Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Расходы государственного бюджета Украины




Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств, централизованного и децентрализованного фондов денежных средств государства, по различным направлениям.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государства своих функций.

Расходная часть разделяется на две составные: расходы общего фонда и специального фонда. Расходы общего фонда - финансируются за счет доходов общего фонда и не имеют закрепленных источников финансирования. Расходы специального фонда – финансируются за счет целевых доходов, направленных на конкретную цель.

Размер возможных расходов определяет меру свободы распорядительных действий органов исполнительной власти по исполнению бюджета. Он устанавливает границу между законом и возможностью использования бюджетных средств, для осуществления распорядительных действий. Чем сильнее специализирована система бюджета, т.е. чем подробнее ее подразделы, тем глубже и действеннее контроль законодательной власти над исполнительной и более специализирован бюджет в правовом отношении. Состав затрат определяется задачами и функциями государства (территориально - административной единицы) и потребностями общества (территориальной громады) на данном этапе его развития.



Поскольку доходы государства всегда объективно ограничены, в первую очередь финансируются приоритетные расходы. Приоритетность тех или иных расходов определяется государством. Такая приоритетность находит свое закрепление в законодательстве, и прежде всего в нормах Конституции, положения которых находят свою дальнейшую детализацию в бюджетных актах.

Особо необходимо обратить внимание на наличие в бюджетных актах защищенных статей, т.е. статей расходов, перечень которых определяется соответствующим Советом и которые не подлежат секвестру[1], наряду с другими расходами, в случае превышения установленного уровня дефицита или значительного снижения поступлений от источников доходов.

В Законе Украины “О бюджетной системе Украины” предусмотрены такие виды расходов как текущие расходы и расходы развития (капитальные расходы).

Текущие расходы – это расходы бюджета на финансирование предприятий, учреждений, организаций и финансовых органов, которые действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и иных мероприятий, которые не относятся к расходам развития. В составе текущих расходов в отдельности выделяются расходы бюджета, обусловленные расширением сети перечисленных выше объектов с указанием всех факторов, которые повлияли на объем расходов.[14,с.64]

Расходы развития - это расходы бюджета на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности государства, в частности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и прочие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Существуют следующие статьи расходов государственного бюджета:

· расходы на обслуживание государственного долга;

· налоговые расходы;

· расходы гражданского бюджета;

· расходы по осуществлению внешнеполитической деятельности;

· расходы по охране окружающей среды (кроме инвестиционных);

· расходы на увеличение уровня занятости населения;

· расходы по экономическому вмешательству государства, в том числе: расходы на кредитную или инвестиционную деятельность государства; дотации; расходы на приобретение или сооружение объектов госсобственности гарантийные расходы по предоставленным государственным гарантиям или поручительствам;

· расходы по финансированию государственных контрактов;

· расходы по осуществлению хозяйственных государственных программ;

· расходы по выплате прямых субвенций областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя;

· расходы специального назначения, в том числе институционые расходы;

· другие расходы, осуществляемые согласно законам.[4,с.57]

Таблица1.

Расходы госбюджета на 2001 год

  Всего,млн.грн Общий фонд,млн.грн Специальный фонд,млн.грн
Государственное управление 260 93,7
Судебная власть 285 -
Международная деятельность 757 15,7
Фундаментальные исследования 654 114,6
Национальная оборона 190 767
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 250 381
Просвещение 190 120
Жилищно-коммунальное хозяйство 210 -
Культура и искусство 184,9 5,5
Средства массовой информации 172 25
Физическая культура и спорт 98 0,9
Промышленность и энергетика 230 369
Строительство 455 150
С/Х,лесное хозяйство,рыболоводство 914 216
Транспорт,дорожное хозяйство 544 212
Другие услуги,связанные с экономической деятельностью 310 220
Мероприятия,связанные с ликвидацией последствий ЧАЭС 180 0,2
Охрана окружающей среды 118 21,5
Охрана здоровья 100 187
Социальное обеспечение 330 120
МЧС 135 3,1
Пополнение С/Х запасов и резервов 17,9 11,2
Обслуживание гос.долга 5840 138
Целевые фонды 0 22,6
Расходы, не внесенные в основные фонды 475 110
Всего расходов 13065,8 12899,8 3304
       
       
       

2.3. Бюджетная классификация

Важное место в системе нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения, занимает бюджетная классификация, которая представляет собой единую систематизированную, функциональную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, которые обеспечивают общегосударственную и международную сравнимость бюджетных данных.

Структура бюджетной классификации разрабатывается Кабинетом Министров Украины и утверждается Верховной Радой Украины.

Согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 12 июля 1996 г. N 327 структура бюджетной классификации Украины состоит из нижеследующих разделов:

Раздел I. Доходы бюджета.

Раздел II. Расходы бюджета.

Функциональная структура расходов.

Ведомственная структура расходов.

Экономическая структура расходов.

Раздел III. Финансирование бюджета.

Финансирование по типу кредитора.

Финансирование по типу долгового обязательства

Раздел IV. Государственный долг.[2,с.78-79]

В соответствии с п.2 вышеуказанного постановления Верховной Рады Украины установлено, что ведомственная структура расходов бюджетной классификации Украины утверждается Министерством финансов Украины по представлению соответствующих министерств и ведомств.

Чтобы сгруппировать доходы, расходы и финансирование бюджета по экономическим признакам, функциональной деятельности, организационным управлениям, соответственно действующему законодательству и международным стандартам, Минфином Украины разработана следующая бюджетная классификация, которая нашла свое отражение в приказе МФУ от от 27.12. 2001 г. № 604.

Бюджетная классификация имеет такие составные части:

1) классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета;

3) классификация финансирования бюджета;

4) классификация долга.

Ведомственную классификацию расходов республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов утверждает Министр финансов Автономной Республики Крым и руководитель соответствующего финансового органа.[3,с.75]

Бюджетная классификация является единой для всех субъектов бюджетного процесса в Украине и устанавливает порядок группирования статей доходов и расходов бюджета в соответствии с их экономическим, функциональным и ведомственным содержанием.

Структура бюджетной классификации доходов бюджета состоит из статей:

- налоговые поступления, а именно: налог на прибыль и доход, косвенные внутренние налоги, налог на собственность, тарифы, таможенные сборы, платежи за использование природных ресурсов, которые находятся в государственной (коммунальной) собственности, местные налоги и сборы;

- неналоговые поступления, а именно: плата за предоставление государственных услуг (включая консульские сборы, плату за предоставление лицензий, патентов, других государственных разрешений), административные сборы и платежи, налоговые и административные штрафы;

- поступления от операций с капиталом;

- бюджетные трансферты;

- доходы государственных целевых бюджетных фондов.

Структура бюджетной классификации расходов бюджетов состоит из статей:

- расходы на обслуживание государственного (коммунального) долга, а именно: расходы на погашение обязательств по государственному (коммунальному) внутреннему долгу и государственному (коммунальному) внешнему долгу;

- налоговые расходы, а именно: расходы по выплате бюджетного возмещения плательщикам налога на добавленную стоимость, по возвращению излишне уплаченных налогов плательщикам налога на доходы физических лиц, по возвращению налогов (сборов, обязательных платежей), излишне уплаченных по решению налоговых органов;

- расходы гражданского бюджета, а именно: расходы по социальной защите и социальному обеспечению, расходы государственного управления, международной деятельности, расходы по образованию, здравоохранению, культуре и искусству, расходы коммунального хозяйства, расходы по физической культуре и спорту, правоохранительной деятельности;

- расходы по экономическому вмешательству, а именно:

- расходы по кредитной деятельности государства (органов местного самоуправления); по государственным (местным) инвестициям; по реализации государственных (местных) контрактов для удовлетворения общегосударственных нужд (нужд территориальной общественности) или функционирования органов государственного управления (органов местного самоуправления); по компенсациям стоимости объектов частной собственности в случаях их принудительного отчуждения;

- расходы оборонного бюджета, включая обеспечение государственной безопасности, а именно: расходы бюджета Министров обороны Украины, бюджета Службы безопасности Украины, бюджета Национальной гвардии Украины, бюджета Национального бюро расследований Украины, включая расходы на приобретение техники, обмундирования и вооружения;

- расходы по реализации бюджетных трансфертов, а именно расходы на предоставление бюджетных субвенций, расходы по финансированию бюджетных изъятий;

- расходы специального назначения, а именно: расходы Резервного бюджетного фонда Украины; расходы государственных целевых бюджетных фондов.[6,с.48]

Структура бюджетной классификации дефицита бюджетов состоит из статей:

- поступления от государственных внешних займов;

- поступления от государственных внутренних займов.

Отмечены различные подходы к составлению бюджетной классификации расходов и доходов.

Существуют следующие классификации расходов: министерская (ведомственная), предметная, экономическая и смешанная.

Наряду с классическими системами классификации расходов, в бюджетной практике появляются и новые классификации, в частности - целевая и по функциональным признакам.

Целевая классификация предполагает разбивку расходов в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами. Такое деление шире, чем по ведомственному признаку.

Классификация по функциональным признакам отражает концепцию финансов как инструмента политики правительства и осуществляется в соответствии с основными функциями государства. Это социальные расходы, обеспечение занятости, здравоохранение, транспорт, связь, оборона. Они в свою очередь делятся по категориям затрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и др.[11,c.32]

Доходы бюджета в большинстве стран классифицируются по источникам (поступления от налогов и сборов, от государственных предприятий и имуществ, от займов и т.д.) и по видам (например, в Великобритании - подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог с наследства и дарений, на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.). Доходы от государственных предприятий и имуществ, как правило, отражаются в сметах различных ведомств.

Существуют и другие виды классификации доходов, например юридическая и финансовая.

Юридическая классификация подразделяет доходы по способу их получения - используется сила государственной власти или нет. В первом случае это налоги и штрафы, во втором - плата за услуги и добровольные взносы.

Финансовая классификация исходит из деления доходов на безвозвратные, или постоянные (налоги) и временные (займы).[9,с.47]

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7