Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема14. Проблема роли личности в обществе и в истории.



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Тема14. Проблема роли личности в обществе и в истории. 0.00 из 5.00 0 оценок




Усиление внимания к проблеме личности явилось и следствием бурного развития психологической науки, в частности социальной психологии, открывшей закономерности социального поведения человека.

Проблема личности в марксистско-ленинской теории является составной частью более общей проблемы. Марксизм впервые раскрыл социальную сущность человека, который предстал целостным существом в единстве его темной, психической и социальной сторон при определяющем влиянии на все стороны человеческой жизнедеятельности его социальной сущности. Движение от характеристики личности как выражение социально значимых свойств к ее анализу как меры социальности есть движение от сущности "первого порядка" к более глубокой и скрытой от непосредственного наблюдения сущности. Только совокупность этих трех моментов дает достаточно точное определение "личность".

Научная теория личности позволяет объяснить не только родовое понятие "человек", но и единичное - "индивидуальность". Личность есть общее, социально-классовое в индивиде, характеристика социально-типических черт.

Сами люди - это живые личности. Они формируются общественными отношениями, присваивая их как свою социальную сущность.

Тема 15. Проблема эстетического освоения человеком мира.

Что такое искусство?

История эстетики насчитывает много веков. Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Эстетика - раздел философии, изучающий "теорию чувственного познания". Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты. В своих выводах эстетика опирается на художественную практику и на ее осмысление в истории, теории искусства и критике. Для нее важны конкретно-всеобщие положения, т. е. не пустые абстракции, а обобщения, вбирающие в себя опыт мирового искусства. В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысливает наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном искусстве. Исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание    искусства. Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.

        Функции искусства.

* Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

* Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение). Она является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования людей (передача навыков, мышления, обобщения, системы взглядов на факты). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

* Функция предвосхищения ("кассандровское начало", или искусство как предсказание).

* Информационная и коммуникативная функция (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.

*  Воспитательная функция. ( Искусство как катарсис; формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

* Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.

 * Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способность искусства, формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностное его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

* Геданестическая функция (искусство какнаслаждение). Свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом;  обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности; гармония формы и содержания; упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты; радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения; игровой аспект художественного творчества.

Современная система эстетических категорий включает в себя следующие основные типы:

1. Метакатегория (эстетическое).

2. Категория эстетической деятельности - аппарат анализа эстетического освоения мира.

3. Категории эстетических свойств и отношения искусства к действительности - аппарат анализа эстетического богатства  действительности и искусства.

 Секрет красоты - секрет жизни. Тайна красоты тревожит человечество на протяжении веков. Множество суждений о ней было высказано в истории. Все многообразие теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.

1 парадигма. Прекрасное есть печать или воплощение бога в конкретных вещах и явлениях.

2 парадигма. Действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты в душе индивида. Красота – результат интернационального восприятия предмета субъектом.

3 парадигма. Прекрасное - результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о         прекрасной жизни.

4 парадигма. Прекрасное - естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, форма, и т. п.

5 парадигма. Прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые общественным производством в сферу интересов человека и обретающие положительную ценность для человечества как рода, очеловечивание трудом и ставшие сферой свободы, т. е. сферой владения человеком действительностью.



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Тема14. Проблема роли личности в обществе и в истории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема14. Проблема роли личности в обществе и в истории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)