Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепт «душа» и его отражение в пословицах и поговорках как зеркале русской языковой картины мира



2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Концепт «душа» и его отражение в пословицах и поговорках как зеркале русской языковой картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок




С древних времен пословицы и поговорки играют в народе роль своеобразного университета жизни. В них в концентрированном виде помещен житейский опыт, народная мудрость, и они являются значительным пластом в общей языковой картине мира. Пословицы и поговорки отличаются разнообразием тематики, предельной сжатостью, значительной устойчивостью текста. Они – выраженные в слове цитаты из общей народной культуры, из общего народного опыта. Пословицы и поговорки принадлежат одновременно и фольклору, и разговорной речи. Их характерная особенность – именно широкое бытование их в повседневной бытовой речи. Очень часто они по своей значимости приближаются к правилам и аксиомам.
В пословицах представлены основные концепты культуры, как национальной, так и общечеловеческой. Поскольку поучительные высказывания, или паремии, каковыми являются пословицы и поговорки, занимают в национальной культуре очень обширный пласт, они оказывают огромное влияние на формирование языковой картины мира любого народа [Савина 2005:33-35].

«Словарь русского языка в 4-х томах» определяет душу как внутренний психический мир человека, особое нематериальное начало, способное существовать независимо от тела, а по религиозным представлениям – особое бессмертное нематериальное начало в человеке, связывающее его с Богом. Следует отметить, что эти понимания души в русской языковой картине мира гармонично сочетаются и с древним, еще языческим пониманием души как жизненного начала, средоточия человеческой сущности. Это понимание также входит в концепт «душа» в русской культуре. Кроме того, в концепте нашло отражение древнее значение слова «дъхъ» – как дыхание, и как дух, бесплотная сущность.
Христианство обусловило понимание души как морально-этической сущности, связывающей человека с Богом, и это нашло отражение в русской культуре.

  В русском языке можно выделить несколько основных образных воплощений концепта «душа»:

  1. Душа как вместилище, сосуд – она может быть пустой (опустошенной) или полной (заполненной); кроме этого, душа может быть тайником, хранилищем, сокровищницей. Сюда же относится представление о невозможности увидеть душу и ее содержимое, о непроницаемости ее для чужого взгляда. Душа выступает как синоним индивидуальности, личности. Также можно добавить, что душа может принимать некие размеры (может быть великой или мелкой) и что в ней могут одновременно присутствовать.

  2. Душа как ткань, полотно или завеса.

  3. Душа как воздух.

  4. Душа со свойствами физического тела, как некий орган.

  5. Душа как струны, нити, фибры или жилы.

  6. Душа как растение, деревце.

  7. Душа как некая ценность, которую можно заложить, продать, купить или которой модно завладеть [Михеев 1999:28-30].

  Часто понятие «душа» синонимично понятию «сердце», что, безусловно, связано с представлением о локализации души в сердце. В русской языковой картине мира душа выступает как символ внутреннего психического мира человека, место средоточия эмоций, желаний, связанных с удовлетворением духовных запросов и потребностей. Вообще русская модель личности основывается на противопоставлении тела как материального компонента человеческой сущности – душе как морально-эмоциональному ядру человека. И в этом противопоставлении приоритетом обладает именно душа. Ярким примером могут служить такие паремии: «Тело в тесноту, а душу на простор», «Упокой, Господи, душеньку, прими, земля, косточки!», «Тебе, телу, во земле лежать, а мне, душе, на ответ идти»  – здесь особенно отчетливо видно понимание души как духовного начала, морального ядра человеческой сущности.

 Противопоставление души и тела часто происходит как противопоставление земных благ и духовных. Причем и здесь акцент делается на тленности и вечности, несовместимости телесного, противоположного духовному: «Что телу любо, то душе грубо», «У кого деньги вижу – души не слышу», «Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся», «Хоть мошна пуста, да душа чиста», «Живота (т.е. богатства) не копи, а душу не мори!». Сюда же примыкают пословицы, говорящие о несовместимости богатства и безгрешной души: «Пусти душу в ад, будешь богат».

Образ души как высшей ценности часто противопоставляется материальным, земным богатствам: «Деньгами души не выкупишь». Этот же мотив мы видим в устойчивых выражениях «заложить душу», «душу продать черту».
В антитезе «душа-тело» часто присутствует мотив тесной связи духовного и телесного. Причем эта связь двусторонняя: «Грешное тело и душу съело» – здесь находит отражение христианское понимание плоти как прибежища греха и зависимости судьбы души от земной жизни. Земная жизнь рассматривается как особенный путь души, от которого зависит ее дальнейшая судьба, а душа видится как важнейший и основной элемент человеческой сущности, независящий от внешних обстоятельств земной жизни: «Хоть шуба овечья, да та же душа человечья», «Не тронь голыша (бедняка) – у него такая же душа».

 Но при этом душа напрямую зависит от внутренних обстоятельств – от того, как сам человек поступает с другими людьми, от его поступков и помыслов. Анализируя богатейшую сокровищницу русских пословиц и поговорок, мы находим немало пословиц-предостережений, например: «Не криви душой: «кривобок на тот свет уйдешь» – то есть, за неправедные слова и поступки неминуемо последует наказание, поскольку они, так или иначе, отразятся на человеческой душе.

  У таких пословиц и поговорок очень сильно воспитательное значение, тесно связанное с христианской этикой: «Обидеть (сгубить) легко, да душе каково?», «Хоть мошна пуста, да душа чиста», «Живота (богатства) не копи, а душу не мори!».

 Итак, концепт «душа» в русской культуре ощутил на себе очень сильное влияние христианства. Понимание души как божественного начала в человеке нашло отражение во многих поучительных паремиях, приведенных выше. Кроме того, вероятно, древняя, еще дохристианская этика славян также включала в себя понимание необходимости блюсти духовную сущность в чистоте, поэтому и христианские этические нормы так органично вплелись в народную мудрость.

Душа рассматривается как личное достояние каждого человека, как то, что в первую очередь зависит от самого человека [Савина 2001:55-68]: «Тело довезу, а за душу не ручаюсь» – то есть, безопасность, благополучие души зависят только от самого человека, и в этом ему никто помочь не может.
Если душа человека содержится в чистоте, ей ничто не грозит: «Невинная душа непричастна греху».

   В пословицах мы также наблюдаем понимание души как такого элемента человеческой сущности, который обладает своей собственной защитой: «Не ела душа чесноку, не будет вонять».
Также мы наблюдаем пословицы и поговорки, как бы констатирующие факт нарушения безопасности души самим человеком, например: «Покривил ты душой, не пожалел ты души своей», «Душе с телом мука».
В паре «душа-плоть» отношения могут быть самыми разными, и зависимость тела от души может меняться на зависимость души от тела, но в гораздо меньшей мере. Можно даже сказать, что душа мыслится зависимой лишь от некоторых недостатков плоти.

  Независимость души от дефектов физического тела подчеркивается пословицами, где акцент ставится на красоте и чистоте души, а не тела: «Рожа крива, да душа пряма», «Плоха рожа, да душа пригожа», «Личиком беленек, а душой черненек», «Плоть немощна, а душа грешна. Плоть грешна, да душа хороша», то есть, душа без тела не мыслима, но отношения между ними могут быть самыми разными. Так, при прекрасной душе у человека может быть уродливое лицо, или же он может быть грешен, но при этом иметь «хорошую душу». В этой паре «душа-тело» реализуются самые разные элементы понимания души, противопоставление души и тела может принимать самые разные формы. Иногда это доходит едва ли не до конфликта: «Душа на прохладу, а плоть в баню просятся», «Душа прохладу любит, а плоть пар» [Пословицы и поговорки русского народа 1987] – здесь мы видим отражение противоречивых устремлений духовных и телесных.

  Что любопытно, весьма широк пласт пословиц, говорящих о том, что неблаговидное поведение души способно сгубить и тело – таким образом, приоритет все равно отдается душе: «Душа согрешила, а спина виновата». Более того, утрата чистоты души понимается как нечто непоправимое: «Как душа черна, так и мылом не смоешь», «Как нет души, так что хошь пиши!» (то есть, ничего не поделаешь, исправить ничего нельзя), «Руку, ногу переломишь – сживется, а душу переломишь – не сживется [Пословицы и поговорки русского народа 1987].

  Психическая деятельность, особенно такая, которая связана с познанием и восприятием окружающего мира, также мыслится как деятельность прежде всего духовная: «Не глаза видят, а человек; не уши слышат, а душа». Очень мощным является пласт пословиц и поговорок, в которых нашли отражение понимание души как жизненной силы, ее связи со здоровьем физического тела, с самой жизнью. Часто в таких пословицах душа выступает символом жизни и напрямую связана с судьбой, с Божьей волей [59,стр.85-96]. Утрата души означает смерть тела: «Игла служит, пока уши, а люди – пока души», «Покуда жива душа», «Без поры душа не выйдет. Кто душу вложил, тот и вынет», «Никто не увидит, как душа выйдет», «Ни жить, ни умереть, ни ноги протянуть, ни душу испустить», «У старого до смерти душа не вынута, а у молодого не запечатана».

  С концептом «душа» в русской культуре напрямую связаны концепты «сердце» и «совесть», причем связь прослеживается очень тесная и многогранная. Сердце как средоточие психической жизни, как вместилище души выступает плотским эквивалентом души. Иногда сердце и душа сопоставляются как две стороны психической жизни человека: «Сердце – вещун, а душа – мера» - здесь отразился взгляд на сердце как на вместилище души, обладающее определенными метафизическими свойствами. Душа же здесь является эталоном, мерилом всех остальных явлений человеческой жизни.
 Также душа может выступать как некая сущность, управляющая сердцем: «Сердце – пестун, а душа – дядька», то есть, сердце находится в подчиненном положении по отношению к душе. Сердце может и влиять на душу: «Сердце душу бережет, и душу мутит». Концепт «совесть» по отношению к концепту «душа» выступает явлением того же порядка, то есть, принадлежит к сфере психической и моральной жизни человека. «Совесть» по отношению к «душе» может быть эквивалентом, а может находиться в оппозиции. В первом случае совесть является некоей функцией души: «С совестью не разминуться: душа не сосед, не обойдешь», а во втором случае она равноправна с душой, но может противоречить ей, отсюда возникает оттенок трагизма и поучительное значение пословицы усиливается: «Душа христианская, да вот совесть цыганская» [Пословицы и поговорки русского народа 1987].

  Следует также отметить такую сторону содержания концепта «душа», как таинственность, непостижимость и ценность. Душа – это личное достояние каждого человека, его внутреннее пространство, в которое не должен проникать никто чужой. Душа в этом смысле выступает как некий храм, сокрытый от всех, кроме самого человека и Бога.
Прежде всего это нашло отражение во фразеологии, в таких выражениях, как «лезть в душу», «плюнуть в душу», «влезть в душу без мыла», «стоять над душой», «ломиться в душу», «осквернить душу» и т.п., и в пословицах и поговорках: «Чужая душа потемки», «В чужую душу не влезешь», «Чужая душа – темный лес», «Как в кремне огонь не виден, так и в человеке душа».   В приведенных выше примерах мы видим, что душа рассматривается как нечто тайное, непостижимое и непознаваемое. 

Взгляд на душу как на храм вообще является ведущим в русской культурной картине мира, проявляясь не только в фольклоре, но и в литературе, особенно в поэзии. В ассоциации души с храмом огромную роль сыграли христианские представления о душе, благодаря которым языческое представление о душе как о частице всего сущего переродилось в понимание души как творения всемогущего и вездесущего Бога, непосредственно связанного с ним.

  С этим также соотносится особая ценность души. Душа как наивысшая ценность должна быть тщательно оберегаема и несовместима с таким сугубо плотским явлением, как деньги и все с ними связанное. В антитезе «душа-деньги» душа обладает неоспоримым приоритетом. «Пусти душу в ад – будешь богат». Многочисленные фразеологические выражения, как-то: «продал душу дьяволу», «заложил душу», «продажная душа», - как правило, имеют негативную окраску. Лишиться души – значит, практически перестать быть человеком, несмотря ни на какие богатства.

Концепт «Душа» выступает чаще всего в паре с каким-либо другим концептом. Отношения внутри такой пары могут быть различными. В одних случаях это будет противопоставление, в других – сравнение, в-третьих – тесная взаимосвязь. Чаще всего «душа» противопоставляется явлениям материального мира. Мы обнаружили такие основные антитезы: «душа – тело», «душа-плоть», «душа – грех», «душа – богатство». Душа в паремиях выступает в парах с концептом «сердце» и «совесть», причем отношения в этих парах могут быть как сравнительными, равноправными, так и подчиненными, причем «душа» обладает приоритетом.
На основе анализа русских паремий мы можем сделать вывод, что в данном концепте отразилось понимание души как средоточия психической и эмоциональной жизни человека, как бесплотной и бессмертной сущности, связанной с Богом. Кроме того, душа понимается как ценность, тайна, которую следует тщательно оберегать. Душа выступает мерилом человеческих поступков, и часто в этом контексте «душа» употребляется вместе с концептом «совесть». Также душа понимается как внутренний храм, утрата или осквернение которого ведут к утрате связи человека с Богом и к погибели.
Мы также обнаружили ряд важных образных воплощений концепта «душа». «Душа» выступает как некое вместилище переживаний, эмоций, а также как синоним жизни, здоровья. Душа – мерило человеческих поступков.
Кроме того, душа может выступать в оппозиции к материальным благам – богатство несовместимо с чистотой души.

  Концепт «душа» в русской языковой картине мира играет очень важную роль, что связано с христианским мировоззрением и с остатками языческих представлений о мире, которые органично переплелись с христианскими.  Душа – важнейший элемент человеческой сущности, без нее невозможен человек [Савина 2001:113-125]

 

 



2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Концепт «душа» и его отражение в пословицах и поговорках как зеркале русской языковой картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепт «душа» и его отражение в пословицах и поговорках как зеркале русской языковой картины мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)