Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 17. Проблема морали как специфического способа освоения



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Тема 17. Проблема морали как специфического способа освоения 0.00 из 5.00 0 оценок




Действительности.

Мораль - (лат. moralitas от moralis) - относящаяся к праву, характеру, складу души, привычкам; это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях.

Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали. Это сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности  и творчества человека, внутреннего          самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Основу предмета этика составляет учение о природе морали как особого социального явления и формы общественного сознания, о роли морали в жизни общества, о законах развития нравственных представлений, отражающих материальные условия жизни людей, о классовом характере морали. Мораль же является таким оценочно-императивным способом освоения действительности, которая регулирует поведение людей с точки зрения противоположности добра и зла.

Наука, искусство, мораль - три способа освоения мира, взаимно незаменимых в силу своей специфики.

        Основные функции морали:

· Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права.

· Оценочно-императивная, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной внеморальной. Она представляет собой способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью разделения окружающих социальных явлений на "добро"  и "зло".

·          Познавательная функция регуляции поведения, точнее, оценочно-императивная функция. Она ориентирует индивида в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

·          Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории.

· Мотивации - это возвышенность мотивов - важный элемент нравственного поведения личности.

·          Коммуникативная.

·  Воспитательная.

Моральное регулирование поведения, в отличии от правового, не подкрепляется организационной силой общественных учреждений. Вместе с тем мораль внутренне взаимно пересекается с правовым регулированием: преступления осуждает не только закон, но и общественное негодование.

 Этический абсолютизм истолкования природы нравственности, в соответствии с которыми моральные понятия трактуются как извечные и неизменяемые начала, не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества.

Этический релятивизм выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условленный характер.

Прогресс нравственный - восходящее развитие морали от менее совершенных исторических состояний к более совершенным. Однако нравственный прогресс является ни автоматическим, ни линейным. Он зависит не от уровня производительных сил, а от уровня развития и свободы личности.

Моральные нормы - это элементы нравственного сознания, складывающиеся в нем в определенную систему взаимозависимости и соподчинения.

Мотивация же - система определенным образом взаимосвязанных, мировоззренческих соподчиненных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение им линии своего поведения.

Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Она содержит осуждение или одобрение, выражает чувства признательности, восхищения или неприязни, негодования.

Самооценка - это самостоятельное, "на свой страх и риск" определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга, и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Долг - ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Долг - это отношение личности к обществу. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как        ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Совесть - выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их     выполнение и производить самооценку совершаемых поступков, одно из выражений нравственного самосознания личности



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Тема 17. Проблема морали как специфического способа освоения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 17. Проблема морали как специфического способа освоения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)