Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1.Теоретические основы исследования гендерных различий в ценностных ориентациях подростков



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Глава 1.Теоретические основы исследования гендерных различий в ценностных ориентациях подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Гендерные различия в системе ценностных ориентаций у подростков »

 

                                                                                                  

 

 студентки 255 группы

 Комаровой Кристины Вадимовны
 Научный руководитель: к.п.н., доцент Коновалова О.В.
                                             
                                                  

                                                  Шадринск 2009

                                            Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3

Глава 1 Теоретические основы исследования гендерных различий в ценностных ориентациях у подростков………………………………..стр.5

1.1.Понятие «гендер» в психологии……………………………………..стр5

1.2.Теоретические подходы к понятию «ценностные ориентации» в отечественной и зарубежной психологии………………………………стр.14

Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте.стр.20

Глава 2.Эмпирическое исследование гендерных различий в системе ценностных ориентаций в подростковом возрасте…………………..стр.23

2.1.Описание выборки и методов исследования……………………...стр.23

2.2.Анализ гендерных различий в системе ценностных ориентаций подростков…………………………………………………………………стр.24

Заключение………………………………………………………………...стр.34

Библиографический список……………………………………………..стр.37

                                              

                                                   Введение

 

  

Актуальность темы. В современном мире актуальной стала проблема стереотипов, приписываемых мужчинам и женщинам. Изучение психологии мужчины и женщины, а так же половых различий у подростков имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, а также ценностными ориентациями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

В нашем обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола. Однако сознанию обоих полов присущи стереотипные представления о роли в жизни, положении, статусе.

Сегодня общечеловеческие ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утрате ценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой потеряна вертикальная традиция преемственности поколений, с существенным снижением этического стандарта, выразившимся в повсемест­ном распространении коррупции, пор­нографии, наркомании, в росте преступ­ности, в маргинализации массовых куль­турных образцов, в сомнительных пове­денческих примерах. Обострение проблемы приобщения к общечеловеческим ценностям вызвано также появлением мо­лодежных группировок с расист­скими, инфернальными установками, го­товых к насилию, вандализму и правона­рушениям.

Особенно тяжело в этих условиях приходится подросткам, которые составляют особую социально-демографическую группу, еще не обладающую достаточным нравственным и социальным иммунитетом.

Исследователи (Е. В. Бондаревская, С. К. Бондырева, Б. Т. Лихачёв, Н. Д. Никандров, И. В. Павлов, Л. Ю. Сироткин, Д. И. Фельдштейн и др.) подчеркивают сложность процессов, происходящих в подростковой среде, и признают заметное ухудшение ее духовного состояния, характеризуют его как нестабильное и не обеспечивающее необходимых возможностей жизненного самоопределения.

Недостаточная изученность данных процессов определила выбор темы нашего исследования.

 

Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, которые предвидят переоценку «гендерных» ценностей.

 

Цель: выявление гендерных различий в ценностной сфере подростка.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить систему ценностных ориентаций подростков.

3. Выявить гендерные различия в ценностной сфере подростков.

Объект исследования: система ценностных ориентаций.

Предмет исследования: гендерные различия в ценностных ориентациях подростков.

Гипотеза: гендерные особенности влияют на систему ценностных ориентаций подростков.                            

 

Теоретическую основу исследования составили:

- основные положения теории ценностей (С. Ф. Анисимов, А. А. Бодалев, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. Н. Сагатовский, В. А. Сластенин, Е. И. Сухова, А. И. Титаренко, В. Т. Тугаринов, Г. И. Чижакова, В. А. Ядов и др.);

- психологические теории развития личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.).

-теория социального конструирования гендера.

Методологической основой исследования стали: принцип детерминизма, разработанный С.Л. Рубинштейн, который гласит о том, что все явления и процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены; принцип развития, который предполагает , что все изменения происходят закономерно при последовательном переходе от одной форме к другой; принцип системности, (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.Ф.Мерлин, В.А.Барабанщиков, Д.Н. Завалишина, Голиков Ю.Я.),согласно которому сложные объекты должны анализироваться как системы; принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание и деятельность образуют неразрывное единство.

Методы исследования: анализ литературы, психодиагностический инструментарий, метод количественной и качественной обработки данных, констатирующий эксперимент.

Психодиагностический инструментарий: методика «Ценностные ориентации» М.Рокича; анкета половых ролей Сандры Бем.

База исследования: МОУ СОШ №4, 7А класс.

 

Глава 1.Теоретические основы исследования гендерных различий в ценностных ориентациях подростков



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Глава 1.Теоретические основы исследования гендерных различий в ценностных ориентациях подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1.Теоретические основы исследования гендерных различий в ценностных ориентациях подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)