ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
Государственное общеобразовательное учреждение Высшего профессионального образования «Липецкий Государственный Педагогический Университет» Филологический факультет Кафедра современного русского языка и методики его преподавания
Выпускная квалификационная работа по специальности 032 900 «Русский язык и литература» на тему: «Концепт душа в русской языковой картине мира» Выполнила: студентка 5 курса группы РЛ-5 Болдырева Юлия Владимировна
Научный руководитель: доцент, канд.филол.наук Король Лариса Ивановна
«Работа допущена к защите в ГАК» зав. кафедрой д.ф.н., профессор Звёздова Г.В.
Липецк-2009 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА……………………..7
1.1 Язык как отражение определенного способа устройства мира………………………………………………………………………………..7 1.2 Ключевые концепты русской языковой картины мира. Лингвоспецифичные слова и их роль в интерпретации языковой картины мира……………………………………………………………………………….14 1.3 Концепт в индивидуально-авторской картине мира. Художественный концепт………………………………………………………………………..…..29 Выводы к 1 главе……………………………………………………………36
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ ДУША В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА…………………………………………………………….….38 2.1 «Лингвистический паспорт» слова душа по данным современной лексикографии…………………………………………………………………...38 2.2 Концепт душа как основа русской ментальности :особенности речевой реализации……………………………………………………………...45 2.3 Концепт душа и его отражение в пословицах и поговорках………..53 2.4 Художественный концепт душа в поэзии Ф. И.Тютчева…….….…61 Выводы к 2 главе……………………………………………………........67 Заключение……………………………………………………………69 Библиография…………………………………………………............71 Приложение…………………………………………………………...76 ВВЕДЕНИЕ Несмотря на многочисленные исследования, русский характер и по сей день оказывается весьма трудным предметом для историка культуры, как замечает Ю.С. Степанов, поскольку не может быть установлено полной преемственности в стереотипах поведения [Степанов 1975:57]. В каждом естественном языке существуют так называемые ключевые слова – слова, «особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры» [Вежбицкая 1996:282]. Являясь коренными словами того или иного языка, ключевые слова и воплощенные в них концепты (понятия, образы, символы) отражают различные культурные идеалы, национальный характер и национальные идеи. Они сохраняют в своем значении опыт народа, его нравственную позицию, его, как принято говорить, менталитет [Колесов 2004:112]. Как замечает В.В. Колесов, понятие ментальность, или менталитет, этимологически связанное с латинским словом mens, mentis («мышление; образ мыслей; душевный склад», даже «сознание» или «совесть»), постоянно расширяло свой смысл в соответствии с исходными значениями латинского слова, постепенно насыщаясь символическими значениями [Там же:138]. Согласно определению исследователя, под ментальностью следует понимать «миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» [Там же:81]. Объектом исследования являются толковые словари, этимологические словари, словари синонимов, антонимов, пословицы и поговорки русского народа, а также художественные тексты, в частности стихи Ф.И.Тютчева. Предмет исследования – лексема душа, отраженная в лексикографических источниках; концепт душа, реализованный в пословицах и поговорках, а также в индивидуально-авторской картине мира. Целью исследования является анализ культурологического концепта душа; а также выявление доминантных черт русского национального характера, осуществляемое через семантический анализ слова душа, приоритеты связанных с ним единиц в пословицах и поговорках, а также представление концепта душа в творчестве Ф.И. Тютчева. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить основные значения лексемы душа и основные признаки концепта душа в национальной языковой картине мира; 2. Определить доминантные черты концепта душа в русской языковой картине мира; 3. Сопоставить общенациональное представление о душ е с индивидуально-авторским восприятием; 4. Рассмотреть художественный образ души в контексте культуры и выявить взаимосвязь семантики образа души с религиозными, философскими и эстетическими идеями. В исследовании используются следующие методы: 1. Системно-типологический метод, осмысляющий культурную реальность как сложную систему, все элементы которой структурно взаимосвязаны между собой (М.С. Каган). 2. Герменевтический метод обусловлен необходимостью рассмотрения концепта непосредственно в контексте культуры, что позволило выявить значение концепта душа и его толкования с позиции современной ему исторической эпохи. 3. Аналитический метод предполагает анализ литературы по теме исследования, словарных и текстовых материалов. 4. Метод обобщения и систематизация связан с систематизацией культурологической информации, а также лексического материала, являющегося отражением концепта душа в национальной картине мира. 5. Статистический метод сопровождает данные языковых исследований.
Теоретико-методологической базой выпускной квалификационной работы явились: – исследования современных лингвистов, посвященные проблемам русской ментальности и ее отражению в слове, описывающие русский национальный характер в тесной взаимосвязи (парадигмах) языка и культуры: книга Анны Вежбицкой «Язык. Культура. Познание»; книга В. В. Колесова «Жизнь происходит от слова»; труд Ю.С. Степанова «Константы: Словарь русской культуры»; – работы современных лингвистов, посвященные проблемам исследования русской языковой картины мира, её национальной специфики: исследование Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» [27]; исследование Т.В. Булыгиной, А.Д. Шмелева « Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики». М., 1997). Теоретическая значимостьработы состоит в том, что рассматриваются разные соотношения единицы душа: лексема и концепт, общенациональный концепт душа и индивидуально-авторский. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в вузовском курсе “Лингвистический анализ художественного текста”, в спецкурсах, на уроках словесности в школе, а также при подготовке к написанию творческой части ЕГЭ по русскому языку и литературе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Изложенные выше цели и задачи определили содержание и структуру настоящего выпускного квалификационного сочинения, которое состоит из введения, двух глав («Языковая картина мира как отражение ментальности русского народа» и «Концепт "душа" в русской языковой картине мира»),заключения, списка литературы (78 наименований) и приложения.
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |