Методы аналитического выравнивания рядов динамики
Для отображения тенденции динамического ряда мы будем применять аналитическое выравнивание, т. е. выравнивание с помощью аналитических формул. В этом случае динамический ряд выражается в виде функции у (t), в которой в качестве основного фактора принимается время t, и изменения аргумента функции определяют расчетные значения уt. Фактическими (или эмпирическими) уровнями ряда динамики называют исходные данные об изменении явления, т. е. данные, полученные опытным путем, посредством наблюдения. Они обозначаются уi. Расчетными (или теоретическими) уровнями ряда называют значения, полученные в результате подстановки в уравнение тренда значений t, и обозначают их. Целью аналитического выравнивания динамического ряда является определение аналитической или графической зависимости f(t). На практике по имеющемуся временному ряду задают вид и находят параметры функции f(t), а затем анализируют поведение отклонений от тенденции. Функцию f(t) выбирают таким образом, чтобы она давала содержательное объяснение изучаемого процесса. Чаще всего при выравнивании используются линейная, параболическая, экспоненциальная зависимость. 1) Линейная зависимость выбирается в тех случаях, когда в исходном временном ряду наблюдаются более или менее постоянные абсолютные и цепные приросты, не проявляющие тенденции ни к увеличению, ни к снижению. 2) Параболическая зависимость используется, если абсолютные цепные приросты сами по себе обнаруживают некоторую тенденцию развития, но абсолютные цепные приросты абсолютных цепных приростов (разности второго порядка) никакой тенденции развития не проявляют. 3) Экспоненциальные зависимости применяются, если в исходном временном ряду наблюдается либо более или менее постоянный относительный рост (устойчивость цепных темпов роста, темпов прироста, коэффициентов роста), либо, при отсутствии такого постоянства, - устойчивость в изменении показателей относительного роста (цепных темпов роста цепных же темпов роста, цепных коэффициентов роста цепных же коэффициентов или темпов роста и т.д.) Анализ динамики развития показателей продукции транспорта. В данной главе мы проанализируем показатели динамики продукции основных видов транспорта за 2000-2007г. Исходными данными являются статистические данные показателей отрасли. Формулы, применяемые для расчёта представлены в параграфе 3.
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
ПАССАЖИРООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Для начала проведём анализ динамики показателей продукции в целом по отрасли, затем определим структуру показателей по различным видам транспорта и проследим динамику показателей продукции видов транспорта, занимающих основную долю в отрасли по данным показателям. Перевезено грузов.
Графически динамика количества перевезённых грузов изображена линейным графиком на рис. 1.
Для определения однородности генеральной совокупности определим показатели вариации:
Выводы: Динамика показателей перевозок груза по отрасли в целом характеризуется ростом. Количество перевезённых грузов увеличивается с каждым годом в среднем на 2,2% (191,8 млн.тн). Наибольшие темпы роста количества перевезённых грузов наблюдалось в 2003 году на 3,6%. Коэффициент вариации предельно мал, следовательно, данная генеральная совокупность является однородной.
Для уточнения этого предположения применим один из методов выравнивания динамических рядов. Выявим основную тенденцию динамики перевозок грузов транспортом методом аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда: F(t) = а0 + а1t; где а0 и а1 найдем из системы нормальных уравнений.Составим расчетную таблицу.
Рис. 1 Составим прогноз развития отрасли на 2009 год. Данный прогноз основывается на расчете ошибки аппроксимации, которая определяется по формуле:
0,47%
Ошибка аппроксимации предельно мала, следовательно, данная трендовая модель будет наиболее адекватной.
В результате расчетов получен линейный тренд:
F(t2008) = 8320 + 196*8 = 9888 млн. тн.
Для интервального прогноза необходимо рассчитать доверительный интервал: где - табличное значение - критерия Стьюдента при уровне значимости .
где n – число уровней ряда динамики, m – число параметров уравнения. В данном случае n = 6, m = 2, =2,776
Sy= =59,14
Получился следующий прогноз:
9821<y2007<9925
Таким образом, в результате проведения интервального прогноза можно сделать вывод, что количество перевезённых грузов в 2009 году может варьироваться от 9821 до 9925 млн.тн.
СТРУКТУРА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
Рис. 2 Сравнивая структуру видов транспорта по показателю «перевезено грузов» на начало и конец исследуемого периода, можно сказать, что самым значимым в перевозке грузов является автомобильный транспорт, затем железнодорожный и трубопроводный. За эти шесть лет произошло некоторое снижение доли автомобильного транспорта в структуре перевозок грузов и увеличение доли железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Динамика перевозок грузов автомобильным транспортом:
Динамика перевозок грузов автомобильным транспортом соответствует в целом по отрасли, т.е наблюдается рост этого показателя. Однако темпы роста (1,5% в год) отстают от темпов роста в целом по отрасли (2,2% в год).
Динамика перевозок грузов железнодорожным транспортом:
Динамика перевозок грузов железнодорожным транспортом также имеют тенденцию роста. Однако, в отличие от автомобильного транспорта темпы роста перевозок грузов железнодорожным транспортом значительно превосходят значения в среднем по отрасли (4,4% - 2,2%). Также наблюдается тенденция снижения темпов роста, в 2007 году они приблизились к отраслевым показателям (2,4% в год).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |