Перевезено пассажиров.
Графически динамика количества перевезённых грузов изображена линейным графиком на рис. 5.
Для определения однородности генеральной совокупности определим показатели вариации:
Выводы: Динамика перевозки пассажиров по отрасли в целом характеризуется падением, которое в свою очередь характеризуются высокими темпами роста. В целом с 2002 по 2007 год объём перевозок сократился почти в 2 раза (на 19276 млн. чел.). Сокращение происходит в среднем 11,4% в год.
Для выравнивания динамического ряда воспользуемся методом аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда: F(t) = а0 + а1t; где а0 и а1 найдем из системы нормальных уравнений. Составим расчетную таблицу.
Рис. 5
Составим прогноз грузооборота транспорта на 2009 год. Ошибка апроксимации:
3,8%
Ошибка аппроксимации мала, следовательно, данная трендовая модель будет наиболее адекватной.
В результате расчетов получен линейный тренд:
F(t2009) = 33170,17 – 2093,36*9 = 14329,93 млн. чел.
Определим доверительный интервал. В данном случае n = 6, m = 2, =2,776
Sy= =1993,37
Получился следующий прогноз:
12071<y2009<16589
Таким образом, в результате проведения интервального прогноза можно сделать вывод, что количество перевезённых пассажиров в 2009 году может варьироваться от 12071 до 16589 млн. чел. СТРУКТУРА ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
Рис. 6 Как мы видим, по перевозкам пассажиров лидирует автобусный транспорт, трамвайный, троллейбусный, метрополитен также значимые виды транспорта при перевозке пассажиров. За эти шесть лет произошло некоторое увеличение доли метро, автобусного, железнодорожного и воздушного транспорта. Доля трамвайного и троллейбусного транспорта значительно уменьшилась.
Динамика перевозок пассажиров автобусным транспортом:
Динамика перевозок пассажиров автобусным транспортом полностью подтверждают тенденцию развития в целом по отрасли, перевозки пассажиров стремительно сокращаются. Такая же тенденция наблюдается и на таких значимых пассажирских видах транспорта, как трамвайный, и троллейбусный. Рост пассажирских перевозок наблюдается только на железнодорожном и воздушном транспорте, но они занимают очень малую долю в структуре пассажирских перевозок. Пассажирооборот.
Графически динамика количества перевезённых грузов изображена линейным графиком на рис. 7.
Для определения однородности генеральной совокупности определим показатели вариации:
Выводы: Динамика пассажирооборота характеризуется то незначительными спадами, то подъёмами, в 2004 году пассажирооборот вырос на 3,1%. В целом же в период с 2002 по 2007 год сократился незначительно на 4,4%. В среднем пассажирооборот снижается на 0,9% в год. Судя по коэффициенту вариации генеральная совокупность является однородной.
Для выравнивания динамического ряда воспользуемся методом аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда: F(t) = а0 + а1t; где а0 и а1 найдем из системы нормальных уравнений. Составим расчетную таблицу.
Рис. 7
Составим прогноз грузооборота транспорта на 2009 год. Ошибка апроксимации:
1,48%
Ошибка аппроксимации предельно мала, следовательно, данная трендовая модель будет наиболее адекватной.
В результате расчетов получен линейный тренд:
F(t2009) = 478,55 – 2,84*9 = 453 млрд. пассажиро-километров
Определим доверительный интервал. В данном случае n = 6, m = 2, =2,776
Sy= =11,84
Получился следующий прогноз:
440<y2009<466
Таким образом, в результате проведения интервального прогноза можно сделать вывод, что пассажирооборот в 2009 году может варьироваться от 440 до 466 млрд.пассажиро-километров.
СТРУКТУРА ПАССАЖИРООБОРОТА ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
Рис. 8 Структура пассажирооборота по видам транспорта за анализируемый период (2002 – 2007 годы) претерпела большие изменения. Если в 2002 году наибольшую долю в структуре занимал автобусный транспорт, то в 2007 году главенствующую роль в пассажирообороте занял железнодорожный транспорт, значительно увеличился пассажирооборот на воздушном транспорте с 13,3% до 23,8% (по величине он сравнялся с автобусным). Значительное сокращение пассажирооборота на автобусном, троллейбусном и трамвайном транспорте обусловлено значительным снижением перевозок этими видами транспорта.
Динамика пассажирооборота автобусного транспорта:
Динамика пассажирооборота автобусного транспорта повторяет картину динамики перевозок пассажиров на этом виде транспорта, однако, темпы снижения данного показателя несколько ниже. Этот факт обусловливает потерю лидирующего положения автобусного транспорта по пассажирообороту к 2007 году. Мы видим, что в 2005 году произошло резкое падение перевозок пассажиров (на 23,3%) и пассажирооборота (на 17,4%). Темпы снижения пассажирооборота ниже, чем темпы снижения перевозок пассажиров. Можно предположить, что это обусловлено сокращением перевозок городским автобусным транспортом и ростом перевозок междугороднего направления.
Динамика пассажирооборота железнодорожного транспорта:
Как мы видим, пассажирооборот на железнодорожном транспорте развивался динамично, имелась тенденция роста этого показателя. Однако, начиная с 2006 года темпы роста снижались и в 2007 году пассажирооборот в сравнении с 2006 годом сократился на 2,1%. В целом за шесть лет пассажирооборот на железнодорожном транспорте вырос на 13,9% (на 21,2 млрд.пассажиро-километров), что позволило железнодорожному транспорту занять лидирующую позицию по пассажирообороту в отрасли.
Динамика пассажирооборота воздушного транспорта:
Пассажирооборот воздушного транспорта развивается быстрыми темпами, ежегодный прирост составил в среднем 11,4%. В 2007 году пассажирооборот вырос на 18,2% (17,1 млрд. пассажиро-километров) – это рекордный показатель. Видно, что на дальние расстояния россияне всё больше предпочитают самолёт как вид транспорта, так как он становится всё доступнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение мы подведём итоги нашего анализа продукции отрасли транспорта. Транспорт, в процессе воспроизводства, занимает особое место среди других отраслей экономики, с которыми он неразрывно связан. От уровня темпов его развития, результатов и качества работы зависит успешная деятельность всех отраслей экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, повышение уровня жизни населения. Продукция транспорта – это объем перевозок пассажиров и грузов. Основными показателями продукции отрасли являются: «перевезено грузов», «грузооборот», «перевезено пассажиров», «пассажирооборот. Эти показатели мы исследовали в целом по отрасли, описали динамику этих показателей в период с 2002 по 2007 год, построили линии тренда и дали прогноз на 2009 год. Исследуя структуру показателей по отдельным видам транспорта, выявили наиболее значимые виды транспорта и исследовали показатели их продукции, сравнивая динамику их развития с показателями в целом по отрасли. Наиболее динамично развивается грузовой транспорт. Перевозки грузов и грузооборот в целом по отрасли имеют тенденцию к росту. Однако, темпы их роста с каждым годом замедляются. Перевозки грузов за период исследования (2002-2007г.г.) увеличились на 11,3%. Средний ежегодный прирост составил 2,2% (191,8 млн.) Грузооборот имеет более высокие темпы роста и прироста, ежегодный прирост – 4,3% (186,8 млрд. тонно-километров). Это свидетельствуют об увеличении расстояний, на которые перевозятся грузы (можно предположить об увеличении доли участия отечественного транспорта в международных перевозках). В целом за шесть лет грузооборот вырос на 23,5%, это очень впечатляющий показатель. Исследуя структуру грузовых перевозок по видам транспорта, мы видим, что бесспорным лидером является автомобильный транспорт. Однако он имеет более скромные темпы роста и прироста, чем в целом по отрасли. Грузоперевозки автомобильным транспортом с 2002 года по 2007 год увеличились на 8%, ежегодный прирост составил 1,5% (2,2% по отрасли). Более динамично в этом направлении развивается железнодорожный транспорт: грузоперевозки увеличились на 24,0%, ежегодный прирост 4,4%. Железнодорожный транспорт (42,6%) наряду с трубопроводным (50,2%) также занимает одно из лидирующих позиций по показателю грузооборот. И здесь динамика роста железнодорожного транспорта впечатляет. За шесть лет грузооборот вырос на 38,4%, ежегодный прирост – 6,7%, что значительно выше среднеотраслевых показателей. Темпы роста грузооборота трубопроводного транспорта имеют тенденцию к снижению, и в 2007 году по сравнению с предыдущим грузооборот сократился. Таким образом, железнодорожный транспорт через несколько лет может выйти в лидеры.
Иначе обстоят дела с пассажирскими перевозками. Пассажирские перевозки за период с 2002 по 2007 год сократились почти в 2 раза (с 42350 млн. чел до 23074 млн.чел.). Пассажирооборот имеет небольшие темпы снижения, ежегодное сокращение пассажирооборота составляет 0,9%. Такая разница в темпах роста и прироста позволяет предположить, что значительное сокращение пассажирских перевозок произошло в основном за счёт внутреннего городского транспорта. Это подтверждает и исследование динамики пассажирских перевозок и пассажирооборота автобусного транспорта. Ежегодное снижение пассажирских перевозок автобусами составило – 10,3%, пассажирооборота – 6,7%. Общественный городской транспорт с каждым годом становится всё менее актуальным за счёт роста личного транспорта, поэтому автобусы переключились на междугородние перевозки. Несмотря на сокращение пассажирских перевозок автобусы, по-прежнему, занимают лидирующую позицию (54,4%). Также остаётся значимым и другой общественный транспорт (трамваи, троллейбусы), хотя их доля в структуре пассажирских перевозок значительно сократилась. Более востребованным транспортом стал метрополитен. Динамика роста пассажирских перевозок наблюдалась лишь на железнодорожном и воздушном транспорте, но их удельный вес в структуре очень мал. Исследования структуры пассажирооборота дал интересные результаты. На начало исследуемого периода, в 2002 году лидер по пассажирообороту был автобусный транспорт (за счёт количество перевезённых пассажиров), в 2007 году его удельный вес составил лишь 25,4%. В то же время удельный вес железнодорожного транспорта вырос на 8% (с 31,5% до 37,4%), а воздушного транспорта на 10,5% (с 13,3% до 23,8%). Таким образом, железнодорожный и воздушный транспорт можно назвать самыми динамично развивающимися видами транспорта по отрасли. Абсолютно все показатели продукции имеют тенденцию роста и темпы роста превышают среднеотраслевые. Также в данной работе мы попытались спрогнозировать показатели продукции на 2009 год. Получились следующие значения: - количество перевезённых грузов в 2009 году может варьироваться от 9821 до 9925 млн.тн.; - грузооборот в 2009 году может варьироваться от 5111 до 5299 млрд. тонно-километров; - количество перевезённых пассажиров в 2009 году может варьироваться от 12071 до 16589 млн. чел.; - пассажирооборот в 2009 году может варьироваться от 440 до 466 млрд.пассажиро-километров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабаева И. Особенности функционирования общественного пассажирского транспорта /И. Балабаева //Автомобильный транспорт. - 2004. - N 4.15.
2. Васильев В. Наземный общественный транспорт - на новый уровень /В. Васильев //Автомобильный транспорт. - 2004. - N 4.
3. Годин А.М. Статистика: учеб., М.: ИТК «Дашков и Ко», 2005.– 472 с.
4. Гусаров В.М. Статистика: уч. пос. для вузов – М. – ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 463 с.
5. Петрова Е.В., Гончаренко О.И., Кевеш А.Л. Статистика транспорта. – М, 2003 г. – 352 с.
6. Практикум по статистике: учеб. пособие для ВУЗов /под ред. В.М. Симчеры, ВЗФЭИ.-М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999. - 264 с.
7. Статистика: Учебник/ И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; Под ред. Проф. И.И. Елисеевой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г. – 448 с.
8. Статистический словарь /под ред. М.А. Королева. - М.: Финансы и статистика, 1990. – 621 с.
9. Теория статистики: Учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова, Под ред. Р.А. Шмойловой. – 4-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003 г.
10. Транспорт и связь в России: статистический сборник /Госкомстат России. – М., 1999 – 251 с.
11. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999
12. http://www.gks.ru
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |