Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Понятие национальной идеи



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Глава 1. Понятие национальной идеи 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 3

Глава 1. Понятие национальной идеи. 6

Глава 2. Спорт как политика. Победы и поражения России 2007-2010 годов. 15

2.1 Спорт как политика. 15

2.2 Спортивные достижения России на фоне роста политического авторитета и экономики. 20

2.3 Реакция на пришедшие поражения. 28

Глава 3. Оценка возможностей становления спорта как национальной идеи в современной России. 36

Заключение. 46

Список литературы.. 48

 


Введение

Россия считается многонациональной страной: государство, которое, согласно переписи населения 2002 года, населяет более 180 различных национальностей, по-другому назвать нельзя. И вполне логичным видится тот факт, что единой нации в России исторически не сложилось. Этносы занимали разные ступени развития, исповедовали разные религии, формировали разные культурные традиции.

Такой массив населения необходимо объединить каким-либо способом, для нормального функционирования государства. Территориальный фактор здесь важен, но он может являться причиной конфликтов, какими в своё время стали междоусобные войны, а так же региональные конфликты на Кавказе. С такой проблемой сталкивается не одна Россия, так как существует много полинациональных государств; но большинство из них старается смягчить обстановку за счёт фактора объединения, которым становится национальная идея.

Всё громче звучит вопрос «русские или россияне?». Нет возможности сформировать сразу несколько национальных идей, условно говоря, для татар, русских, бурятов и прочих народов. Основываясь на этническом основании понятия национальной идеи, мы только сильнее разобщаем страну. Поэтому в данной работе национальная идея будет рассматриваться не как русская, а как российская, основываясь на признаке гражданства, а не происхождения.

В данной работе я беру за основу сферу спорта как возможный катализатор национальной идеи сегодня. Краткосрочность, заявленная в теме работы, рассматривается с точки зрения своеобразной цикличности спорта, то есть взаимосменяемости побед и поражений. В ходе работы важно будет понять, насколько успех на международной спортивной арене может стать основой национальной идеи и способен ли он работать как такой фактор в долгосрочной перспективе.

Цель курсовой работы – понять причины краткосрочности идеи успеха в спорте как национальной. В ходе исследования необходимо сделать вывод о том, насколько спорт может быть фактором объединения в нашей стране.

В работе анализируются события последних 5 лет. Представляется важным, что за последние годы тема национальной идеи в целом стала очень популярной, она широко обсуждается в обществе и нередко упоминается высшими властями. Именно поэтому степень актуальности проблемы можно оценить как высокую.

Объектом исследования является национальная идея. Спорт, а так же идея успеха как национальная идея; их перспективы в этом качестве – предмет исследования.

Несмотря на значимость выбранной темы для России, эта проблема является относительно новой. Именно поэтому степень разработанности темы оценивается как низкая; научных работ по данной проблематике практически нет.

Структура курсовой работы представлена: введением, тремя главами, заключением. Первая глава включает в себя анализ главного для всей работы понятия: национальной идеи. Рассматриваются различные подходы к пониманию этого термина, примеры национальных идей в истории разных стран, анализируются проекты, которые претендовали на роль национальной идеи в России в разные годы.Вторая глава посвящена доказательству краткосрочности национальной идеи посредством описания и анализа событий, происходящих в России в 2007-2010 годах, а так же реакции на них общественности. В третьей главе оценивается возможность спорта стать национальной идеей в современных условиях страны. Заключение содержит в себе основные выводы, полученные в исследовании.

 

Главный вопрос исследования: может ли спорт, а точнее спортивные успехи страны на международных состязаниях стать национальной идеей в России в долгосрочной перспективе?


Глава 1. Понятие национальной идеи

Чтобы начать разговор о национальной идее, необходимо сформулировать её определение и понять, о чём идёт речь. В последние годы это словосочетание так часто звучит в речах политиков, что его зачастую путают с множеством других понятий. Чаще всего слова «национальная идея» употребляются в одном контексте с «национализмом», «патриотизмом», «социальными проектами»; оттого становится всё сложнее осознать, что имеется в виду под этим термином.

Главная проблема в понимании национальной идеи: рассматривать её как практическое руководство к действию, как проект; или же как нечто более возвышенное, иррациональное, как психологическое состояние общества.

Говоря о первом варианте, можно прийти к двум разным подходам: национальная идея как стимул или же как иная ориентация на новый уклад жизни, своеобразное утопическое восприятие.

В первом случае государство ставит цель, на достижение которой по большому счёту работает вся страна. В качестве примера можно рассматривать идею построения коммунизма к 1980 году или проект Олимпиады-2014 в Сочи. В обоих случаях обязательным элементом является временной отрезок; именно благодаря ему такую идею можно оценивать по параметру «успех-неудача». Задача или решена, или нет; то есть вариант почти не подразумевает полутонов. Поэтому в такой ситуации национальная идея играет роль стимула; цель не может быть достигнута не полностью, то есть для её достижения требуется полная самоотдача, как властей, так и народа. С одной стороны, это заставляет мобилизовать все ресурсы; но с другой – такая задача почти не работает на перспективу. При достижении цели страну может захватить эйфория, после которой наступит эмоциональный спад. Возникает необходимость формирования новой задачи.

Другая ситуация: если в качестве национальной идеи подразумевается переход страны к новому укладу жизни в определённых сферах. В качестве примера здесь можно рассматривать государство всеобщего благосостояния, к которому стремились социалисты, или же идея трезвой нации в России. При такой постановки задачи результат оценивать можно только по прошествии времени, и такая национальная идея будет работать так же как фактор мобилизации. Но во многих ситуациях предложенный проект может действительно быть утопией, и достижение его будет практически невозможно.

Конечно, это не чёткое ограничение, так или иначе, возможны отклонения от предложенного условного разделения. При такой дихотомии мы рассматриваем более прикладное значение национальной идеи, то есть то, как она реализуется на практике. Но во многом это не только конкретная программа действий, но так же и эмоциональное состояние общества, включающее в себя в первую очередь самоопределение человека как члена определённой нации. И, конечно же, осознание страной себя, своего места в мире. Наиболее точной в таком ключе мне кажется формулировка публициста Семена Новопрудского: «Это попытка определить высший смысл существования конкретного государства и его народа, если он ощущает себя и является единым организмом»[1].

Можно использовать некий симбиоз двух подходов, рационального и эмоционального. Журналистка Наталья Осс высказывается по поводу соотношения «верхов» и «низов», государства и народа: «Ведь что такое национальная идея – это когда большой мир (государственное) соединяется с малым (человеческое)»[2]. Так же национальная идея может трактоваться как идеологический элемент; об этом говорит Николай Климонтович: «И вот теперь вернемся к вопросу о национальной идее. Идеологи государства совершенно правы: в ее отсутствие никто не захочет не только служить, но и просто трудиться. Потому что в любой трудовой деятельности есть помимо заработной платы еще и некая идеалистическая составляющая»[3].

В конечном итоге один вывод можно сделать вполне однозначный. Национальная идея – фактор объединения народа. Она должна стать тем ядром, вокруг или во имя которого население страны почувствует себя единым целым; при этом, как уже было сказано, присутствует обязательный элемент самоопределения, самосознания себя как члена какого-либо сообщества – в данном случае национальной самоидентификации.

Значит, чтобы была идея – необходима нация. Вопрос о национальной идее поднимался в разное время в разных странах; результаты так же разнились. О примерах применения этого катализатора единства на практике рассуждает независимый журналист Андрей Колесников. «Большие политики умели зажечь нации большими идеями»[4]. Громкие политически лозунги, подкреплённые действиями: такие национальные идеи использовались во все времена, будучи удачным симбиозом реально-действующих проектов и эмоционального подъёма общества.

«Новый курс» Франклина Рузвельта помог вывести Америку из Великой депрессии: вторжение государства в социально-экономическую политику позволило США выйти из кризиса, а успешность принятых мер подарило населению веру в лучшее, не позволив опустить руки.

Последователем идей Рузвельта можно считать Линдона Джонсона, тридцать шестого президента США. Его идея «Великого общества» была направлена на решение проблем бедности в стране и была в целом схожа с «Новым курсом». Однако в случае с Джонсом акцент делался не на экономике, а на социальных программах.

США можно по праву назвать главным профессионалом в области национальный идей. Одной из самых сильных идей за всю историю можно считать «американскую мечту». «Чем ты будешь богаче, тем ты будешь счастливее» - такой нехитрый девиз, родившийся в эпоху подъёма капитализма, постепенно трансформировался в совершенно неповторимое, на мой взгляд, невероятное самосознание американцев как единой нации. И это в отсутствии такого понятие как американский этнос, то есть фактор единства происхождения не учитывается. Однако, американская мечта, «которая дает основания любому гражданину, находящемуся на любой ступени социальной лестницы, добровольно и весело распевать гимн, поскольку он уверен в том, что при желании может стать кем-то вроде великого Гэтсби»[5], позволяет гражданам США без лишнего пафоса считать себя великой державой.

Не отставала от Америки и Великобритания. Бывшая некогда великой державой, в XX веке «Владычица морей» потеряла почти все свои колонии. «Легко ли среднестатистическому британцу отказаться от психологии подданного империи? Но для того, чтобы стать лучшим, можно пожертвовать устаревшей идеологией, превратившейся химеру»[6]. Примириться с этим было непросто, но умелая политика правительства сделала своё дело. «Тони Блэр, впервые 1997 году вступая в должность премьер-министра Великобритании, просто сформулировал базовые задачи – свои и нации: “Сегодня я хочу определить амбициозный курс для нашей страны: стать не больше и не меньше модельной нацией XXI века… Мы никогда не сможем стать самыми большими. Мы никогда не станем снова самыми могущественными. Но мы можем стать лучшими. Лучшим местом для жизни. Лучшим местом для воспитания детей, лучшим местом для полнокровной жизни, лучшим местом для того, чтобы здесь стареть”»[7]. Как видно, на Западе такой способ объединения и одновременно с этим модернизации работал вполне успешно.

Говоря о нациях, мы выходим к теме русской, российской национальной идеи. Рассматривать её хочется не просто как перечисление таких проектов в истории, но применительно к ключевым для нас проблемам.

Процесс формирования национальной идеи – сложный и продолжительный. Существует масса вопросов, ответы на которые дать довольно сложно. Откуда должна идти инициатива: от государства или же идея формируется в обществе, постепенно зарождаясь в умах населения? Где искать суть идеи: в великом прошлом страны, или же ориентироваться на будущие свершения? В конце концов, какую проблему выбирать как важнейшую и наиболее принципиальную, решение которой и будет олицетворять национальную идею? Попробуем ответить на все эти вопросы, взяв за отправную точку Россию.

За всю историю вопрос поиска национальной идеи в России всплывал неоднократно. Чаще всего это был вопрос идеологического толка. «Москва – третий Рим» в период возвышения Московского княжества при Василии III, Теория официальной народности Николая I, идея построения коммунизма при Хрущёве – самые известные и получившие самое широкое распространение. Отдельной строкой можно выделить две войны: Отечественная 1812 и Великая Отечественная 1941-1945 годов. Все они без сомнения объединяли народ, заставляя сплачиваться для достижения единой цели или же для защиты страны от внешнего врага.

И здесь мы сразу сталкиваемся с тем, почему национальную идею часто упоминают рядом с национализмом. Она, так или иначе, обособляет страну, нацию от остального мира. Это ещё один подход к пониманию предмета: «национальные идеи содержали элемент отождествления себя с некоторой общностью "мы - англичане, у нас есть такие-то качества и достоинства" и одновременно элемент отрицания "мы - не французы, не континентальные люди"»[8]. В случае России это несёт ярко-выраженный характер противопоставления: идея врага была актуальна во все времена. Это зачастую объясняется особенности менталитета, а он в своё время следует из логики исторического развития: «за три века (с XVI по XVIII) Россия воевала 157 лет. И в этих условиях сформировалась наша национальная идея - держаться и не сдаваться, победа одна на всех»[9]. Даже сейчас, в эпоху глобализации, идея «антиамериканизма» и «антизападничества» в целом – едва ли не самая жизнеспособная в стране. Её можно считать как пережитками советского прошлого, так и осознанной политикой нынешних властей.

Проблема соревновательности проявляется так же и том, что сейчас с особым рвением пытаются сделать новой национальной идеей страны – в спорте. Такая не новая по своей сути мысль возникает перед каждым крупным спортивным соревнованием, будь то Олимпийские игры или Чемпионаты Мира и Европы по двум самым популярным в России видам спорта: футболу и хоккею. Ко всему этому прибавляется идея здоровой нации – и вот уже другие «проекты» отвергнуты за ненадобностью.

Таких проектов за последние десятилетия, с момента распада СССР, было немало. Высшая власть не раз пыталась сформулировать то, что объединило бы всю страну. В качестве вариантов рассматривались идеи здоровый нации и трезвости российского народа. В середине 2000х широкую популярность завоевали национальные проекты, развивающиеся с 2006 года, которые, однако, успешными назвать никак нельзя. После переписи населения 2002 года в очередной раз поднималась демаграфическая проблема, и государством велолась масштабная популяризация материнства. Не обошлись и без традиционного обращения к религии: введение обязательного предмета церковной направленности в школах вызвало бурное обсуждение общественностью. Не остались без внимания самые многочисленные слои населения: внимание начали уделять пенсионерам, а так же другой не менее важной части общества – Год Молодёжи стал едва ли не самым масштабным из всех проектов.

Не один из этих проектов не стал успешным, и причина этого кроется в том, что инициатива шла от государства, в то время как идея, претендующая на то, чтобы стать национальной, должна в первую очередь формироваться в умах, и только потом поддерживаться высшей властью.

После неудачных попыток навязать идею сверху, её стали искать в великом российском прошлом. Гордиться действительно есть чем, и одной из самых ярких страниц в истории - Великой Победе – стало уделяться колоссальное внимание. Национальную идею стали конструировать из истории в целом. 200 лет со дня рождения Пушкина,; проект «Имя России» как напоминание всех ярких личностей – страна стала вспоминать своих героев, значение многих из которых нивелировалось в советское время. Афишировать стали даже не самые героические страницы истории: фильмы про войну в Афганистане собирают в прокате невиданный ранее суммы. Стали уделять большее внимание памятникам культуры: реставрируются соборы и здания, как наследие Руси и Российской Империи. Самым масштабным проектом стала реконструкция Храма Христа Спасителя в Москве в 1994-1997 годах. Второе рождение получили творения советской эпохи: старые фильмы играют новыми красками, при поддержке Министерства Культуры РФ экранизируются произведения классиков: телесериалы «Идиот» (2003),«Мастер и Маргарита» (2005), «Доктор Живаго» (2005). О великом прошлом напоминают отовсюду, ностальгия захватила всю страну.

Однако можно ли искать национальную идею только в прошлом, заставляя страну «идти вперёд, глядя назад»? «Обращенность в прошлое есть не просто разновидность невинной ностальгии, но знак национальной беды. Потому что одно дело – когда ностальгии предается компания подвыпивших пенсионеров, а другое дело – когда в это состояние впадает целая нация. И вот здесь опять впору вспомнить о национальной идее. Грубая ошибка нынешних идеологов в том, что они ищут ее в прошлом, а не в будущем»[10] - журналист Николай Климонтович говорит о проблеме именно в таком ключе.

Итак, попытки исправить действительность существующую успехом не увенчались. Ориентация на прошлое – во многом показатель если не регресса, то в определённом смысле застоя. Так где же искать то, что сможет сплотить такую большую многонациональную страну как Россия?

Говоря о возможных источниках национальной идеи, Геннадий Гудков, член партии «Единая Россия», говорил следующее: «Я считаю, народное единство достигается в трех случаях. Либо при наличии врага. Либо в условиях тоталитарного государства. Либо когда страна, решая масштабные задачи, переживает общенациональный подъем»[11]. Беря во внимание третий критерий, вторил ему и президент Союза создателей социальной рекламы Дмитрий Коробков: «А в чем русская мечта? Если бы я занимался этой темой, я бы сказал, что ключевое слово - "успех". Это могло бы стать основой новой российской идеологии»[12]. Он же делает главный для нашей темы вывод: в России последних нескольких лет, понятие успеха является главным; мысль о победах – ключевая в любой сфере российской жизни. «Успех как критерий жизни. Если ты в чем-то успешен, ты молодец. А если неуспешен, тебе надо как-то по-другому структурировать свою жизнь. Успех как национальная идея - это очень мощный двигатель, который в свое время вытащил Америку и который очень сильно может сработать и у нас»[13].

В своей работе, говоря о национальной идее, я беру за основу именно тему успеха. Ряд крупных побед, которые одержала Россия за последние годы в разных сферах жизни, а так же реакция общества на эти события, дают надежду на то, что этот фактор действительно может сработать в нашей стране. Для более детального анализа такой возможности необходимо подробно рассмотреть причины и последствия этого триумфа, а так же поражений, которые пришли ему на смену.



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Глава 1. Понятие национальной идеи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Понятие национальной идеи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)