Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.



2019-12-29 477 Обсуждений (0)
Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Термин “права человека” появился в международной политической лек­сике после американской войны за независимость и Великой французской револю­ции. В Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина и других документах того времени говорилось о правах человека и гражданина. В современных международно-правовых актах, и в первую очередь, в Уставе ООН, о правах гражданина уже не говориться.

Подавляющее количество прав человека носят универсальный международ­ный характер, однако существуют права человека. которые связаны с националь­ным гражданством (например, политические).

Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. В общем понимании эти термины - однотипные явления. И право, и свобода - гаран­тированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница заключается в том, что порядок реализации права в той или иной степени регла­ментируется, а свободу иногда рассматривают как область человеческого поведе­ния, в которую государство обязуется не вмешивается.

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классифи­кация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

1. Гражданские права:

- право на жизнь;

- право на неприкосновенность личности;

- свобода личности;

- свобода передвижения;

- равенство перед судом;

- право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;

- право на безопасность личности;

- право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;

- право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмот­рение дела независимым и беспристрастным судом;

- право на свободу о произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции

- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;

- право на свободу совести, мысли и религии и другие.

2. Политические права:

- право на участие в управлении своей страной;

- право на равный доступ к государственной службе в своей стране;

- право на свободу убеждений и свободное выражение их;

- право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие.

3. Экономические права:

- право на владение имуществом;

- право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ре­сурсами и другие.

4. Социальные права:

- право на труд и свободный выбор профессии;

- право на равную оплату за равный труд;

- право свободно создавать профессиональные союзы;

- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование;

- право на вступление в брак и создание семьи;

- право на защиту материнства и детства;

- право на отдых и досуг;

- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);

- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инва­лидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к су­ществованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.

5. Культурные права:

- право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;

- право на образование;

- право на участие в культурной жизни;

- право на пользование результатами научного прогресса и их практиче­ского применения и другие.

Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, которая получила в междуна­родно-юридической литературе название “концепции трех поколений прав чело­века”. В соответствии с ней права человека делятся на три основные группы:

1. Первое поколение - гражданские и политические права, осознание и де­кларация которых начинается с периода Великой Французской революции.

2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, кото­рые нашли отражение в международно-правовых актах сразу после второй миро­вой войны (Всеобщая декларация прав человека) после разворачивания процессов демократизации, выхода на историческую сцену еще в первой половине XX в. ши­роких слоев народных масс и успехов социалистических движений, а также соци­альных преобразований в СССР.

3. Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду, право на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового осво­бождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской Америки, а также формирования новой мировой силы - совокупности разви­вающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано также с осо­знанием человечеством своих глобальных проблем, которые ставят под сомнение само выживание планетарной цивилизации.

Еще одной общепринятой классификацией прав человека является деление их на коллективные права (права народов) - право на самоопределение, право на профсоюзы, право на развитие и т.д.; индивидуальные права (права личности)

Исторически существовало большое количество концепций прав человека: религиозная, естественная, позитивная и т.д. В настоящее время постепенно на основе общего международного права формируется универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Ее костяк состав­ляют важнейшие уже признанные принципы международного гуманитарного права:

* Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность проти­вопоставления какой-либо группы прав человека другой, понимание прав чело­века как единого комплекса, системы взаимосвязанных элементов, в которой су­ществует своя иерархия прав человека (например, важнейшим правом признается человеческое право на жизнь).

* Несмотря на то, что вопрос о взаимоотношениях государства и граждан - проблема внутригосударственной компетенции и внутреннего права, междуна­родное право признает в качестве руководящего правила недопустимость такой модели регулирования отношений между любым государством и его населения, которое означает произвол и насилие. Именно поэтому существует три возмож­ные направления регулирования подобной ситуации: обсуждение международ­ными органами вопросов, касающихся индивидуальных нарушений прав человека в соответствии с доброй волей заинтересованных государств на основе междуна­родного договора; рассмотрение вопросов нарушений прав человека на междуна­родном уровне на внедоговорной основе, даже без согласия заинтересованного государства (правда здесь не существует четко разработанных механизмов и кри­териев); рассмотрение в международных органах частных жалоб на нарушение прав человека.

* Область уважения прав человека в международном праве понимается как сфера, в которой недопустимо ис­пользовать полемику идеологий, руководствоваться политическими интересами, ради которых подчас допускается искажение действительной ситуации внутри от­дельных государств с уважением прав человека.

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Междуна­родного пакта о гражданских и политических правах (например, ст.4) предусмат­ривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравствен­ности населения, т.е. в таких случаях, когда речь идет о потенциально возможном наступлении такой ситуации, когда права человека будут нарушаться и ущем­ляться в несоизмеримо больших размерах.   

Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права (см. выше), так и носящих морально-политический характер.

 


Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

 

Отдельные вопросы межгосударственного сотрудничества затрагивались в практике международных отношений еще в XVIII в. - например, веротерпимость в определенных границах. После первой мировой войны были заключены ряд до­говоров о меньшинствах.

Только с созданием ООН началось широкомасштабное межгосударственное сотрудничество в области прав человека, которое в своем развитии проходит два основных этапа:

Международные механизмы и процедура в области прав человека можно разделить на две группы:

* консенсусные - основанные на общем согласии участников, преимуще­ственно договорные (могут быть также не договорными, если документы. их предусматривающие носят политический характер);

* неконсенсусные - созданные на основе резолюций международных органи­заций, которые не предполагают единогласия.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая мнение соот­ветствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, об­щие или конкретные). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все зависит от мандата, которым наделен данный орган.

Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают универсальными и региональными.

Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих ор­ганов и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всесторон­нее рассмотрение проблем в области прав человека.

Главная роль в этом деле принадлежит ГА ООН. Как устанавливает ст.13 Устава ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях содей­ствия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав чело­века и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Боль­шая часть вопросов по правам человека предварительно рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), кото­рый готовит по ним проекты резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Спе­циальный комитет против апартеида и т.д.)

Наряду с ГА ответственность за выполнение функций ООН в области прав человека несет ЭКОСОС. Он делает рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод, подготавливает проекты конвен­ций, созывает в соответствии с правилами Организации международные конфе­ренции (ст.62 Устава).

Основная работа ЭКОСОС в этой области осуществляется с помощью его вспомогательных органов. В соответствии со ст.68 Устава ООН Совет в 1946 г. создал две функциональные комиссии:

1). Комиссия по правам человека состоит из представителей 53 государств, избираемых ЭКОСОС. Она собирается на ежегодные сессии, принимает большин­ством голосов решения по вопросам прав человека. 2).Комиссия по правам женщин подготавливает рекомендации и доклады для ЭКОСОС по вопросу о защите прав женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и в области образования.

В рамках Секретариата ООН создан еще один орган - Центр ООН по пра­вам человека (штаб-квартира - в Женеве). В его функции входит координирование деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей си­стемы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН, ко­торый с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного Комиссара ООН по правам человека. Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положе­ний.

* Комитет по правам человека (состоит из 18 экспертов в личном качестве) создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.

* Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискримина­ции (состоит из 18 экспертов в личном качестве), созданный на основании ст.8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады о принятых законодательных, судебных, административных и других ме­рах, с помощью которых реализуются положения конвенции.

* Комитет против пыток (состоит из 10 экспертов) предусмотрен Конвен­цией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин­ство видов обращения и наказания 1984 г.

* Комитет по правам ребенка (состоит из 10 экспертов) предусмотрен Кон­венцией о правах ребенка 1989 г.

Иногда один и тот же орган является одновременно и плодом соответ­ствующего международного договора в области прав человека, и инициативой международной организации. Так, например, в 1985 г. ЭКОСОС учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, состоящий из 18 экспертов, избираемых им из числа кандидатов, представленных участниками Пакта об эко­номических, социальных и культурных правах 1966 г.

Сходная ситуация возникла при учреждении Группы трех - контрольного механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступ­лений апартеида и наказании за него 1973 г. Согласно Конвенции Группа назнача­ется ежегодно Председателем Комиссии по правам человека из числа членов Ко­миссии, которые являются также представителями государств-участников Кон­венции.

Из региональных контрольных механизмов в области прав человека прежде всего необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Евро­пейский суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Евро­пейской конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19). Положитель­ным в ней является то, что эти органы полномочны рассматривать вопросы по жалобам отдельных физических лиц о нарушениях прав человека.

В рамках ОАГ действует Межамериканская комиссия по правам человека, однако ее деятельность практически незаметна.

Международные контрольные процедуры в области прав человека - поря­док и методы изучения соответствующей информации и реагирования на резуль­таты такого изучения. В рамках одного и того же контрольного механизма могут использоваться разные процедуры. Основными принципами контрольных проце­дур являются:

- гласность;

- объективное установление фактов;

- участие общественности в защите прав человека;

- основанием деятельности является международный договор;

- осуществление только международными органами.

Международные процедуры в области прав человека по методам и источни­кам сбора информации можно разделить на следующие категории:

* рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области, по результатам которых ежегодно составляются доклады Гене­ральному Секретарю ООН;

* рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения обязательств в данной области;

* рассмотрение в политическом, административном, квазисудебном или су­дебном порядке жалоб и сообщений отдельных лиц, групп или неправительствен­ных организаций на нарушения их прав государствами;

* изучение (расследование, исследование) ситуаций, связанных с предпола­гаемыми или установленными нарушениями прав человека;

* политическая процедура дачи рекомендаций органам государства, исклю­чение из международной организации, применение других политических санкций в случае массового нарушения прав человека каким-либо государством.

В настоящее время международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними задачами. Они иногда дублируют друг друга, приводят к принятию необъективных решений и т.д. Поэтому на первый план в настоящее время выдвигается задача их рациона­лизировать и усовершенствовать.

 

 




2019-12-29 477 Обсуждений (0)
Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)