Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 0.00 из 5.00 0 оценок




Защита прав потребителей — это современное понятие, имеющее глубокие исторические корни. Содержание этого понятия доносится к нам из глубины тысячелетий. Так, нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Ветхом Завете в Третьей книге Моисея «Левит» начертано: «Не делай неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные…». Пятая книга Моисея «Второзаконие» определяет: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… Гиря у тебя должна быть точная и правильная…» Книга Притчей Соломоновых гласит: «Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом».

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Отметим, что национальное общественное движение в защиту прав и интересов потребителей в Республике Беларусь имеет свои этапы развития.

Начало первого этапа национального движения можно определить серединой 80-х гг. Это был период формирования общественного движения потребителей, развития сознания, что потребитель является главным действующим лицом на потребительском рынке, лицом, для удовлетворения запросов которого должны работать предприятия товаропроизводства, торговли и сферы различных видов услуг.

Особенностью первого этапа является то, что в ходе перестройки, проводившейся в бывшем СССР, здравый смысл стал возобладать над идеологическими стереотипами, сложившимися за долгие годы в СССР, где действовала монополизация государством всех правозащитных функций, в том числе и в сфере защиты прав потребителей.

Второй этап — это период 1991—1994 гг., когда произошло разделение республик бывшего СССР на независимые государства. Общественное потребительское движение получило сильную правовую поддержку после выхода Закона СССР «О защите прав потребителей», который начал действовать с 1 января 1992 г., когда государства СССР как такового уже не существовало. Однако законодательство СССР, не противоречащее законодательству независимых государств, действовало в Республике Беларусь до принятия аналогичного Закона.

Важным вкладом в становление и развитие национального общественного движения в защиту прав потребителей явилось принятие Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», вступившего в законную силу с 1 января 1994 г. С этого момента начался третий этап развития национального потребительского движения в Беларуси на основе законодательства по защите прав потребителей и создания многочисленной сети национальных организаций по защите прав потребителей.

По мнению автора, с принятием Закона «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З можно говорить о четвертом этапе на пути эволюции норм в области защиты прав потребителей и формирования нового, отличающегося от ранее действующего, законодательства о защите прав потребителей, которое является динамично развивающейся областью общественных отношений и постоянно совершенствуется.

Более того, следует отметить, что Закон «О защите прав потребителей» — один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, практически не действовали. Поэтому, как уже упоминалось выше, началом перестройки общества явилось ориентация экономики на нужды потребителя, что в свою очередь требовало максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

На основании ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З (со всеми изменениями и дополнениями) (Далее — Закон «О защите прав потребителей») дадим определение некоторым понятиям, которые необходимо первоначально уяснить:

· потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

· исполнитель — организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю, а также иное физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги в рамках ремесленной деятельности либо оказывающее услуги в сфере агроэкотуризма (далее — физическое лицо, выполняющее работы, оказывающее услуги);

· изготовитель — организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителю, а также иное физическое лицо, осуществляющее изготовление товаров в рамках ремесленной деятельности или производящее товары (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенные к товарным группам, определенным законодательством, для последующей их разовой реализации на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством (далее — физическое лицо, производящее товары);

· продавец — организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителю по договору розничной купли-продажи, а также иное физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных им товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным [9].

Сделаем некоторые пояснения в отношении вышеуказанных понятий:

1. Важно отметить, что если Гражданский кодекс Республики Беларусь (Далее — ГК) рассматривает потребителя в первую очередь как сторону договора, то согласно Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребителем является всякий, кто заключает такой договор (т.е. когда заключение сделки началось, но еще не завершилось), кто только намеревается заключить этот договор и даже тот, кто вообще не является стороной договора, но использует товары, работы или услуги, явившиеся предметом договора, заключенного другим потребителем;

2. Необходимо обратить внимание, что Законом от 08 июля 2008 года № 366-З внесены изменения и дополнения в Закон «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З. Эти изменения коснулись и определения вышеуказанных понятий.

По мнению автора, дополнение указанных понятий — результат того, что сфера действия Закона существенно расширяется за счет включения в нее определенных категорий физических лиц. Такое расширение сферы действия Закона не является случайным, так как законодатель давно ввел в обиход новые для законодательства понятия «ремесленная деятельность» и «агроэкотуризм». В этих сферах потребители приобретали товары, работы, услуги у физических лиц, которые не являлись индивидуальными предпринимателями. Соответственно Закон формально к таким отношениям не применялся, а это серьезным образом могло ограничить права потребителей и возможности их защиты.

Существующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», а охватывает целую группу нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.

В соответствии со ст. 3 Закона «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом «О защите прав потребителей» и иным законодательством [9].

К числу иного законодательства в области защиты прав потребителей можно отнести:

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

2. Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»;

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»;

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 № 26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей»;

5. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 23.12.2004 № 54 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей»;

6. и другие.

 



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)