Информация в маркетинговых исследованиях
Сбор, обработка и сводка информации представляют собой составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга. Получение информации подчинено задачам управления и имеет целью обеспечить оценку и анализ рыночных процессов для принятия правильных маркетинговых решений. Процесс управления неосуществим без осмысления перспективы развития фирмы, оценки ее настоящего и прогноза будущего. Регулирование некоторых рыночных процессов так же требует информации о самом этом процессе и факторах, влияющих на него. Информация - средство уменьшения неопределенности, свойственной процессам рынка. Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности [3, с.38]. Факт представляет собой простейший вид информации: событие или условие, непосредственно наблюдаемое [3, с.38]; Сведения - разновидность фактов, представленных в систематизированной, обобщенной форме [3, с.38]; Слухи - неподтвержденные, непроверенные факты [3, с.39]; Оценки - информация, базирующаяся на умозаключениях, подсчетах и статистических расчетах (форма оценки - прогноз, т.е. научное предвидение) [3, с.39]; Цифры - форма отображения количественной информации. Конечная цель - обеспечить характеристику рыночных процессов и явлений, выявление тенденций и закономерностей развития рынка, оценку места фирмы на рынке и т.п., что необходимо для принятия управленческих решений на уровне руководства фирмы. Непосредственная цель - систематизировать и структурировать собранную информацию таким образом, чтобы она была пригодна для анализа и прогнозирования и позволяла аналитикам делать правильные выводы и рекомендации, а они в свою очередь легли бы в основу разработки тактики и стратегии фирмы. Однако имеется и промежуточная цель: сводка и группировка собранных данных, доступных для визуального просмотра и оценки со стороны руководства фирмы для возникновения интуитивных выводов и безотлагательного принятия маркетингового решения [3, с.39]. Различаются следующие типы маркетинговой информации: По форме планирования маркетинга: Оперативная - срочная информация, используемая в оперативном (операционном) планировании для неотложного использования; ее разновидностью является предупреждающая, или сигнальная, информация, вид краткосрочного прогноза. Стратегическая - используемая в стратегическом планировании (отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом; ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз). Потребность в оперативной информации, характеризующей положение на рынке на какой-то момент времени или за краткий временной промежуток, очень велика. По некоторым данным, в ней нуждаются 85% российских рыночных структур, а в информации о действиях конкурентов, об изменениях в спросе и реакции потребителей на новый товар и т.п. - 700/0. Подавляющая часть отечественных коммерсантов нуждается в еженедельной и ежедекадной оперативной информации [3, с.45]. По месту сбораинформация делится на внутреннююи внешнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней - информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях. К внешней относятся: · информация, собираемая и разрабатываемая Российским статистическим агентством и его местными органами, а также другими государственными и общественными организация ми, в том числе официальные публикации; · информация, собираемая и разрабатываемая научными учреждениями и учебными заведениями; · информация, публикуемая в СМИ; · информация рекламного и коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п.[11, с.33]. В свою очередь внутренняя информация по времени использования делится на первичнуюи вторичную. Первичная информация выбирается специально для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. К первичной информации относятся организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и т.п. До этого момента она не существует. Вторичная информация - это уже существующая информация, собираемая для различных целей, но используемая для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. Данная информация собирается фирмой не для маркетинговых, а для других целей (например, бухгалтерский учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов государственной статистики, налоговой службы и т.д.). Однако эти данные могут быть использованы маркетинговой службой. Вся внешняя информация для маркетинга фирмы является вторичной [9, с.158]. Большое значение имеет классификация информации по ее назначению. Часть информации представляет собой объект анализа: оценки рыночной ситуации, выявление закономерностей и тенденций, разработка прогнозных моделей и т.п. Ее можно назвать аналитической. К ней примыкает рекомендательнаяинформация, в частности; предложенная консалтинговыми фирмами. Сюда же относятся собранные и разработанные фирмой или внешними информационными службами базы данных, прогнозы и сценарии. Особое место занимает сигнальная информация. Она по своему характеру предупреждает о возможных сдвигах и изменениях. Создаваемый на основе такой информации мониторинг позволяет гибко реагировать на ожидаемые смены курса рынка и регулировать некоторые рыночные процессы. С ней связана регулирующая информация. Как известно, часть информации предприятия заказывают специализированным маркетинговым и консалтинговым фирмам. Информация такого рода называется рекомендательной. Вспомогательным и служебным целям, а также целям маркетинг-менеджмента служит справочная и нормативная информация [1,с.73]. Информация различается по регулярности ее поступления. Постоянная информация отражает неизменный характер не которых рыночных явлений и процессов (например, параметры рыночной ситуации или основные параметры деятельности предприятия и т.п.). Часть постоянной информации поступает непрерывно, без существенных промежутков. Так, например, денежная выручка собирается ежедневно. Другая часть - дискретная информация - собирается с определенными промежутками во времени (например, товарные запасы регистрируются один раз в месяц). Переменнаяинформация поступает от источников, функционирующих нерегулярно. Некоторые виды информации собираютсяпо мере возникновения потребности в ней. Другая часть информации собирается периодически, с равными промежутками времени. Например, данные о товарных запасах учитываются один раз в месяц или в декаду; данные, характеризующие инфраструктуру, - один раз в год или один раз в два года. Третья часть информации относится к числу эпизодической, собираемой по мере необходимости, от случая к случаю. Например, назрела необходимость провести обследование потребителей на предмет их отношения к новому товару фирмы, который готовится к выведению на рынок [3, с.46]. В источники, или каналы, маркетинговой информации входят: · публикации (цифровые, фактографические, теоретические) в средствах массовой информации, официальных справочных изданиях, сообщениях бирж, объявлениях банков и АО (для акционеров), сообщениях союзов предпринимателей, в регистрах и отраслевых бюллетенях, в научной или публицистической литературе (в некоторых странах существуют специальные бюро вырезок, на коммерческой основе собирающие досье по интересующему фирму вопросу в соответствии с заказом маркетинговой службы); · информация, приобретаемая фирмой на коммерческих началах, например у Российского статистического агентства или у альтернативных статистических служб (демографические данные, данные о ценах, доходах и расходах населения, другие социально-экономические показатели); · внутрифирменные учет и отчетность, в том числе бухгалтерская (данные о производстве и сбыте товара, ассортименте поставки и отгрузки, оптовом и розничном товарообороте, себестоимости и цене, инвестициях, затратах и прибылях, материально-технической базе и т.д.); · обмен информацией между участниками интегрированного канала товародвижения, а также между участниками коммерческих переговоров; · данные специальных обследований, проводимых самой фирмой или по ее заказу, в частности замеры параметров рынка в опорных пунктах (обычно в фирменных магазинах производственного предприятия, иногда в форме мониторинга, т.е. постоянно ведущегося наблюдения по заранее разработанной программе ); · информация торговых корреспондентов - торговых работников (обычно продавцов), за особую плату регулярно сообщающих о своих наблюдениях за спросом и торговой конъюнктурой, а также информация, собираемая коммивояжерами и торговыми агентами; · различного рода экспертные оценки и прогнозы (Дельфи-метод, метод мозгового штурма и др.); · непосредственное наблюдение (например, регистрация времени, затрачиваемого на покупку, и т.д.); · включенное наблюдение - наблюдатель негласно внедряется в коллектив (применяется при изучении конкурентов, а также для исследований производительности труда, морального климата и т.п. контингента работников собственной фирмы); · опросы потребителей, предпринимателей, специалистов (в том числе интервьюирование и анкетирование); · панели потребителей - разовые или постоянные выборочные обследования семей/домохозяйств потребителей; · эксперимент (пробный маркетинг): полевой - оценка и моделирование результатов продажи небольших партий товаров, изучение реакции потребителей на изменение факторов (условий продажи); лабораторный - построение по данным полевых наблюдений имитационной модели типа E =j( x ;y), где Е - результат действия системы, в которой Х - управляемые параметры (последовательно изменяемые исследователем); У - неуправляемые параметры [3, с.57]. В качестве дополнительного источника данных используется статистика производства, товарооборота и товарных запасов, цен, финансов, социально-демографическая статистика и другие источники. Часто сбор информации организуется во время проведения выставок-продаж, ярмарок. Источниками конъюнктурной информации служат также справки о конъюнктурной обстановке, представляемые торговыми корреспондентами (продавцами, товароведами, административными работниками предприятий и т.п.). Руководству фирмы поступает «сигнальная» информация от подчиненных подразделений и предприятий [7, с.135].
1.3. Направления маркетинговых исследований В теории и практике выделяется множество направлений маркетинговых исследований, которые определяются объектом, на получение информации о котором ориентировано исследование. Практически любой элемент внешней или внутренней среды организации, информация о котором требуется для принятия тех или иных управленческих решений, может выступать в качестве объекта исследования. Предмет маркетингового исследования в любом случае связи с внешней средой организации. Традиционно выделяются несколько направлений маркетинговых исследований: 1. Исследование внешней предпринимательской среды; 2. Исследование рынков; 3. Исследование потребителей; 4. Исследование товаров; 5. Исследование цен; 6. Исследование рекламной деятельности; 7. Исследование конкуренции [13, с. 24]. Исследование внешней предпринимательской среды включает в себя изучение следующих групп факторов: · политических; · общеэкономических; · правовых; · социально-демографических; · культурных; · научно-технических; · экологических. Внешняя среда может рассматриваться на различных уровнях: местном, региональном, страновом, международном или мировом. Конкретный набор факторов, подлежащих анализу в рамках отдельного маркетингового исследования, определяется целями. Сведения, полученные в результате такого исследования, используются для составления долгосрочных прогнозов развития рынков, что может применяться при разработке корпоративных стратегий организаций [13, с. 24]. Исследование рынков является одним из важнейших направлений маркетинговых исследований. Оно может проводиться по следующим элементам: · исследование спроса; · исследование доли (рыночных сегментов). Рыночный спрос - это базовый показатель состояния рынка. Он определяется объемом продаж на определенном рынке определенного товара или группы товаров за определенный период времени при каждом из возможных уровней цен. На спрос оказывают влияние многие факторы, он может со временем изменяться. Знание параметров спроса и тенденций его изменения является основой для проведения маркетинговой политики организации в отношении ее товаров. В рамках исследования спроса изучается как текущий рыночный спрос, так и рыночный потенциал, то есть предел увеличения спроса при максимизации маркетинговых затрат поставщиков товара на рынке. Исследование рыночных сегментов определяет возможности для осуществления сегментирования и (в дальнейшем) позиционирования товара. Оно является главным условием для успеха на рынке организаций, выбравших стратегию дифференциации продукта, то есть его наилучшего приспособления к потребностям конкретных покупателей [7, с. 86]. Исследование потребителей также достаточно важное направление маркетинговых исследований. Оно может проводиться в следующих областях: · изучение лояльности к торговой марке; · изучение отношения к торговой марке; · изучение степени удовлетворенности товаром; · изучение особенностей покупательского поведения; · изучение покупательских намерений; · изучение осознания торговой марки; · изучение возможностей сегментирования. Поведение потребителей определяется различными факторами: личностными, культурными, социальными и психологическими. Знание мотивов, движущих потребителем, позволяет организации правильно построить свою маркетинговую политику, чтобы маркетинговые усилия по воздействию на потребителя дали положительный для организации результат [11, с. 196]. Исследование товаров связано с формированием товарного портфеля организации, то есть набора выставляемых на рынок товаров, с учетом их жизненного цикла (времени существования на рынке). Оно может касаться как проверки фазы жизненного цикла существующих товаров, так и получения информации для принятия решения о выводе нового товара. Исследование товаров может проводиться по следующим направлениям: · проверка концепции товара; · тестирование названия торговой марки; · тестирование рынка; · проверка существующих товаров; · тестирование дизайна упаковки и маркировки; · изучение товаров-конкурентов [7, с.303]. Исследование цен. В рамках этого направления могут исследоваться следующие аспекты: · сложившийся на рынке уровень цен; · затраты и прибыль организации; · эластичность цены; · ценовая политика конкурентов; · регулирование цен государственными органами. Практически любые потребители в той или иной мере чувствительны к цене. Соответственно знание степени чувствительности, ценовой политики конкурентов и собственных возможностей манипулирования ценой позволяет организации грамотно проводить ценовую политику [13, с. 25]. Исследование рекламной деятельности является в России достаточно популярным направлением маркетинговых исследований. Такие исследования проводятся по следующим элементам: · исследование в области средств СМИ; · тестирование рекламных сообщений; · анализ эффективности рекламы; · анализ рекламы конкурентов. Реклама является одним из самых действенных инструментов влияния на потребителя, поэтому для ее эффективного использования маркетолог должен обладать необходимой информацией. Такая информация и приобретается в рамках данного направления маркетинговых исследований [14, с. 40]. Исследование конкуренции - последнее из рассматриваемых направлений маркетинговых исследований, однако одно из самых важных. Содержанием такого исследования является определение позиций организации в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее товаров и услуг, а также составляющих внутренней среды. Цель исследования конкуренции - обеспечение конкурентоспособности организации. В конечном счете на обеспечение конкурентоспособности организации направлены практически все виды маркетинговых исследований [7, с. 303]. Основные направления маркетинговых исследований выделяются достаточно условно, так как само содержание маркетинговой деятельности является многосторонним и маркетинговые исследования носят комплексный характер и представляют собой сложную и динамичную комбинацию указанных направлений.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |