Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА



2019-12-29 319 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Липецкий Государственный Педагогический Университет»

Филологический факультет

Кафедра современного русского языка и методики его преподавания

 

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 032 900 «Русский язык и литература»

на тему:

«Концепт душа в русской языковой картине мира»

                                   Выполнила:

                                                          студентка 5 курса группы РЛ-5

                                                            Болдырева Юлия Владимировна

 

   

                                             Научный руководитель:

                                             доцент, канд.филол.наук

                                              Король Лариса Ивановна

 

 

 


«Работа допущена к защите в ГАК»

зав. кафедрой д.ф.н., профессор

Звёздова Г.В.

 

                      

Липецк-2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ   

   МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА……………………..7

                                                                                                                                                          

    1.1 Язык как отражение определенного способа устройства мира………………………………………………………………………………..7

    1.2 Ключевые концепты русской языковой картины мира. Лингвоспецифичные слова и их роль в интерпретации языковой картины мира……………………………………………………………………………….14

    1.3 Концепт в индивидуально-авторской картине мира. Художественный концепт………………………………………………………………………..…..29

   Выводы к 1 главе……………………………………………………………36

                    

ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ ДУША В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ               

              МИРА…………………………………………………………….….38

    2.1 «Лингвистический паспорт» слова душа по данным современной лексикографии…………………………………………………………………...38

    2.2  Концепт душа  как основа русской ментальности :особенности речевой реализации……………………………………………………………...45

    2.3 Концепт душа и его отражение в пословицах и поговорках………..53

    2.4 Художественный концепт душа в поэзии Ф. И.Тютчева…….….…61

    Выводы к 2 главе……………………………………………………........67

Заключение……………………………………………………………69

Библиография…………………………………………………............71

Приложение…………………………………………………………...76

ВВЕДЕНИЕ

   Несмотря на многочисленные исследования, русский характер и по сей день оказывается весьма трудным предметом для историка культуры, как замечает Ю.С. Степанов, поскольку не может быть установлено полной преемственности в стереотипах поведения [Степанов 1975:57].
  Известно, что объективной базой при изучении ментальности, выявлении в ней уникального, является язык, особенно его лексический состав, отражающий характер и мировоззрение народа. Сравним с утверждениями Э.Сепира: «Язык – символическое руководство к пониманию культуры»; «лексика - очень чувствительный показатель культуры народа» [Сепир 2002:243].     

  В каждом естественном языке существуют так называемые ключевые слова – слова, «особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры» [Вежбицкая 1996:282]. Являясь коренными словами того или иного языка, ключевые слова и воплощенные в них концепты (понятия, образы, символы) отражают различные культурные идеалы, национальный характер и национальные идеи. Они сохраняют в своем значении опыт народа, его нравственную позицию, его, как принято говорить, менталитет [Колесов 2004:112].

  Как замечает В.В. Колесов, понятие ментальность, или менталитет, этимологически связанное с латинским словом mens, mentis («мышление; образ мыслей; душевный склад», даже «сознание» или «совесть»), постоянно расширяло свой смысл в соответствии с исходными значениями латинского слова, постепенно насыщаясь символическими значениями [Там же:138]. Согласно определению исследователя, под ментальностью следует понимать «миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» [Там же:81].
 Описание ключевых слов позволяет получить о русском характере сведения, которые становятся результатомлингвистического анализа, а не его исходной предпосылкой. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, во-первых, новым подходом к анализу ключевых единиц языка: концептов, заключенных в лингвоспецифических словах; во-вторых, соотнесенностью общенациональных концептов, реализованных в пословицах и поговорках, с индивидуально-авторским концептом в художественном тексте (в частности, в поэзии Ф.И.Тютчева).

    Объектом исследования являются толковые словари, этимологические словари, словари синонимов, антонимов, пословицы и поговорки русского народа, а также художественные тексты, в частности стихи Ф.И.Тютчева.

Предмет исследования – лексема душа, отраженная в лексикографических источниках; концепт душа, реализованный в пословицах и поговорках, а также в индивидуально-авторской картине мира.

Целью исследования является анализ культурологического концепта душа; а также выявление доминантных черт русского национального характера, осуществляемое через семантический анализ слова душа, приоритеты связанных с ним единиц в пословицах и поговорках, а также представление концепта душа в творчестве Ф.И. Тютчева.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить основные значения лексемы душа и основные признаки концепта душа в национальной языковой картине мира;

2. Определить доминантные черты концепта душа в русской языковой картине мира;

3. Сопоставить общенациональное представление о душ е с индивидуально-авторским восприятием;

4. Рассмотреть художественный образ души в контексте культуры и выявить взаимосвязь семантики образа души с религиозными, философскими и эстетическими идеями.

В исследовании используются следующие методы:

1. Системно-типологический метод, осмысляющий культурную реальность как сложную систему, все элементы которой структурно взаимосвязаны между собой (М.С. Каган).

2. Герменевтический метод обусловлен необходимостью рассмотрения концепта непосредственно в контексте культуры, что позволило выявить значение концепта душа и его толкования с позиции современной ему исторической эпохи.

3. Аналитический метод предполагает анализ литературы по теме исследования, словарных и текстовых материалов.

4. Метод обобщения и систематизация связан с систематизацией культурологической информации, а также лексического материала, являющегося отражением концепта душа в национальной картине мира.

5. Статистический метод сопровождает данные языковых исследований.

 

  Теоретико-методологической базой выпускной квалификационной работы явились:

  –  исследования современных лингвистов, посвященные проблемам русской ментальности и ее отражению в слове, описывающие русский национальный  характер в тесной взаимосвязи (парадигмах) языка и культуры: книга Анны Вежбицкой «Язык. Культура. Познание»; книга В. В. Колесова «Жизнь происходит от слова»; труд Ю.С. Степанова «Константы: Словарь русской культуры»;

  – работы современных лингвистов, посвященные проблемам исследования русской языковой картины мира, её национальной специфики: исследование Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» [27]; исследование Т.В. Булыгиной, А.Д. Шмелева « Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики». М., 1997).

 Теоретическая значимостьработы состоит в том, что рассматриваются разные соотношения единицы душа: лексема и концепт, общенациональный концепт душа и индивидуально-авторский. 

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в вузовском курсе “Лингвистический анализ художественного текста”, в спецкурсах, на уроках словесности в школе, а также при подготовке к написанию творческой части ЕГЭ по русскому языку и литературе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. 

Изложенные выше цели и задачи определили содержание и структуру настоящего выпускного квалификационного сочинения, которое состоит из введения, двух глав («Языковая картина мира как отражение ментальности русского народа» и «Концепт "душа" в русской языковой картине мира»),заключения, списка литературы (78 наименований) и приложения.

 

ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА



2019-12-29 319 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)