Обработка и результаты проведения методики определения самооценки личности И. Я. Киселева
По результатам проведения данной методики можно предоставить следующие результаты: Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что нормальная самооценка присутствует лишь у 15% испытуемых (всего 9 подростков), у оставшихся 51 самооценка занижена. Завышенная самооценка в данной группе отсутствует. Критерии данной методики следующие: 1. высокая самооценка – коэффициент от 0,85 до 1 2. нормальная самооценка - коэффициент от 0,62 до 0,85 3. низкая самооценка - коэффициент от 0 до 0,62 Сравним эти критерии с полученными в ходе исследования (Приложение 2): Таблица 1 (коэффициент самооценки)
Очень низкие коэффициенты, получившиеся в результате обработки можно объяснить тем, что подростки-сироты ставят перед собой гораздо более низкие цели, чем они могли бы достичь, очень опасаясь проигрыша и преувеличивая значение неудач. Им свойственны такие черты, как нерешительность, боязнь, обидчивость, придирчивость, чрезмерная совестливость, конфликтность. Однако, следует отметить, что человек с низкой самооценкой легче поддается влиянию других и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой. И, лишь 15% испытуемых, обладают адекватной самооценкой своих способностей и возможностей, а значит и соответствующий адекватный уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Для предоставления более четкой картины уровня самооценки, построим соответствующий график
Рис 1. (коэффициент самооценки)
Обработка и результаты проведения методики «Тест смысложизненных ориентаций» Леонтьева Что касается результатов методики «Тест смысложизненных ориентаций» Леонтьева, то здесь большинство испытуемых также показали низкие результаты. Это можно увидеть в сводной таблице: Таблица 2 «Тест смысложизненных ориентаций» Леонтьева
Данная методика состоит из шести субшкал. При обработке каждой шкалы, для облегчения наглядного представления, были построены графики. Итак, рассмотрим подробно результаты обработки каждой субшкалы:
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектора, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам. Средний показатель по данной шкале составляет 31 балл.
Рис. 2 (Субшкала цели) Ниже среднего показателя, данные оказались у 53% испытуемых, что говорит об отсутствии в жизни половины испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. К сожалению, эти подростки живут вчерашним днем, выбрав себе за эталон какие-либо радостные события в прошлом и не ожидают радостных событий в будущем. 2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. Рис. 3 (субшкала «процесс жизни») Средний показатель по данной шкале составляет 28 баллов. Ниже среднего показателя, данные оказались у 65% испытуемых, что говорит о неудовлетворенности своей жизнью на данный момент.
3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни. Средний показатель по данной шкале составляет 25 баллов. Ниже среднего показателя, данные оказались у 45% испытуемых, а это означает, что 55% испытуемых уверены, что большая часть их жизни уже пройдена…. А, ведь, речь идет о 14-16 летних подростках!
Рис. 4 (Результативность жизни) 4. Локус контроля-Я (Я— хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Средний показатель по данной шкале составляет 21 балл. Ниже среднего показателя, данные оказались у 62% испытуемых, что говорит о неверии испытуемых в свои силы и возможность самостоятельно строить свою жизнь.
Рис. 5 (Локус контроля-Я)
5. Локус коцтроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Средний показатель по данной шкале составляет 21 баллов. Ниже среднего показателя, данные оказались у 83% испытуемых, что говорит об уверенности большинства испытуемых в бессмысленности построения планов на будущее, потому что от них, все равно, ничего не зависит.
Рис. 6 (Локус контроля-жизнь)
6. Общий показатель СЖО Средний показатель по данной шкале составляет 99 баллов. Ниже среднего показателя, данные оказались у 72% испытуемых. Эти данные можно рассматривать как крайне низкие, учитывая, что средний возраст выборки составляет 14,5 лет. Рис. 7 (Общий показатель СЖО)
Итак, на основании полученных результатов, попробуем составить психологический портрет подростка, оставшегося без попечения родителей: у него занижена самооценка, он не имеет четких целей в жизни, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. К сожалению, он живет вчерашним днем, выбрав себе за эталон какие-либо радостные события в прошлом и не ожидает радостных событий в будущем. Он неудовлетворен своей жизнью на данный момент. Он создает впечатление человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Он не верит в свои силы и возможность самостоятельно строить свою жизнь. Он уверен в бессмысленности построения планов на будущее, потому что от него, все равно, ничего не зависит. И самое страшное заключается в том, что представленный выше портрет, относится к 72% испытуемых.
2.3. Обработка данных методом Х ² - критерий Пирсона С данными, полученными в ходе проведения методик определения самооценки личности и теста смысложизненными ориентациями, была проведена математическая обработка данных с помощью Х² - критерия Пирсона. Данный метод обработки был выбоан исходя из того, что, по обеим методикам, шкалы получились дихотомические. Для этого сырые балы были приведены при помощи кодировки (Приложение, таблица 1). Полученные данные были обработаны при помощи программы «STATISTIСA».
Результаты обработки: Таблица 3 (Результаты математической обработки). Связь присутствует при р= или меньше 0,05.
Из таблицы видно, что заниженный уровень самооценки тесно связан с отсутствием в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Так же заниженный уровень самооценки не связан с неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем. Заниженный уровень самооценки не связан с неудовлетворенностью прожитой частью жизни и чувством самореализации. Заниженный уровень самооценки тесно связан с неверием в свои силы контролировать события собственной жизни. Заниженный уровень самооценки тесно связан с фатализмом, убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Заниженный уровень самооценки тесно связан с общим показателем СЖО.
Таблица 4 (Результаты математической обработки). Связь присутствует при р= или меньше 0,05.
Из таблицы можно видеть, что отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу не связано с неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем. Отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу не связано с неудовлетворенностью прожитой частью жизни и чувством самореализации. Отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу не связано с неверием в свои силы контролировать события собственной жизни. Отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу тесно связано с фатализмом, убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Таблица 5 (Результаты математической обработки). Связь присутствует при р= или меньше 0,05.
Как можно видеть из таблицы, неудовлетворенность своей жизнью в настоящем не связано с неудовлетворенностью прожитой частью жизни и чувством самореализации. Неудовлетворенность своей жизнью в настоящем тесно связана с неверием в свои силы контролировать события собственной жизни. Неудовлетворенность своей жизнью в настоящем тесно связана с фатализмом, убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Таблица 6 (Результаты математической обработки). Связь присутствует при р= или меньше 0,05.
Как можно видеть из таблицы, неудовлетворенность прожитой частью жизни и чувство самореализации тесно связана с неверием в свои силы контролировать события собственной жизни. Неудовлетворенность прожитой частью жизни и чувство самореализации тесно связана с фатализмом, убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Таблица 7 (Результаты математической обработки). Связь присутствует при р= или меньше 0,05.
Как можно видеть из таблицы, неверием в свои силы контролировать события собственной жизни тесно связана с фатализмом, убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Заключение Результаты проведенного исследования показали, что психика подростка, живущего в доме-интернате глубоко травмирована. На сегодняшний день, по статистике 10% всего населения нашей республики составляют дети-сироты. Только за этот год из семей было изъято 4450 детей. И хотя, эта цифра существенно ниже, чем за прошлый год. Но не стоит забывать, что это судьбы и жизни маленьких людей. По данным мониторинга детских домов можно сказать, что из 100 воспитанников лишь 5 являются истинными сиротами. Т.е. потерявшими обоих родителей. Все остальные - Многие ощущают свою ненужность и не знают, как жить дальше. Методики позволили увидеть, что подростки-сироты показали низкие результаты. Некоторые из которых, заставляют чувствовать тревогу за отношение к жизни и будущему у ряда испытуемых. Среди обследованных подростков 85% испытуемых показали низкий уровень самооценки. И, лишь 15% испытуемых, обладают адекватной самооценкой своих способностей и возможностей. А это значит, что 51 из 60 подростков выйдут во взрослую жизнь, искренне полагая, что они практически ничего не стоят. Среди тех же подростков 60% испытуемых имеют низкий уровень смысложизненных ориентаций, а это значит, что 36 из 60 подростков, участвовавших в исследовании, не знают, зачем и как они будут жить дальше, глядя на свою жизнь так, словно самая ее интересная часть осталась позади. Результаты данного исследования выявили острую необходимость проведения дальнейшего исследования личности подростков, проживающих в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем необходимо составление и приведение в жизнь реабилитационной программы, направленной на повышение самооценки и уровня смысложизненных ориентаций. ЛИТЕРАТУРА 1. Андрюшина Е.В., Семья и здоровье подростка // Народонаселение. - 1998. - №2. - C. 55-69. 2. Асеев В.Г., Возрастная психология. - Иркутск,ИГПИ, 1989. - 195 с. 3. Асмолов А.Г., О предмете психологии личности // Вопросы психологии. -1983. - №3. С. 118-125. 4. Божович Л.И., Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Фролов Ю.И. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997. – 526 с. 5. Вилюнас В.К., Психологические механизмы биологической мотивации. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. – 208с. 6. В мире подростка / Под ред. Бодалева А.А., сост. Борисов Г.Б. – 2-е изд. стереотип. – М.: Медицина, 1982. – 294 с. 7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. ин-тов / под ред. Петровского А.В. – 2-е изд., испр. и доп. – М. Просвещение, 1979. – 288 с. 8. Выготский Л.С., Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 5. - М.: Педагогика, 1982. – 368 с. 9. Дементьева И.Ф., Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка. –М.:Владос, 1992. 10. Драгунова Т.В., Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 385-405. 11. Заиченко Н. И., Конфликт как непонимание себя и другого. // Мир психологии. – 2001. - № 3 – С. 197 – 209. 12. Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. -СПБ.: Питер, 2003. -193 с. 13. Кон И.С., В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 334 с. 14. Кон И.С., Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): Учеб. посбие для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с. 15. Леонтьев А.Н., Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 288 с. 16. Леонтьев А.Н., Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А., Леонтьева. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. – 228 с. 17. Леонтьев Д.А., Виктор Франкл в борьбе за смысл // В. Франкл. Человек в поисках смысла. - M., Прогресс, 1990. - С. 5-22. 18. Леонтьев Д.А., Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487 с. 19. Леонтьев Д.А., Тест смысложизненных ориентаций. - М.: Смысл, 2006. – 18 с. 20. Майерс Д., Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с. 21. Немов Р.С., Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - Кн. 1.: 22. Олпорт Г., Становление личности: избранные труды. – М.: Смысл, 2002. – 462 с. 23. Психология: Биографический библиографический словарь / Пер. с англ. – СПб.: «Евразия», 1999. - С. 406-409. 24. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М., Политиздат, 1990. - 494 с. 25. Психология современного подростка / Под ред. Фельдштнаейна Д.И. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с. 26. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. -М.: Просвещение, 1991.-374 с 27. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с. – (Мастера психологии). 28. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Политиздат, 1991. – 414 с. 29. Спиркин А.Г., Сознание и самосознание. – М. : Политиздат, 1972. – 303 с. 30. Столин В. В., Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 2 31. Тихомиров О.К., Психология мышления. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. –272 с. 32. Тихомиров О.К., Терехов В.А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи // Вопросы психологии. - 1969. - №4. - С.66-84. 33. Фельдштейн Д.И., Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопросы психологии - 1976. - № 4. - С. 26-34. 34. Фельдштейн Д.И., Психология развития личности в онтогенезе – М.: Педагогика, 1989 – 208 с. 35. Фролов Ю.И., Подросток на распутье // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с. 36. Шаповалова О. В., Особенности влияния семьи на формирование личности. // Праблемы выхавання. - 2001. - № 3 – с. 63–66. 37. Шпрангер Э., Два вида психологии // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. - С. 347-361. 38. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». -М.:Педагогика, 2001.-128 с. 39. Эльконин Д.Б., К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - №4. – С. 6–20.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |