Музейный урок МХК по теме
«Русская свадьба к. XIX – нач. XX в.в. на Среднем Урале» Предполагаемый вариант изучения темы «Русская свадьба к. 19 – нач. 20 в.в. на Среднем Урале» рассчитан на два урока. Первый урок посвящен знакомству с основными обрядовыми этапами русской свадьбы; учащиеся узнают об основных свадебных «чинах» и об их роли. В качестве домашнего задания учащимся предлагается расспросить родителей об основных этапах современной свадьбы, об особенностях ее проведения. Данный урок проводит учитель МХК, используя материал из учебного пособия Г.Н. Чагина «Народы и культура Урала в 19 – 20 в.в.», Екатеринбург «Сократ», 2002 г. Первый урок является подготовительным для второго, который проводится в школьном музее (музейный урок). В его подготовке принимают участие учитель МХК, руководитель музея, руководитель фольклорного кружка. Учитель МХК разрабатывает ход урока, готовит раздаточный материал (план проведения беседы), совместно с руководителем музея создает презентацию к учебному занятию. Руководитель школьного музея подбирает фондовые предметы по теме урока и готовит экспозицию. Вместе с руководителем фольклорного кружка разрабатывает сценарий театрализованного представления с использованием местного материала. Руководитель фольклорного кружка готовит театрализованное представление по разработанному сценарию, подбирает костюмы для создания сценических образов. Все это способствует тому, что углубляются ранее полученные знания, учащиеся приобщаются к местным свадебным обрядовым традициям через наглядность и образность. Цель: формирование уважительного отношения к национальным традициям. Задачи: Образовательная - познакомить учащихся с основными обрядовыми этапами русской свадьбы к. 19 – нач. 20 в.в. Развивающие - проанализировать театрализованную постановку фольклорного кружка по предложенным вопросам; - сравнить основные обрядовые этапы русской свадьбы с этапами современной свадьбы. Воспитательная - воспитание интереса к истории малой Родины. Оборудование урока: 1. экспозиция «Уголок крестьянской избы» в школьном музее; 2. фондовые предметы (мужская рубашка, лапти); 3. мультимедиапроектор с экраном и компьютером; 4. магнитофон с записями; 5. презентация по теме урока. Методы и приемы: постановка фольклорного кружка «Русская свадьба», эвристическая беседа; вопросно – ответный метод (проблемные, поисковые вопросы); анализ и сравнение. Ход урока Слайд 1 1. Организационный момент (1 мин). Вступительное слово руководителя музея об особенностях проведения урока.
Слово предоставляется учителю МХК. 2. Мотивационная часть (до 5 минут) Слайд 2 Понятие «брак», «семья» существуют уже не одно тысячелетие. Еще племена срубной культуры, населявшие наш край в эпоху бронзы, жили семьями, вели общее хозяйство, имели дом, землю, скот. Да и сейчас большинство людей холостяцкому образу жизни предпочитают семейный. А почему? (ответы учащихся) Слайд 3 - Действительно, первостепенной функцией семьи является продолжение рода, да и с житейскими трудностями справляться гораздо легче, когда рядом с тобой близкие люди, которые тебя понимают, поддерживают, оберегают и любят. О семье, построенной на любви и взаимопонимании супругов, мечтают, наверное, многие. Но, к сожалению, современная статистика такова: на 50 браков 25 разводов; большая часть молодежи предпочитает жить в гражданском браке, избегая ответственности друг перед другом; дети рождаются и воспитываются в неполных семьях. - Как вы думаете, каковы основные причины данной ситуации? (ответы учащихся) - Нельзя не согласиться с теми доводами, что вы привели: 1. изменилось отношение общества к понятиям «брак» и «семья»; 2. произошла переориентация нравственных ценностей; 3. отсутствие веры в бога, всеобщее «безверие»; 4. утрачены связи с народными традициями и культурой. Сегодня, на музейном уроке, поговорим о русской свадьбе к. 19 – нач. 20 в.в. которую можно было увидеть на Среднем Урале. План нашей беседы вы можете увидеть на слайде. Слайд 4 (Работа строится по плану, который можно увидеть на слайде, а также на раздаточном материале. (Приложение 1) Используется вопросно – ответный метод. Возможные варианты ответов представлены на последующих слайдах). 3. Беседа (до 10 минут). Театрализованная постановка (до 25 минут).
План 1. Что такое «Русская свадьба»? (это ритуал создания семьи в соответствии с русскими традициями с древности до 1930 г.) Слайд 5 2. В какое время игрались свадьбы на Руси? Почему? (ответы учащихся) Слайд 6 Свадьбы устраивались в определенные календарные сроки. Зимой браки заключались от Крещения (Богоявления) до Масленицы. Второй свадебный период наступал по окончании земледельческих работ – со дня Покрова Пресвятой Богородицы до начала Филлипова поста (14 ноября). Оба периода считались удобными по целому ряду причин: 1) закончены основные крестьянские работы, от которых зависело благополучие семьи; 2) определен достаток семьи; 3) появилось свободное время; 4) осенние свадьбы воспринимались как счастливое завершение хозяйственного года. Слайд 7 (Учащимся предлагается посмотреть театральную постановку в исполнении фольклорного кружка). Слайд 8 (сценарий «Русская свадьба») На сцене Настя потихоньку играет с куклами, что-то напевает. Вбегают девочки. 1-я девочка: Ой, Настя, у Ситновых народу полон дом. Александру замуж отдают! Девочки: Интересно! Вот бы посмотреть! Вбегают мальчишки (шум, смех) Песня «Игра в гостей» Настя: Вам бы только поозорничать! Играть с нами будете? Мальчишки: Во что? Девчонки: В свадебку! Мальчишки: Нет, неохота! Настя: Зачем тогда пришли? Федя: Ну, ладно – ладно, давай. Я дружкой буду, Серега – женихом. Маша: Чур, я сваха! Дуня: Нет, я! Маша: А я так играть не буду! Федя: Да не ссорьтесь! У нас будет две свахи. Все, начинаем! Дети берут кукол и с их помощью далее разыгрывают действие. 1-я сваха: Здорово, Дарья Сергеевна! Как живешь? Мать: Да жива, слава богу! 1-я сваха: Есть у меня петушок, а у тебя курочка. Загоним их в один хлевушок? Мать: Знаем мы твоего петуха! Для него курица третий день в чугунке вариться! Ступай своей дорогой! 1-я сваха, «надувшись», уходит Федя: Только за порог – другая явилась! Появляется другая сваха 2-я сваха: Растет у вас, соседушка, цветочек аленький, а у нас садовничек сыскался. Так не породниться ли нам, не подружиться? Мать: Это вы про Устинью, что ли? Э, нет, поищите – ка другой садочек! 2-я сваха: Что так? Аль жених плох? Мать: Да невеста у нас некудышняя. 1-я подруга: В окно глянет – конь на дыбы встанет! 2-я подруга: Во двор выйдет – три дня собаки лают! 3-я подруга: У нее, по секрету скажу, Глаза как лукошки, На голове рожки, Рот до ушей, Хоть завязочки пришей. 2-я сваха: Это что-то вы тут рассказывайте? (обращаясь к матери) Давай невесту спросим? Мать: (пренебрежительно) Алена, пойдешь за такого? Невеста: Не пойду! 2-я сваха: Да и не надо! Мы себе другую найдем. Глянь, девчонок сколько! Пошли – ка в «Горшки» играть. Девчонки выбегают на середину, садятся парами (впереди – «горшок», сзади – «кума») Сваха с женихом ходят по кругу, выбирают невесту («кумушки» расхваливают свои «горшки»): 2-я сваха: Кума, кума, Почем горшок? Кума: По денежке! 2-я сваха: Что даешь? Дети: (все) Шильце – мыльце, Белое белильце Грош да денежку, Красную девушку. Жених и кума бегут по кругу в противоположные стороны. Жених прибегает первым, забирает невесту 2-я сваха: Хороша ли невеста? Жених: Хороша! 2-я сваха: Ну и делу конец! За сценой стук, грохот Дети (хором): Кто там? Жених: Барин! Дети: зачем пришел? Жених: За смолою. Дети: Зачем смола? Жених: Бочку смолить! Дети: Зачем смолить? Жених: Парня женить. Дети: Какого? Жених: Меня, молодого! Исполняется и разыгрывается хороводная песня «Как во городе царевна» Мать: Ну, что, дочка, пойдешь ли за Ивана? Невеста: Отпустишь, матушка, пойду. Мать: Ну, вот и сладили. Невеста закрывает глаза руками и начинает причитать, подружки ее утешают: (песня «Утушка») Ты подруженька моя милая, Не накладывай ты свои ручки белые На мою косу русую, Не вплетай ты в нее ленту алую, Не теряй свою дружбу милую… Приезжает свадебный поезд (жених, дружка, сваха и другие гости), звучит песня «Ехал зять» Дружка (стучит плеткой): Есть ли у этих ворот привратнички, А у дверей придвернички? Кто бы нам эти ворота отворил, А нас до хозяев допустил? Звучит песня «Вьюн» Подружки: Есть, есть друженька! Давай за невесту выкуп и поболе! Дружка: Да нате, держите, берите! (раздает подружкам конфеты) Подружки: мало, мало, еще давай. Дружка: Хватит, невесту подавайте! Выводят подменную невесту, накрытую платком. Подружки: За какую заплатил, такую и получи! Дружка (с сомнением): что-то маловата… Подружки: Покормите, подрастет! Дружка (с удивлением): А хромает – то что? Подружки: За водой ходила, ножку повредила! Дружка: (срывает платок): Э, нет, нас на мякине не проведешь! Хороша Маша, да не наша! Подружки поют свадебную корильную песню «Сидит дружка на рябине» Дружка одаривает щедро девушек. Отец и мать выводят настоящую невесту. Исполняется песня «Сбереженная дитятка» Невеста: Не прошу я, матушка, ни тканого, ни бранного, А родительского благословления. Отец и мать: Во совете и согласии вам жизнь прожить. Будьте счастливы! Все участники действия исполняют свадебную величальную песню «Виноград во саду растет» 3. Назовите основные обрядовые этапы русской свадьбы, которые вы увидели в постановке фольклорного кружка. Основные обрядовые этапы русской свадьбы, представленные в постановке фольклорного кружка: 1) сватовство 2) знакомство 3) девичник 4) выкуп 5) благословление (сговор или рукобитие, подготовка к свадьбе, венчание, свадебный пир, хлебины и отхлебины – отсутствующие этапы). Слайд 9, 10 4. Как вы думаете, изменилось ли на сегодняшний день количество свадебных героев и с чем это связано? - Количество свадебных героев изменилось, их стало меньше. Мы теперь не увидим на свадьбах, например, дружку, сваху. Это связано в целом с упрощением свадебного обряда. 5. Чем, на ваш взгляд, отличается современная свадьба от русской? (ответы учащихся) Слайд 11 - Отличие современной свадьбы от русской наблюдается во всем. Не соблюдаются сроки проведения свадеб, редко звучат красивые, мелодичные русские народные песни, не исполняются хороводы, забыт русский свадебный костюм, обряд превратился в шоу (в набор конкурсов, развлечений), когда – то значимые важные этапы стали необязательными, что приводит к равнодушному, безответственному отношению к браку, к семье. Произошел отрыв от народных традиций под влиянием европейской культуры. Слайд – шоу 12-16 (звучит спокойная, лирическая музыка ностальгического характера)
6. Стоит ли, на ваш взгляд, возрождать старинное обрядовое великолепие? - В полной мере возродить русскую свадьбу не удастся, но знать и помнить о русских традициях мы обязаны. Иначе станем «Иванами, не помнящими родства». Сейчас свадьба – это личное дело каждого. Если вы захотите, чтобы ваша свадьба была незабываема, чтобы она не походила на тысячи других безликих, можно сыграть русскую свадьбу, обратившись в клуб по месту жительства, к фольклорным коллективам. Слайд 17
4. Рефлексия и домашнее задание (до 4 минут). Написать отзыв о проведенном музейном уроке по следующему плану: А) дата, место и тема проведенного урока; Б) о чем узнали? В) понравился ли проведенный урок, чем? Г) где можно применить полученные знания?
Приложение 1
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |