Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур.

При этом будут виды различия между совершенной и несовершенной конкуренцией (табл.1.1).

Таблица 1.1

Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль  над ценой
  Чистая монополия   Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой)     Однородная продукция, не имеющая субинститутов   Высокие   Полный
  Дуополия   Две фирмы   Однородная   Высокие   Частичный
  Олигополия   Малое количество фирм   Однородная или с незначительной дифференциацией     Высокие   Частичный
  Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта     Множество фирм   Разнородная   Низкие   Слабый

 

В реальной действительности не существует только совершенной или только чистой (абсолютной) монополии. Наблюдается смешение различных элементов рассмотренных в таблице 1.1. рыночных структур.

Существуют препятствия, затрудняющие доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли.

К основным видам входных барьеров относятся следующие:

1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги).

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы.

3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества.

4. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции.

5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а также причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.

Особенности рынков чистой монополии, олигополии, а также монополистической конкуренции с дифференциацией продукта будут рассмотрены в следующих параграфах данной главы курсовой работы.

В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:

С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

А) Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);

Б) Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).

Чистая монополия

Чистая монополия - это абстракция, ситуация, практически не существующая в реальной действительности. Однако иногда на рынке наблюдаются ситуации, близкие к ней.

Монополия в широком смысле - это такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а значит и на цену продаваемого товара. Монополия в узком смысле - это фирма, которая не имеет конкурентов. Но невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной (рис. 1.1).

На рис.1.1. Линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах покупатель будет всё равно приобретать товар в количестве Q1. Но платежеспособный спрос в конце концов ограничен Р3.

Следовательно, в использовании термина «монополия», а тем более «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности.

Рис.1.1.Абсолютно неэластичный спрос

Таким образом, в условиях чистой монополии существует единственный продавец товара, не имеющий близких субститутов (т.е. товаров-заменителей). Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше. На первый взгляд, утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным. Для того, чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно сравнить признаки совершенной и несовершенной конкуренции.

При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком и представляет собой объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен.

В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Из графиков (ри.1.2) видно, что совершенно конкурентная фирма (рис.1.2а) может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Линия спроса D горизонтальна.

 

а) условия совершенной конкуренции; б) условия чистой монополии

Рис. 1.2. Кривая спроса на продукцию фирмы

В случае фирмы-несовершенного конкурента (рис.1.2б) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит.

ВЫВОД: горизонтальность линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то фирма - «ценоискатель».

Для выявления максимизации прибыли чистой монополией можно воспользоваться 2- мя способами:

1. Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC);

2. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

Валовой доход – произведение цены товара Р на количество единиц продаваемой продукции Q.

Рис.1.3. Валовой доход и издержки монополиста

Графически динамика валового дохода отражена на рис. 1.3. Кривая валового дохода фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид. Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC максимальна (расстояние между точками АВ).

Альтернативный способ определения максимума прибыли требует сопоставления предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

Предельный доход – дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход представляет собой разницу валового дохода от продажи нескольких единиц (MR=TRn-TRn-1).

Динамика предельного дохода и спроса в условиях несовершенной конкуренции (на оси ординат – предельный доход и цена, на оси абсцисс – количество продукции) изображена на графике (рис.1.4).

В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены (MR<P).

MR снижается быстрее, спрос D.

 

Рис.1.4. Спрос и предельный доход монополиста

ВЫВОД: после того, как валовой доход достигает своего максимума, предельный доход становится отрицательной величиной.

Оба метода определения максимума равноценны и дают одинаковый результат.

 

На рис. 1.5. видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой Е (точкой пересечения MR и MC). Таким образом, определяется цена, обеспечивающая наибольшую прибыль. Эта цена устанавливается на уровне Е1. Затененный прямоугольник показывает величину монопольной прибыли.

Рис. 1.5. Равновесие монополии в краткосрочном периоде



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)