Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие интернет-форума и его место в среде Интернет



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Понятие интернет-форума и его место в среде Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1: Современные Интернет-технологии в обучении иностранным языкам

§1 Понятие интернет-форума и его место в среде Интернет

§2 Современные дискуссионные форумы для изучающих английский язык

Выводы к первой главе

Глава 2: Организационно-тематическая структура дискуссионного форума группы

§1 Вопросы организации тематических дискуссий на форуме учебной группы

§2 Методические принципы работы по организации и ведению тематических дискуссий

Выводы ко второй главе

Заключение

Список литературы


Введение

Данная курсовая работа посвящена методам и принципам организации общения на Интернет-форумах на английском языке, что являются частью изучения иностранного языка. В условиях современности происходит повсеместное внедрение цифровых технологий, в том числе и в процесс образования. Данная работа призвана продемонстрировать эффективность применения общения на веб-форумах в рамках учебной группы. 

Актуальность данного исследования заключается в том, что мы рассматриваем проблему сетевого общения в образовательных целях, что само по себе связано с проникновением современных, актуальных средств и методов в процесс обучения.

Объектом исследования выступают интернет-форума, как особый вид сетевой коммуникации, отличающийся особым типа ведения дискуссий.

Предметом исследования являются методы организации дискуссий на интернет-форумах в целях повышения лингвистической компетенции для изучающих иностранные языки.

Данное исследование имеет своей целью выявление основных методических принципов общения на Интернет-форумах, являющихся площадкой для коммуникации на иностранном языке.

В качестве гипотезы мы выдвигаем, что интернет-форум, как особый вид сетевого общения, обладает огромным потенциалом в области повышения не только лингвистических навыков, но и культурного обогащение, а также расширения кругозора. В связи с этим встает ряд задач:

· Выявить основные принципы организации ведения дискуссий на интернет-форумах.

· Обобщить информацию об имеющихся в сети Интернет форумах, посвященный изучения иностранного языка

· Определить значимость такого формата общения при изучении английского языка

· Описать принципы работы интернет-форума, как явления сетевой культуры

· Рассмотреть принципы организации деятельности форума на примере конкретного сайта учебной группы.

Научная новизна заключается в исследовании веб-форума языковой учебной группы, который не имеет аналогов в сети Интернет на текущий момент.

Теоретическая значимость состоит в том, что данное исследование раскрывает методические аспекты новой для системы образования формы изучения языка - путем сетевого общения в особом, уникальном формате.

Практическая ценность выражается в том, что данное исследование может служить предпосылкой для более глубокого изучения проблемы, дальнейшего ее исследования с целью обнаружения новых сторон лингво-культурной и методической значимости сетевого общения в рамках веб-форума.

На защиту выносят следующие положения:

1. Рассмотреть Интернет-форум, как средство для сетевого общения, обладающее уникальными, характерными особенностями.

2. Проанализировать форум сайта учебной группы, который обладает собственными механизмами и принципами организации общения, а так также особой функциональностью.

3. Выявить принципы организации тематических дискуссий на форуме сайта учебной группы.

Материалом для данного исследования послужили научные работы и статьи российских и зарубежных авторов касательно данной тематики, Интернет-ресурсы, посвященные проблеме, а также сайт, созданный учебной группой по адресу http://groupa.ucoz.co.uk/.

Для выполнения поставленных задач и подтверждения гипотезы нами использовались следующие методы исследования:

· Теоретический анализ проблемы с точки зрения методики обучения иностранному языку;

· обобщение экспертных мнений по поводу внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку;

· интервьюирование участников эксперимента по применению интернет-форума в рамках учебной группы;

· анализ работы учебной группы в течение 3 семестров на форуме веб-сайта учебной группы.

Достоверностью является фактическое наличие веб-сайта группы по вышеуказанному адресу.

Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.


 

Глава I . Современные Интернет-технологии в обучении иностранным языкам

В этой главе мы раскроем сущность понятия форума, разберем принципы работы интернет-форумов, а также попытаемся понять, какое значение имеет использование интернет-форума при обучении иностранному языку. Кроме того, мы рассмотрим англоязычные Интернет-форума, предлагающие помощь и участие в дискуссиях желающим изучать и изучающим английский язык.

Интернет форум дискуссии английский язык

Понятие интернет-форума и его место в среде Интернет

 

В этом параграфе мы дадим определение понятию «форум» и попытаемся объяснить, как происходит организация деятельности в формате общения на форуме.

Веб-форум - класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум» (У римлян: место управы или площадь, куда собирались для суда, где бывали ярмарки и где совещался народ о своих делах.). Для работы форума часто требуется база данных, как правило, SQL.[2]

Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённая иерархия веб-форума: Разделы → темы → сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор — тема — содержание — дата/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему» (также употребляются кальки «топик», «топ» от англ. topic; «тред», «трэд» от англ. thread).

Отклонение от начальной темы обсуждения (т. н. оффтоп, как и флуд) (англ. Off - topic) часто запрещено правилами форума. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы — участники, наделённые возможностью редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных зарегистрированных участников, иногда и незарегистрированных,- гостей.

На форумах может применяться чрезвычайно гибкое разграничение доступа к сообщениям. Так, на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям (гостям), на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространённый вариант) — те и другие форумы называют открытыми. Применяется и смешанный вариант — когда отдельные темы могут быть доступны на запись всем посетителям, а другие — только зарегистрированным участникам. Кроме открытых, существуют закрытые форумы, доступ к которым определяется персонально для каждого участника администраторами форума. На практике также нередко встречается вариант, когда некоторые разделы форума общедоступны, а остальная часть доступна только узкому кругу участников.

При регистрации участники форума могут создавать профили — страницы со сведениями о данном участнике. В своём профиле участник форума может сообщить информацию о себе, настроить свой аватар или автоматически добавляемую к его сообщениям подпись — в зависимости от предпочтений. Подпись может быть статичным текстом либо содержать графические картинки, в том числе т. н. юзербары. Большинство форумов имеет систему личных сообщений, позволяющую зарегистрированным пользователям общаться индивидуально, аналогично электронной почте. Многие форумы при создании новой темы имеют возможность присоединения к ней голосований или опросов. При этом другие участники форума могут проголосовать или ответить на заданный в заголовке темы вопрос, не создавая нового сообщения в теме форума. Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Часто также несколько форумов сводят воедино в одном месте, которое также называют форумом (в широком смысле). По методу формирования набора тем форумы бывают с динамическим списком тем и с постоянным списком тем. В форумах с динамическим списком тем простые участники могут создавать новую тему в рамках тематики форума.

Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений. Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки.

В настоящее время веб-форумы почти полностью вытеснили новостные группы на базе NNTP и являются одним из наиболее популярных способов обсуждения вопросов во Всемирной паутине. На данный момент форумы сосуществуют наравне с блогами и микроблогами (Twitter от англ. tweet — «щебетать», «болтать») — интернет-сайт, представляющий собой систему микроблогов. Эти две формы общения в Интернете практически не уступают друг другу по популярности.

Интернет-форумы являются частью информационно-коммуникационных технологий и имеют большой потенциал при изучении языке при внедрении данной методики в процесс образования. Разберемся в особенностях дискуссионного форума, как вида общения в сети Интернет. Стоит также сказать о том, что такое сетевое общение, и каким образом оно связано с реальным.

Наряду с биологическим развитием живые существа на нашей планете эволюционировали и в психическом плане. Взаимосвязь этих двух процессов можно объяснить общими историческими причинами и прежде всего борьбой за существование в результате естественного отбора. По мнению российского психолога В. Большакова, ускорение темпов эволюции, сопровождающееся возрастанием сложности биоорганизации живых существ, обуславливает вступление эволюции человека в новую стадию - стадию совершенствования поведения. Именно этот путь позволил человеку выстоять в конкурентной борьбе с другими существами. «Более сложную поведенческую организацию обеспечивает индивидуально-социальный образ жизни, который приводил к усложнению мозговых структур, что, в свою очередь, предоставляло возможность дальнейшего усложнения поведения».[6]

Очевидно, что развитие культуры, в том числе и поведенческих аспектов, на современном этапе напрямую связано с преобразованием информационного пространства и, в первую очередь, с возникновением телекоммуникации с помощью компьютерных сетей. Научное исследование психологических особенностей этого вида общения находится на начальном этапе и представлено, в основном, работами зарубежных ученых.

Почему люди выбирают интерактивный способ общения? Выделяют следующие причины:

1) недостаточное насыщение общением в реальных контактах;

2) возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни;

3) неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее.

Казалось бы, в первом случае при появлении возможности удовлетворения потребности в межличностных контактах в реальной жизни, пользователь должен потерять интерес к интерактивному общению. Однако это происходит далеко не всегда. По-видимому, это можно объяснить спецификой сетевой самопрезентации. Самопрезентация в Сети некоторым образом связана с реальной идентичностью пользователя (например, утверждается, что самопрезентация в Сети представляет собой осуществление желаний).[7]

Здесь нам кажется уместным вспомнить концептуальную систему Уильяма Джеймса и построенную на ней теорию Роберто Ассаджоли. Согласно этой системе психодинамические структуры (те черты, или качества личности, которые проявляют себя в виде реакции на стимулы), развивающиеся в процессе онтогенеза через регулярное повторение и подкрепление, постепенно закрепляются в виде паттернов, субличностей. Данные структуры являются частями личности и располагаются вокруг "Я", нашего «духовного центра притяжения». Строго говоря, «субличность - это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию. Она обладает собственными характеристиками, требует независимого существования и старается удовлетворить собственные потребности и желания через личность». Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Вместе с тем это линзы, через которые видна личность, посредством которых она приобретает реальный опыт". Таким образом, процесс личностного развития и духовного самосовершенствования каждого человека невозможен без осознания составных частей своей личности и приобретения навыков управления ими.[8]

Мы предлагаем рассматривать виртуальную самопрезентацию как актуализацию одной или нескольких субличности. В сетевой коммуникации каждый человек может породить бесконечно большое число "ников" (псевдонимов), которые выступают как идентификаторы той или иной субличности. Таким образом, множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации, на наш взгляд, отражает не столько множественность, идентичности в современном обществе в целом, сколько развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей. Интересно, что существует зависимость количества виртуальных "ников" от гендерных, возрастных и некоторых других характеристик пользователя. Попыткой такого исследования является работа Алены Мышенковой "Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет". Было бы интересно проследить зависимость количества и свойств виртуальных "субличностей" от наличия невротических тенденции, однако мы пока не нашли публикаций, посвященных этой проблеме.

По-видимому, порождение и развитие субличности может иметь как патогенный, так и саногенный, вернее, прогрессивный для личности характер. «Известно, что стремление к подобному экспериментированию с идентичностью, желание пробовать себя во все новых и новых ролях, испытывать новый опыт - особенность открытой идентичности, то есть, такого состояния идентичности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития. Таким образом, множественность виртуальных идентичностей может быть связана с открытостью реальной идентичности».[7]

Между реальной и виртуальной идентичностью существует возможность взаимного влияния. Например, в рамках сказанного, девиантное поведение, наличие которого отмечают многие исследователи сети, может, как подпитывать невроз, так и служить способом осознания и отреагирования "низменных" вытесненных потребностей.

Виртуальное общение обладает рядом особенностей, коренным образом отличающих его от реального общения. Эти особенности выделены в работе Минакова М.Н. "Некоторые свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности":

1.Анонимность, зачастую побуждающая обыгрывание личностной самопрезентации и предоставляющая более или менее эффективный способ управления впечатлением о себе. Возможность "убежать из собственного тела" является одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации. Кроме того, анонимность способствует психологической раскрепощенности, ненормативности, в проявлении большей свободы высказываний и поступков, в проигрывании нереализуемых в деятельности вне сети, неограниченных социальными нормами ролей и сценариев.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях ограничения невербальной информации. На смену детерминантам, обуславливающим возникновение первоначального влечения к человеку в ситуации реального общения, - "близости функциональной дистанции" (т.е. территориальная доступность) и физической привлекательности, - приходит принцип, который определяет не начальное, а дальнейшее развитие межличностных отношений: виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они резонируют, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.

3. Добровольность и желательность контактов, возможность их прерывания в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций ("смайликов") или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). С другой стороны, перенос невербальных компонент в сам текст за счет средств литературной образности (аллегорий, цитат, метафор, ссылок и т.п.).

Исследованиям специфики виртуальных реальностей, в т.ч. и Интернет-реальностей, и их места в современной культуре посвящено много работ, и, хотя данная тема далеко не исчерпана, мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом аспекте. Отметим только, что несмотря на то, что виртуальная презентация никогда не тождественна реальной, поведенческие сценарии сетевых субличностей имеют право на реализацию и развитие, поскольку общение посредством Интернет является не эрзацем, а самоценной средой человеческой деятельности.

Существуют различные классификации способов общения в Интернете. По степени интерактивности коммуникаций разделяют наиболее интерактивные среды общения - чаты и MUDs; наименее интерактивные - e-mail и телеконференции (в телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line). По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют: 1) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ); 2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты); 3) однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п.) (В.Нестеров "К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете"). В рамках этих типологий интернет-форум (синонимы: гестбук/гостевая книга, отзыв, дискуссия и т.п.) является полилоговой коммуникацией в режиме off-line.

Так называемые "гостевые книги" ("guestbooks"), предусмотренные практически на любом сайте, направлены на получение обратной связи от посетителей данного ресурса. Зачастую обмен впечатлениями перерастает в групповую полемику, в которую включаются и посетители, и создатели сайта. Таким образом "книга отзывов" может превратиться в популярный форум (конференцию), а дискуссии затягиваются на неопределенное время. Как отмечает Е. Горный: "Для многих - гестбук это именно "речь", а не "текст", а писание в гестбук - не "работа", а естественный способ общения - существования в виртуальном мире".[10]

Как правило, интернет-форум изначально имеет цель обсуждения некоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами. Однако опытные работники сети (дизайнеры, редакторы сетевых журналов, модераторы и т.п.) прослеживают некую общую закономерность развития сетевых дискуссий, которые "почти никогда не следуют изначально заявленной теме, постоянно норовя уйти в плетение боковых ассоциаций, выяснение отношений между участниками и прочие несуразности" (Е. Горный "О гестбуках). Таким образом, дискуссии имеют преимущественно психотерапевтическое значение для участников.

Кто же становится участником этих затяжных дискуссий? Е. Горный иронически классифицирует дискурсантов следующим образом: "Выделяется ядро постоянно пишущих активистов (как правило, это те, кто активно участвует и в других дискуссиях) - это либо пассионарии от идеологии, которые "знают, как надо" и маниакально высказывающие одни и те же идеи независимо от темы дискуссии, либо бонмотисты, для которых "как" важнее, чем "что"".

Мы постарались свести воедино качества, характеризующие общение в рамках интенет-форума:

1. Пространство: в групповой дискуссии может принять участие любой желающий, имеющий доступ в сеть.

2. Время: в отличие от общения он-лайн (в реальном времени), у участников дискуссии есть возможность обдумать чужие реплики, подготовить и (при желании) отредактировать свои. Кроме того, отсеивается большое количество "формальных" постингов: приветствия, разговоры "о погоде", т.е. топик пишущего отражает, как правило, наиболее актуальные для него темы.

3. Ответственность: участник виртуальной группы, с одной стороны, делает вклад в развитие групповой динамики, с другой стороны, полностью ответственен за собственное психологическое состояние. У него нет уверенности в том, что кто-либо поможет ему в проблемной ситуации, поэтому, если он заинтересован в каких-то изменениях, то будет прилагать все усилия, чтобы добиться этих изменений средствами группового взаимодействия. За ним остается право свободного входа и выхода из группы вне зависимости от завершенности его собственного гештальта.

4. Эмоциональность: "Восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большая часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых". (Жичкина и Ефимов)

Теперь попробуем выделить мотивационную составляющую, которая определяет вовлеченность участников в общение. Как уже было отмечено выше, начинаясь в рамках заданной темы, дискуссия зачастую уходит от нее в совсем другие области.

Этими областями, как правило, становятся:

1) обсуждение глобальных бытийных вопросов (в т.ч. религиозных, философских, экзистенциальных);

2) обсуждение психологических проблем реального общения;

3) агрессивное "выяснение отношений" между участниками форума;

4) скрытая и открытая реклама товаров и услуг.

Как мы уже говорили, если рассматривать "ник" как субличность, то нельзя не согласиться с тем, что он вместе с тем является «линзой, через которую проглядывает личность»[8].То есть, исследуя мотивы, движущие виртуальной субличностью, мы, во-первых, тем самым, познаем себя, и, во-вторых, имеем возможность влиять на личность через взаимоотношения с "ником". Нельзя забывать, что за каждой "виртуальной сущностью" стоит живой человек, и взаимодействие с его "Я" происходит как раз посредством общения с "ником". По аналогии с реальным общением: каждый из нас, попадая в ту или иную ситуацию (в т.ч. и на приеме у специалиста, и в психодинамической группе) так или иначе, действует посредством той или иной субличности (или нескольких сразу). Единственным принципиально новым аспектом является то, что эта субличность (субличности) не имеют телесного воплощения.

Многие исследователи проблемы виртуального общения в Интернете утверждают, что в этом случае практически пропадает невербальная коммуникативная составляющая. Остается только возможность выражения испытываемых (или инсценируемых) пользователем чувств посредством "смайликов" и комментариев в скобках. Однако, на наш взгляд, это далеко не исчерпывает виртуальные проявления невербальных компонент. Достаточно вспомнить о наличии невербальных текстовых компонент (метафоры, аллегории, цитаты, ссылки и т.п). Ведь именно на этом свойстве основана эмоциональная наполненность литературного творчества.

В ситуации интерактивного общения посредством форума личность проявляет себя как текст, отождествляется с текстом (в данном контексте в понятие "текста" мы включаем, в т.ч. и речь). Здесь прослеживается аналогия с моделью личности, предложенной В.В. Налимовым в его книге "Спонтанность сознания", но в данный момент детальное рассмотрение этой модели лежит за рамками нашей работы. Мы просто констатируем, что текст сам по себе, помимо вербальной, несет и большую невербальную нагрузку, исследованию которой посвящено множество работ, лежащих на стыке психологии, философии, лингвистики, культурологии и др. Поэтому изучение виртуального общения в рамках этой парадигмы кажется нам весьма перспективным.

Присутствие ведущего на интернет-форуме может быть как явным, так и неявным. Функции ведущего интерактивной психодинамической группы мы видим в том, чтобы:

1) задавать направление дискуссии, обновлять обсуждаемые ресурсы сайта;

2) акцентировать внимание на проблемных ситуациях или по мере необходимости провоцировать участников форума на создание таковых;

3) ставить перед участниками дискуссии задачи, направленные на личностный рост (осмысление вытесненных переживаний, выявление привычных неэффективных паттернов, заострение внимания на проблемах экзистенциального характера и т.п.);

4) осуществлять подбор литературы и ссылок на ресурсы Интернет по затронутым в дискуссии направлениям;

5) модерировать высказывания участников, если они не содержат значимой информации, или засоряют пространство форума рекламой или бессмысленными ругательствами (однако в последнем случае, на наш взгляд, не стоит увлекаться "модерированием агрессии", поскольку брань, тем более адресованная кому-то, создает широкий простор для поведенческого маневрирования всех участников форума).

Примечательно, что большинство участников форумов выбирает себе в качестве "ников" человеческие имена. Объяснение этой тенденции можно найти в работе Жичкиной и Ефимова "Результаты исследования поведения в Интернете"[11]. В этом исследовании обнаружена связь между молодым (16-25 лет) возрастом и большим количеством "ников". Логично предположить, что посетители протопоповского сайта, чей средний возраст примерно равен 23-35 годам, уже пережили пик экспериментов с вычурными псевдонимами и представили в сети субличность, достаточно точно отражающую их реальное поведение и ценности.

В этой главе мы коснулись некоторых аналогий реального и виртуального общения, выявили особенности последнего, постарались наметить перспективу исследования и использования виртуального пространства интернет-форума для решения групповых задач. Можно сказать, что у виртуальной группы, несмотря на ее специфику, есть определенные перспективы для решения задач обучения путем группового взаимодействия.

 



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Понятие интернет-форума и его место в среде Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие интернет-форума и его место в среде Интернет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)