Теоретические подходы к понятию «ценностные ориентации» в отечественной и зарубежной психологии
Ценностные ориентации личности по-разному интерпритируются разными авторами. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности»и и «мотивы», В.Франклин-«ценности» и «личностные смыслы». Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглащаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями. В этой связи необходимо разграничивать ценностные ориентации со смежными понятиями(такими как «потребность», «мотив», «установка», «аттитюд», «диспозиция», «личностный смысл», «убеждение»). Ф.Е. Василюк считает, что ценность не является ни предметом потребности, ни мотивом, поскольку последние всегда корыстны. Д.А. Леонтьев так же отмечает, что в отличие от потребностей, ценности не ограничены данным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а «притягивают извне». В диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.Я. Ядова представлена иерархия регулятивных образований или диспозиций(установки, аттитюды и ценностные ориентации личности). Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность. Одновременно с этим система ценностных ориентаций личности, являясь отражением ценностей социальной среды, сама же может оказывать воздействие на групповые нормы и ценности. Например, в стратометрической концепции коллектива А.В Петровского ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Он проводит разделение общих ценностей и декларируемых , внешних по отношению к человеку ценностей. Представление о системе ценностей личности получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как устойчивые убеждения, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. По его мнению ценности, ценности личности характеризуются следующими признаками: -истоки ценностей прослеживаются в культуре, ценности и личности; -влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения; -общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; -все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени; -ценности организованы в системы. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему, существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Систему ценностных ориентаций, таким образом, можно рассматривать как подсистему «образа мира». Основная функция ценностных ориентаций-обеспечение взаимодействия элементов более общей систем «человек», взаимодействия между внутренними установками и нормами социальной среды., между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.
Изучению ценностных ориентации посвящены многочисленные работы, образующие два уровня исследования ценностной проблематики: теоретический и прикладной. Основной трудностью для исследователей выступает многозначность терминологии, обусловленная переплетением понятийных аппаратов смежных дисциплин при исследовании феномена ценностных ориентации. Социологический подход к проблеме ценностей и ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социальной системы, выполняющих по отношению к личности нормативные функции. В социоло- Р.Е. Миронова выделяет следующие 3 группы определений ценностей: 1. Авторы, стоящие на первой точке зрения (Г.Л. Головных, СИ. Попов, В.Г. Тугаринов, Перри) определяют ценности как материальные и духовные объекты или их свойства, способные удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). В.П. Тугаринов писал: "Ценности- суть предмета, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала".
А.Г. Харчев же подчеркивает, что отношение объекта к субъекту - сфера содержания, движение от субъекта к объекту - сфера удовлетворения потребностей, ценностное отношение. Она возникает из практического отношения людей к действительности. Это отношение между предметами и человеческими потребностями, которые формируются в общественно-исторической практике. Именно в рамках отношения общественного предмета, его свойств и социального субъекта и проявляется ценность тех или иных предметов как особый социальный феномен.
Технологии ценностных ориентаций личности
Д.А.Леоньтьев выделяет три формы существования ценностей – действительные идеалы, предметные ценности и личностные ценности. В.Ф. Сержантов, исходя из того, что предметами потребностей человека могут быть как вещи так и идеи, сводит все ценности в две категории- материальные и духовные. По словам В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации могут использоваться в качестве главного критерия построения типологии личности. Так , первой типологией личности, построенной на основе этого критерия, является классификационная модель Э.Шпрангера. Он выделяет шесть идеальных типов личности: теоретический человек (основная ценность – поиск истины); экономический человек (основной акцент делается на полезных и практических ценностях); эстетический человек (наивысшей ценностью считаются стиль и гармония); социальный человек (главная ценность – любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству); политический человек (основная ценностная направленность- личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики); религиозный человек (ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы). М.Рокич проводит разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей – целей ценностей – средств: - терминальные ценности- убеждения в том, что какая –то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того , чтобы к ней стремиться; - инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Д.А.Леонтьев, приводит возможные группировки ценностей, обьединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются: 1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) – абстрактные ценности ( познание, развитие, свобода, творчество) 2. Ценности профессиональной самореализации ( интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) – ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь). 3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) – ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). 4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) – пассивные ценности (красота природы и искусства,, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). Среди инструментальных ценностей выделяются следующие дихотомии: 1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) – ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) – ценности профессиональной самореалезации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). 2. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, твердая воля) – конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) – альтруистические ценности (терпимость,чуткость, широта взглядов). 3. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля,) – ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов). 4. Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) – ценности непосредственно- эмоционального мироощущения ( жизнерадостность, честность, чуткость).
По мнению М.С. Яницкого, ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой личностных смыслов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (757)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |