Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Звенья и элементы финансовой системы



2019-12-29 159 Обсуждений (0)
Звенья и элементы финансовой системы 0.00 из 5.00 0 оценок




По определению, наиболее часто встречающемуся в лите­ратуре, под финансовой системой государства принято пони­мать совокупность звеньев, взаимодействующих между собой и объединенных одной целью, определенной финансовой по­литикой государства.

К звеньям финансовой системы относятся государственный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятий, государственный кредит, имущественное и лич­ное страхование. С их помощью государство стремится охва­тить своим воздействием возможно более широкий диапазон экономических и социальных процессов, повысить маневрен­ность в использовании финансовых ресурсов. Государство также активно приспосабливает все звенья финансовой сис­темы к новым экономическим и политическим реальностям. Под влиянием развития производительных сил и хозяйствен­ной конъюнктуры структура звеньев финансовой системы претерпевает определенные изменения. Звенья финансовой системы эволюционизируют, наполняются новым содержанием, взаимосвязи, существующие между ними, также не находятся в статическом состоянии, поскольку внутрисистемные отношения играют важную роль в связи с воздействием на экономические и социальные процессы.[5,c.102]

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. В бюджете находят органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы. Посредством бюджета государство обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике. Государственный бюд­жет используется государством для вмешательства в экономи­ческую жизнь. Через механизм системы бюджетных доходов и расходов государство оказывает воздействие на общественное воспроизводство в целях стимулирования экономического рос­та, занятости, поддержания необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общественного товара.

В силу своего главенствующего положения государственный бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром и оказывает им при необходимости разнообразную помощь, выражающуюся прежде всего в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий.

Вторым по своему значению звеном финансовой системы вы­ступают местные финансы. Под влиянием развития производ­ственных сил происходит повышение роли и влияния местных органов власти на экономику и социальную сферу. Увеличива­ются размеры местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей, что усиливает значение местных фи­нансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы имеют свою внутреннюю структуру, они включают в себя местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятий коммунальной собственности. Струк­тура местных финансов определяется государственным уст­ройством, административно-территориальным делением. Ес­тественно, что в федеративных государствах она отличается от структуры, присущей унитарным государствам.

Основной финансовой базой местного самоуправления яв­ляются местные бюджеты. Это звено финансовой системы все больше и шире используется в экономических целях для регу­лирования хозяйственных процессов, повышения конкурентос­пособности национального хозяйства в условиях усиливающей­ся конкуренции на мировых рынках. С этой целью значитель­ная часть средств местных бюджетов направляется на разви­тие производственной и социальной инфраструктуры.

Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей, используются для воспроизводства рабочей силы. Как правило, основная доля в финансировании расходов на образование и здравоохранение приходится на местные бюджеты.

Самостоятельное звено образуют финансы государственных предприятии. Его возникновение связано с развитием государственного сек­тора экономики. Посредством этого звена государство участвует в пер­вичном распределении национального дохода. Государственные пред­приятия функционируют на условиях самофинансирования, однако их финансовые взаимоотношения с государством более развернутые, чем у предприятий негосударственного сектора экономики. Если негосу­дарственные предприятия для начала своей деятельности приобрета­ют основные и оборотные средства за счет акционеров, пайщиков, то применительно к государственным предприятиям эти расходы осуще­ствляются за счета бюджета. В части налогообложения практически нет различий между государственными предприятиями и предприяти­ями, основанными на частной и акционерной собственности.

У государственных предприятий в случаях финансовых зат­руднений есть возможность обратиться за помощью к соот­ветствующим правительственным органам и получить бюд­жетные дотации или субсидии. Предприятия негосударствен­ного сектора экономики могут рассчитывать на такую помощь лишь в исключительных случаях. Такие проблемы обычно разрешаются посредством банковского кредита. В то же вре­мя руководство негосударственных предприятий независимо в принятии решений, связанных с управлением финансами.

Особое звено в финансовой системе составляют внебюджет­ные фонды, которые обладают определенной самостоятельно­стью, отделены от государственного бюджета и имеют свои органы управления. Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют строго целевую направленность. По своему обще­ственному предназначению они в основном подразделяются на экономические и социальные.

В западных странах их достаточно большое количество, они функционируют на общегосударственном и региональном уров­нях. Возникновение этого звена в финансовой системе связано с тем, что внебюджетные фонды в меньшей мере, чем бюджет, под­вержены парламентскому контролю, поэтому исполнительная власть заинтересована в их существовании для улучшения ма­невренности в использовании финансовых ресурсов.

Формирование доходов государства, аккумулируемых в бюд­жетной системе и внебюджетных фондах, осуществляется посред­ством системы доходов. Образование государственных доходов происходит в процессе перераспределения национального дохода, которое осуществляется присущими государству финансовыми методами. В промышленно развитых странах через финансовую систему перераспределяется от 40 до 50 % национального дохода.

В периоды чрезвычайных обстоятельств, главным образом за­тяжных дорогостоящих войн, когда вновь созданной стоимости не хватает для покрытия финансовых нужд, государство нередко об­ращается к такому источнику, как национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собствен­ности, например, государственныхпредприятий, золотовалютных резервов.

Все источники доходов делятся на внутренние и внешние. К внут­ренним относятся национальный доход и национальное богатство; к внешним - национальный доход другой страны, главным обра­зом в виде внешних займов, а также национальное богатство, если оно выступает источником доходов для другой страны.[8,c.29]

Состав доходов в значительной мере зависит от методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему средства. В современных государствах такими методами являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение этих методов неодинаково. Оно зависит от финансовой полити­ки, определяемой хозяйственной конъюнктурой, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий.

Содержание и характер государственных расходов органи­чески связаны с функциями государства. Поскольку на от­дельных исторических этапах роль государства, его функции, сфера деятельности изменяются, соответствующую эволюцию претерпевают структура и объем производимых расходов.

Государство превратилось в крупнейшего собственника средств производства, инвестора, непосредственного участни­ка производства, распределения и потребления. Оно активно способствует внешнеэкономической экспансии и самого го­сударства, и национальных производителей.

Круг расходов, закрепленных за государственным бюдже­том, устанавливается в законодательном порядке. Он отра­жает стремление центральных правительств к возможно боль­шей концентрации финансовых ресурсов.

Основная часть расходов местных финансов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством. Расходы, относящиеся к финансам предприятий, охватывают два вида затрат - текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. Внебюджет­ные фонды являются источниками финансирования соци­альных и экономических программ мероприятий.

ГЛАВА 2

 ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО



2019-12-29 159 Обсуждений (0)
Звенья и элементы финансовой системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Звенья и элементы финансовой системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)