Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы изучения конкурентов SWOT-анализ



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Методы изучения конкурентов SWOT-анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В понятие SWOT-анализа входит выявление основных фирм-конкурентов на рынке в целом, по отдельным сегментам и регионам, непосредственно или косвенным образом конкурирующих с предприятием. Также определение их сильных и слабых сторон (в организации производства и управления), собственных сравнительных преимуществ в конкурентной борьбе (по цене, качеству, техническому уровню продукта, его дизайну, удобству в использовании и т.п.). Инструментарий анализа и лежит в основе как собственно исследования конкурентов, систематизации полученных результатов, так и разработки плана действий по улучшению положения предприятия на рынке. Данный SWOT-анализ позволяет, прежде всего, лучше уяснить систему нужд и запросов, желаний и предпочтений потенциальных потребителей.

Применительно к исследованию конкурентов данный анализ включает следующие элементы:

¨ выявление изменений структуры потребительских предпочтений (открывающихся на рынке возможностей);

¨ оценка предполагаемых действий конкурентов по использованию этих возможностей;

¨ определение целей и стратегии вашей фирмы по реагированию на появляющиеся возможности и угрозы;

¨ изучение сильных и слабых сторон конкурентов и вашей фирмы по наиболее важным аспектам хозяйственной деятельности, сбор соответствующей информации;

¨ систематизация результатов обработки информации и определение «узких» мест в вашем бизнесе, на которых предстоит сконцентрировать усилия;

¨ составить план действий (мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам реализации и ответственным исполнителям) по «расшивке узких мест».

При анализе сильных и слабых сторон своего предприятия и конкурентов необходимо получить ответы на следующие вопросы:

· какие планы существуют у конкурентов в отношении доли рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объемов продаж?

· какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты в настоящее время? С помощью каких средств они обеспечивают ее реализацию?

· какие действия можно ожидать от них в будущем?

Для систематизации этих данных SWOT-анализа может пригодиться таблица для проведения сравнительного анализа предприятия и конкурентов. В таблице 1 сопоставления проводятся по основным функциям управления.


Таблица 1

Контрольный лист SWOT -анализа

(для анализа сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе)

Показатели оценки

Лучшие

Средние

Худшие (в отрасли)

1

2

3

4

5

Финансы

 

 

 

 

 

1. Оценка структуры активов (по финансовым коэффициентам)

 

 

 

 

 

2. Инвестиционный рейтинг

 

 

 

 

 

3. Доход на активы

 

 

 

 

 

4. Норма прибыли

 

 

 

 

 

5. Доход на вложенный капитал

 

 

 

 

 

Производство

 

 

 

 

 

1. Использование оборудования

 

 

 

 

 

2. Производственные мощности

 

 

 

 

 

3. Численность занятых

 

 

 

 

 

4. Системы контроля качества

 

 

 

 

 

5. Совокупная факторная производительность

 

 

 

 

 

6. Возможности расширения производства

 

 

 

 

 

7. Возраст технологического оборудования

 

 

 

 

 

Организация и управление

 

 

 

 

 

1. Численность инженерно-технического и управленческого персонала

 

 

 

 

 

2. Скорость реакции управления на изменения во внешней среде

 

 

 

 

 

3. Четкость разделения полномочий и функций

 

 

 

 

 

4. Тип организационной структуры управления

 

 

 

 

 

5. Качество используемой в управлении информации

 

 

 

 

 

6. Степень гибкости оргструктуры управления

 

 

 

 

 

Маркетинг

 

 

 

 

 

1. Доля рынка

 

 

 

 

 

2. Репутация фирмы

 

 

 

 

 

3. Престиж торговой марки

 

 

 

 

 

4. Расходы по стимулированию сбыта

 

 

 

 

 

5. Численность сбытового персонала

 

 

 

 

 

6. Ценовая политика/уровень цен

 

 

 

 

 

7. Организационные и технические средства для сбыта

 

 

 

 

 

8. Уровень/качество обслуживания

 

 

 

 

 

9. Число клиентов

 

 

 

 

 

10. Качество поступающей информации о рынке.

 

 

 

 

 

Кадровый состав

 

 

 

 

 

1. Уровень квалификации производственного персонала

 

 

 

 

 

2. Расходы по подготовке и переподготовке персонала

 

 

 

 

 

3. Уровень подготовки сбытового персонала в технической области

 

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

 

1. Применяемые стандарты и степень их совместимости

 

 

 

 

 

2. Новые продукты

 

 

 

 

 

3. Расходы на НИОКР

 

 

 

 

 

 

В данной таблице необходимо сделать отметку по каждой из приведенных групп показателей (по строкам), чтобы оценить положение предприятия по отношению к имеющимся конкурентам.

Чтобы определить, какое место занимает предприятие на рынке, нужно использовать расшифровку каждой графы:

Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли.

Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные.

Графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.

Графа 4. Уровень ниже среднего. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности. Следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке.

Графа 5. Положение тревожное. Ситуация предприятия в отрасли должна быть улучшена самым решительным образом. Предприятие находится в кризисной ситуации.

В таблице 1 рассмотрена модель сравнительного анализа конкурентов, предложенная Американской ассоциацией управления (АМА). Она считается на сегодня классическим инструментом оценки сильных и слабых сторон предприятия и его основных соперников по конкурентной борьбе на выбранных сегментах рынка.

Часто на основе SWOT-анализа проводится тест по оценке хозяйственного профиля конкурентов (приложение 1), при помощи которого оценивается положение вашего предприятия и ваших конкурентов на данном рынке в изучаемый период времени.

Концепция “4P”

 

Другим средством изучения конкурентов в маркетинге традиционно считается концепция “4P” (рисунок 2), которая представляет собой сравнительный анализ вашего предприятия и предприятий-конкурентов по следующим факторам (продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта “4P” - по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке).

Данные необходимые для оценки конкурентоспособности предприятия, лучше всего систематизировать в виде таблицы, чтобы можно было в наглядной форме определить сильные и слабые стороны вашей фирмы и ваших конкурентов по основным факторам. В таблице 2 представлен образец такого формата систематизации данных. Прежде всего, предстоит выявить основных конкурентов (обычно 2-4 компании) на каждом из избранных вами сегменте рынка и начать сбор информации о них.

В таблице 2 приводятся наиболее распространенные параметры, характеризующие основные факторы конкурентоспособности. Каждому из этих параметров нужно дать количественную оценку. Сделать это можно экспертным методом, например, проранжировать все параметры для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов. Если по строке «стиль» проставлена оценка 1 для конкурента А, то это означает, что именно стиль продукта является его слабой стороной. Если наоборот, оценка равняется 5 баллам, то данный параметр является его наиболее сильной стороной.

Далее бальные оценки могут быть суммированы: 1) по отдельным факторам (каждому из “4P”); 2) по всем факторам в целом, чтобы установить уровень конкурентоспособности каждого предприятия. Если по какому-то из параметров нет пока достаточной информации, лучше исключить его из анализа.

В процессе анализа очень важно дать развернутое смысловое объяснение или обоснование, почему той или иной переменной в таблице 2 присвоена данная оценка. Только в этом случае общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Суммирование по отдельным факторам и сопоставление этих

данных с общим итогом таблицы позволяет руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров нужно повышать конкурентоспособность.


Таблица 2



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Методы изучения конкурентов SWOT-анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы изучения конкурентов SWOT-анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)