Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 16. Проблема происхождения, сущности и функции религии.




 Религию, как и любое социальное явление, нельзя объяснить из естественной природы человека, ибо социальное никогда не сводимо к биологическому и не может быть объяснено биологическими законами. С возникновением условий для сознательного управления общественным развитием подрываются социальные корни религии. Для его развития необходимо строго научное объективное знание законов развития природы и общества. Следует подчеркнуть, научное понимание сущности религии требует не только признания    ее социальной природы, но и материалистического объяснения общества.              Гносеологические корни религии - это условия, предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе психической деятельности человека. К проблеме соотношения гносеологических и социальных корней религии следует подходить диалектически. Гносеологические и социальные корни нельзя ни полностью изолировать друг от  друга, ни отождествлять их. Человеческое сознание с самого начала есть общественный          продукт.

Психологические корни возникновения таких понятий как "душа" , "дух", невозможно без попыток обобщить ряд явлений психической жизни человека, выделить в них некоторые общие и существенные черты. Говоря об отрицательных чувствах - горе, скорбь, одиночество - нельзя подразумевать, что каждый человек, испытывающий эти чувства, неизбежно станет религиозным. Отрицательные чувства создают лишь благоприятную почву, возможность человека обращаться к религии.



Говоря о признаках религиозной веры, необходимо указать, что первыми наиболее древними формами религии являются  тотемизм, фетишизм (у первобытных народов обожествляемая вещь). Их общий признак - вера в сверхъестественное - это значит нечто не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных связей и закономерностей. Религиозная вера занимает особое место в психике личности. На этой основе формируются важные социально-психологические особенности религиозной веры, отделяющие ее от веры безрелигиозной.

В религиозной вере разум человека играет всегда второстепенную, подчиненную, а не главную роль. Доминирующую же роль играют психические процессы, воображение. Глубокая и интенсивная религиозная вера предполагает существование в сознании человека ярких  религиозных образов и представлений способных вызвать в себе личностное эмоциональное и заинтересованное отношение. Волевые процессы представляют собой волевое отношение субъекта к сверхъестественному.

Функции религии:  1. Мировоззренческая, - она отражает действительность как в кривом зеркале, превратно, искаженно. Эта функция отрицательно влияет на социальные ориентации и установки людей, на  их практическое поведение.

 2. Релятивистская. Эта функция особенно ярко видна в исламе, где шариат возник не только как свод мусульманских правовых норм, но и как всеобъемлющая система правил поведения,

запретов и т. д.

3. Коммуникативная. Устанавливаются самые различные связи между единоверующими (культурные, хозяйственные), что благоприятствует сплочению общин.

4. Интерпретирующая. Эта функция может проявляться как на уровне общества в целом, так и на уровне религиозных общин и организаций.

 Социальные функции религиозных организаций хотя и связаны с функциями религии, но не совпадают с ними. Социальную роль религии можно определить как совокупность функций, выполняемых данной религией в конкретных исторических условиях.

Почти семьдесят лет религиозное мировоззрение подвергалось в нашей стране ожесточенным актам. Но едва люди получили свободу, как стало известно,  что расстрелы, разрушения церквей, преследование религии и верующих, повсеместная пропаганда атеизма так ничего и не дали, церковные общины стали расти как грибы после дождя.

Поведение человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это знание формируется как бы в двух взаимосвязанных сферах - одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства, сострадание, любовь к ближнему и т.п.             У гармонично развитых людей оба источника знания - и логического, и внелогического - находятся в известном равновесии и определяют поведение. В современном обществе объем и          значение рационального, логического знания непрерывно растут. Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное восприятие его. Лишь совокупность научной и "сердечной" картины мира дает достойное человека отображение мира в его сознании и может служить надежной основой поведения.

Исходную систему элементов нравственности, которая даст "всходы" в деловой, рабочей, общественной и семейной морали следует закладывать с детства. Если обратиться к истории нашей страны, то можно убедиться, что большую роль в воспитании нравственности играла в свое время Церковь, причем это воспитание начиналось с детства, еще в первых классах школы. Откровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей с глазу на глаз, - важнейший путь к воспитанию вообще и нравственности в частности. В воспитании нравственности общества свою роль может сыграть Церковь со своими многовековыми традициями – сегодня единственная организация, имеющая огромный опыт и безусловные          успехи в этом деле. Ее благотворительное влияние распространяется не только на верующих, но и на более широкие круги нашего общества.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (115)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7