Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности публичного конкурса на право заключения договора.



2019-12-29 533 Обсуждений (0)
Особенности публичного конкурса на право заключения договора. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конкурс на право заключения договора является одной из форм торгов, проводимых на основании ст. 447—449 ГК. Вопрос о по­рядке и условиях заключения договора на торгах в общем виде уже рассматривался в главе, посвященной гражданско-правовому до­говору1. Вместе с тем данный правовой институт может быть рас­смотрен и в контексте норм, непосредственно регулирующих от­ношения, возникающие из объявления конкурса. При этом вни­мание должно быть уделено лишь специфическим признакам данного вида конкурса. Основой такого подхода служит п. 5 ст. 1057 ГК, устанавливающий, что к публичному конкурсу, со­держащему обязательство заключить с победителем конкурса до­говор, правила главы 57 ГК применяются постольку, поскольку ст. 447—449 ГК не предусмотрено иное.

Объявление о проведении публичного конкурса на право за­ключения договора подчиняется специальным правилам. Во-пер­вых, в силу п. 2 ст.

448 ГК оно должно быть сделано устроителем конкурса не менее чем за 30 дней до даты его проведения. Во-вто­рых, указанное объявление должно содержать помимо сведений, перечисленных в п. 4 ст. 1057 ГК, сведения о сроке, предоставляе­мом для заключения договора между устроителем и победителем конкурса (п. 2 ст. 448 ГК). Если же конкурсное объявление не со­держит сведений об указанном сроке, то конкурс не считается не­объявленным, а применяется двадцатидневный срок, предусмот­ренный ч. 2 п. 5 ст. 448 ГК.

В отдельных случаях конкурс на право заключения договора не может быть объявлен без указания устроителем сведений о ранее заключенных договорах соответствующего вида. Такая ситуация характерна для договора аренды, на что обратил внимание См.: § 4 главы 25 тома 1 настоящего учебника.

Высший Арбитражный Суд РФ в Письме № С1-7/ОП-434 от 28 июля 1995 г.[10] Отношения сторон по договору аренды носят длящийся ха­рактер. При этом арендодатель вправе до истечения срока действия ранее заключенного договора объявить конкурс на право заключе­ния нового арендного договора. Договор с победителем конкурса не может, однако, вступить в силу до истечения срока действия первоначального договора. Об этом потенциальные участники кон­курса должны быть уведомлены заранее. В противном случае объ­явленный конкурс будет недействительным. Кроме того, необхо­димо учитывать, что арендатор, надлежащим образом исполняв­ший свои обязанности, по истечении срока арендного договора имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. На момент объявления конкурса на право заклю­чения нового договора аренды арендодатель — устроитель — мо­жет и не знать о том, воспользуется ли арендатор своим правом на возобновление договора. Однако он должен предупредить потен­циальных участников конкурса о наличии у первоначального арендатора соответствующего права. Если последнему будет не­обоснованно отказано в заключение нового арендного договора, он вправе обратиться в суд и потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному с победителем конкурса дого­вору.

Комментарий к статье 1058 ГК РФ

1. Правила ст.1058 охраняют интересы участников публичного конкурса в случаях изменения его условий и отмены конкурса. Эти правила одинаковы для открытого и закрытого конкурса.

Исходя из буквального смысла статьи она касается любого изменения хотя бы одного из условий, указанных в объявлении о проведении конкурса. Однако с учетом цели установления комментируемых правил они не должны распространяться на случаи увеличения первоначально объявленного размера награды и (или) количества наград без уменьшения размера каждой. Такого рода изменения независимо от срока и способа извещения о них не ущемляют интересов лиц, выполнивших предусмотренную в объявлении о конкурсе работу.

Последствия изменения условий и отмены конкурса различаются в зависимости от того, соблюдены ли его организатором предусмотренные в коммент. статье требования о сроке (п.1 ст.1058), а также о способе извещения об изменениях условий и отмене конкурса (п.2 ст.1058).

. Так, со­гласно п. 3 ст. 448 ГК устроитель открытого конкурса, сделавший извещение, вправе отменить конкурс не позднее, чем за 30 дней

до его проведения. Нарушение устроителем конкурса указанной обя­занности влечет его ответственность перед участниками в форме возмещения понесенного ими реального ущерба.

Обязанность по возмещению понесенного участниками кон­курса реального ущерба возлагается на устроителя и в случае от­мены закрытого конкурса на право заключения договора, причем независимо от времени направления соответствующего извеще­ния. Дело в том, что такой конкурс, как следует из анализа ч. 3 п. 3 ст. 448 ГК, будучи объявленным, вообще не может быть от­менен.

Единственной формой ответственности устроителя конкурса за незаконное изменение его условий или отмену является возме­щение понесенного участниками конкурса реального ущерба. Применение санкции, предусмотренной п. 4 ст. 1058 ГК, к отно­шениям, возникающим из объявления конкурса на право заклю­чения договора, противоречит существу данного вида конкурса.

В п. 3 ст. 448 ГК речь идет исключительно об отмене публич­ного конкурса на право заключения договора. Указанная норма не содержит каких-либо специальных правил, регламентирующих порядок изменения условий такого конкурса. Поэтому конкурс на право заключения договора может быть изменен в общем порядке, т. е. с соблюдением правила, закрепленного в п. 1 ст. 1058 ГК.

Победителем конкурса на право заключения договора в соот­ветствии с п. 4 ст. 447 ГК признается лицо, которое по заключе­нию конкурсной комиссии, заранее назначенной устроителем кон­курса, предложило лучшие условия. Таким образом, если по об­щему правилу порядок оценки конкурсных работ устанавливается исключительно по усмотрению самого устроителя конкурса, то в данном случае закон требует от него образования конкурсной комиссии. Решение о результатах конкурса, вынесенное с наруше­нием указанного требования, не имеет юридической силы. Кроме того, несоблюдение процедуры вынесения соответствующего ре­шения в конечном итоге может привести к нарушению установ­ленного конкурсным объявлением срока для вынесения решения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Результаты конкурса на право заключения договора должны быть оформлены с соблюдением установленной законом процеду­ры. При этом сам договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после оформления протокола о результатах конкурса. Уклонение одной из сторон от заключения договора управомочивает другую сторону обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков.

Необходимо отметить, что положение организатора и победителя конкурса в части отношений по поводу результатов работы (иных достижений) отличается в зависимости от того, содержало ли объявление публичного конкурса обязательство заключить с победителем конкурса соответствующий договор.

Если объявление публичного конкурса не содержало обязательства заключить с победителем конкурса договор, организатор конкурса приобретает только преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения (ст. 1060 ГК РФ). Это означает, что проведение публичного конкурса и выплата награды победителю конкурса сами по себе еще не предоставляют организатору конкурса права требовать от победителя конкурса принудительного заключения договора об использовании произведения. Практическое значение преимущественного права организатора конкурса состоит в том, что в случае, когда победитель конкурса заключит договор на использование произведения, удостоенного награды, с другим лицом, организатор конкурса может потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору. Необходимо подчеркнуть, что вышесказанное о преимущественном праве организатора конкурса относится только к публичному конкурсу, предметом которого является создание произведения науки, литературы или искусства. На использование всех прочих результатов (иных достижений) организатор конкурса преимущественного права не имеет.

Если объявление публичного конкурса содержало обязательство заключить с победителем конкурса договор, то последний подлежит обязательному заключению сторонами. В случае же уклонения одной из них от заключения договора в соответствии с приоритетом норм торгов в форме конкурса над нормами публичного конкурса (п. 5 ст. 1057 ГК РФ) другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Заключение

В заключение сказанного о правовом регулировании и проведении публичного конкурса необходимо отметить следующее. Публичный конкурс лишь тогда послужит действенным правовым средством достижения наилучших результатов в различных отраслях экономической деятельности (для организатора конкурса) и поощрительным и стимулирующим мероприятием (для участников конкурса), когда организатором и участниками конкурса будут строго соблюдаться предусмотренные действующим гражданским законодательством условия его проведения. В противном случае публичный конкурс может быть признан недействительным, а цели, преследуемые организатором и участниками конкурса, недостигнутыми.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2124-1

"О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 09.04.2009)

Гражданское право часть 2: для студентов вузов/ Смоленский М./ издательство    Феникс 2007г. Ростов на Дону

 

С.П. Гришаев: Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть 2/ Издательство: Юристъ

Гражданское право часть 2. Отв ред. Мозолин В.П. М.: Юристъ, 2007, 927с. 

Учебник. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2007г.  Гражданское право: часть 2


[1]

Смирнов В. Н. Конкурс в советском гражданском праве. Л., 1964.

[2] Антимонов Б. С, Граве К. А. Советское наследственное право. М., 1955. С. 146.

В литературе аналогичная точка зрения высказывалась Н. Д. Егоровым при характеристике правоотношения, возникающего на основе возложения на наследника обязанности совершить действия для достижения какой-либо общеполезной цели (см.: Егоров Н. Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. Л., 1988. С. 175).

[4] См.: Рахмилович В. А. Обязательства, возникающие вследствие объявле­ния конкурса // Советская юстиция. 1965. № 14. С. 19; Вердников В. Г., Ка-балкин А. Ю. Новые гражданские кодексы союзных республик. М., 1965. С. 116.

[5]

Дзегорайтис А. Б. Конкурс в советском гражданском праве. Автореферат канд. дисс. Л., 1969. С. 5,10.

Иоффе О. С. Обязательственное право. С. 789.

[6] Дзегорайтис А. Б. Конкурс в советском гражданском праве. Автореф. канд. дис. С. 11.

[7]

Дзегорайтис А. Б. Понятие конкурса в советском гражданском праве // Правоведение. 1968. № 6. С. 59.

[8] Черепахин Б. Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. М., 1962. С. 29-30.

[9]

Иоффе О. С. Обязательственное право. С. 784.

Несмотря на правильность предложенного автором определения кон­курсного обязательства, нельзя не отметить и того, что он все же проявил непоследовательность. Трудно понять, как вышеуказанное определение со­гласуется с утверждениями о том, что «конкурсное обязательство возникает с фактом представления работ» или с тем, что оно «имеет своим юридиче­ским объектом оценочную деятельность устроителя» (С. 787, 789.).

[10] Вестник ВАС. 1995. №10.



2019-12-29 533 Обсуждений (0)
Особенности публичного конкурса на право заключения договора. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности публичного конкурса на право заключения договора.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (533)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)