Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности самооценки в подростковом возрасте



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Особенности самооценки в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




В подростковом возрасте происходят настолько существенные изменения самосознания, что некоторые исследователи склонны считать этот возраст исходным моментом развития самосознания. Так О. Шпрангер считал самосознание главным новообразованием подросткового возраста [31; с. 9] . Однако самосознание этого периода – очередная, хотя и очень важная, стадия развития, продолжающая целостную онтогенетическую линию самосознания.

Л.С. Выгодский выдвинул самосознание в качестве центрального новообразования всего подросткового возраста, понимая его не как первичный духовный акт, а как результат длительного социального формирования. Он писал, что “самосознание… не первичный, а производный факт в психологии подростка, и возникает оно не путем открытия, а путем длительного развития” [41; с. 278].

Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие. Однако, утверждает И. С. Кон, оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальностью, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское “Я” еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно не редко переживается как смутное беспокойство или ощущением внутренней пустоты, которую чем-то надо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

Важным новообразованием здесь выступает чувство взрослости. Как отмечает Д. Б. Эльконин [41], подростки очень различаются по степени и содержанию объективной взрослости. Автор выделяет следующие виды взрослости детей: социально-моральная взрослость, которая выражается в отношениях со взрослыми. Этот вид взрослости может проявляться как фактах особой близости с родителями, так и в наличии эмансипации от взрослых, в стремлении отстоять свое мнение. Также можно выделить взрослость в интеллектуальной деятельности и интересах, которая характеризуется наличием у подростков элементов самообразования. Взрослость подростков в романтических отношениях со сверстниками другого пола выражается не столько в факте существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которую выливаются эти отношения. Именно форма отношений усваивается подростками от взрослых. Взрослость во внешнем облике и манере поведения результат прямого подражания подростков взрослым и выражается в заботе о сходстве своего внешнего облика с обликом взрослых.

Второй показатель чувства взрослости – наличие у ребят стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства старших.

Третий показатель существования у детей чувства взрослости – наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивания, не смотря на несогласие взрослых или товарищей [41; с. 268-275].

Петер Блос пытался решить проблему окончания подросткового возраста, провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания. Согласно Блосу [13], этот длительный процесс становления взрослого самосознания завершается формированием половой принадлежности. Это понятие отлично от той “родовой принадлежности”, которая была сформирована ранее, когда ребенок столкнулся с необходимостью приятия телесного образа Я определенного пола. Это более общий процесс, ибо он включает интерпретацию неадекватных (мужских или женских) составляющих “родовой принадлежности” в рамках новой психологической структуры – Я-концепции, что ведет к постепенному отказу от инфантильных привязанностей и формированию характерных для взрослого стабильных межличностных отношений [13; с. 122-123].

Для подростка характерны две сферы общения – общение со взрослыми и общение со сверстниками [7; с. 206]. Многие функции взаимоотношений со сверстниками у подростков совпадают с таковыми у младших детей. Они помогают научиться контролировать социальные формы поведения, развивать соответствующие возрасту навыки и интересы, учат сопереживать, вместе решать общие проблемы.

Потребность приспосабливаться к сверстникам проявляется уже в ранние школьные годы и к подростковому возрасту значительно увеличивается. Однако уже после 14-15 лет следует постепенный и неуклонный ее спад.

Многие полагают, что жизненные взгляды родителей и сверстников не совместимы, и что падение родительского влияния в подростковом возрасте неизбежно. Однако взгляды родителей и сверстников во многом совпадают, так как основы их закладывались в одном и том же обществе. Нередко взгляды родителей и сверстников только с виду резко отличаются друг от друга, на самом же деле различие это поверхностно.

Подростки нуждаются в тесном общении со сверстниками, в их поддержке: какими бы ни были понимающими родители и другие окружающие взрослые, их роль всегда ограничена, так как подростки только стремятся достичь статуса взрослых, в то время как взрослые его уже достигли [11; с. 152-153].

Ориентация и равнение на товарища с целью приобрести сходные качества создают оптимальные условия для осознания и оценки подростком собственных особенностей. Взрослый – это образец желанный, но практически трудно досягаемый, его качества часто проявляются в жизненных ситуациях и отношениях, которые еще отсутствуют у школьника, поэтому подростку легче сравнить себя со сверстником и видеть собственные недостатки и успехи [35; с. 212].

      Общественное мнение играет колоссальную роль в формировании самосознания и самооценки. Человек начинает верно относится к самому себе после того, как он научится правильно относиться к другим людям и прислушиваться к тому, как оценивают его самого. Исследования показали, что вначале у школьника создается представление о себе на основе той оценки, которую ему дают другие. И даже потом делается попытка самостоятельно разобраться в своем внутреннем мире.

    Как отмечает Л. И. Божович, развитие самосознания и важнейшей его стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний. Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождается то взлетом, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Часто самооценка у подростка оказывается противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения [5; с. 420-421].

Таким образом, развитие самооценки в процессе самопознания подростка происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдается резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке самого себя. Процесс установления самооценки сопровождается переживанием самых разнообразных чувств. Поскольку интерес к себе у подростка обострен. Подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельных качеств его личности, интеллекта, способностей. Он отличается очень большой ранимостью. Часто болезненными переживаниями любых критических замечаний о себе, которые могут привести к развитию таких свойств личности, как замкнутость, сознание своей неполноценности, неуверенность в себе, стеснительность, робость и т.д.

Самовоспитание впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития, в частности развитием интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосознания – самопознание, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности подросток пытается изменять себя, самосовершенствуется.

При этом самооценка подростка и представление о себе направляет регулятивный процесс его самовоспитания. Но поскольку самооценка еще не обладает достаточной степенью устойчивости и адекватности, а представление о своем идеале не содержит пока необходимой степени зрелости, подросток может воспитывать в себе с его точки зрения положительные, но объективно отрицательные качества.

Таким образом, кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (то есть стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию [5; с. 417].

Стержнем подросткового возраста является самооценка, которая начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми; с повышением адекватности самооценки растет умеренность и целесообразность общения – напротив, чем ниже уровень самосознания, тем более импульсивным является поведение.



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Особенности самооценки в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности самооценки в подростковом возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)