социализации).

43. Важнейшие атрибуты личности:

а) достижение состояния удовольствия;

б) достижение состояния счастья и блаженства;

в) свобода и ответственность;

г) полная свобода. 

44. Конечным результатом социализации выступает:

а) индивид;

б) интеллигент;

в) личность;

г) биологическая особь.

45. Усвоение культуры потребления пищи происходит с помощью имитации в процессе:

а) аккультурации;

б) индивидуального опыта;

в) инкультурации;

г) идентификации.

46. Процесс освоения индивидом присущих его культуре норм и ценностей:

а) социализация;

б) инкультурация;

в) аккультурация;

г) ассимиляция.

47. Культурная трансмиссия – это:

а) усвоение родительского поведения, установок, ценностей как своего (освоение культуры);

б) процесс, включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека;

в) механизм, с помощью которого этническая группа передает «себя по наследству» детям, новым членам общества (передача культуры);

г) положение человека в обществе.

48. Культурная идентичность– это:

а) усвоение родительского поведения, установок, ценностей как своего;

б) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности;

в) процесс, включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека;

г) процесс самоотождествления человека с другим человеком – носителем другой культуры.

49. Великие преобразования, ориентированные на приобщение России к западноевропейской культуре привели:

а) развитию светской культуры;

б)к развитию живописи;

в) к развитию народных ремесел;

г) расцвету архитектуры.

50. Партикуляризм, сторонниками которого являлись П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, Н.С. Трубецкой, О. Шпенглер, – это мировоззренческая установка, в которой идет:

а) движение к универсальности, стандартности;

б) движение к обособлению каких-то частей;

в) представление о независимом, обособленном развитии культур;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме пункта (а).

51. Главный вклад христианства в древнерусскую культуру является:

а) письменность и книжная культура;

б) новая обрядность;

в) идея о предопределенности;

г) новые праздники.

52. В работе «Истоки и смысл русского коммунизма» Н.Бердяев насчитывал в истории России пять разных культур:

а) языческая культура восточных славян, культура московского царства, культура Петровской России, культура императорской России, культура советской России;

б) культура древних обществ, культура средних веков, культура Возрождения и Реформации, культура Нового времени, современная культура,

в) типы культур: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический;

г) Россия Киевская; Россия татарского периода; Россия московс-кая; Россия Петровская, императорская; советская Россия.

3.10.2 Тестовые задания для самоконтроля по всему курсу

Предлагаемые задания (тесты, составление таблиц) предназначены для самоподготовки.

1. Найдите ошибки в предложениях, выпишите их с объяснением, в чем заключается ошибка, дайте правильный ответ:

а) Культура есть способ существования человечества, которая включает лишь духовные ценности, созданные отдельными социальными группами, а также нормы, которые они соблюдают.

б) Социализация – это процесс усвоения социальных норм, ценностных ориентаций и форм поведения, сложившихся в обществе.

в) Американский философ Ж. Маритен противопоставлял науку цивилизации.

2. Из перечисленного ниже выберите то, что можно назвать культурой:

а) звезда;

б) Большая Медведица;

в) свеча;

г) пустыня;

д) колодец;

е) оазис.

3. Выделите признаки, не относящиеся к этнической культуре:

1) грамотность;

2) национальный язык;

3) производящее хозяйство;

4) особенности быта;

5) национальное самосознание;

6) национальные традиции и обычаи;

7) единство территории;

8) строительство крупных сооружений;

9) численность населения;

10) общая культура;

11) кровное родство;

12) общая культура и традиции.

4. Из перечисленного ниже выберите то, что относится к цивилизации:

а) художественные произведения;

б) нравственные нормы;

в) небоскребы;

г) технологические линии;

д) философские трактаты;

е) машины.

5. Задание на установление соответствия:

В первой колонке таблицы дается понятие, дайте соответствующее (правильное) определение понятиям во второй колонке

 

Понятие Определение
Культура  
Артефакт  
Культурогенез  
Цивилизация  
Культурно-исторический тип  
Этническая культура  
Массовая культура  

6. Проведите различие между определениями цивилизации:

а) Цивилизация – это синоним культуры, ее ступень, следующая за варварством;

б) цивилизация – это агония культуры;

в) цивилизация – это единица культурно-исторического процесса.

7. Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами?

8. Найти соответствия:

Формы верований Сущность Проявления в современной культуре
1 Анимизм  обожествление неодушевленного предмета, который воспринимается как носитель сверхъестественной магической силы и служит объектом поклонения. геральдика (гербы городов), бытовая символика, запрет на употребление мяса некоторых животных
2 Магия, «волшебство», «колдовство» вера в сверхъестественную связь и кровную близость рода с тотемом (животным, растением, считавшимися предками людей)  амулеты, крестики, иконы
3 Тотемизм  вера в существование души и духов, в одушевление всех предметов и явлений, в наличии души у людей, животных, растений  произнесение заклинаний, обряд (ритуал), ритуальное состояние исполнителя гадания
4 Фетишизм  совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью сверхъестественных сил на окружающую действительность  жертвоприношение, заколачивание гробов

9. Автор концепции пассионарности:

а) А. Тойнби, б) Ф. Ницше, в) Л. Н. Гумилёв; г) П. Сорокин.

10. Каким трем основным духовным ценностям а) красота;  б) истина; в) доброта, в которых творчески действует человеческое сознание, соответствуют понятия 1) наука, 2) нравственность,
3) искусство.

11. Бывают ли абсолютно некультурные люди? Почему?

12. Объясните внутренний смысл содержания строк Н. Заболоцкого:

Два мира есть у человека:

Один – который нас творил,

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

13. Назовите функции культуры?

14. Назовите функции культуры, соответствующие данным суждениям:

1) Культура дает возможность каждому индивиду приспособиться к существующим в обществе ценностям и формам.

2) Культура дает возможность определить ценностные ориентации человека, скорректировать нормы поведения и идентифицировать себя в обществе.

3) Культура формирует условия человеческого общения.

4) Культура объединяет народы, социальные группы, государства.

5) Культура вооружает людей знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений.

6) Культура позволяет усвоить существующие в обществе ценности и нормы, способствует формированию личности.

7) Культура предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складывается образ жизни людей, их ценностные ориентации, ролевые ожидания и способы деятельности.

15. Что является предметом изучения культурологии: 1) сумма знаний о культуре; 2) процесс постижения смыслов, которые заложены в явлениях, предметах?

16. Культурные явления возникают и умирают во времени. Почему это происходит?

17. Что означает древнегреческий термин «пайдейя»? Подберите три характерных признака: 1) религиозность; 2) письменность;
3) мудрость; 4) нравственность; 5) образование; 6) образованность;
7) воспитание.

18. Что изучает прикладная культурология? Связана ли она с педагогикой, археологией, психологией, демографией, религиоведением и др.?

19. Составьте логические цепочки произведений и их авторов:

1. Друг людей 2. Столкновение цивилизаций 3. Третья волна 4. Идеи философии и истории человечества 1. И. Гердер 2. Мирабо 3. С. Хантингтон 4. Э. Тоффлер  

20. Чем должна заниматься культурология? 1)Изучать историю художественных стилей, направлений, текстов литературы, даты, имена? 2) Изучать общие закономерности социокультурного развития, которые определяют данные стили, направления, тексты?

21. Почему так много определений культуры? Что «мешает» дать точное определение культуры?

22. В высказывание грузинского философа М. Мамардашвили вставьте правильно слово: «культура» или «цивилизация»:пользу-ется тем, что можно отнять. Она тиражирует известное.

23. Что старше: 1) культура, 2) общество; 3) цивилизация? Чего на земле больше: 1) культур; 2) цивилизаций?

24. Назвать основные формы духовной культуры.

25. Какой раздел наук о культуре изучает формы и структуры культуры?

26. Кто из английских антропологов является автором трудов «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)»?

27. Дополнить определения культуры:

для справок: массовая, национальная, народная, этническая, духовная, материальная, мировая.

1) совокупность физических объектов, созданных руками человека – это… культура;

2) … – это сфера духовного производства (производство идей, образов, ценностей, научная идея, художественное, музыкальное произведение, книга, стихотворение.) и его результатов, воплощенных в искусстве, религии, морали, философии, науке, праве;

3) … – это синтез достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих нашу планету (от первобытной и античной культуры до культуры ХХI века);

4) … – это совокупность материальных и духовных ценностей нации, выражающих особенности ее образа жизни и традиций;

5) … культура определенного этноса, творческая форма его жизнедеятельнос­ти по воспроизведению и обновлению бытия… – культура людей, связанных общностью происхождения, территории;

6) …создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

7) …культура формируется массовым сознанием. Создаваемые материальные и культурные ценности ориентированы на «усредненный уровень развития массовых потребителей».

28. В структуре культуры исследователь Э.А. Орлова выделяет два уровня. Какие?

29. Сфера образования, СМК, учреждения культуры, согласно концепции Э.А. Орловой, – это… блок культуры?

30. Общечеловеческую культуру создает субъект культуры – это?

31. У примитивных народов Полинезии, Океании есть лишь:

а) цивилилизация;

б) культура;

в) письменность;

г) государство.

32. Основными признаками перехода к цивилизации являются: 1) появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т.п.); 2) возникновение письменности, по мнению:

а) Л. Моргана;

б) М. Вебера;

в) Ф. Энгельса;

г) Ю. Семенова.

33. Что важнее для культуры?

а) природа;

б) цивилизация;

в) и то, и другое в оптимальном сочетании;

г) материальные объекты.

34. «Культура – это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи» (А. Радклифф-Браун). В чем заключается неполнота этого определения?

35. Каким целям служит культура, по мнению З. Фрейда?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

4.1 Основная литература

1. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: учебник / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 591 с.

2. История культурологии: учебник / под ред. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. – 383 с.

3. История русской культуры IX–XX вв.: пособие для вузов / В.С. Шульгин [и др.] / под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2003. –
480 с.

4. Кравченко, А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – 9-е изд. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009. – 496 с.

5. Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред.    Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2007. – 709 с.

6. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.

7. Моисеева, Н.А. Культурология. История мировой культуры / Н.А. Моисеева. – СПб: Питер, 2007. – 256 с. Серия «Учебное пособие».

8. Столяренко, Л.Д. Культурология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: МарТ, Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. – 352 с.

9. Толпыкина, Т.В. Культурология: учебник / Т.В. Толпыкина, В.Е. Толпыкин. – М.: Гардарики, 2005. – 380 с.

Хрестоматии

1. Бобахо, В.А. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 400 с.

2. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. – М.: Высшее образование, 2005. – 940 с.

3. Кравченко, А.И. Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2003. – 704 с.

4. Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. – М.; СПб.: Университетская книга, 2000. – 640 с.

5. Хрестоматия по культурологии: в 2 т. / под ред. И.Ф. Кефели. – СПб., 2000.

6. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 620 с.

7. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / сост.
Д.А. Лалетин, И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 592 с.

8. Художественная культура первобытного общества: хрестоматия / сост. И.А. Химик. – СПб.: Славия, 1994. – 415 с.

Справочные издания

1. Грушевицкая, Т.С. Словарь по мировой художественной культуре: учебное пособие / Т.Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А.П. Садохин. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 408 с.

2. Кравченко, А.И. Культурология: словарь / А.И. Кравченко – М.: Академический Проект, 2000. – 671с.

3. Культурология. XX век: словарь. – СПБ.: Университетская книга, 1997. – 640 с.

4. Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. / под ред.
С.Я. Левит. – СПБ.: Университетская книга, 1998. – 447 с.

5. Культура и культурология: словарь / сост. А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 928 с. 

6. Культурология: краткий тематический словарь / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 192 с.

7. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991. – 736 с.

8. Руднев, В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. – М.: Аграф, 2003. – 608 с.

9. Трофимова, Р.Г. Культуролого-экономический словарь          / Р.Г. Трофимова. – М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 958 с.

10. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект, 2000. – 496 с.

11. Человек и общество. Культурология: словарь-справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.

12. Энциклопедический словарь по культурологии / под ред.         А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 478 с.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.113 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7