Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовое регулирование



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Финансовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В управлении процессом функционирования финансо­вых отношений общество использует различные экономи­ческие, а также организационно-правовые методы, фор­мы, стимулы и т. п.

Устанавливая способы организации финансовых отно­шений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения валового внутреннего продукта, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и на­правления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм,представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансо­вых отношений.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма госу­дарства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнооб­разных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций; финансового—механизма некоммерческих  организаций и учреждений, страхового механизма и ме­ханизма функционирования государственных финансов. В соответствии с территориальным делением Республики Беларусь следует отдельно выделить финансовый меха­низм республиканских и местных органов власти. Учитывая, что  в процессе кругооборота "средств" в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаи­мосвязаны и практически неразрывны, некоторые уче­ные-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизвод­ство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирова­ние и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.[5,c.107]

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механиз­ма, так как без соответствующих ассигнований невозмож­но решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких фор­мах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так на­зываемый затратный механизм управления производст­вом (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использо­ванию.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два мето­да (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регули­рование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народно­го хозяйства, тем значительнее роль финансового регули­рования.

Финансовое обеспечениереализуется посредством ус­тановленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыноч­ных условиях занимает привлечение финансовых ресур­сов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применя­ются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций — важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью фи­нансового механизма. Их неоднократно подвергают кор­ректировке, учитывая изменения в условиях производст­ва и задач, стоящих на данном этапе перед Республикой Беларусь. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

Финансовое регулированиекак метод финансового воз­действия связано с регламентированием распределитель­ных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственно­сти. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регу­лирования различных сторон развития общества заклю­чается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление рас­пределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

 При налоговом методе сумма дохода распределяется по нормативам(ставкам, срокам), устанав­ливаемым законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных отношений при­дается определенное целевое назначение в виде за­крепленных за ними функций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, амортиза­ционные отчисления и т. п.).

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуще­ствляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Функционирование финансового механизма обеспечиваетсячерез определённые организационные структуры. К ним относятся: правовое регламентирование, планиро­вание (прогнозирование) и управление. Правовое регулирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финан­совой деятельности, осуществляют органы государствен­ной власти. Так, Президент Республики Беларусь издает законы о налогах, о бюджете на соответствующий финан­совый год и другие подобные документы. Министерство финансов, местные финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Совета Министров Республики Беларусь разрабатывают инструкции и другие материалы, позволяющие в преде­лах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации финансовой деятельности, обеспечивающие соблюдение финансовой дисциплины, проведение финансовой политики, отвечающей современ­ному состоянию экономического развития белорусского государства.

Объектом финансового планирования явля­ется финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом — составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового планирования определя­ются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специ­альным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны — поощре­ние и санкции.

В современных условиях хозяйствования, особо важное значение имеет усиление научного обоснования управлен­ческих решении по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночно­го хозяйства.

Схематически финансовый механизм хозяйствующих субъектов можно представить в следующем виде (схема 1).

С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизован­ного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посред­ством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансо­вые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ре­сурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятель­ность, обеспечивающая необходимость соблюдения пра­вовой и договорной дисциплины, стимулирование разви­тия производства, совершенствование хозяйственной деятельности в республике.[1,c.147]

 

 

 

 


Рис.2.1 Структура финансового механизма

Примечание. – Источник: собственная разработка.

 

Наряду с действием финансового механизма в произ­водственной сфере коммерческой деятельности, важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифициро­ванном социально-культурном обслуживании. Пере­стройка финансового механизма в этой сфере,  позволила расширить самостоятельность в использовании находя­щихся в распоряжении учреждений и организаций фи­нансовых средств: полученных от продажи, сдачи в арен­ду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств, инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказывае­мые услуги и т. п.

Действующий финансовый механизм в отраслях соци­ально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финанси­рования — переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социаль­ных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход, от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность дея­тельности этих учреждений и организаций (с сохранени­ем выделения средств на некоторые статьи).

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономиче­ского стимулирования, расчеты с другими организация­ми, банками и т. п.). Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжении организаций, учрежде­ний.

 

 



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Финансовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовое регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)