Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы, задачи и структура непрерывного образования



2019-12-29 312 Обсуждений (0)
Принципы, задачи и структура непрерывного образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребность в учебе возникает, когда человек задумывается о происхождении таких традиционных социальных действий как умение поддерживать отношения с другими людьми, ухаживать за своим телом, выполнять определенные социальные роли, проявлять чувства любви
и т. д.[7] Подчеркнем, что по нашему мнению, необходимость и, соответственно, потребность в учебе обуславливается переменами жизненного уклада, сменой систем ценностей, появлением альтернативных моделей поведения. Экономические причины или праздное, беспричинное любопытство имеют при этом гораздо меньшее значение.

Происходящая модернизация российского образования означает большую концентрацию на самом процессе получения знаний. Учение не только помогает людям становиться более активными и принимать участие в общественной жизни, и, прежде всего, в оплачиваемом и профессиональном труде. Открытость к новым знаниям и навыкам обогащает личный мир человека, делает более содержательной его повседневную жизнь. Как отмечает Татьяна Малева, научный руководитель Независимого института социальной политики по итогам общероссийского исследования: «В России гораздо дольше живут образованные люди. И не потому, что они лучше информированы об инфарктах, инсультах и их профилактике, а потому, что учеба задает другие жизненные стратегии, другое отношение к самой жизни»[8].

Изучение образовательных потребностей населения составляет важный момент развития системы образования. Длительное время у нас в стране система образования не была ориентирована на человека. Выполняя социальный, государственный или идеологический «заказ», образовательные учреждения предлагали набор «аккредитованных» программ, курсов, специальностей. В наличии имелись утвержденные государственные стандарты, базовые планы, перечни специальностей, которые составлялись без учета мнения самих учащихся и их потенциальных работодателей.

Суть происходящих сегодня изменений заключается в привлечении учащихся к организации и определению содержания учебного процесса. Самый простой и очевидный путь такого участия – готовность оплачивать обучение за свой счет. Для примера достаточно отметить, что в 2004 году число студентов высших учебных заведений, обучающихся на платной основе сравнялось с числом «бюджетников». Выбор первых студентов, а точнее из родителей, обусловил открытие огромного числа факультетов, отделений (иногда непрофильных для данных вузов) по таким «модным» специальностям, как юриспруденция, менеджмент, экономика и финансы, и ряду других.

Разумеется, это свидетельствует о зарождении рыночных отношений в системе образования. Если есть субъективная потребность в получении той или иной специальности то, при наличии финансирования и вне зависимости от перспектив последующего трудоустройства, такая программа будет открыта.

Однако, с точки зрения становления гражданского общества, учет потребностей учащихся важен сам по себе, вне собственно рыночных отношений. Демократизация системы образования предполагает большую свободу учащегося и меньшую зависимость от социальных структур. При этом индивидуальные образовательные потребности становятся одним из важнейших факторов.

Одна из основных особенностей современного стиля жизни – это мобильность. На индивидуальном уровне мобильность означает развитие качеств гибкости, адаптабельности, готовности радикально изменить вид своих занятий, приспособиться к новой, часто воспринимаемой как «враждебная» среде. Чтобы повысить уровень мобильности, следует признать возможность самостоятельных учебных действий или самостоятельного вступления в отношения с существующей системой образования.

Таким образом, изучение потребностей в непрерывном образовании отражает два объективных процесса. Первый – это потребность в децентрализации системы, большей ее открытости и прозрачности, потребность участия в управлении всех субъектов (возможно, в различной степени). Второй – это максимальное использование адаптирующей и интегрирующей функции образования по отношению к учащимся. В отсутствии непрерывной образовательной среды учащимся должно быть предоставлено право самим проявлять образовательную активность – не только осознавать свои потребности и артикулировать их, но и делать выбор на основании доверия к педагогу.

Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества[9]. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель непрерывного образования. Первую разработку его теоретических основ осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж.

Идея непрерывного образования – детище XX в., но ее истоки можно найти у древних философов – Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки.

Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Впервые концептуально оформленная эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы быть». С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.

Разработка теоретических основ непрерывного образования актуализировала возникновение отраслевых концепций непрерывного образования. Одной из них стала концепция непрерывного педагогического образования. Появление ее было вызвано деятельностью ЮНЕСКО, а также вниманием, проявленным в 1980-е гг. государственными органами к данному вопросу[10]. Идея непрерывного образования была заложена в «Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании» (1984) и в решениях съездов учителей, обсуждалась народными депутатами на сессиях и рассматривалась в печати. Она стала ключевой идеей реформы народного образования.

Разработкой концептуальных основ непрерывного педагогического образования в Советском Союзе занимались научные коллективы в Москве, Петербурге, Хабаровске, Пензе, Минске, Гродно. Одной из первых была представлена Концепция непрерывного педагогического образования, подготовленная группой ученых и преподавателей Московского государственного педагогического института им. Ленина под руководством академика В.А. Сластенина. Данная Концепция, одобренная в 1989 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве модели-ориентира для вузов, предлагала общую парадигму педагогического образования, выдвигала новые цели и задачи, рассматривала этапы (звенья) педагогической подготовки.

В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования[11]. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование[12]. В свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, дополнительное общее, дополнительное профессиональное. Данная структура, описанная Пионовой Р.С., представлена на рис.1.

 

ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профессиональное

Профессиональное

 

Докторантура Аспирантура

 

 

  Повышение квалификации  
 

Магистратура Бакалавриат

  Переподготовка

 

   

Высшее

   

 

       
 

Профессионально-техническое

 

 

       
   

Среднее специальное

   
 

 

 

 

 

 

                         Общее

Общее

 

Среднее

 

 

 

Общекультурная подготовка,

физкультура, спорт, туризм, искусство и т.д.

 

 

Дошкольное

 

 

 

 

 

     

 

 

 

                 

                                                       Рис. 1. Структура непрерывного образования

 

Отношения между элементами подсистемы основного образования строятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование более высокого уровня.

 



2019-12-29 312 Обсуждений (0)
Принципы, задачи и структура непрерывного образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы, задачи и структура непрерывного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)