Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины Азиатского финансового кризиса и ее последствия



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Причины Азиатского финансового кризиса и ее последствия 0.00 из 5.00 0 оценок




Азиатский финансовый кризис означал обвал валютного и фондового рынков пяти азиатских стран: Таиланда, Филиппин, Малайзии, Индонезии и Республика Корея, случившийся в июле - декабре 1997 года. Финансовый кризис вызвал тяжелые социально-экономические последствия в этих странах и прямо или косвенно повлиял не только на экономическое и экономическое развитие Азиатско - Тихоокеанского региона, но и далеко за пределами АТР. Глубина кризиса, равно как и способность стран справиться с его последствиями, не были одинаковыми.

Расклад сил к началу 1999 года в APT

Причин финансового коллапса пяти упомянутых выше азиатских «тигров», оказавшихся в эпицентре финансовых потрясений, несколько. Это переоценка национальной валюты, привязанной к американскому доллару и подорожавшей вслед за удорожанием доллара в 1996 - 1997 годах, а также исчерпание возможностей традиционной для новых индустриальных стран (НИС) экспортной стратегии роста. В условиях завышенного курса национальных валют, роста импорта и усиливающейся международной конкуренции со стороны «новой волны» НИС (Китай, Вьетнам и т.д.) ставка на экспорт уже не обеспечивала финансовой устойчивости НИС. Это и слабость банковско-финансовых систем, которые, будучи созданными под форсированный и кредитопоглощающий рост, не смогли ни предотвратить увеличения сверхкритической нормы объемов «плохих» кредитов и дефицита текущего платежного баланса, ни противостоять атакам международных финансовых спекулянтов, играющих на инфляции активов и завышении курсов национальных валют.

В наименьшей степени от финансового кризиса пострадали Филиппины, в наибольшей - Индонезия, в которой кризис привел к отставке правившего страной более 30 лет президента, массовым увольнениям  и социально-экономическому коллапсу. В 1998 году ВВП Филиппин сократился на 0,1% при инфляции в 11,2%, тогда как Индонезии - 17,4% при 80% инфляции.

Быстрее других от кризиса оправилась Республика Корея, имеющая развитую современную промышленную базу и получившая более половины всех кредитов МВФ, направленных на восстановление азиатских финансов. Близких к южнокорейским успехов добился Таиланд, как и Республика Корея тесно сотрудничавшая с МВФ в преодолении кризиса. Однако не смотря на то, что к началу 1999 года валютные и фондовые рынки Республики Корея и Таиланда стабилизировались на уровне 70% от кризисного, а инфляция (за 1998 г.) не вышла за рамки 7-8%, экономические последствия финансового кризиса оказались удручающими: ВВП в этих странах сократился соответственно на 6,8% и 8 ,0 %, резко возросла безработица. Не смогла удержаться на плаву и Малайзия, отказавшаяся от помощи и рецептов МВФ и избравшая путь ужесточения валютного регулирования (установлен твердый обменный курс национальной валюты) и контроля над иностранным капиталом (введен годовой мораторий на вывоз капитала). ВВП страны сократился на 8,6% при инфляции в 5,6%.

Во вторую группу можно объединить страны и экономики «китайского пояса» - Китай, Сингапур, Тайвань, Гонконг, а также китайский бизнес в странах АСЕАН, не пострадавшие непосредственно от финансового коллапса своих соседей. Устойчивости «китайской экономики» способствовали следующие основные факторы:

· Большие золотовалютные резервы: около 140 млрд. долларов у Китая, по 70 - 80 млрд. долларов у Тайваня, Гонконга и Сингапура',

· Положительное сальдо текущего платежного баланса;

· Закрытость и жесткое регулирование валютного и фондового рынков в Китае и на Тайване, что позволило им защититься от атак финансовых спекулянтов;

· Незначительный объем «плохих» кредитов в Сингапуре на Тайване и у китайского бизнеса в Юго-Восточной Азии - вследствие хорошего менеджмента тайваньских и сингапурских банков и крупных корпорации и, с другой стороны - традиции семейного китайского бизнеса, предпочитающего полагаться на собственные средства и деньги родственников и не брать кредитов сверх объемов реальных ликвидных активов;

· Финансовая поддержка Китаем сверхлиберализованных валютного и фондового рынков Гонконга, подвергшихся спекулятивным атакам в 1997 и 1998 годах после того как Гонконг перешел под юрисдикцию Китая;

· Наличие у Тайваня и Гонконга устойчивых и прибыльных ниш на мировых рынках, соответственно компьютерной техники и финансовых услуг.

Однако, выдержав первый прямой удар, «китайская экономика» Азии не обнаружила полного иммунитета к косвенным последствиям азиатского финансового кризиса. Девальвация национальной валюты повысила конкурентоспособность экспорта попавших в беду стран и уменьшила спрос на импортную продукцию в ущерб экспорту Китая, Гонконга, Сингапура и, хотя в меньшей степени. специализирующегося на наукоемкой продукции

Тайваня. В результате в Гонконге и Сингапуре в 1998 году было зафиксировано падение ВВП, соответственно на 7% и 1,5%. ВВП Тайваня вырос лишь на 4,7%, что на 2.ю1 процентных пункта меньше, чем в 1997 году.

Последствия азиатского финансового кризиса. Азиатский финансовый кризис усилил опасения китайского руководства относительно того, что Китай может стать более уязвимым вследствие проводимого курса экономической либерализации. В результате Пекин замедлил реформирование банковской системы и приватизацию крупных промышленных предприятий, усилил административный контроль за валютными операциями и иностранным капиталом. Однако ужесточение курса не во всем оправдалось.

Китайский экспорт в 1998 году увеличился лишь на 5%. А рост ВВП хотя и составил 7,8%, но сопровождался увеличением внутреннего предложения без соответствующего повышения платежеспособного спроса, в результате чего Китай столкнулся с новой для него проблемой - проблемой дефляцией : индекс цен в 1998 году уменьшился на 1,2%.

Особо стоит Япония, продолжающая пребывать в состоянии многолетней экономической стагнации: в 1998 году ВВП страны сократился на З.ю6%, индекс цен упал на 0,2%. Причины экономических неудач Японии кроются прежде всего в неэффективности банковской системы и плохом руководстве национальными финансами результатом чего является большой объем плохих кредитов, время от времени приводящий к краху того или иного финансового института.

Япония пока так и не оправилась от фондового шока конца 80х годов, произошедшего вследствие обвала значительно переоцененного рынка недвижимости. Японское правительство, крайне неохотно идя на принятие жестких мер к проштрафившимся финансовым структурам, по существу, перекладывает на налоге - плательщика бремя поддержки или спасения неэффективных банков. Экономическое же поведение японского населения традиционно в моменты общенациональных катаклизмов оказывается больше нацеленным на накопление, чем на потребление, что усиливает дефляционное давление на экономику. Негативно на японскую экономику влияет и кажущаяся все большему числу японцев реальной утрата Японией лидирующих мировых позиций появление супервалюты евро.

Вместе с тем Япония обладает серьезнейшими преимуществами перед другими азиатскими странами. Это самые большие в мире золотовалютные резервы (свыше 200 млрд. долларов), огромные накопления японского населения, превышающие годовой размер ВВП страны, и современный промышленный и научно-технический потенциал.

Четвертую азиатскую группу составляют страны с закрытой экономикой, слабо развитыми и жестко контролируемыми фондовыми рынками и отсутствием системы свободной конвертации национальной валюты - Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Монголия, Мьянма. Изолированность национальных финансовых систем от внешнего мира предотвратила распространение азиатского финансового кризиса на эти государства. Однако общее ухудшение региональной конъюнктуры и возросшая осторожность в поведении иностранного капитала на развивающихся рынках замедлили темпы роста стран этой группы. Их ВВП вырос в 1998 году на 2 - 7% (соответственно в Камбодже и Лаосе), а инфляция составила 12 - 20% (соответственно в Камбодже и Лаосе) и 67% в Мьянме.

В пятую группу входят страны с развитой экономикой и достаточно эффективными и открытыми финансовыми системами - Австралия и Новая Зеландия. Эти страны, так же как и закрытые экономики, выдержали прямой финансовый удар из Юго-Восточной Азии и Республика Корея, но испытали негативные косвенные последствия кризиса. ВВП Австралии увеличился на 5%, тогда как в Новой Зеландии его показатель уменьшился на 0,7%, инфляция составила соответственно 1,3 и 1,7%.

Внешнеполитические последствия кризиса Главными последствиями кризиса для политической ситуации в регионе стали повышение роли экономической составляющей в структуре факторов обеспечения национальной безопасности и во внешней политике стран региона; укрепление региональных позиций США, на долю которых приходится 20% мирового ВВП и 12% мирового экспорта и которые вместе с контролируемым Вашингтоном МВФ оказались главными «спасителями» попавших в беду партнеров; рост антиамериканских настроений в Азии как реакция на чувство национального унижения от необходимости просить помощи у США, что, однако, не мешает этой помощью пользоваться.

Финансовый кризис оказал воздействие на поведение главных политических фигур АТР - Китая, Японии, АСЕАН и Республика Корея.

В Республике Корея кризис способствовал укреплению американо-южнокорейского стратегического партнерства, подтолкнул Сеул к поиску вариантов улучшения отношений с Токио и активизации связей с ЕС, повлиял на политику в отношении Северной Кореи.

Кризис ограничил экономические ресурсы Сеула для решения задач объединения Кореи, сфокусировав внимание властей на внутренних проблемах. Вместе с тем Сеул вынужден реагировать на новые инициативы северян. Пхеньян, истиной целью которого является снятие американского эмбарго и стимулирование тем самым притока в КНДР иностранных инвестиций, готов ради этого имитировать требуемое США развитие межкорейкого диалога.

В этих условиях Сеул сделал ставку на инициативную и одновременно прагматическую политику на Корейском полуострове. С одной стороны, Сеул поднимает планку встречных инициатив, предлагая провести внутрикореиский саммит и ослабляя ограничения на инвестиции, частные поездки и доступ к информации о Севере. А с другой - объявляет о том, что вопрос об объединении сегодня не стоит в повестке дня, и требует конкретной отдачи от гуманитарной помощи Северу. Демонстрируется нарастающее понимание того, что Республике Корея выгодно прежде всего усиливать свои международные позиции, относительно меньше значения придавая северекорейской проблематике и при этом полагаясь на США в вопросах национальной безопасности и отведения «угрозы с Севера».



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Причины Азиатского финансового кризиса и ее последствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины Азиатского финансового кризиса и ее последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)