Организационная сторона паники: индивидуальная и коллективная паника
Для разработки и реализации УР в условиях появления признаков паники необходимо рассмотреть суть индивидуальной и групповой паники. Индивидуальная паника – это паника одного человека. Индивидуальная паника в той или иной ситуации является следствием человеческих качеств работника. Если у одного из работников сложившаяся ситуация вызывает панику, то другой работник отнесется к данной ситуации совершенно спокойно. Коллективная или групповая паника – это групповой стресс. Коллективная паника по своей разрушительной силе много страшнее индивидуальной паники, так как может парализовать работу целого подразделения или отдела предприятия или организации. Индивидуальная паника достаточно распространена. Человек может наблюдать панику или находиться в ее области (рис. 67.1). На рис. 67.1 а человек, не находящийся в состоянии паники, может быть либо сторонним наблюдателем, либо активным деятелем, стремящимся вывести людей из этого состояния. На рис. 67.16 человек находится в состоянии паники либо сам по себе, либо в компании других людей. Для каждого человека и даже для группы людей существует свой уровень напряженности или новизны ситуации, вызывающей страх, то есть ситуация, вызывающая оцепенение работника А может быть спокойно оценена и отработана работником Б. Причина этого — различный набор индивидуальных значений качеств человека (см. ответ на 66-й вопрос). Поэтому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо тщательно подбирать людей по их личностным качествам, чтобы среди них нашелся хотя бы один человек, участвующий в процессе ПРУР, не подверженный панике в возможных напряженных ситуациях, вызывающих страх (рис. 67.2). Существует легенда о том, что полководец Александр Македонский (IV в. до н.э.) использовал оригинальный психологический прием отбора молодежи в армию. В помещение, где сидел юноша, вводили льва или тигра. Если молодой человек краснел, его зачисляли в армию, а если — бледнел, то он считался негодным для службы. Нельзя утверждать, что этот прием позволяет абсолютно точно определить — храбрый человек или трусливый, но верно то, что в минуты стресса у одних людей кровь приливает к голове, активизируя мыслительную деятельность, и лицо краснеет, у других — кровь «бросается в ноги», ухудшая мыслительную деятельность, и лицо бледнеет. Паникой могут быть охвачены отдельные люди, занимающие ответственные должности — менеджеры крупного склада, высшие руководители стального треста, трейдеры фондовой биржи и т.д. Заслуживает серьезного внимания и коллективная паника. Она проявляется среди социальных или профессиональных групп населения как реакция на напряженную или исключительную ситуацию, вызывающую страх. Некоторые авторы называют ее «социальной паникой». Для каждой коллективной паники обычно имеется один основной источник напряженной или исключительной ситуации, вызывающей страх. Девизы коллективной паники, например «спасайся, кто может», «сытый голодного не разумеет», «человек человеку — волк», отражают важнейшие потребности жизнеобеспечения человека: в безопасности, в пище и т.п. Организационной базой для паники служит закон самосохранения — объективный закон организации. Формулировка закона имеет следующий вид: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится сохранить себя (выжить) и использует дйя достижения этого весь свой потенциал (ресурс)». Все в мире подчиняется определенным писаным и неписаным правилам. Это касается как естественных организаций, так и искусственных. Организации, созданные человеком (типа обществ, товариществ, союзов и др.) относятся к искусственным, но их деятельность в какой-то мере также обусловлена сохранением вида (самой организации). Искусственные организации, так же как и естественные, функционируют в сложных условиях: есть друзья, есть враги, есть и нейтральные образования. Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании и ситуацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе, используя все имеющиеся у него ресурсы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |