Естественная монополия
По характеру и причинам возникновения монополии подразделяются на естественные, легальные и искусственные. А) Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.). Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты) В) Искусственные монополии.
Естественные монополии охватывают редкие товары, отрасли и виды производства. Эти объединения образуются по поводу тех объектов, относительно которых недопустимо развивать конкуренцию. Обычно сюда относят железные дороги, оборонный комплекс страны, некоторые виды транспорта и энергии. Как отмечал Стэнлейк, “конкуренция между предприятиями данных отраслей приведёт лишь к дублированию затрат на дорогостоящее основное оборудование”. Поэтому в этих отраслях необходимо создавать естественные монополии. Ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.). Для естественной монополии характерны: · положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами; · наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли; · возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде; · нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек; · убыточное предельное ценообразование. Предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро-, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установления государственного контроля над деятельностью таких монополий. Это делается в целях устранения злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией. На рис.1.7 показаны параметры издержек естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2, когда средние издержки всё еще понижаются. Если отрасль – естественная монополия, то выпуск продукция и цена устанавливается на уровне Q1 и Р1 соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (LMC) и предельный доход (MR), т.е. в условиях максимизации прибыли монополистом. Так как в этом положении цена (Р1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника Р1Е1МРм, а цена значительно превышает предельные издержки. Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т.е. с кривой спроса D. Рис.1.7. Ценообразование в условиях естественной монополии Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: - Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм; - Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям; - Создают высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий; - Применяют более крупный капитал; - «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн. Картели - монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Синдикаты - монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции. Тресты - монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. Концерны - многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвленной технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции. Конгломераты - объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы. Олигополия Олигополия - наличие на рынке небольшого числа фирм - производителей данного товара, которые действуют совместно. Одной из отличительных черт олигополии является то, что их немного, и они могут воздействовать на рынок индивидуально. Простейшим случаем олигополии является дуополия - участие на рынке двух производителей определенного товара, каждый из которых может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на рынке. Различают олигополию первого вида и олигополию второго вида. Олигополия первого вида, или чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия. Олигополия второго вида, или дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию. Такая ситуация наблюдается, например, в автомобильной промышленности. Олигополии можно квалифицировать и по другим признакам. Например, экономисты П.Самуэльсон и В.Нордхаус разделили олигополии на 3 вида в зависимости от степени контроля над ценой. 1) Тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена в условиях тайной олигополии соответствует ситуации одного монополиста. 2) Доминировавшая олигополия - одна из фирм-олигополистов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом случае остальные фирмы ориентируются на цену, установленную компанией - лидером. 3) Монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке существует много продавцов и покупателей, вход и выход фирм из отраслей свободные, фирмы выпускают дифференцируемую продукцию. В этом случае фирмы не могут влиять на цену друг друга, контроль каждой фирмы над ценами на рынке слабый. Контроль над ценами в условиях олигополии Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля. Степень власти над ценой в условиях олигополии можно подсчитать по следующей формуле: H = S12+ S22 + .....+ Sn2 = SSi2 где Н - степень контроля над ценой (индекс Герфиндаля) S1, S2 и.т.д.- объем продаж каждой фирмы в процентах Исходя из этой формулы, в условиях чистой монополии H= 1002=10000 В условиях совершенной конкуренции, если на рынке действуют 100 фирм и на каждую из них приходится 1% объема продаж, H = 12 + 12 +...+12 = 100. Очевидно, что, чем больше количество предприятий, тем меньше контроль над ценами. Но если одна из фирм занимает явно лидирующее положение, степень контроля над ценами резко увеличивается. В таком случае возникает так называемое лидерство в ценах: компания-лидер устанавливает цену, на которую ориентируются все остальные предприятия отрасли. В этом случае конкуренция приобретает неценовой характер.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |