Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование занятости населения



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Государственное регулирование занятости населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, современный рынок труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная эффективная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; способствовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации, интересами; обеспечивать социальную защиту в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики.

Основной целью государственного регулирования занятости является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на процессы воспроизводства рабочей силы.

Спрос и предложение на рынке труда приводятся в соответствии с помощью активных и пассивных методов и мер. Совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости относится к активным, а частичное возмещение безработным их потерь в доходах – к пассивным методам.

К активным методам и мерам государственного регулирования принадлежат поощрение создания новых рабочих мест, стимулирование перспективных направлений занятости, мобильности работников, налаживание информационного обмена на рынке труда, подготовка и переподготовка рабочей силы и прочее.

В рамках глобальной стратегии социальное регулирова­ние рынка рабочей силы осуществляется по следующим на­правлениям.

1. Создание и совершенствование государственных орга­нов, контролирующих и регулирующих уровень занятости и без­работицы. Финансирование мероприя­тий по реализации политики занятости, ограничивается в основ­ном выплатой пособий по безработице. Поли­тике занятости должны соответствовать гибкие формы функ­ционирования и развития рынка рабочей силы.

2. Целенаправленное увеличение мобильности рабочей си­лы. На практике политика мобильности часто служит регулятором социальных послед­ствий крупных увольнений, вынуждающих государство к приня­тию срочных мер по переобучению и размещению безработных. То, что это положение стало меняться, связано, со сдвигом в территориальном размещении промышленности, по­явлением новых индустриальных центров и расширением в них сферы услуг и с увольнением вследствие закрытия устаревших предприятий, концентрации производства, революционизации разделения труда с введением принципиально но­вых технологий в ходе развертывания НТП.

3. Стимулирование гибких форм занятости и рабочего времени. Гибкой считается занятость, связанная с различными нестандартными режимами рабочего времени, с социальным статусом работников, нестандартными рабочими местами и организацией труда (надомный труд), с нестандартными организационными формами (времен­ные работники). Эти формы занятости и режимы рабочего времени являются промежуточным звеном между полной заня­тостью и безработицей.

4. Профессиональная подготовка молодежи. Современная промышленность потребо­вала подготовки квалифицированных, дисциплинированных, про­фессионально подвижных, легко адаптирующихся к смене техни­ки и технологии рабочих

5. Увеличение эффективности женского труда. Ограниченное обучение девушек таким специальностям как в области математики, вычислительной техники, точной механи­ки, оптики, химии, маркетинга и др. лишает их базы для хороших условий работы и оплаты труда в будущем.

6. Регулирование предпенсионной занятости. Направления социального ре­гулирования могут быть следующими: снижение пен­сионного возраста; законодательные ограничения на увольнение лиц предпенсионного возраста; открытие возможности досрочно­го выхода на пенсию; установление неполных пенсий и облег­чение возможностей их получения; расширение возможностей получения пенсий по нетрудоспособности и инвалидности; пре­доставление специальных пособий и льгот лицам определен­ного возраста.

7. Регулирование притока и положения иностранной рабо­чей силы. Это признание (или не­признание) дипломов о профессиональном образовании, вы­данных в стране происхождения; порядок страхования и полу­чения пенсий по старости или инвалидности; размер и порядок получения помощи в случае профессионального заболевания.

8. Регулирование уровня заработной платы. Относительно заработной платы приходится решать вопросы, связанные с установлением допустимых пределов повышения заработной платы; минимума заработной платы; связи между ее динами­кой и официальным индексом цен или стоимостью.

9. Предотвращение и улаживание трудовых конфликтов. В коллективных соглашениях и договорах в настоящее вре­мя большое внимание уделяется проблемам рабочего времени, условий труда, положению и судьбе трудящихся при проведении модернизации, ре­конструкции или реорганизации в рамках отрасли, концерна, фирмы, предприятия.

10. Стимулирование мотивации труда. Ма­нипулируя гарантиями занятости для различных категорий работников, государство использует угрозу безработицы в каче­стве мотивации труда; социальная политика закреп­ления кадров на предприятиях, гарантии кадровым работникам; социальные выплаты и льготы; системы учас­тия рабочих и служащих в акционерном капитале и прибылях; развитие новых форм организации труда и другие формы и методы.

 

 

 2.3. Механизм индексации доходов населения

В условиях формирования регулируемой социально ориентированной рыночной экономики возникает проблема снижения реального содержания денежных доходов населения. Наиболее распространенным методом сохранения покупательной способности населения является индексация его доходов.

Индексация выступает в качестве инструмента макроэкономического регулирования, основное значение которого заключается не в том, чтобы пытаться "любой ценой" сохранить реальное содержание доходов населения, а в том, чтобы обеспечивать поддержание равновесия в системе "цены - доходы" посредством достижения разумного компромисса между желаемым уровнем реальных доходов и максимально допустимой величиной инфляции.

Об­щая же стратегия индексационной политики, если она исходит из необходимости обеспечения сбаланси­рованности между спросом и предложением на макроуровне, в такой ситуации должна строиться на максимальном сдерживании роста номинальных доходов населения.

Следует иметь в виду, что индексация доходов - лишь один из возможных вариантов социальной защиты населения, к тому же опасный в инфляционном отношении и не оказывающий прямого стимулирующего воздействия на производство. Индексация позволяет поддерживать покупательную способность определенных слоев населения, что в условиях достаточности товарных ресурсов ведет к активизации хозяйственной деятельности, повышению динамичности развития производства и экономики в целом.

Практическая реализация индексации базируется на определенном механизме, основными элементами которого являются: индекс потребительских цен; виды и размеры доходов, подлежащих повышению в связи с динамикой цен; периодичность; масштабы и системы индексации.

Индекс потребительских цен представляет собой относительное изменение в стоимости приобретения средним потребителем определенного набора товаров и услуг.

По степени компенсации роста цен различают полную и частичную индексацию. При частичной индексации компенсации подлежит лишь определенная (в процентной или абсолютной величине) часть дохода, к примеру, индексация всех индивидуальных доходов, но только в пределах размера минимальной заработной платы. Помимо этого, применяются регрессивные шкалы, предназначенные для погашения инфляционных моментов. В ряде случаев для указанных целей используют нормативные коэффициенты соотношения увеличения доходов к росту потребительских цен.

В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наёмных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х годов. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии: где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.

В других странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия, Португалия, Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учётом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путём пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т.е. применяется метод компенсации.

Периодичность индексации заработной платы: в США – 4 раза в год, в Италии – 1 раз в год, в Бельгии и Люксембурге – ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других – шкала процентов (в США, Швеции, Испании).

В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять своё значение. Заработная плата всё больше становится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определённые периоды (своего рода «сделка по уступкам»). Уровень жизни наиболее уязвимых слоёв населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода, периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т.д. В частности, практически все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х годов ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.

 

ГЛАВА III .



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Государственное регулирование занятости населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование занятости населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)