Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности судебного разбирательства дел о защите прав потребителей в Республике Беларусь



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Особенности судебного разбирательства дел о защите прав потребителей в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При подготовке дела к судебному разбирательству суд выясняет характер взаимоотношений между сторонами, предлагает им представить доказательства, свидетельствующие о наличии договорных отношений между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем), определяющих их права и обязанности (договоры, квитанции, чеки, накладные, акты, расписки и другие документы), а также расчет убытков, неустойки, которые, по мнению истца, должны быть возмещены ответчиком.

В судебном процессе по защите прав потребителей подлежат доказыванию:

1) факт отказа руководителем или иным должностным лицом торгового места удовлетворить требования потребителя;

2) наличие гарантийного срока (срока годности) для этого товара;

3) дата уведомления потребителем продавца о недостатке товара (уведомление должно быть в пределах гарантийного срока товара);

4) наличие понесенных потребителем убытков вследствие приобретения товара ненадлежащего качества;

5) иные обстоятельства в конкретном случае.

Для подтверждения предмета доказывания в суд необходимо представить следующие доказательства:

1) документ, подтверждающий покупку товара в соответствующем торговом месте;

2) заключение специалиста. В случае, если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;

3) заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях в технически сложных товарах;

4) претензия потребителя ответчику с указанными требованиями с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии продавцу;

5) ответ на претензию. По общим правилам гражданского права срок, в течение которого ответчик должен дать письменный ответ, устанавливается в один месяц;

6) доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества.

При предъявлении требований о защите прав потребителей при оказании услуг потребитель услуг должен доказать:

1) факт выполнения услуг соответствующей организацией или лицом;

2) факт нарушения сроков выполнения услуг или ненадлежащего качества выполненной работы;

3) факт обращения к исполнителю с предостережением о возможном нарушении сроков выполнения работы, если становится очевидным, что она не будет выполнена в срок;

4) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий нарушения исполнителем сроков выполнения;

5) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий при обнаружении недостатков выполненной работы.

При доказывании в судебном процессе факта отказа исполнителем произвести конкретные действия по требованию потребителя судом выясняются:

1) гарантийный срок выполненной работы;

2) причины несоблюдения исполнителем срока выполнения работы, произошло ли несоблюдение сроков вследствие непреодолимой силы или вины потребителя;

3) причины недостатков выполненной работы (услуги), произошло ли это после принятия работы потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы;

4) даты начала и окончания выполнения работы, дата уведомления потребителем исполнителя о нарушении срока или обнаружении недостатков выполненной работы;

5) наличие понесенных потребителем убытков вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы;

6) иные обстоятельства в соответствии с конкретными правилами оказания услуг.

Отметим, что отсутствие документов, перечисленных в Положении о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утвержденном постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 6 мая 2002 г. № 23, в частности кассовых и товарных чеков, квитанций, не лишает потребителя права при возникновении спора представлять другие доказательства, свидетельствующие о приобретении товара, выполнении услуги конкретным продавцом (изготовителем, исполнителем). Такими доказательствами могут быть и показания свидетелей.

Необходимо иметь в виду, что обязанность представить доказательства, на основании которых суд может освободить продавца (исполнителя, изготовителя) от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, по общему правилу возлагается на ответчика.

Вместе с тем потребитель обязан доказать, что недостатки товара, возникшие после передачи его потребителю, имеют место в связи с непредоставлением продавцом (исполнителем, изготовителем) надлежащей информации об этом товаре (ст. 7 Закона «О защите прав потребителей») и что недостатки товара (выполненной работы, оказанной услуги) возникли до передачи потребителю товара (принятия результата выполненной работы, оказанной услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Законодательством, а также договором между потребителем и продавцом (исполнителем) может быть предусмотрена ответственность за нарушение последним обязательств, за которые Законом ответственность не установлена или установлена более высокая, чем в Законе. Такие условия ответственности должны приниматься судом во внимание при разрешении возникших между сторонами споров.

В то же время, если условия договора ущемляют права потребителей по сравнению с теми, что закреплены Законом и иным законодательством о защите прав потребителей, то они считаются ничтожными. Потребитель, которому в результате применения таких условий договора причинены убытки, вправе требовать их возмещения в полном объеме продавцом (изготовителем, исполнителем).

Требования о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина действиями (бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца) разрешаются по правилам главы 58 ГК.

Изготовитель, исполнитель, продавец освобождаются от ответственности по возмещению вреда, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром (результатом работы, услуги) или его хранения (ст. 967 ГК и п. 7 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»).

В случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора вида требований, которые могут быть предъявлены продавцу в соответствии с ст.473 ГК и ст.20 Закона «О защите прав потребителей», принадлежит потребителю. Потребитель может требовать замены товара ненадлежащего качества независимо от того, являлись ли недостатки товара существенными, однако в отношении дорогостоящих и технически сложных товаров его требования могут быть удовлетворены только при условии существенного нарушения их качества.

Перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778, в соответствии с которым таковыми являются:

· автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

· мотоциклы, мотороллеры;

· снегоходы;

· прогулочные суда и другие плавучие средства бытового назначения, лодочные моторы;

· холодильники и морозильники;

· стиральные машины автоматические;

· телевизоры, видеомагнитофоны, видеоплейеры, видеокамеры;

· бытовая вычислительная и множительная техника;

· персональные компьютеры, периферийные устройства к ним;

· тракторы, номерные агрегаты к ним, мотоблоки и мотокультиваторы.

При разрешении требований потребителя о предоставлении безвозмездно во временное пользование аналогичного товара длительного пользования в случаях, предусмотренных п.2 ст.22, п.2 ст.23 Закона «О защите прав потребителей», следует руководствоваться, в частности, Положением о порядке безвозмездного предоставления потребителю на период устранения по его требованию недостатков товара длительного пользования или его замены аналогичного товара, а также Перечнем товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778.

Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 товарами длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар являются:

· автомобили, мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами;

· прогулочные суда и другие плавучие средства бытового назначения;

· мебель;

· электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, электробигуди, электромашинки для стрижки волос, электромассажеры, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла и другие);

· электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);

· игрушки [11].

Особенность дел о защите прав потребителей характеризуется огромным количеством проводимых экспертиз.

Так, пункт 5 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что при возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, исполнителем) спора о достоверности предоставленной информации о товаре (работе, услуге) продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель) обязан провести экспертизу достоверности информации за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе принять участие в проведении экспертизы лично или через своего представителя, а также оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю) расходы по проведению экспертизы [9].

В соответствии с п. 9 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости — провести проверку качества товара. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проверке качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, — также о месте и времени проведения проверки качества товара.

При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме (ч.2 п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»).

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара (ч. 3 п. 1 ст. 20).

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет (ч.4 п.1 ст. 20).

В соответствии со ст.31 Закона «О защите прав потребителей» при возникновении спора между потребителем и исполнителем по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или их причин исполнитель должен провести экспертизу результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги) за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества и проведении экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) лично или через своего представителя (ч.3 п.6 ст.31 Закона «О защите прав потребителей»).

Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) в судебном порядке (ч.4 п.6 ст.31 Закона «О защите прав потребителей»).

Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками, потребитель обязан возместить исполнителю расходы по проведению экспертизы (ч.5 п.6 ст.31 Закона).

Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен, — в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе (ч.6 п.6 ст.31 Закона «О защите прав потребителей»).

Правовое регулирование порядка проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах) (за исключением судебных экспертиз) содержится в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах защиты прав потребителей» от 14 января 2009 г. № 26.

В соответствии с п. 25 Положения о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах защиты прав потребителей» от 14 января 2009 г. № 26 потребитель, продавец, изготовитель, поставщик, представитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Cпоры, возникшие в связи с требованием потребителя о замене товара с недостатками другим товаром той же модели (марки, типа, артикула и т.п.), следует учитывать, что если такой товар снят с производства либо его поставка прекращена не по вине ответчика, а от получения аналогичного товара другой модели (марки, типа, артикула и т.п.) потребитель отказался, то в соответствии с ст.386 ГК обязательство продавца (изготовителя) в части замены товара прекращается в связи с невозможностью исполнения. В этом случае потребитель вправе предъявить по своему выбору иное требование из перечисленных в ст.20 Закона и ст.473 ГК. Обязанность по представлению доказательств, подтверждающих невозможность замены товара по причинам, за которые не может нести ответственность продавец (изготовитель), а также принятие необходимых мер по замене товара возлагаются на ответчика.

Если эти обстоятельства будут установлены в стадии исполнения решения, обязывающего ответчика предоставить потребителю взамен некачественного товар той же модели (марки, типа, артикула и т.п.), то суд в соответствии с ст.329 ГПК решает вопрос об изменении способа исполнения решения.

По искам о расторжении договоров розничной купли-продажи товаров ненадлежащего качества, проданных в кредит, необходимо отметить, что в силу положений п. 5 ст. 27 Закона «О защите прав потребителей» в случае расторжения договора потребителю, которому товар был продан в кредит, возвращается уплаченная за товар сумма в размере кредита, погашенного ко дню возврата товара, а также возмещаются плата за предоставление кредита и разница между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, — на момент вынесения судом решения [9].

Потребитель вправе требовать обмена не только товаров ненадлежащего качества, но и непродовольственных товаров надлежащего качества, кроме указанных в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778, среди которых можно назвать:

· метражные товары (ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружево, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка и другие);

· паркет, ламинат, плитка керамическая, обои (при обмене или возврате такого товара в количестве, отличном от приобретенного потребителем);

· белье нательное, белье для новорожденных и детей ясельного возраста из всех видов тканей, бельевые трикотажные изделия, кроме спортивных, предметы женского туалета;

· чулочно-носочные изделия;

· изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни, изделия из жемчуга и янтаря;

· бижутерия;

· товары, имеющие гарантийный срок, в техническом паспорте (заменяющем его документе) которых имеется отметка о дате продажи;

· автомобили, мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним;

· мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавучие средства бытового назначения;

· мебельные гарнитуры и наборы;

· парфюмерно-косметические товары;

· инструменты для маникюра и педикюра;

· игрушки;

· товары бытовой химии, в том числе лакокрасочные материалы;

· фотопленка, фотобумага, фотореактивы;

· ручки автоматические перьевые и шариковые, автоматические карандаши, стержни, маркеры, фломастеры и иные аналогичные товары;

· аудио- и видеокассеты, дискеты и компакт-диски, другие технические носители информации;

· печатные издания;

· предметы личной гигиены, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (зубные щетки, расчески, бигуди для волос, губки, парики, шиньоны, лезвия для бритья и другие аналогичные товары, предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы для очков, контактные линзы, предметы по уходу за детьми);

· лекарственные средства;

· изделия из полимерных материалов, контактирующие с пищевыми продуктами, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортировки пищевых продуктов);

· товары зоомагазинов;

· цветы живые, елки, декоративные растения, саженцы деревьев;

· товары секс-шопов специального назначения;

· табачные изделия и махорка;

· гражданское оружие, составные части и компоненты гражданского огнестрельного оружия, патроны к нему, порох [11].

При рассмотрении споров, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока товаров длительного пользования, необходимо руководствоваться положениями Главы 3 Закона, поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товаров ненадлежащего качества. Договор на выполнение работ или оказание услуг по гарантийному ремонту в этих случаях с потребителем не заключается. Вместе с тем от этих споров следует отличать возникшие по истечении установленного изготовителем гарантийного срока на товары длительного пользования споры, вытекающие из договора подряда (в том числе на абонентное обслуживание), заключенного потребителем с мастерскими по ремонту и обслуживанию, например, телевизоров, бытовой техники, производящими в процессе ремонта замену комплектующих изделий и составных частей основного изделия, на которые установлены отдельные гарантийные сроки.

При разрешении возникших после такой замены споров, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока установленных мастерской комплектующих изделий и составных частей основного изделия, необходимо учитывать, что потребителем не заключался договор купли-продажи отдельных комплектующих изделий и составных частей основного изделия, и руководствоваться Главой 4 Закона, регулирующей вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

Отметим, что на исполнителя, выполняющего обязанности по осуществлению гарантийного ремонта товара (вещи), возлагается и обязанность по хранению товара, переданного для ремонта. К таким отношениям применяются нормы ГК о договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом. В частности, хранение товара в период гарантийного ремонта производится исполнителем безвозмездно, поскольку Закон исходит из принципа освобождения потребителя от любых расходов, связанных с восстановлением его прав.

Неустойка в размере, предусмотренном п.6 ст.30 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение установленных сроков выполнения работы (оказания услуги), промежуточных сроков выполнения работы (оказания услуги), а также новых сроков выполнения работы (оказания услуги), взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала или окончания выполнения работы (оказания услуги) или предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п.1 ст.30 Закона. Если исполнителем нарушены сроки не только начала, но и окончания работы (оказания услуги), неустойка взыскивается за каждое нарушение [9].

При определении размера подлежащих взысканию в пользу потребителя убытков неустойка зачету не подлежит. Вместе с тем суд вправе применить положения ст. 314 ГК и уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения ответчиком обязательств.

Соглашение потребителя с работником организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), о выполнении работы (оказании услуги) без соответствующего оформления не порождает прав и обязанностей между потребителем и этой организацией. Поэтому организация не несет ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение работы (оказание услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению имущества. Ответственность в этом случае может быть возложена судом на лицо, принявшее на себя обязанность по выполнению работы (оказанию услуги).




2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Особенности судебного разбирательства дел о защите прав потребителей в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности судебного разбирательства дел о защите прав потребителей в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)